Кадры презентации «Об информационной политике образовательной организации»

Каждый кадр презентации можно увеличить щелчком по картинке.
Презентацию можно скачать для просмотра в формате .ppsx / 13 Мб


СЛАЙД 1

Слайд 1.jpg

Уважаемые коллеги!
Тема, представленная в первой части названия, знакома каждому руководителю и актуальна для каждой образовательной организации. Речь идет об информационной открытости, которая во втором десятилетии XXI века стала реальным условием, в котором осуществляется деятельность ОО, и реализуются задачи управления образовательными организациями.

Нам предстоит разговор не только о прояснении сути того, что мы, руководители ОО делаем и должны делать, решая задачи выполнения требований в обеспечении информационной открытости наших школ, детских садов, домов творчества и т.д..

Мы выносим на повестку дня вопрос о формировании информационной политики образовательной организации.

В чем сущность этого явления в деятельности ОО?
Почему мы говорим именно о потребностях в информационной политике?
Как связана информационная политика с информационной открытостью?
Вот это основные вопросы, ответы на которые нам предстоит для себя прояснить и осмыслить.

СЛАЙД 2

Слайд 2.jpg

Так уж «устроено» наше управленческое мышление, что внимание руководителей устремляется туда, где мы видим слово «требование», поскольку ответственность за соблюдение соответствия требованиям всегда ложится на плечи тех, кто возглавляет образовательные организации.

И поэтому позиция «потребность» (несмотря на то, что эти слова однокоренные!), отводится нами на второй план. Есть и еще одна наша управленческая «особенность». Для того чтобы знать о потребностях, нам их еще предстоит выявить, и потому они всегда первоначально кажутся нечеткими и неясными. Другое дело — требования! Они уже есть, существуют и предстают перед нами как установки к незамедлительному действию.

Так происходит и в нашем случае. Акцент каждый руководитель делает именно на нормативно закрепленных требованиях к обеспечению информационной открытости своей образовательной организации, а вот потребность(!) да еще в информационной политике (!) отходит на второстепенный план, да и указаний в этой области от вышестоящей системы управления еще не поступало…

СЛАЙД 3

Слайд 3.jpg

Нормативные требования к информационной открытости образовательных организаций представлены на самом высшем уровне и закреплены в ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации».

Коллеги-руководители, возглавляющие образовательные организации более 20 лет, помнят первый, и не только по количеству редакций, а именно самый первый закон в жизни новой России. Это был «Закон об образовании». И тогда в начале 90-х годов не было в нем никаких законодательных позиций, устанавливающих для  образовательных учреждений требования к созданию и ведению сайта образовательных организаций в сети Интернет. Да и Интернет–то тогда еще был диковинкой…

Но шло время, и через 18 лет (!) в редакции Закона об образовании в 2010 году в статью 32 к компетенциям и ответственности образовательного учреждения была добавлена позиция о необходимости создания и ведения официального сайта.

И далее всего лишь через 2 года после принятия этих требований в уже новом Законе 2012 года появляется не отдельный пункт, а новая статья. Речь идет о 29 статье ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»: информационная открытость образовательной организации.

Законодательство идет в ногу со временем. А в этом быстро изменяющемся времени порождаются и новые условия, и новые требования к деятельности образовательных организаций в этих условиях.

СЛАЙД 4

Слайд 4.jpg

Исходя из требований статьи закона, перед управлением образовательными организациями стоит задача формирования открытых и общедоступных информационных ресурсов, на которых размещается информация о деятельности ОО.

К чести руководителей образовательных организаций отметим, что уникальная по своим масштабам задача создания официальных сайтов образовательных организаций, за небольшим исключением территорий, где еще существуют проблемы с Интернетом, была решена в стране за истекшие 8 лет!

Но перед теми, кто отвечает за выполнение этих требований, возникали и продолжают возникать реальные и практические вопросы, связанные с реализацией задачи обеспечения информационной открытости.

СЛАЙД 5

Слайд 5.jpg

Первоначально, знакомясь с требованиями по размещению информации о деятельности ОО, многие из нас, как и условные персонажи на слайде, были в недоумении, поскольку, представляя объем реальной информации, которая существует и вырабатывается в ОО, было сложно самостоятельно определить контент, необходимый к публикации на сайте.

В процессе становления и развития в информационном пространстве страны такого явления как официальные сайты образовательных организаций, мы руководствовались и продолжаем руководствоваться нормативными документами федерального уровня, регламентирующими формирование структуры и контента информации о деятельности ОО, которая в обязательном порядке должна быть размещена на официальном сайте образовательной организации:

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 582 «Об
    утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в
    информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об
    образовательной организации».
  2. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. N 785
    «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации
    в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем
    информации».

СЛАЙД 6

6_1.jpg

Но, несмотря на наличие четких регламентирующих документов, для большинства руководителей актуальными являются вопросы, связанные с практикой выполнения требований к информационной открытости образовательных организаций.

  • Что необходимо делать, обеспечивая и развивая информационные ресурсы образовательной организации?
  • Как и каким образом обеспечивать в актуальном режиме представление требуемой информации о деятельности ОО?

