Как работают педагоги Финляндии

Что

Хакимов Эдуард Рафаилович  директор образовательно-культурного центра «Финно-угорская точка», кандидат психологических наук, г. Сиппола, Финляндия.

Все дети, особенно подростки, время от времени нарушают установленные правила. Педагогам эти ситуации нужно продуктивно разрешать. За пять лет обучения моих детей в разных финских школах у меня сложилось отчетливое представление о том, как здешние педагоги работают с нарушителями школьных правил.

Вот пример. Классный руководитель моего сына-подростка позвонила мне и сообщила, что директор школы хочет встретиться со мной и сыном по поводу его проступка. Сначала она спросила, рассказал ли мне сын о чем-то необычном. Я ничего не знал, и она попросила меня поговорить с подростком. Затем она уточнила, нужно ли пригласить на эту встречу официального переводчика. Я ответил отказом, так как мой сын хорошо переводит с финского языка, а я легко говорю по-английски. Официальный переводчик оплачивается муниципалитетом и приглашается в случаях потребности в строго дословном понимании предложений, произнесенных всеми сторонами диалога. Наконец, мы обсудили время на следующей неделе, когда я смогу прийти. Я закончил разговор с тяжелым сердцем и пошел расспрашивать моего сына.

Никаких проступков он не совершал, никого на проступки не подбивал, ничего опасного или вредного не организовывал. То есть чего-то серьезного, чтобы вызывать родителей к директору, не произошло. Поведение сына в школе было обычным, на занятиях старался учиться, на переменах веселился с друзьями. Был лишь один случай, который можно отдаленно отнести к проступку. Учительница финского языка в конце урока спросила моего сына, как произнести по-русски «Здравствуйте!». В классе было еще два ученика, кто понимал русский язык, но она обратилась именно к нему. А он возьми да и ответь… ругательное слово. Позже на перемене русскоязычные друзья сына от души посмеялись над «приколом». Другого необычного, по его словам, за последнее время не происходило.

На следующей неделе я приехал в школу и поднялся в приемную директора. Через пару минут в приемную подошли классная руководительница и мой сын. Она сказала, что пойдет по школе найти директора, а нам надо подождать в приемной. Ох уж эти тягостные минуты ожидания, ох уж этот Макаренко, утверждавший, что «ожидание наказания — более сильный педагогический прием, чем само наказание».

Наконец, директор школы и классный руководитель пришли и пригласили нас к разговору. Расположились мы вчетвером вокруг стола для совещаний. Директор дала слово классной руководительнице, которая минут десять рассказывала о достижениях сына в учебе, о его помощи другим ученикам и учителям, о его положительных перспективах. После этого директор спросила меня, знаю ли я повод для вызова. Я осторожно предположил, что, наверное, это из-за «необдуманной шутки» над учительницей финского языка. Но возможно, причина в чем-то другом?

Выяснилось, что причина именно в этой «шутке». Учительница финского языка в другом классе произнесла «здравствуйте» именно так, как ее научил мой сын. По реакции русскоязычных детей она поняла, что ее подставили. Она очень расстроилась и сообщила директору школы, что собирается написать заявление в полицию, поскольку это административное правонарушение, за которое полагается штраф. Минимальный размер — 160 евро. Директор школы и классная руководительница уговорили учительницу до встречи с родителями не делать этого. Они посчитали, что у подростка не было злого умысла, а его поведение было скорее неосознанным. В ходе нашего разговора это подтвердилось…

В конце нашей встречи моего сына спросили об уроке, который он извлек из данной ситуации. А потом классная руководительница выразила уверенность, что ученик больше не будет подставлять ни учителей, ни других учеников.

Другой пример. В адаптационном классе дочки, в котором один учебный год вновь прибывшие из-за границы ученики осваивают финский язык для подготовки к обучению в обычных классах, появился новый ученик африканского происхождения. Класс разновозрастный, но ученики все вместе занимаются по единым учебникам на уроках чтения, письма, окружающего мира, и каждый в зависимости от возраста по своему учебнику математики. Новенький вел себя дико и вызывающе: громко кричал на переменах и на уроках, бегал по классу. Однажды дочь рассказала, что он подбежал к другому ученику сзади и ударил того по голове. Ему крикнули: «Прекрати! Хватит!», а он в ответ при свидетелях: «Это не я».

Позвонив классной руководительнице, я попросил о встрече на следующий же день. Выяснилось, что этот мальчик никогда раньше не посещал школу и поэтому не знал школьных требований; что он самый младший в семье и его дома избаловали; что к нему уже прикрепили школьного ассистента на некоторых уроках, которая контролирует его учебную деятельность и удерживает во время порывов побежать по классу; что он уже начал сдерживаться и переключать свою энергию в позитивное русло; и что он обязательно научится соблюдать правила школы. Я пересказал это дочке, хотя знаю про синдром дефицита внимания и гиперреактивности.

Полгода дочь не рассказывала о проступках этого ученика. Однако однажды зимой он после уроков разломал крепость из снега, которую весь класс строил во время оттепели на уроке физкультуры. Никто бы не узнал о разрушителе, если бы он сам не проговорился, когда учительница на следующий день начала в классе расстраиваться об этом вслух…

Итак, каковы особенности работы финских педагогов с нарушителями школьных правил? Во-первых, хорошее понимание психологии ученика, учет темпа его социализации и постепенности его воспитания. В случае проступка ученика педагог не торопится реагировать, а вовлекает других педагогов в обсуждение мотивов и особенностей личности ученика. Происходит оценка случайности/намеренности проступка. Если проступок тяжелый, то педагог вовлекает администрацию.

Во-вторых, основная работа педагогов происходит с сознанием ученика — его пониманием последствий поступков и проступков, формированием все более и более ясных представлений о «собственной ответственности» ученика в разных жизненных ситуациях.

В-третьих, педагоги всегда проявляют уважение к личности ученика, работа педагогов по осознанию учеником его проступков ведется индивидуально, а не перед всем классом.

Наконец, финские педагоги умеют проявлять терпение и уверенность в том, что каждый ученик научится выполнять не только школьные правила, но и соблюдать нормы цивилизованной жизни в обществе. А для этого необходимо вовремя замечать и взвешенно реагировать на проступки, а также проявлять последовательную настойчивость в требованиях о соблюдении установленных школьных правил. И, наконец, разделять их самим.