Кадры презентации «Об информационной политике образовательной организации»

Каждый кадр презентации можно увеличить щелчком по картинке.
Презентацию можно скачать для просмотра в формате .pdf/6.4 Мб

1.jpg

Уважаемые коллеги!

Тема, представленная впервой частиназвания, знакома каждому руководителю и актуальна для каждой образовательной организации. Речь идет об информационной открытости, которая во втором десятилетии XXIвека стала реальным условием, в котором осуществляется деятельность ОО,и реализуются задачи управления образовательными организациями.

Нам предстоит разговор не только о прояснении сути того, что мы, руководители ОО делаем и должны делать, решая задачивыполнения требований в обеспечении информационной открытости нашихшкол, детских садов, домов творчества и т.д.

Мы выносим на повестку дня вопрос о формировании информационной политикиобразовательной организации.

В чем сущность этого явления в деятельности ОО?
Почему мы говорим именно о потребностях в информационной политике?
Как связана информационная политика с информационной открытостью?

Вот это основныевопросы,ответы на которыенам предстоит для себя прояснить и осмыслить.

2.jpg

Так уж «устроено» наше управленческое мышление, что внимание руководителей устремляется туда, где мы видим слово «требование», поскольку ответственность за соблюдение соответствия требованиям всегда ложится на плечи тех, кто возглавляет образовательные организации.

И поэтому позиция «потребность» (несмотря на то, что эти слова однокоренные!), отводится нами на второй план. Есть и еще одна наша управленческая «особенность». Для тогочтобы знать о потребностях, намих еще предстоит выявить, и потому они всегда первоначально кажутся нечеткими и неясными. Другое дело — требования! Они уже есть, существуют и предстают перед нами как установки к незамедлительному действию.

Так происходит и в нашем случае. Акцент каждый руководитель делает именно на нормативно закрепленных требованиях к обеспечению информационной открытости своей образовательной организации, а вот потребность (!) да еще в информационной политике (!) отходит на второстепенный план, да и указаний в этой области от вышестоящей системы управления еще не поступало…

3.jpg

Нормативные требования к информационной открытости образовательных организаций представлены на самом высшем уровне и закреплены в ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации».

Коллеги-руководители, возглавляющие образовательные организации более 20 лет, помнят первый, и не только по количеству редакций, а именно самый первый закон в жизни новой России. Это был «Закон об образовании». И тогда в начале 90-х годов не было в нем никаких законодательных позиций, устанавливающих для образовательных учреждений требования к созданию и ведению сайта образовательных организаций в сети Интернет. Да и Интернет–то тогда еще был диковинкой…

Но шло время, и через 18 лет (!) в редакцииЗакона об образовании в 2010 году в статью 32 к компетенциям и ответственности образовательного учреждения была добавлена позиция о необходимости создания и ведения официального сайта.

И далее всего лишь через 2 года после принятия этих требований в уже новом Законе 2012 года появляется не отдельный пункт, а новая статья. Речь идет о 29 статье ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»: информационная открытость образовательной организации.

Законодательство идет в ногу со временем. А в этом быстро изменяющемся времени порождаются и новые условия, и новые требования к деятельности образовательных организаций в этих условиях.

4.jpg

Исходя из требований статьи закона, перед управлением образовательными организациями стоит задача формирования открытых и общедоступных информационных ресурсов, на которых размещается информация о деятельности ОО.

К чести руководителей образовательныхорганизаций отметим, что уникальная по своим масштабам задача создания официальных сайтов образовательных организаций, за очень небольшим исключением территорий, где еще существуют проблемы с Интернетом, была решена в стране за истекшие 8лет!

Это был удивительный период, поскольку за столь короткий срок практически все образовательные организации страны «сели за парту» и начали осваивать абсолютно новую, ранее неведанную им деятельность: познавая технологии сайтостроения,они создавали свои первые сайты и научались организовывать работу с официальными сайтами и другими информационными ресурсами ОО.

5.jpg

И в процессе освоения этой новой задачи все образовательные организации решали основной вопрос информационной открытости: как представлять информациюо своей деятельности на создаваемых ресурсах в сети Интернет? И акцент в данной задаче большинство ОО делали именно на слове деятельность, пытаясь в этих новых условиях представить все разнообразие и направленности, и условий, и результатов деятельности ОО.

Иными словами, «первопроходцы» этого нового направления в работе образовательной организации стремились показать «не по секрету всему свету» особенности своей школы, своего детского сада, своего дома творчества и т.д., и хотели поведать всем о том, какие они, где находятся, чем занимаются, чего достигли, каким интересным опытом хотят поделиться и т.д.

6.jpg

Возможно, специалистам в области сайтостроения многие из появившихся в то время сайтов образовательных организаций казались «доморощенными», похожими на «стенгазету 7 класса», слишком яркими по выбранной цветовой гамме и дизайну,с перегруженной и поэтому неудобной в использовании структурой сайта,и т.д., и т.п.

Но, несмотря на это, мы говорим об очень важном и нужном образовательным организациям опыте, который состоялся в условиях, когда в абсолютном большинстве ОО не было, да и до сих пор нет профессиональных IT-специалистов, дизайнеров, журналистов. Нет и организованной работы редакционных коллегий, способных именно на профессиональном уровне спроектировать, создать и обеспечить отлаженную работу информационных ресурсов ОО как средств публичной информации о деятельности образовательной организации.

Сайты образовательных организаций, появившиеся в этот первый период становления информационной открытости ОО, решили первоочередную задачу, своим появлением в сети Интернет доказав, что практически все образовательные организации в стране сформировали открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечили доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях.

И вслед за решением этой законодательно поставленной задачи возникла следующая, обусловленная появлением нормативных требований, касающихся структуры и формата представления информации на официальных сайтах образовательных организаций.

Речь идет о нормативных документах федерального уровня, регламентирующих формирование структуры и контента информации о деятельности ОО, которая в обязательном порядке должна быть размещена на официальном сайте образовательной организации:

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организациивинформационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации».
  2. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. N 785«Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организациив информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации».