К этому перечню «присоединяются» насущные и очень сложные в практике реализации вопросы:

  • За счет чего осуществлять обеспечение создания, организации и развития информационных ресурсов?
  • И кто в образовательной организации должен и будет это делать?
6.jpg

И приступая к решению насущных вопросов «Что, как, при помощи чего и кто должен делать?», у абсолютного большинства руководителей нет сомнений том, что все это делать надо и необходимо, иначе образовательная организация не будет соответствовать требованиям к информационной открытости. А за эти несоответствия отвечать придется руководителю ОО.

Но несмотря на хорошо усвоенное в нашей управленческой практике слово «надо», многие руководители, на плечах которых лежит и без того тяжелый груз ответственности за работу и результаты ОО, все же задают сами себе «каверзный» вопрос: А для чего, собственно, вся эта информационная открытость и информационные ресурсы нужны самой образовательной организации, и для чего все это надо делать руководству ОО?

Эти «потаенные мысли» мы не будем скрывать. Наоборот, переведя их из разряда сокровенного в реально озвученные и поставленные вопросы, будем постепенно проникать в тайны мотивации руководителей, которые должны решать и находить пути и способы решения задачи информационной открытости ОО.

СЛАЙД 7

7_1.jpg

Говоря о путях и способах решения задачи формирования открытых и общедоступных информационных ресурсов, содержащих информацию о деятельности ОО, одним из главных практических вопросов управления становится вопрос «Как и какими способами мы будем создавать свои информационные ресурсы, обеспечивать их работоспособность, оснащать их необходимой информацией и т.д.?

И представляя ответы на этот важный технологический вопрос, перед нами открывается вот такая система важных и взаимосвязанных между собой позиций, включающих не только структуру и контент сайта, но и программные решения, положенные в основу работы сайта, и его дизайн.

7_2.jpg

И именно эта целостность позволяет нам, создавая сайт своей образовательной организации, добиваться достижения качества, которое называется юзабилити, и определяется именно с позиций пользователей, т.е. тех, кто обращается за необходимой им информацией на сайт нашей образовательной организации.

Слайд 7.jpg

Но, к сожалению, в нашей управленческой практике две из этих важных составляющих качества создаваемого нами информационного ресурса не находятся в поле зрения руководителей, которые акцентируют свое внимание лишь на вопросе структуры и контента сайта, поскольку именно эти позиции и относятся к требованиям, которые предъявляются к образовательным организациям.

Именно этим и объясняется желание многих руководителей не погружаться в сложные вопросы программного обеспечения и дизайна, а найти решение задачи в более простых подходах.

Вот и возникают мечты о «волшебной палочке», по взмаху которой и создастся сайт ОО, и требуемая информация о деятельности в определенной структуре будет на нем размещена.

СЛАЙД 8

Слайд 8.jpg

Мы не станем говорить о несбыточности таких мечтаний и уповать на нахождение способов «попроще» в решении сложных задач. Наоборот, следуя напутствию А. Эйнштейна, мы выбираем для себя пути не упрощения, а разъяснения и прояснения.

И, конечно, никак не «попроще», но зато более ясным становится подход, в котором мы не ограничиваемся вопросом «Как и каким образом формировать информационные ресурсы?», а пытаемся разобраться в том, для чего, с какой целью мы их создаем.

СЛАЙД 9

Слайд 9.jpg

И этот вопрос о целях становится ключевым к «разгадке тайны» выбора способов, поскольку прояснив и четко сформулировав для себя цели, ответив на вопрос, для чего мы создаем информационный ресурс образовательной организации, мы сможем прояснить функции, которые данный сайт будет и должен выполнять.

СЛАЙД 10

Слайд 10.jpg

И затем, следуя «формуле» Р. Мертона, о том, что «функция принудительно предъявляет требования» [1], мы можем выстраивать систему, в которой четко понимаемые функции сайта определят и его структуру, и заложенные в нем программные решения, и его дизайн. И именно в такой системе мы сможем добиться того, чтобы юзабилити, т.е. качество сайта отвечало и его функциональным требованиям, и поставленным целям.

Выбрав такой путь решения задачи формирования информационных ресурсов образовательной организации, мы можем по праву назвать себя руководителями с системным мышлением, поскольку вырабатываем наше непростое решение в методологии системного подхода, опорными позициями которого являются цели и вытекающие из них функции системы, определяющие ее структуру.

СЛАЙД 11

Слайд 11.jpg

Только ли одним этим, главным и ведущим методологическим подходом мы можем воспользоваться, решая задачу информационной открытости образовательных учреждений?

Нам, представителям системы образования «повезло», поскольку теперь с введением ФГОС в нашу образовательную практику мы используем методологический инструментарий системно-деятельностного подхода.

«Системно-деятельностный подход предполагает при изучении любых феноменов психики и проектировании разных сфер социальной практики выделение в качестве методологических инструментов следующих планов анализа систем:

  • мотивационный план анализа, связанный с ответами на вопрос «ради чего», ради каких «мотивов» происходит развитие того или иного феномена;
  • интенционально-целевой план анализа, связанный с ответом на вопрос «на что», на какие «цели» направлены действия той или иной системы;
  • операционально-технологический план анализа, связанный с ответом на вопрос «каким способом», посредством каких «операций», «технологий» достигаются мотивы и цели системы в тех или иных условиях ее существования;
  • ресурсно-энергетический план анализа, связанный с ответом на вопрос «за счет чего», каких источников, например, тех или иных психофизиологических ресурсов организма или материально-технических ресурсов общества, будут осуществлены те или иные «действия», «операции» или «технологии», обеспечивающие достижение мотивов и целей системы;
  • и, наконец, «субъектный» план анализа, связанный с ответом на вопрос «кто» будет «агентом», заинтересованным в трансформациях, преобразованиях, изменениях той или иной системы, например, «общества как системы», «образования как системы» или «личности как «системы»».

