Директор должен быть лидером педагогического коллектива, завхозом, генератором идей, организатором и вдохновителем

Директор

Интервью с директором московской школы  1679 Павлом Северинцем о предстоящем конкурсе «Директор года России».

Конкурсы «Директор года России» и «Директор школы» — чем похожи и чем отличаются?

— Чем отличается минпросовский конкурс «Директор года России» от конкурса «Директор школы», который проводил Константин Ушаков и ИД «Сентябрь» с 2010 по 2018 год? В чем принципиальная разница? В чем фишки?

— Замечательный конкурс «Директор школы», который проводил Константин Ушаков, был общественно-профессиональным конкурсом. Оценка и признание коллег и экспертов, а также много творчества и размышлений о своей миссии — в этом была его привлекательность и сила. На тот момент требовалось создать и подсветить профессиональное сообщество директоров, которые оказались в очень сложной ситуации — изменилась система оплаты труда педагогов, появилась новая система финансирования, школы стали самостоятельными во многих вопросах. Многое стало по-другому, и с этим приходилось как-то жить, объяснять учителям, что происходит, снимать напряжение.

Конкурс, который стартовал в этом году под эгидой Министерства просвещения РФ, во многом повторяет идеи Константина Ушакова. Точно так же есть задача увидеть директоров-лидеров, дать им возможность и площадку для выступления и рефлексии опыта.
При этом нельзя сказать, что новых фишек нет. Образование, конечно, в целом очень консервативная сфера. Однако ситуация меняется. Интересно посмотреть, проанализировать лучшие практики управления школами. Отсюда позитивная установка — раскрыть формулу успеха работы директора, в том числе в ярком выступлении в формате TED.

Городские и сельские директора — в разных рейтинговых списках

— Отборочный этап включает онлайн-тестирование и оценку электронного портфолио: что за портфолио? Как будут отбирать, кто? И сколько уже заявок есть? Какие регионы?

— Более 600 человек из многих регионов страны. Уже 5 октября 2021 года стартует очный финальный этап конкурса.

Первый тур отборочного этапа — онлайн-тестирование, включающее вопросы по всем сферам деятельности директора школы. Участникам предоставляется ссылка, время на ответы 1 час. Оценивание происходит в автоматическом режиме на платформе.

Второй тур отборочного этапа — оценка достижений в электронном портфолио участника. По сумме баллов, набранных в двух турах, отбирают 30 человек для участия в основном очном этапе. Работает счетная комиссия из четырех человек, утвержденная на заседании оргкомитета конкурса (представитель Минпросвещения России, ФНФРО — оператора конкурса, Московской области — региона, где проводится конкурс, и педагогической общественности).

По результатам двух туров отборочного этапа формируются два независимых рейтинговых списка участников (выборка участников происходит в соответствии с рейтинговой таблицей от большего к меньшему результату): рейтинговый список директоров сельских школ и рейтинговый список директоров городских школ. Рейтинговые списки заверяются членами счетной комиссии. Состав участников основного этапа определяется на основании рейтинговых списков в соответствии с квотой.

— Почему решили поделить сельских и городских директоров?

— У городских и сельских школ абсолютно разные ресурсы и возможности. Важно видеть особенности.

— Основной этап состоит из трех туров. Расскажите подробнее…

— Первый тур. Конкурсант заранее готовит видеоролик о своем управленческом опыте. Тему определяет самостоятельно. А потом очно выступает в формате TED с рассказом о профессиональных компетенциях директора школы и достижениях коллектива образовательной организации.

Второй. Директор школы вместе со своей управленческой командой проекта/стартапа разрабатывают стратегию решения проблемы на основе материалов, которые будут представлены в кейсе.

Третий. Педсовет (тема, содержание и форма педсовета — на усмотрение конкурсанта) и пресс-конференция.

Основной очный этап оценивает профессиональное жюри (19 человек). В жюри вошли действующие директора школ, представители организаций высшего образования и дополнительного профессионального образования, реализующих программы подготовки и переподготовки управленческих кадров; представители органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования; представители попечительских советов, родительской общественности, общественных ассоциаций и фондов и СМИ. Состав жюри был утвержден 23 сентября 2021 года на заседании оргкомитета.

«Лучший директор конкурса не клонируется»

 В целях конкурса заявлено «не только выявить и наградить лучших руководителей образовательных организаций со всей страны, но и распространить модели успешной работы». Во-первых, как будут распространять? А во-вторых, как думаете, распространить модели — это вообще реально? Если у авторской школы до сих пор так и не получилось стать массовой, может, и лучший директор школы тоже не клонируется?

— Сама идея конкурса и привлечение внимания к фигуре директора школы — это уже распространение лучших практик. Я уверен, что очень многие директора посмотрят прямые трансляции с конкурсных испытаний, познакомятся с опытом финалистов и обратят внимание на школы, в которых реализуются интересные управленческие проекты. Как и авторская школа, такие практики не могут быть перенесены в другие учреждения без адаптации, осмысления со стороны директора и педагогического коллектива.

Разумеется, лучший директор школы не клонируется. Но посмотреть на его опыт, познакомиться с его уникальными подходами и задумками возможность есть. Главное — чтобы у других директоров появилось желание думать о том, как и что можно в своей школе сделать лучше.
«Финалистов пригласят возглавить одну из новых строящихся школ в Москве»

— «Благодаря конкурсу будет сформирован кадровый резерв лучших управленцев, перед участниками которого откроются новые профессиональные перспективы» — какого рода перспективы?

— Финалистам конкурса могут предложить, например, возглавить одну из новых строящихся школ в регионе или поработать в органе исполнительной власти, в научной, методической или общественной организации. Лучших директоров школ будут приглашать на различные образовательные и просветительские мероприятия. Например, победители конкурсов «Учитель года России» и «Воспитатель года России» традиционно в течение года выполняют функции советника министра просвещения Российской Федерации на общественных началах.

Призы для победителей

— По итогам конкурсных испытаний последовательно определятся 10 лауреатов, пять призеров и один победитель конкурса. Уже известно, какой приз ждет победителя?

— Хрустальная статуэтка, диплом победителя конкурса и другие ценные подарки от партнеров конкурса.

«Главная компетенция директора школы — это многозадачность»

— Вы семь лет были директором московской школы № 444, сейчас — директор в школе № 1679. Есть ли какие-то компетенции для директора школы, без которых невозможно? Каким вообще должен быть директор школы?

— Главная компетенция директора школы — это многозадачность. Он должен быть лидером педагогического коллектива, главным завхозом, генератором идей, организатором и вдохновителем. Всё надо успевать, во многом разбираться и понимать, как это устроено. Поэтому современному директору без хорошей управленческой команды с этими задачами не справиться, а значит, нужен еще один навык — умение и способность формировать свою команду.