7.jpg

Приступив к решению этой непростой задачи, многие образовательные организации не распознали различия в двух разных позициях, отражающих суть и смысл нормативных требований.

С одной стороны, в ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» речь идет о том, что информационные ресурсы, в том числе официальные сайты, должны содержать информацию о деятельности образовательной организации.

С другой стороны, в приказе Рособрнадзора от 29 мая 2014 г. N 785 говорится, во-первых,только об официальных сайтах, и во-вторых, утверждаются требования к их структуре и формату представления информации.

8.jpg

Однако речь в нормативных требованиях идет не о подмене одной позиции другой, и не о том, что информация о деятельности образовательной организации теперь должна быть сведена только лишь к информации, ограниченной рамками структуры официального сайта и формата ее представления.

Нормативное положение дел никак не отменяет необходимости структурно и целостно представлять информацию о деятельности ОО на информационных ресурсах, в том числе, и на официальных сайтах образовательных организаций.

Но наше управленческое сознание, реагирующее на слово «требование», по-своему восприняло установку на приведение в порядок регламента размещения информации и структуры сайта. И ВМЕСТО структурного и взаимосвязанного представления о деятельности ОО сосредоточило свое внимание на исполнении нормативных требований к структуре официального сайта и соблюдении регламента требуемой к размещению информации.

9.jpg

Для того, чтобы разобраться в сути этой подмены понятий и представить ее последствия, которые отразились на информационных ресурсах значительного большинства образовательных организаций, необходимо задаться вопросом о том,чем же являются сведения об образовательной организации, которые в обязательном порядке должны быть размещены на официальных сайтах ОО?

10.jpg

Внимательный взгляд вдумчивого руководителя четко распознает в этой требуемой и обязательной к размещению информации об ОО именно перечень (список, состав), представленный важными позициями, отражающими различные аспекты деятельности образовательной организации.

Будет ли информация, размещенная на официальном сайте согласно этому перечню, структурированной и взаимосвязанной?

Может ли эта информация дать целостное, структурное представление о многообразной деятельности образовательной организации всем участникам образовательных отношений в ОО?

11.jpg

Иллюстрация ответа говорит сама за себя. Сведения об образовательной организации, которые в обязательном порядке должны быть размещены на официальных сайтах ОО, представляют собой отдельные элементы большого массива разнообразной информации о деятельности школы, детского сада, дома творчества и т.д.

И при всей важности, нужности и необходимости этих нормативно утвержденных требований к содержанию обязательной для размещения информации, сосредоточение внимания значительного большинства руководителей ОО только на этом контенте ограничивает участников образовательных отношений в полученииими структурной и взаимосвязанной, полной и разнообразной, удобной в поиске и понятной каждой категории пользователей информации о деятельности образовательной организации.

И если речь идет именно о деятельности ОО, тодля этого нам необходимо задуматься о том, что такое структура деятельности образовательной организации, и какой взаимосвязанной между собой информацией она может быть представлена,в первую очередь, на официальном сайте как публичном информационном «лице» образовательной организации.

Для этого за основу могут быть взяты такие позиции:

  • информация о различных направленностях деятельности образовательной организации, исходя из ее ведущей образовательной деятельности с учетом уровня образования, типа и вида реализуемых в ней образовательных программ;
  • информация о целях и задачах образовательной организации, ее стратегических направлениях развития и выборе тактики достижения заявленных целей;
  • информация о субъектах совместной деятельности, участвующих в достижении целей и решении задач образовательной организации;
  • информация об условиях и ресурсах образовательной организации;
  • информация о результатах деятельности образовательной организации.

Представляя в такой структуре взаимосвязанную между собой информацию о деятельности ОО, на официальном сайте образовательной организации реализуются все возможности решения задач информационной открытости и учитываются нормативно требуемые элементы информации, которые в обязательном порядке должны быть размещены на официальном сайте ОО.

12.jpg

Именно возвращение к «деятельностным истокам»дает нам возможность избежать рисков, с которыми столкнулись многие образовательные организации, изменившие свои официальные сайты и сделавшие нормативно требуемые сведения об образовательной организации основой структуры официальных сайтов.

Эти риски болезненно ударили именно по информационной открытости образовательных организаций, поскольку сведЕние информации о деятельности ОО преимущественно только к формальным свЕдениям об ОО ограничилидоступ участников образовательных отношений к многогранной информации об образовательной организации.

Эти риски публичного информирования в заданных форматах структуры официального сайта, спроектированной только на основе сведений об ОО, отразились и в уменьшении для образовательных организаций возможностей вариативных представлений своей индивидуальности, самобытностии отличности от других ОО.

Эти риски стали серьезной преградой к развитию представления об информационной политике, которую каждая образовательная организация, действуя в условиях информационной открытости, должна самостоятельно формировать, исходя из потребностей в информации о деятельности ОО, исходящих от различных категорий пользователей, включающих участников образовательных отношений в ОО и участников отношений в сфере образования.

Вот так, на пути к развитию информационной открытости образовательных организаций, многие руководители ОО не только продолжают сталкиваться с «традиционными» проблемными вопросами в этом новом виде деятельности ОО: За счет чего все это делать? И кто это в ОО будет делать?

13.jpg

Новые задачи порождают новые проблемы, связанные с тем, что и как делать? И так же как условные персонажи на слайде с их отношением к предстоящей деятельности, многие руководители задаются следующими вопросами:

  • Что и как нужно делать, чтобы информационные ресурсы ОО, и в частности, официальный сайт ОО, соответствовали требованиям к структуре и контенту информации?
  • Что и как надо будет делать, чтобы сайты ОО стали современными и созданными по правильным «законам» сайтостроения?
  • Как добиться того, чтобы информационные ресурсы образовательной организации становились нужнымии потребными всем категориям пользователей информации о деятельности ОО?

Однако чаще всего в нашей практике перед руководителями ОО, несущими ответственность за соответствие официального сайта утвержденным требованиям, стоит именно первый вопрос.