Таковы методологические инструменты, используемые в конкретно-научной методологии
системно-деятельностного подхода в психологии и социальной практике.» [2]

А.Г. Асмолов

СЛАЙД 12

12_1.jpg

Вооружаясь методологическим инструментарием системно-деятельностного подхода, мы при проектировании предстоящей нам деятельности будем отвечать на поставленные вопросы.

Ответы на вопросы «Ради чего, ради кого мы создаем информационные ресурсы образовательной организации?» позволят нам прояснить смысловую направленность предстоящей деятельности.

Ответы на вопрос «На что мы устремлены, создавая информационные ресурсы образовательной организации?» дадут нам возможность не только прояснить целевую направленность, но и создать ориентиры достижения, т.е. тот образ результата – наше четкое видение сайта ОО, который мы хотим создать.

Ответы на вопросы «Как и каким образом мы будем создавать и организовывать работу сайта?» позволят нам определить эффективные в условиях нашей конкретной образовательной организации технологии и способы действий с сайтом ОО.

Ответы на вопросы «При помощи чего мы будем создавать и обеспечивать жизнедеятельность сайта?» представят возможность для использования под выбранных технологий сосредотачивать конкретные ресурсы, которые будут нам необходимы.

И наконец, ответ на вопрос о том, кто будет участвовать в этой деятельности, кто будет субъектом, автором, творцом этой деятельности, тем более что деятельность по созданию и поддержке информационного ресурса – это всегда совместная деятельность, не может остаться без внимания руководителей.

Слайд 12.jpg

Такова теория. Однако в нашей практической жизни для многих руководителей опорой в понимании того, что предстоит сделать, являются не смыслы и цели, которые, чего греха таить, воспринимаются как ненужные практикам теоретические «размышлизмы», а именно способы и ресурсы, т.е. как, каким образом и при помощи чего мы будем создавать и обеспечивать работу сайта образовательной организации.

Такими же «вычеркнутыми» из поля внимания оказываются и субъекты деятельности, поскольку для тех, кто управляет, всегда важно знать, кто конкретно будет исполнителем этой работы, т.е. иметь кадровый ресурс выполнения задачи.

СЛАЙД 13

Слайд 13.jpg

Поэтому в реальной практике, в реальном восприятии многих руководителей теоретическая картина планов анализа деятельности изменяется и выстраивается в обратном направлении, и на первые позиции выходит именно ресурсный план. Такова наша управленческая жизнь, поскольку именно ресурсное недообеспечение является главной проблемой для абсолютного большинства руководителей образовательных организаций.

И именно с этой ступени нашей условной лестницы большинство из нас начинает размышлять над тем, как решать задачи, стоящие перед нашей образовательной организацией, пытаясь подняться «вверх по лестнице, идущей вниз» [3].

СЛАЙД 14

Слайд 14.jpg

И если именно так рассуждает большинство руководителей, то мы воспользуемся практической логикой и проследим путь, который проходят многие, решая задачу выполняя требований к информационной открытости и создавая сайты образовательных организаций.

СЛАЙД 15

Слайд 15.jpg

Многие руководители не могут похвастаться тем, что информационные ресурсы их образовательных организаций, а чаще всего мы говорим именно об официальном сайте ОО, полностью отвечают нормативным требованиям. И доказательством этому служат многочисленные замечания, которые руководство ОО получает от различных инспектирующих органов. Поэтому для многих образовательных организаций проблема неэффективности и недостаточности информационных ресурсов является актуальной.

И не оставляя эту проблему без внимания мы пытаемся ее решить, и «ближайшая» область поисков решений  находится на уровне технологического плана анализа деятельности. То есть путь решения нам всем видится именно в освоении и применении эффективных технологий сайтостроения и организации работы сайта ОО.

И эти эффективные технологии, как мы уже знаем, должны включать структуру и контент сайта, подкрепляться программным обеспечением и дизайном.

СЛАЙД 16

Слайд 16.jpg

Однако, как уже отмечалось выше, для многих руководителей вопросы, связанные с программными решениями и дизайном не являются предметом их пристального внимания.

Поэтому, выбирая способы «попроще», в практике значительного количества ОО бытует «метод готового конструктора», использование которого позволяет создать структуру сайта, выстроенную с учетом нормативных требований (см. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. N 785) и наполнить сайт соответствующей информацией о деятельности ОО.

СЛАЙД 17

Слайд 17.jpg

Однако практика показывает, что, несмотря на приложенные усилия действия в формате таких технологий не дают должного эффекта, и замечания по структуре и наполнению сайта необходимой информацией продолжают «сыпаться» на образовательные организации.

И тогда руководители приходят к выводу о том, что проблемы с информационными ресурсами ОО выходят на новый уровень, и теперь они определят их как проблемы неэффективности технологий информационного обеспечения и организации работы информационных ресурсов.

СЛАЙД 18

Слайд 18.jpg

Но при этом практика показывает, что решаем мы эти проблемы, продолжая «вариться в котле» уже известных нам способов и методов, для чего частично усовершенствуем структуру существующего сайта и создаем дополнительные информационные ресурсы (например, тематические сайты, персональные сайты) в формате тех же технологий. При этом, по сути, делаем то же самое, ожидая других результатов

СЛАЙД 19

Слайд 19.jpg

Но если, как следует из изречения Альберта Эйнштейна, это бессмысленно, и других результатов в используемых и усовершенствованных нами технологиях мы не добиваемся, то для пытливых руководителей наступает сложный переломный момент. Становится ясно, что проблемы, обозначенные на ресурсном и технологическом уровне, не могут быть эффективно решены способами, связанными с изменением этих же ресурсов и совершенствованием этих же технологий.

СЛАЙД 20

Слайд 20.jpg

А прояснение вопроса о выборе эффективных технологий не наступит, если мы не понимаем целей, т.е. того, чего мы хотим добиться. Поэтому, следуя очередному напутствию Альберта Эйнштейна, мы начинаем осознавать, что можно сколько угодно совершенствовать методы и технологии работы с сайтом образовательной организации, но если мы «путаемся в целях», то нужных и необходимых нам результатов мы не добьемся.

Поэтому мы должны и обязаны осуществить сложный подъем еще на одну «лесенку» - туда, где перед нами открывается пространство проектирования целей.

Однако здесь на этом целевом уровне анализа деятельности нас подстерегает «засада», поскольку вместо открытого пространства поиска мы, как правило, видим перед собой «закрытую дверь с большим замком».

И чего греха таить, каждый руководитель не раз сталкивался с тем, что целеполагание является одним из самых трудных и сложнейших вопросов управленческой деятельности.

СЛАЙД 21

21_1.jpg

Так происходит и в нашем случае, когда мы решаем задачи информационной открытости и формируем информационные ресурсы.

Случалось ли вам отвечать на такие вопросы разработчиков сайтов, к которым, возможно, обращались вы или ваши коллеги: А какой сайт вы хотите иметь? Каким он, по Вашему мнению, должен быть? Для чего вы его создаете? Практика показывает, что ответы тех руководителей, кто является заказчиком сайта, как правило, начинаются с вводной фразы: «Ну…, я не знаю…, мне трудно сказать…».

И если мы не знаем, и нам трудно сказать и сформулировать цели, т.е. то, что мы хотим/должны получить в результате создания сайта, то в этом случае не смогут помочь нам даже самые лучшие технологи сайтостроения и самые современные технологии WEB-строительства.

Именно поэтому мы должны с особым вниманием отнестись к выявленной проблеме непонимания целевых ориентиров деятельности, направленной на обеспечение информационной открытости образовательных организаций, и воспринимать эту проблему как источник, ставящий под удар выбор эффективных технологий и достижение юзабилити информационных ресурсов образовательной организации.

Слайд 21.jpg

Однако на целевом уровне анализа деятельности нас подстерегает еще одна проблема, и связана она с тем, что при отсутствии целеполагания в этом виде деятельности, абсолютное большинство руководителей находит целям «замену». И вместо выстраивания целей как ориентиров достижения и осуществления, т.е. понимания того, для чего создается сайт и какие задачи он должен выполнять в деятельности ОО, выступают сверху заданные нормативные требования.

СЛАЙД 22

Слайд 22.jpg

И подменяя цели необходимостью исполнения требований, мы вновь оказываемся в той же самой области проблем, связанной с неэффективностью технологий, поскольку требования — это только лишь условия, которые надлежит выполнить, но не цели, «освещающие путь» выбора оптимальных для достижения этих целей способов их достижения.

Отметим, что наличие таких условий =требований нужно и необходимо, поскольку сами эти требования задают стандарт - норму, без которой очень трудно создавать образ результата того, что мы хотим сделать. А в случае отсутствия и целеполагания, и требований это могло бы привести к созданию сайтов с громоздкой и нелогичной структурой и «месивом» размещенной на нем информации.

Однако при всей важности требований, мы видим, что в отсутствии целеполагания проблема подмены целей требованиями порождает еще одну проблемную ситуацию. Дело заключается в том, что ведущей мотивацией руководителей в осуществлении деятельности, направленной на обеспечение информационной открытости образовательных организаций, является только внешняя мотивация: выполнить, чтобы сайт соответствовал требованиям.

СЛАЙД 23

Слайд 23.jpg

И эта мотивация «выполнить, чтобы соответствовать, а иначе последует наказание» затмевает перед нами, руководителями то, что представляет собой истинные смыслы деятельности, т.е. то, ради чего и ради кого мы должны решать задачи информационной открытости образовательных организаций.

Мы говорим о проблеме отсутствия смысловых ориентиров деятельности.

СЛАЙД 24

Слайд 24.jpg

А отсутствие и/или неясность смысловых ориентиров, непонимание и неосознание того, Ради кого? Ради чего? Зачем мы создаем информационные ресурсы в нашей образовательной организации? Кому и для чего нужны наши сайты? – порождают еще одну мотивационную проблему.