14.jpg

Поэтому у абсолютного большинства руководителей нет сомнений том, что все это делать надо и необходимо, иначе образовательная организация не будет соответствовать требованиям к информационной открытости. А за эти несоответствия отвечать придется руководителю ОО.

Но несмотря на хорошо усвоенное в нашей управленческой практике слово «надо», многие руководители, на плечах которых лежит и без того тяжелый груз ответственности за работу и результаты ОО, все же задают сами себе «каверзный» вопрос: А для чего, собственно, вся эта информационная открытость и информационные ресурсы нужны самой образовательной организации, и для чего все это надо делать руководству ОО?

15.jpg

Эти «потаенные мысли»мы не будем скрывать. Наоборот, переведяих из разряда сокровенного в реально озвученные и поставленные вопросы,будем постепенно проникать в тайны мотивации руководителей, которые должны решать и находить пути и способы решения задачи информационной открытости ОО.

16.jpg

Говоря о путях и способах решения задачи формирования открытых и общедоступных информационных ресурсов, содержащих информацию о деятельности ОО, одним из главных практических вопросов управления становится вопрос «Как и какими способами мы будем создавать свои информационные ресурсы, обеспечивать их работоспособность, оснащать их необходимой информацией и т.д.?

И представляя ответы на этот важный технологический вопрос, перед нами открывается вот такая система важных и взаимосвязанных между собой позиций, включающих не только структуру и контент сайта, но и программные решения, положенные в основу работы сайта, и его дизайн.

17.jpg

И именно эта целостность позволяет нам, создавая сайт своей образовательной организации, добиваться достижения качества, которое называется юзабилити, и определяется именно с позиций пользователей, т.е. тех, кто обращается за необходимой им информацией на сайт нашей образовательной организации.

18.jpg

Но, к сожалению, в нашей управленческой практике две из этих важных составляющих качества создаваемого нами информационного ресурса не находятся в поле зрения руководителей, которые акцентируют свое внимание лишь на вопросе структуры и контента сайта, поскольку именно эти позиции и относятся к требованиям, которые предъявляются к образовательным организациям.

Именно этим и объясняется желание многих руководителей не погружаться в сложные вопросы программного обеспеченияи дизайна, а найти решение задачи в более простых подходах.

19.jpg

Вот и возникают мечтыо «волшебной палочке», по взмаху которой и создастся сайт ОО, и требуемая информация о деятельности в определенной структуре будет на нем размещена.

20.jpg

Мы не станем говорить о несбыточности таких мечтаний и уповать на нахождение способов «попроще» в решении сложных задач. Наоборот, следуя напутствию А. Эйнштейна, мы выбираем для себя пути не упрощения, а разъяснения и прояснения.

И, конечно, никак не «попроще», но зато более ясным становится подход, в котором мы не ограничиваемся вопросом «Как и какимобразом формировать информационные ресурсы?», а пытаемся разобраться в том, для чего, с какой целью мы их создаем.

21.png

И этот вопрос о целях становится ключевым к «разгадке тайны» выбора способов, поскольку прояснив и четко сформулировав для себя цели, ответив на вопрос, для чего мы создаем информационный ресурс образовательной организации, мы сможем прояснить функции, которые данный сайт будет и должен выполнять.

22.png

И затем, следуя «формуле» Р. Мертона, о том, что «функция принудительно предъявляет требования»[1], мы можем выстраивать систему, в которой четко понимаемые функции сайта определят и его структуру, и заложенные в нем программные решения, и его дизайн. И именно в такой системе мы сможем добиться того, чтобы юзабилити, т.е. качество сайта отвечало и его функциональным требованиям, и поставленным целям.

23.png

Выбрав такой путь решения задачи формирования информационных ресурсов образовательной организации, мы можем по праву назвать себя руководителями с системным мышлением, поскольку вырабатываем наше непростое решение в методологии системного подхода, опорными позициями которого являются цели и вытекающие из них функции системы, определяющие ее структуру.

24.png

Только ли одним этим, главным и ведущим методологическим подходом мы можем воспользоваться, решая задачу информационной открытости образовательных учреждений?

Нам, представителям системы образования «повезло», поскольку теперь с введением ФГОС в нашу образовательную практику мы используем методологический инструментарий системно-деятельностного подхода.

Системно-деятельностный подход предполагает при изучении любых феноменов психики и проектировании разных сфер социальной практики выделение в качестве методологических инструментов следующих планов анализа систем:

  • мотивационный план анализа, связанный с ответами на вопрос «ради чего», ради каких «мотивов» происходит развитие того или иного феномена;
  • интенционально-целевой план анализа, связанный с ответом на вопрос «на что», на какие «цели» направлены действия той или иной системы;
  • операционально-технологический план анализа, связанный с ответом на вопрос «каким способом», посредством каких «операций», «технологий» достигаются мотивы и цели системы в тех или иных условиях ее существования;
  • ресурсно-энергетический план анализа, связанный с ответом на вопрос «за счет чего», каких источников, например, тех или иных психофизиологических ресурсов организма или материально-технических ресурсов общества, будут осуществлены те или иные «действия», «операции» или «технологии», обеспечивающие достижение мотивов и целей системы;
  • и, наконец, «субъектный» план анализа, связанный с ответом на вопрос «кто» будет «агентом», заинтересованным в трансформациях, преобразованиях, изменениях той или иной системы, например, «общества как системы», «образования как системы» или «личности как «системы»».

Таковы методологические инструменты, используемые в конкретно-научной методологии системно-деятельностного подхода в психологии и социальной практике.[2]

А.Г.Асмолов

25.png

Вооружаясь методологическим инструментарием системно-деятельностного подхода, мы при проектировании предстоящей нам деятельности будем отвечать на поставленные вопросы:

Ответы на вопросы«Ради чего, ради кого мы создаем информационные ресурсы образовательной организации?» позволят нам прояснить смысловую направленность предстоящей деятельности.

Ответы на вопрос «На что мы устремлены, создавая информационные ресурсы образовательной организации?» дадут нам возможность не только прояснить целевую направленность, но и создать ориентиры достижения, т.е. тот образ результата – наше четкое видение сайта ОО, который мы хотим создать.