Речь идет о проблеме немотивированности, об отсутствии мотивации участников деятельности, для которых отсутствие потребности в осуществлении этой деятельности, неясность смыслов и целей порождает ситуацию трех «не»: не хочу, не могу, не буду выполнять эту работу.

СЛАЙД 25

Слайд 25.jpg

И вот теперь, когда мы прошли этот сложный путь восхождения «вверх по лестнице, идущей вниз», мы не только можем представить ранжированные по планам анализа деятельности проблемы, с которыми мы сталкиваемся в процессе решения задач информационной открытости образовательных организаций.

СЛАЙД 26

Слайд 26.jpg

Теперь мы можем увидеть, что одни проблемы порождают другие: проблемы нерешения «задачи на смысл» (А.Н. Леонтьев) влекут за собой непонимание целевых ориентиров деятельности, которые, в свою очередь, приводят к проблемам выбора неэффективных технологий, что делает информационные ресурсы ОО неэффективными и недостаточными в решении задач информационной открытости образовательных организаций.

У нас, руководителей ОО, есть два пути. Мы можем оставить все как есть, и продолжать «ходить по кругу нерешенных и нерешаемых проблем.

СЛАЙД 27

Слайд 27.jpg

Или мы можем направить свои усилия на изменение сложившегося положения дел, и для этого нам необходимо изменить свое мышление и подход к решению задачи информационной открытости образовательных организаций.

Именно так мы и поступим, правильно используя методологический инструментарий системно-деятельностного подхода в проектировании предстоящей деятельности, последовательно отвечая на важнейшие вопросы, продвигаясь от ценностно-смысловых ориентиров деятельности к целевым, и выбирая технологии и ресурсы, необходимые для достижения целей.

СЛАЙД 28

Слайд 28.jpg

И для этого начнем свои рассуждения с того, что же представляет собой информационная открытость образовательных организаций?

Это … то, ради чего мы будем осуществлять предстоящую деятельность?
Это … то, на что должна быть нацелена предстоящую деятельность?
Это … то, как, каким образом мы будем осуществлять достижение целей?
Это … то, при помощи чего мы сможем достигнуть целей?

СЛАЙД 29

Слайд 29.jpg

И обращаясь еще раз к формулировке статьи 29 «Информационная открытость образовательных организаций ФЗ-273, мы видим ответ на поставленный вопрос. Информационная открытость представлена открытыми и доступными информационными ресурсами, содержащими информацию о деятельности ОО. И их формирование, и обеспечение доступа к ним, и размещение на них информации о деятельности ОО безусловно связано с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Но получив ответ на этот вопрос, мы не останавливаемся, поскольку и ресурсы, и технологии нуждаются в разъяснении: а для чего мы используем эти ресурсы и технологии?

СЛАЙД 30

Слайд 30.jpg

И как только для нас прозвучали вопросы «Для чего? Зачем?», мы начинаем движение к ценностно-смысловым и целевым аспектам деятельности, которые, по сути, и будут определять то, что мы представим как информационная политика.

Политика — необычно динамичная, сложная, высокоэффективная общественная жизнедеятельность, через которую с учетом противоречивых коллективных интересов различных общностей людей вырабатываются … общие цели, задачи, решения, правила и процедуры и происходит мобилизация общих ресурсов для проведения общих целей в жизнь. 

Синяков Л.К., Никитин В.П., Кравченко В.И.


Информационная политика обладает всеми признаками и направленностью политики и является одним из ее важных компонентов, действующим в информационном пространстве социума.

Информационная политика — это особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы государства и гражданского общества, и направленная на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и их представителями. [5]

Попов В.Д.

Информационная политика современной школы – это «основной канал информирования общества о деятельности госучреждений» [6]:
ведь школа действительно является государственным учреждением, реализующим задачи обучения и воспитания детей. Во-вторых, информационная политика школы может и должна стать средством распространения культурных идей, обеспечивая тем самым потребности общества в культурном росте. В третьих, она призвана обеспечивать открытость системы образования для социума – и это один из шагов к построению демократического общества.

Попробуем на основании этих рассуждений дать определение информационной политике образовательного учреждения. Прежде всего, это стратегия представления доступной, достоверной информации об учреждении всем заинтересованным потребителям разными способами. Информационная политика школы «работает» на укрепление связей образовательного учреждения с родителями, партнерами, профессиональным сообществом, социумом. [7]

Смирнова З.Ю.

СЛАЙД 31

Слайд 31.jpg

Таким образом, представляя информационную политику образовательной организации, мы
выделяем три важных аспекта информационной деятельности.

Информационная политика образовательной организации включает:

  • определение ценностно-смысловых приоритетов информационной деятельности: ради кого? ради чего? осуществляем информирование;
  • определение целевой направленности информационной деятельности: чего добиваемся, осуществляя информационную деятельность;
  • выбор оптимальных и эффективных в условиях конкретной образовательной рганизации информационных технологий, позволяющих создать и поддерживать в актуальном режиме информационные ресурсы информационной открытости ОО.

Отсутствие или недостаточная ясность в разработке информационной политики и концентрация внимания руководства ОО только на выполнении требований к информационной открытости приводит к тому, что на практике это оборачивается вот такой политикой руководства, включающей три «не»:

  • политика невИдения (делаем, создаем сайт, но непонятно ради чего, и зачем он нам нужен);
  • политика невЕдения (не знаем, не ведаем, для чего это все делаем)
  • и политика неведЕния (не умеем и не знаем как системно и систематически делать и обеспечивать работу информационного ресурса).