Ответы на вопросы «Как и какимо бразом мы будем создавать и организовывать работу сайта?» позволят нам определить эффективные в условиях нашей конкретной образовательной организации технологии и способы действий с сайтом ОО.

Ответы на вопросы «При помощи чего мы будем создавать и обеспечивать жизнедеятельность сайта?» представят возможность для использования выбранных технологий сосредотачивать конкретные ресурсы, которые будут нам необходимы.

И наконец, ответ на вопрос о том, кто будет участвовать в этой деятельности, кто будет субъектом, автором, творцом этой деятельности, тем более что деятельность по созданию и поддержке информационного ресурса — это всегда совместная деятельность, не может остаться без внимания руководителей.

26.png

Такова теория. Однако в нашей практической жизни для многих руководителей опорой в понимании того, что предстоит сделать, являются не смыслы и цели, которые, чего греха таить, воспринимаются как ненужные практикам теоретические «размышлизмы», а именно способы и ресурсы, т.е. как, каким образоми при помощи чего мы будем создавать и обеспечивать работу сайта образовательной организации.

Такими же «вычеркнутыми» из поля внимания оказываются и субъекты деятельности, поскольку для тех, кто управляет, всегда важно знать, кто конкретно будет исполнителем этой работыт.е. иметь кадровый ресурс выполнения задачи.

27.png

Поэтому в реальной практике, в реальном восприятии многих руководителей теоретическая картина планов анализа деятельности изменяется и выстраивается в обратном направлении, и на первые позиции выходит именно ресурсный план. Такова наша управленческая жизнь, поскольку именно ресурсное недообеспечение является главной проблемой для абсолютного большинства руководителей образовательных организаций.

И именно с этой ступени нашей условной лестницы большинство из нас начинает размышлять над тем, как решать задачи, стоящие перед нашей образовательной организацией, пытаясь подняться «вверх по лестнице, идущей вниз»[3].

28.png

И если именно так рассуждает большинство руководителей, то мы воспользуемся практической логикой и проследим путь, который проходят многие, решая задачу выполнения требований к информационной открытости и создавая сайты образовательных организаций.

И начинали мы этот путь именно с ресурсного уровня, на котором перед очень многими руководителями стоял и стоит насущный проблемный вопрос: где изыскать и обеспечить необходимые ресурсыдля создания и обеспечения работы сайта ОО?

29.png

И, несмотря на большую для многих ОО сложность решения этой задачи, руководители решают эту проблему, находя скромные финансы и исполнителей, способных осуществлять ведение сайта ОО.

Однако решением ресурсной проблемы создания и организации работы сайта ОО наши проблемы не заканчиваются, а только начинаются. Ведь для того, чтобы сайт действовал, необходимы технологические решения. Поэтому перед руководством ОО и исполнителями стоит серьезная задача выбора и освоения эффективных технологий сайтостроения, организации работы сайта ОО и поддержания его в актуальном состоянии.

30.png

Не оставляя этузадачу без внимания мы пытаемся ее решить, и «ближайшая» область поисков решений находится на уровне технологического плана анализа деятельности.

И эти эффективные технологии, как нам уже известно, должны включать структуру и контент сайта, подкрепляться программным обеспечением и дизайном.Однако, опираясь на имеющиеся финансовые и кадровые ресурсы, мы ставим себе задачу «попроще».

31.png

Как уже отмечалось выше, для многих руководителей вопросы, связанные с программными решениями и дизайном не являются предметом их пристального внимания. Поэтому, выбирая способы «попроще», в практике значительного количества ОО бытует метод«лего для сайта», использование которого позволяет благодаря различным конструкторам, создать структуру сайта, выстроенную с учетом нормативных требований (см.Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. N 785) и наполнить сайт соответствующей информацией о деятельности ОО.

32.png

Однако практика показывает, что, несмотря на приложенные усилия, действия в формате таких технологий не дают должного эффекта, и замечания по структуре и наполнению сайта необходимой информацией продолжают «сыпаться» на образовательные организации.

И тогда руководители приходят к выводу о том, что проблемы с информационными ресурсами ОО выходят на новый уровень, и теперь они определяют их как проблемы неэффективности технологий информационного обеспечения и организации работы информационных ресурсов.

33.png

Но при этом практика показывает, что решаем мы эти проблемы, продолжая «вариться в котле» уже известных нам способов и методов, для чего частично усовершенствуем структуру существующего сайта и создаем дополнительные информационные ресурсы (например, тематические сайты, персональные сайты) в формате тех же технологий. При этом, по сути, делаем то же самое, ожидая других результатов

34.png

Но если, как следует из изречения Альберта Эйнштейна, это бессмысленно, и других результатов в используемых и усовершенствованных нами технологиях мы не добиваемся, то для пытливых руководителей наступает сложный переломный момент. Становится ясно, что проблемы, обозначенные на ресурсном и технологическом уровне, не могут быть эффективно решены способами, связанными с изменением этих же ресурсов и совершенствованием этих же технологий.

35.png

А прояснение вопроса о выборе эффективных технологий не наступит, если мы не понимаем целей, т.е. того, чего мы хотим добиться. Поэтому, следуя очередному напутствию Альберта Эйнштейна, мы начинаем осознавать, что можно сколько угодно совершенствовать методы и технологии работы с сайтом образовательной организации, но если мы «путаемся в целях», то нужных и необходимых нам результатов мы не добьемся.

36.png

Поэтому мы должны и обязаны осуществить сложный подъем еще на одну «лесенку» — туда, где перед нами открывается пространство проектирования целей. И на этой ступени мы ставим перед собой одну из очень сложных задач: мы должны поставить цели и определить, какой сайт и для чего мы хотим создать, какие функции он будет выполнять в нашей образовательной организации?

37.png

Однако здесь на этом целевом уровне анализа деятельности нас подстерегает «засада», поскольку вместо открытого пространства поиска мы, как правило, видим перед собой «закрытую дверь с большим замком». И чего греха таить, каждый руководитель не раз сталкивался с тем, что целеполагание является одним из самых трудных и сложнейших вопросов управленческой деятельности.