И такая неинформационная неполитика порождает формирование информационный культуры, в которой, к сожалению, нет места настрою и вниманию к мотивации тех, кто участвует в информационной деятельности.

СЛАЙД 32

Слайд 32.jpg

А такое положение дел подкрепляется наличием достаточно распространенных в практике управления образовательными организациями проблем.

Первая из них связана с тем, что информационные ресурсы, и в частности, официальный сайт образовательной организации рассматривается руководителями ОО как дополнительная, «сверху спущенная» нагрузка на плечи тех, кто управляет ОО и без того загруженных сонмом оперативных проблем и задач. И поэтому информационные ресурсы ОО не являются востребованными и нужными для образовательной организации объектами управления, требующими особого внимания к их поддержанию в актуальном состоянии и определении направлений развития.

СЛАЙД 33

Слайд 33.jpg

Да и информационной политике как одной из важнейших слагающих целенаправленной деятельности руководства образовательной организации, не находится места в системе видов деятельности управляемого объекта.

Вот такая получается информационная неполитика и информационная некомпетентность.

И поскольку мы нацелены изменить мышление и подход, то выстраивая информационную политику нам для понимания важности задач информационной открытости ОО искать ответы на сложные вопросы: Зачем и для чего мы включаемся в информационную деятельность и стараемся сделать ее результативной и эффективной. Зачем и для чего нам, руководителям ОО, нужна информационная открытость? Зачем и для чего нам необходимо представлять информацию о деятельности ОО?

Из теории управления мы знаем, что информация необходима для осуществления анализа и принятия на его основе управленческих решений. Мы так же знаем, что для правильного проведения анализа нужна структурированная информация.

СЛАЙД 34

Слайд 34_1.jpg

К сожалению, в управленческой практике «нелюбовь» к анализу порождает незнание и некомпетентность в этой важнейшей составляющей управленческой деятельности. То, что мы в своей практике называем коротко «анализ», по сути, представляет собой и анализ (знание информации о состоянии объекта) и синтез (понимание информации как причин именно такого состояния объекта).

Анализ сосредотачивается на структуре, он открывает, как работают вещи.
Синтез акцентирует на функциях, он открывает, почему они действуют именно так.
Поэтому анализ дает знание, а синтез понимание.
Первый позволяет нам описать, второй – объяснить. [8]

Рассел Акофф

Слайд 34.jpg

Такова теория. Однако управленческая практика, как правило, «грешит» тем, что из предложенной схемы, в ней наличествует только информация и, как правило, не структурированная, анализ же представляет собой только констатацию фактов.

И это незнание и непонимание ценности информации и роли, которую она выполняет в аналитической деятельности, приводит к тому, что решая задачи информационной открытости, мы действуем, придерживаясь именно буквы, но не смысла закона: Мы размещаем требуемую информацию. И на вопрос «Ради чего мы это делаем?» получаем от нашей практики вот такой ответ: Ради того, чтобы информация была размещена… Информация ради информации...

СЛАЙД 35

Слайд 35.jpg

И размещая на сайте ОО «информацию ради информации» мы в меньшей степени заботимся о
том, чтобы она была структурированной и взаимосвязанной.

СЛАЙД 36

36_1.jpg

И при этом уповаем на то, что нормативно заданные требования к структуре и содержанию размещаемой на сайте информации, уже «сами по себе» делают за нас эту работу по структурированию и взаимоувязыванию между собой различной по направленности информации.

36_2.jpg

Однако «само по себе» ничего не происходит. И наличие требований – это только список (а не
структура!) того, что должно быть размещено. Поэтому та информация, которая представлена на
сайтах значительного большинства образовательных организаций согласно требованиям,
представляет собой лишь отдельные элементы – «островки» в неструктурированном массиве, а
точнее, «месиве» информации.

Слайд 36.jpg

Ответив на вопросы Зачем? И для чего?, и вскрыв проблемные позиции нерешения задачи на
смысл самого размещения информации, мы продолжаем разработку мотивационного плана
анализа, и добавляем еще один важный смысловой вопрос: Ради кого мы осуществляем эту
деятельность?

СЛАЙД 37

37_1.jpg

И каждый руководитель, конечно же, знает, что пользователями информации, размещаемой на сайте ОО, являются и участники образовательных отношений, и участники отношений в сфере образования.

ФЗ-273 Об образовании в Российской Федерации
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
31) участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность;
32) участники отношений в сфере образования – участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения;

И, исходя из этого важного знания, теоретически та информация, которая размещается на сайте
ОО, должна быть структурирована и понятна всем выше перечисленным пользователям
информации, удобна в использовании и полезна и участникам образовательных отношений, и
участникам отношений в сфере образования.

Слайд 37.jpg

Теоретически это так. А вот на практике дело обстоит иначе. Данная установка на удобство
нахождения нужной и актуальной информации в сознании большинства руководителей ОО
работает лишь с приоритетом и ориентировкой на вышестоящие органы управления и надзорные
органы. Иными словами, информация на сайтах (и официальных сайтах ОО, и персональных
сайтах педагогов) размещается так, как это удобно и с пользой для проверяющих.