Так происходит и в нашем случае, когда мы решаем задачи информационной открытости и формируем информационные ресурсы.

Случалось ли вам отвечать на такие вопросы разработчиков сайтов, к которым, возможно, обращались вы или ваши коллеги: А какой сайт вы хотите иметь? Каким он, по Вашему мнению, должен быть? Для чего вы его создаете? Практика показывает, что ответы тех руководителей, кто является заказчиком сайта, как правило, начинаются с вводной фразы: «Ну…, я не знаю…, мне трудно сказать…».

И если мы не знаем, и нам трудно сказать и сформулировать цели, т.е. то, что мыхотим/должны получить в результате создания сайта, то в этом случае не смогут помочь нам даже самые лучшие технологи сайтостроения и самые современные технологии WEB-строительства.

38.png

Именно поэтому мы должны с особым вниманием отнестись к выявленной проблеме непонимания целевых ориентиров деятельности, направленной на обеспечение информационной открытости образовательных организаций, и воспринимать эту проблему как источник, ставящий под удар выбор эффективных технологий и достижение юзабилити информационных ресурсов образовательной организации.

Однако на целевом уровне анализа деятельности нас подстерегает еще одна проблема, и связана она с тем, что при отсутствии целеполагания в этом виде деятельности, абсолютное большинство руководителей находит целям «замену». И вместо выстраивания целей как ориентиров достижения и осуществления, т.е.понимания того, для чего создается сайт и какие задачи он должен выполнять в деятельности ОО, выступают сверху заданные нормативные требования.

39.png

И подменяя цели необходимостью исполнения требований, мы вновь оказываемся в той же самой области проблем, связанной с неэффективностью технологий, поскольку требования — это только лишь условия, которые надлежит выполнить, но не цели, «освещающие путь» выбора оптимальных для достижения этих целей способов их достижения.

Отметим, что наличие таких условий-требований нужно и необходимо, поскольку сами эти требования задают стандарт — норму, без которой очень трудно создавать образ результата того, что мы хотим сделать. А в случае отсутствия и целеполагания, и требований это могло бы привести к созданию сайтов с громоздкой и нелогичной структурой и «месивом» размещенной на нем информации.

Однако при всей важности требований, мы видим, что в отсутствии целеполагания проблема подмены целей требованиями порождает еще одну проблемную ситуацию. Дело заключается в том, что ведущей мотивацией руководителей в осуществлении деятельности, направленной на обеспечение информационной открытости образовательных организаций, является только внешняя мотивация: выполнить, чтобы сайт соответствовал требованиям.

40.png

И эта мотивация «выполнить, чтобы соответствовать, а иначе последует наказание» затмевает перед нами, руководителями то, что представляет собой истинные смыслы деятельности, т.е. то, ради чего и ради кого мы должны решать задачи информационной открытости образовательных организаций.

Мы говорим опроблеме отсутствия смысловых ориентиров деятельности.

41.png

Именно здесь, на этом самом высоком уровне проектирования деятельности мы ставим перед собой задачи, которые А.Н. Леонтьев, создатель психологической теории деятельности, которая положена в основу системно-деятельностного подхода, называл решением «задачи на смысл».

И ставя перед собой эту задачу, мы глубоко задумываемся над важными смысловыми вопросами: Ради кого? Ради чего? Зачем мы создаем информационные ресурсы в нашей образовательной организации? Кому и для чего нужны наши сайты?

42.png

Но поскольку эта «задача на смысл» является очень сложной и трудной, да и чего греха таить, многие руководители и не видят необходимости не только в ее решении, но и в постановке этих смысловых вопросов, то «свято место пусто не бывает».

И на месте нерешенной задачи возникает проблема. И эта проблема мотивационная.

43.png

Речь идет о проблеме немотивированности, об отсутствии мотивации участников деятельности, для которых отсутствие потребности в осуществлении этой деятельности, неясность смыслов и целей порождает ситуацию трех «не»: нехочу, немогу, небуду выполнять эту работу.

И вот теперь, когда мы прошли этот сложный путь восхождения «вверх по лестнице, идущей вниз», мы не только можем представить ранжированные по планам анализа деятельности проблемы, с которыми мы сталкиваемся в процессе решения задач информационной открытости образовательных организаций.

Теперь мы можем увидеть, что одни проблемы порождают другие: проблемы нерешения «задачи на смысл» (А.Н. Леонтьев) влекут за собой непонимание целевых ориентиров деятельности, которые, в свою очередь, приводят к проблемам выбора неэффективных технологий, что делает информационные ресурсы ОО неэффективными и недостаточными в решении задач информационной открытости образовательных организаций.

У нас, руководителей ОО, есть два пути. Мы можем оставить все как есть, и продолжать «ходить по кругу» нерешенных и нерешаемых проблем.

44.png

Или мы можем направить свои усилия на изменение сложившегося положения дел, и для этого нам необходимо изменить свое мышление и подход к решению задачи информационной открытости образовательных организаций.

45.png

Изменять свое мышление нам придется, а вот изменять подход мы не будем, поскольку взятый нами на вооружение системно-деятельностный подход ставится нашим методологическим проводником в мир проектирования новой деятельности. Однако нам будет необходимо правильно им воспользоваться.

46.png

И если мы методологически верно выстроим свое мышление, то от решения «задачи на смысл» предстоящей деятельности мы сможем, «освещенные смыслом» выйти на просторы проектирования целей и выстраивания ориентиров достижения, которых мы хотим добиться. А затем именно под эти поставленные цели начать выбор и освоение нужных нам технологий. И вслед за технологическими вопросами мы начнем отбор необходимых для их осуществления ресурсов.

А вот теперь, когда мы понимаем, как работает системно-деятельностный подход в вопросах анализа, проектирования и решения задачи создания сайтов образовательных организаций, мы можем расширить область его применения.

И теперь именно с этих методологических позиций нам предстоит разобраться в том, что же собой представляет информационная открытость, для обеспечения которой мы и создаем сайты образовательных организаций.

45.png

И еще раз вчитываясь в строки статьи ФЗ-273 об информационной открытости, мы можем расположить эту область задач именно на ресурсном уровне деятельности, поскольку создаем информационные ресурсы, содержащие информацию о деятельности образовательной организации.

Тогда что же собой представляют мотивационный, целевой и технологический планы представления деятельности, если задачи информационной открытости отнесены к ресурсным?

И вот теперь нам необходимо вернуться к самому началу и напомнить себе тему, с названия которой мы начали это исследование: «От требований информационной открытости — к потребностям информационной политики».

Так где же, в теперь уже знаемых нами планах представления деятельности, находится информационная политика?

46.png

Именно информационная политика задает смысловые и целевые ориентиры нашей деятельности, помогая нам отвечать на вопросы «Ради чего? Ради кого? Зачем? Для чего? мы обеспечиваем информационную открытость и создаем информационные ресурсы, содержащие информацию о деятельности образовательной организации? Какими путями и способами мы будем добиваться достижения целей, чтобы информационная открытость стала потребной нашей социальной практике, и достигать нужных и необходимых эффектов в информированности и мотивированности участников образовательных отношений в ОО, их включенности в совместную деятельность в ОО?

Как только для нас прозвучали вопросы «Ради чего? Для чего? Зачем?», мы начинаем движение к ценностно-смысловым и целевым аспектам деятельности, которые, по сути, и будут определять то, что мы представим как информационная политика.

Политика — необычно динамичная, сложная, высокоэффективная общественная жизнедеятельность, через которую с учетом противоречивых коллективных интересов различных общностей людей вырабатываются ... общие цели, задачи, решения, правила и процедуры и происходит мобилизация общих ресурсов дляпроведения общих целей в жизнь.[4]

Информационная политика обладает всеми признаками и направленностью политики и является одним из ее важных компонентов, действующим в информационном пространстве социума.

Информационная политика — это особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы государства и гражданского общества, и направленная на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и их представителями.[5]

В.Д. Попов

Информационная политика современной школы — это «основной канал информирования общества о деятельности госучреждений»[6]:
ведь школа действительно является государственным учреждением, реализующим задачи обучения и воспитания детей. Во-вторых, информационная политика школы может и должнастать средством распространения культурных идей, обеспечивая тем самым потребности общества в культурном росте. В третьих, она призвана обеспечивать открытость системы образования для социума — и это один из шагов к построению демократического общества.

Попробуем на основании этих рассуждений дать определение информационной политике образовательного учреждения. Прежде всего, это стратегия представления доступной, достоверной информации об учреждении всем заинтересованным потребителям разными способами. Информационная политика школы «работает» на укрепление связей образовательного учреждения с родителями, партнерами, профессиональным сообществом, социумом.[7]

З.Ю. Смирнова

Таким образом, представляя информационную политику образовательной организации, мы выделяем три важных аспекта информационной деятельности:

Информационная политика образовательной организации включает:

  • определение ценностно-смысловых приоритетов информационной деятельности: ради кого? ради чего? осуществляем информирование;
  • определение целевой направленности информационной деятельности: чего добиваемся, осуществляя информационную деятельность;
  • выбор оптимальных и эффективных в условиях конкретной образовательной организации информационных технологий, позволяющих создать и поддерживать в актуальном режиме информационные ресурсы информационной открытости ОО.

Отсутствие или недостаточная ясность в разработке информационной политики и концентрация внимания руководства ОО только на выполнении требований к информационной открытости приводит к тому, что на практике это оборачивается вот такой политикой руководства, включающей три «не»:

политика невИдения (делаем, создаем сайт, но непонятноради чего, изачем он нам нужен);
политика невЕдения (не знаем, не ведаем, для чего это все делаем)
и политика неведЕния (не умеем и не знаем как системно и систематически делать и обеспечивать работу информационного ресурса).

И такая неинформационная неполитика порождает формирование информационный культуры, в которой, к сожалению, нет места настрою и вниманию к мотивации тех, кто участвует в информационной деятельности.

47.png

А такое положение дел подкрепляется наличием достаточно распространенных в практике управления образовательными организациями проблем.

Первая из них связана с тем, что информационные ресурсы, и в частности, официальный сайт образовательной организации рассматривается руководителями ОО как дополнительная, «сверху спущенная» нагрузка на плечи тех, кто управляет ОО и без того загруженных сонмом оперативных проблем и задач. И поэтому информационные ресурсы ОО не являются востребованнымии нужными для образовательной организации объектами управления, требующими особого внимания к их поддержанию в актуальном состоянии и определении направлений развития.

48.png

Да и информационной политике как одной из важнейших слагающих целенаправленной деятельности руководства образовательной организации, не находится места в системе видов деятельности управляемого объекта.

Вот такая получается информационная неполитика и информационная некомпетентность.

И поскольку мы нацелены изменить мышление и подход, то, выстраивая информационную политику, нам для понимания важности задач информационной открытости ОО искать ответы на сложные вопросы: Зачем и для чего мы включаемся в информационную деятельность и стараемся сделать ее результативной и эффективной. Зачем и для чего нам, руководителям ОО, нужна информационная открытость? Зачем и для чего нам необходимо представлять информацию о деятельности ОО?

Из теории управления мы знаем, что информация необходима для осуществления анализа и принятия на его основе управленческих решений. Мы так же знаем, что для правильного проведения анализа нужна структурированная информация.

49.png

К сожалению, в управленческой практике «нелюбовь» к анализу порождает незнание и некомпетентность в этой важнейшей составляющей управленческой деятельности. То, что мы в своей практике называем коротко «анализ», по сути, представляет собойи анализ (знание информации о состоянии объекта) и синтез (понимание информации как причин именно такого состояния объекта).

Анализ сосредотачивается на структуре, он открывает, как работают вещи.
Синтез акцентирует на функциях, он открывает, почему они действуют именно так.
Поэтому анализ дает знание, а синтез понимание.
Первый позволяет нам описать, второй — объяснить.[8]

РасселАкофф

50.png

Такова теория. Однако управленческая практика, как правило, «грешит» тем, что из предложенной схемы, в ней наличествует только информация и, как правило, не структурированная, анализ же представляет собой только констатацию фактов.