СЛАЙД 38

38_1.jpg

Стоит ли удивляться тому, что информационные ресурсы образовательных организаций не находятся в фаворе у педагогов, родителей и обучающихся, поскольку они как пользователи информации о деятельности ОО, не могут получить удобную им в использовании, понятную для них в поиске и контенте информацию?

Информация на сайтах ОО, «заточенная» только на использование органами управления и надзорными органами, не всегда ясна и информативна для родителей, обучающихся и педагогов.

И чаще всего нужная и необходимая официальная информация, которая должна быть доведена до сведения всех участников образовательных отношений, представлена на сайте ОО так, что она не интересна и не удобна в использовании этой категорией пользователей. А если информация о деятельности ОО не заинтересовывает, то и ожидать мотивационных эффектов к включенности участников образовательных отношений в совместную деятельность ОО не приходится.

Слайд 38.jpg

Вот так, погружаясь в проблемные области информационной открытости на уровне мотивационного плана анализа деятельности, мы получаем очень важную «информацию к размышлению».

С одной стороны, мы, руководители ОО, можем похвалить себя за то, что в целом, требования к информационной открытости нами выполняются.

СЛАЙД 39

39_1.jpg

Однако если мы не хотим почивать на лаврах и довольствоваться сиюминутным успехом, а наоборот, работать на опережение и не ждать, пока затаившиеся проблемы проявятся во всей своей полноте, то нам необходимо вооружиться «информацией к размышлению». И для этого к вопросам мотивационного плана добавить следующие, чтобы иметь реальную и нужную для понимания актуальную картину реализации задач информационной открытости в нашей конкретной образовательной организации.

И первую группу вопросов мы отнесем именно к нашим сайтам, тем информационным ресурсам, которые мы создали.

39_2.jpg

И теперь без приукрашиваний, а честно и откровенно, включив беспристрастного внутреннего критика, ответим себе на такие вопросы:
Выполняет ли наш сайт/сайты свои функции и задачи?

И для того, чтобы ответить на этот вопрос зададимся встречным:
А какие функции и задачи должен выполнять официальный сайт, тематический сайт, персональный сайт?

А для того, чтобы были понятны функции и задачи, необходимо, чтобы мы ответили на два принципиальных вопроса:
На достижение каких целей направлен именно этот сайт?
Кому нужен наш сайт? Кто является пользователями нашего сайта?

Следующую «порцию» информации к размышлению» мы добудем, продолжая беспристрастно
отвечать на вопросы, касающиеся размещаемой на сайте/сайтах информации:

39_3.jpg

И переходя от вопроса о том, кто является пользователями нашего сайта, мы продолжим «разбор полетов», углубляясь в контент самой информации и способы ее представления:

В какой информации нуждаются разные категории пользователей? Знаем ли мы об их потребностях в информации о деятельности нашей ОО?

Какая публикуемая на нашем сайте информация о деятельности наиболее и наименее востребована пользователями?

Насколько удобны и понятны пользователям размещение и структурирование информации, а также способы ее представления?

И затем, проведя себя «через горнило» принципиальных по отношению к своему «детищу» —
созданным нами информационным ресурсам ОО, зададим обобщающий вопрос «на засыпку» и
ответим на него честно и без утайки:

39_4.jpg

Да, именно так: какое впечатление об образовательной организации, ее руководстве и работниках, ее деятельности и результатах создается у аудитории пользователей наших информационных ресурсов?

Для ответа на этот вопрос нам, руководству ОО необходимо поставить себя в рефлексивную позицию Другого. И теперь не своими глазами, которым, конечно же, нравится то, как мы все о себе рассказали на сайте, а именно «глазами Других»: мам и пап, бабушек и дедушек, своих учителей и педагогов из других ОО, учеников и выпускников, и, конечно же, «глазами» вышестоящего начальства посмотреть на свои сайты, рассказывающие не «по секрету, а всему свету» о нашей образовательной организации.

И в процессе последующего анализа полученной «информации к размышлению» мы увидим принципиальную разницу между нормативными требованиями к информации, которая должна быть размещена на официальном сайте ОО, и выявляемыми информационными потребностями тех, кто приходит на наши сайты и пользуется публикуемой нами информацией.

Слайд 39.jpg

И в процессе последующего анализа, опираясь не только на требования к информации, но и на
информационные потребности тех, ради кого мы создаем наши сайты, нам предстоит дать самим
себе ответ на вопрос о том, какова же информационная политика, проводимая под нашим
руководством в нашей образовательной организации?

СЛАЙД 40

40_1.jpg

Мы можем порадоваться за тех руководителей, которые в процессе беспристрастной рефлексивной оценки не используют частицу «не». А это значит, что они проводят в своих образовательных организациях осмысленную и целенаправленную информационную политику, добиваясь заявленных результатов, используя современные эффективные информационно-коммуникационные технологии и достигая эффектов не только целевого информирования, но и мотивирования участников образовательных отношений и приобщения их к совместной
деятельности в ОО.

Однако практика показывает, что таких успешных первопроходцев в новом направлении деятельности образовательных организаций пока еще немного. И, к сожалению, в значительной части информационная политика руководством ОО не осмысленна, не целенаправленна, а значит, и не результативна, не технологична, а, следовательно, и неэффективна.