И это незнание и непонимание ценности информации и роли, которую она выполняет в аналитической деятельности, приводит к тому, что решая задачи информационной открытости, мы действуем, придерживаясь именно буквы, но не смысла закона: Мы размещаем требуемую информацию. И на вопрос «Ради чего мы это делаем?» получаем от нашей практики вот такой ответ: Ради того, чтобы информация была размещена... Информация ради информации…

51.png

Ответив на вопросы Зачем? И для чего?, и вскрыв проблемные позиции нерешения задачи на смысл самого размещения информации, мы продолжаем разработку мотивационного плана анализа, и добавляем еще один важный смысловой вопрос: Ради кого мы осуществляем эту деятельность?

52.png

И каждый руководитель, конечно же, знает, что пользователями информации, размещаемой на сайте ОО, являются и участники образовательных отношений, и участники отношений в сфере образования.

ФЗ-273Об образовании в Российской Федерации.

Статья 2. Основные понятия, используемыев настоящем Федеральном законе

31) участники образовательных отношений — обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность;

32)участники отношений в сфере образования — участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения;

И, исходя из этого важного знания, теоретически та информация, которая размещается на сайте ОО, должна быть структурирована и понятна всем выше перечисленным пользователям информации, удобна в использованиии полезна и участникам образовательных отношений, и участникам отношений в сфере образования.

53.png

Теоретически это так. А вот на практике дело обстоит иначе. Данная установка на удобство нахождения нужной и актуальной информации в сознании большинства руководителей ОО работает лишь с приоритетом и ориентировкой на вышестоящие органы управления и надзорные органы. Иными словами, информация на сайтах (и официальных сайтах ОО, и персональных сайтах педагогов) размещается так, как это удобно и с пользой для проверяющих.

54.png

Стоит ли удивляться тому, что информационные ресурсы образовательных организаций не находятся в фаворе у педагогов, родителей и обучающихся, поскольку они как пользователи информации о деятельности ОО, не могут получить удобную им в использовании, понятную для них в поиске и контенте информацию?

Информация на сайтах ОО, «заточенная» только на использование органами управления и надзорными органами, не всегда ясна и информативна для родителей, обучающихся и педагогов. И чаще всего нужная и необходимая официальная информация, которая должна быть доведена до сведения всех участников образовательных отношений, представлена на сайте ОО так, что она не интересна и не удобна в использовании этой категорией пользователей. А если информация о деятельности ОО не заинтересовывает, то и ожидать мотивационных эффектов к включенности участников образовательных отношений в совместную деятельность ОО не приходится.

55.png

Вот так, погружаясь в проблемные области информационной открытости на уровне мотивационного плана анализа деятельности, мы получаем очень важную «информацию к размышлению».

С одной стороны, мы, руководители ОО, можем похвалить себя за то, что в целом,требования кинформационной открытости нами выполняются.

56.png

Однако, если мы не хотим почивать на лаврах и довольствоваться сиюминутным успехом, а наоборот, работать на опережение и не ждать, пока затаившиеся проблемы проявятся во всей своей полноте, то нам необходимо вооружиться «информацией к размышлению». И для этого к вопросам мотивационного плана добавить следующие, чтобы иметь реальную и нужную для понимания актуальную картину реализации задач информационной открытости в нашей конкретной образовательной организации.

И первую группу вопросов мы отнесем именно к нашим сайтам, тем информационным ресурсам, которые мы создали.

57.png

И теперь без приукрашиваний, а честно и откровенно, включив беспристрастного внутреннего критика, ответим себе на такие вопросы:

Выполняет ли наш сайт/сайты свои функции и задачи?

И для того, чтобы ответить на этот вопрос зададимся встречным:

А какие функции и задачи должен выполнять официальный сайт, тематический сайт, персональный сайт?

А для того, чтобы были понятны функции и задачи, необходимо, чтобы мы ответили на два принципиальных вопроса:

На достижение каких целей направлен именно этот сайт?

Кому нужен наш сайт? Кто является пользователями нашего сайта?

Следующую «порцию» информации к размышлению»мы добудем, продолжая беспристрастно отвечать на вопросы, касающиеся размещаемой на сайте/сайтах информации:

58.png

И переходя от вопроса о том, кто является пользователями нашего сайта, мы продолжим «разбор полетов», углубляясь в контент самой информациии способы ее представления:

В какой информации нуждаются разные категории пользователей? Знаем ли мы об их потребностях в информации о деятельности нашей ОО?

Какая публикуемаяна нашем сайте информация о деятельности наиболее и наименее востребована пользователями?

Насколько удобны и понятны пользователям размещение и структурирование информации, а также способы ее представления?

И затем, проведя себя «через горнило» принципиальных по отношению к своему«детищу» — созданным нами информационным ресурсам ОО, зададим обобщающий вопрос «на засыпку» и ответим на него честно и без утайки:

59.png

Да, именно так: какое впечатление об образовательной организации, ее руководстве и работниках, ее деятельности и результатах создается у аудитории пользователей наших информационных ресурсов?

Для ответа на этот вопрос нам, руководству ОО необходимо поставить себя в рефлексивную позицию Другого. И теперь не своими глазами, которым, конечно же, нравится то, как мы все о себе рассказали на сайте, а именно «глазами Других»: мам и пап, бабушек и дедушек, своих учителей и педагогов из других ОО, учеников и выпускников, и, конечно же, «глазами» вышестоящего начальства посмотреть на свои сайты, рассказывающие не «по секрету, а всему свету» о нашей образовательной организации.

И в процессе последующего анализа полученной «информации к размышлению» мы увидим принципиальную разницу между нормативными требованиями к информации, которая должна быть размещена на официальном сайте ОО, и выявляемыми информационными потребностями тех, кто приходит на наши сайты и пользуется публикуемой нами информацией.

60.png

И в процессе последующего анализа, опираясь не только на требования к информации, но и на информационные потребности тех, ради кого мы создаем наши сайты, нам предстоит дать самим себе ответ на вопрос о том, какова же информационная политика, проводимая под нашим руководством внашей образовательной организации?

61.png

Мы можем порадоваться за тех руководителей, которые в процессе беспристрастной рефлексивной оценки не используют частицу «не». А это значит, что они проводят в своих образовательных организациях осмысленную и целенаправленную информационную политику, добиваясь заявленных результатов, используя современные эффективные информационно-коммуникационные технологии и достигая эффектов не только целевого информирования, но и мотивирования участников образовательных отношений и приобщения их к совместной деятельности в ОО.

Однако практика показывает, что таких успешных первопроходцев в новом направлении деятельности образовательных организаций пока еще немного. И, к сожалению, в значительной части информационная политика руководством ОО не осмысленна, не целенаправленна, а значит, и не результативна, не технологична, а, следовательно, и неэффективна.

И к этим многочисленным «не» добавляется еще одна проблема, связанная с информационной культурой, а точнее отсутствием ценностно-смысловых установок на ее формирование в образовательной организации.

62.png

И если в образовательной организации не задается высокая планка и не создается культ уважения и внимания ко всем пользователям информации, то и информационная политика не сможет быть осмысленной и мотивирующей, целенаправленной и результативной, технологичной и эффективной.

В заключение нашей презентации, подытоживая разговор, обобщим знания о том, что же собой представляет информационная политика, реализующая задачи информационной открытости образовательных организаций.

63.png

Поскольку политика образовательной организации разрабатывается именно на уровне ее руководства, поэтому мы рассматриваем информационную политику как целенаправленную деятельность руководства ОО, которое:

  • определяет потребность в информациио деятельности ОО, исходящую от различных категорий пользователей: участников образовательных отношений и участников отношений в сфере образования;
  • формирует направленность, структуру и контент информации с соблюдением требований законодательства и реализации социальных, образовательных и профессиональных потребностей в информировании участников образовательных отношений;
  • осуществляет выбор эффективных технологий информирования участников совместной деятельности и добивается мотивирующих эффектов донесения информации до различных категорий пользователей;
  • отвечает за своевременную,беспристрастнуюи компетентную оценку качества информационных ресурсов и решает задачи управления качеством информационных ресурсов образовательной организации.

В свою очередь, рассматривая информационную открытость как реализованный ресурсный уровень информационной политики, мы выделяем три важнейших аспекта информационных ресурсов ОО, размещаемыхв сети «Интернет» и содержащих информацию о деятельностиобразовательных организаций.

64.png

Информационные ресурсы, реализующие задачи информационной открытости ОО:

  • представляют собой источники открытой, доступной, актуальной информации, которая структурно и понятно представлена всем категориям пользователей информации о деятельности ОО;
  • являются своеобразным информационным «зеркалом», в котором публично в пространстве «Интернета» отражаются направленность и результаты деятельности ОО;
  • позиционируются как имиджевые и репутационные ресурсы образовательных организаций, которые формируют профессиональное и социальное впечатление о деятельности организации и об ее руководстве.

И поскольку в ходе презентации мы уже много внимания уделяли информации, то в заключение поставим особый акцент на роли информационных ресурсов как публичного информационного «зеркала» и ресурса формирования имиджа ОО.

65.png

И выделяя эти важные роли=функции информационных ресурсов ОО, особо обратимся к руководителям образовательных организаций.

В новых условиях деятельности, в условиях информационной открытости теперь на виду у всех пользователей «Интернета» оказывается не только деятельность вверенной вам в управление образовательной организации.

Теперь на всеобщее обозрение представлена и лично ваша профессиональная управленческая компетентность.

По аналогии с поговоркой «скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты»:
Покажи сайты своей образовательной организации, и люди скажут, какой ты руководитель.

Управленческая компетентность — не догма, а развиваемое состояние профессионализма тех, кто управляет образовательными организациями и создает новые виды деятельности в ОО.

Поэтому специалисты компании «Синергия-Инфо» желают вам успехов в освоении новых вершин управленческой компетентности в решении задач обеспечения информационной открытости, формирования целенаправленной информационной политики и развития информационной культуры ваших образовательных организаций.

66.png

Источники

[1].Покровский Н.Е. Одиннадцать заповедей функционализма Роберта Мертона // Социологические исследования. — 1992. — № 2.[Электронный ресурс]— Режим доступа. — URL:http://ecsocman.hse.ru/data/095/539/1217/014.POKROVSKIY.pdf

[2].Асмолов А.Г. Разработка системно-деятельностных принципов. [Электронный ресурс] Персональный сайт А.Г. Асмолова — Режим доступа. — URL:http://asmolovpsy.ru/ru/ideas/121

[3].Кауфман Б. Вверх по лестнице, ведущей вниз: Роман/Пер. с англ. Ю. Жуковой, Е. Ивановой, С. Шайкевич.- СПб.:Издательская Группа «Азбука-классика», 2010. — 288 с.

[4]. Синяков Л.К., Никитин В.П., Кравченко В.И. и др. Политология. Конспект лекций. Мн.: БГУИР 2004., -139с.[Электронный ресурс]— Режим доступа. — URL:http://uchebnik-online.com/133/1816.html

[5].Информационная политика: Учебник/ Под общ.ред.В.Д.Попова. - М.: Изд-во РАГС, 2003. — с. 38.

[6].Концепция государственной информационной политики Российской Федерации. Одобрена на заседании Комитета Государственной Думы по информационной политике и связи 15 октября 1998 г.http://www.nbuv.gov.ua/law/98ru-gip.html

[7].Смирнова З.Ю. Информационная политика школы в контексте государственной информационной политики/Всб: Информационная политика образовательного учреждения: Методическое пособие/ Составитель В.М.Цывин, — СПб.:ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2008. — 104 с., С. 8-9.

[8].Акофф Р. Акофф о менеджменте — Спб.: Питер, 2002. — 448 c., С.28–29.