И к этим многочисленным «не» добавляется еще одна проблема, связанная с информационной культурой, а точнее отсутствием ценностно-смысловых установок на ее формирование в образовательной организации.

Слайд 40.jpg

И если в образовательной организации не задается высокая планка и не создается культ уважения и внимания ко всем пользователям информации, то и информационная политика не сможет быть осмысленной и мотивирующей, целенаправленной и результативной, технологичной и эффективной.

В заключение нашей презентации, подытоживая разговор, обобщим знания о том, что же собой представляет информационная политика, реализующая задачи информационной открытости образовательных организаций.

СЛАЙД 41

Слайд 41.jpg

Поскольку политика образовательной организации разрабатывается именно на уровне ее руководства, поэтому мы рассматриваем информационную политику как целенаправленную деятельность руководства ОО, которое:

  • определяет потребность в информации о деятельности ОО, исходящую от различных категорий пользователей: участников образовательных отношений и участников отношений в сфере образования;
  • формирует направленность, структуру и контент информации с соблюдением требований законодательства и реализации социальных, образовательных и профессиональных потребностей в информировании участников образовательных отношений;
  • осуществляет выбор эффективных технологий информирования участников совместной деятельности и добивается мотивирующих эффектов донесения информации до различных категорий пользователей;
  • отвечает за своевременную, беспристрастную и компетентную оценку качества информационных ресурсов и решает задачи управления качеством информационных ресурсов образовательной организации.

В свою очередь, рассматривая информационную открытость как реализованный ресурсный уровень информационной политики, мы выделяем три важнейших аспекта информационных ресурсов ОО, размещаемых в сети «Интернет» и содержащих информацию о деятельности образовательных организаций.

СЛАЙД 42

Слайд 42.jpg

Информационные ресурсы, реализующие задачи информационной открытости ОО:

  • представляют собой источники открытой, доступной, актуальной информации, которая структурно и понятно представлена всем категориям пользователей информации о деятельности ОО;
  • являются своеобразным информационным «зеркалом», в котором публично в пространстве «Интернета» отражаются направленность и результаты деятельности ОО;
  • позиционируются как имиджевые и репутационные ресурсы образовательных организаций, которые формируют профессиональное и социальное впечатление о деятельности организации и об ее руководстве.

И поскольку в ходе презентации мы уже много внимания уделяли информации, то в заключение поставим особый акцент на роли информационных ресурсов как публичного информационного «зеркала» и ресурса формирования имиджа ОО.

СЛАЙД 43

Слайд 43.jpg

И выделяя эти важные роли=функции информационных ресурсов ОО, особо обратимся к руководителям образовательных организаций.

В новых условиях деятельности, в условиях информационной открытости теперь на виду у всех пользователей «Интернета» оказывается не только деятельность вверенной вам в управление образовательной организации.
Теперь на всеобщее обозрение представлена и лично ваша профессиональная управленческая компетентность.

По аналогии с поговоркой «скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты»:
Покажи сайты своей образовательной организации, и люди скажут, какой ты руководитель.

Управленческая компетентность – не догма, а развиваемое состояние профессионализма тех, кто управляет образовательными организациями и создает новые виды деятельности в ОО.

Поэтому специалисты компании «Синергия-Инфо» желают вам успехов в освоении новых вершин управленческой компетентности в решении задач обеспечения информационной открытости, формирования целенаправленной информационной политики и развития информационной культуры ваших образовательных организаций.

СЛАЙД 44

44.jpg

 

Источники

[1]. Покровский Н.Е. Одиннадцать заповедей функционализма Роберта Мертона // Социологические
исследования. — 1992. — № 2. [Электронный ресурс]— Режим доступа. — URL: http://ecsocman.hse.ru/data/095/539/1217/014.POKROVSKIY.pdf
[2]. Асмолов А.Г. Разработка системно-деятельностных принципов. [Электронный ресурс] Персональный
сайт А.Г. Асмолова — Режим доступа. — URL: http://asmolovpsy.ru/ru/ideas/121
[3]. Кауфман Б. Вверх по лестнице, ведущей вниз: Роман /Пер. с англ. Ю. Жуковой, Е. Ивановой, С.
Шайкевич.- СПб.: Издательская Группа «Азбука-классика», 2010. - 288 с.
[4]. Синяков Л.К., Никитин В.П., Кравченко В.И. и др. Политология. Конспект лекций. Мн.: БГУИР 2004., -139с.
[Электронный ресурс]— Режим доступа. — URL: http://uchebnik-online.com/133/1816.html
[5]. Информационная политика: Учебник/ Под общ. ред. В.Д.Попова. - М.: Изд-во РАГС, 2003. - с. 38.
[6]. Концепция государственной информационной политики Российской Федерации. Одобрена на
заседании Комитета Государственной Думы по информационной политике и связи 15 октября 1998 г.
[7]. Смирнова З.Ю. Информационная политика школы в контексте государственной информационной
политики /В сб: Информационная политика образовательного учреждения: Методическое пособие/
Составитель В.М. Цывин, – СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и
информационных технологий», 2008. – 104 с., С. 8-9.
[8]. Акофф Р. Акофф о менеджменте — Спб.: Питер, 2002. — 448 c., С. 28-29.