Сущность, причины и последствия формализации образования в России

Для

Одна из основных проблем развития образования  его тотальная, ничем не ограниченная формализация. И это рано или поздно приведет к разрушению высшего профессионального образования.

Одна из основных проблем развития образования — его тотальная, ничем не ограниченная формализация. И это рано или поздно приведет к разрушению высшего профессионального образования. К сожалению, сущность и причины данного социального явления не были вскрыты в достаточной мере. А без этого невозможно ни полностью предсказать его последствия, ни предложить меры по его нейтрализации.

Под формализацией я подразумеваю получение образования, целью которого является достижение искусственно сформулированного результата, чаще всего выраженного в документе, выдаваемом социальным институтом, свидетельствующим о том, что этот результат был получен данным субъектом, или в признании того, что этот документ соответствует требованиям, к нему предъявляемым. Таким образом, формальное образование представляет собой образование с целью получения документального свидетельства о том, что это образование действительно получено данной личностью.

Хотелось бы подчеркнуть, что стремление к получению формального результата является ключевым фактором формализации. Как известно, все образование можно разделить на формальное, неформальное (дополнительное) и информальное (стихийное). В том случае если неформальное образование получают с целью достижения формального результата (то есть диплома или свидетельства), оно становится формальным.
К достижению каких же формальных результатов стремятся субъекты образовательного процесса?
Документ об окончании учебного заведения. Сюда относятся различные типы дипломов, выдаваемых как в формальном, так и неформальном образовании, общем и профессиональном образовании, а также сертификат ЕГЭ как свидетельство о получении общего образования. Диплом является формальной, конечной целью обучения. Преподаватели и управляющие структуры не меньше обучающихся заинтересованы в выдаче документа об окончании заведения, так как по количеству выданных документов часто оценивается качество деятельности данного учебного учреждения.

Оценка. Представляет собой промежуточный результат обучения и способ установить текущие достижения учащихся.
Отчеты, планы и программы. Результаты данного типа обычно требуют от преподавателей и руководителей образовательных организаций.
Возникает вопрос: почему же так распространено стремление к получению формальных результатов образования? Чтобы ответить на него, необходимо осветить основные причины получения образования как такового. Независимо от того, о каком образовании идет речь, общем или профессиональном, его получают, чтобы выживать в социальной системе.
Личность меняет свою собственную энергию на энергию общества с целью выживания. Но чего же хочет общество от личности? Очевидно, способности удовлетворять профессиональные требования в каждой профессии.

Казалось бы, зачем нужно какое-то формальное подтверждение этих способностей, если человек может заявить, что он способен работать в данной профессии, то есть может прий­ти и начать работу? Ответ на этот вопрос представляется двояким. Проверка того, действительно ли человек на это способен, во многих случаях чревата самыми печальными последствиями, вплоть до трагических (если речь идет, например, о медицине).
Поэтому, чтобы осуществить отбор тех, кто может заниматься той или иной профессиональной деятельностью, общество формулирует дополнительные искусственные требования, одними из которых являются формальные результаты образования.

Исторически, если речь не шла о каком-то аналоге кастовых систем, с одной стороны, о профессиональной деятельности, требующей высокого профессионального уровня, с другой стороны, о также небольшом количестве желающих заниматься этой деятельностью, с третьей стороны, никакого подтверждения того, что человек действительно может заниматься данной деятельностью, не требовалось. Если нет кастовых ограничений, нет людей, желающих делать данное дело, а ты считаешь, что можешь его делать, — делай.
Однако потом появилась система формального образования, которая требует от человека подтверждения, документального свидетельства способности выполнять ту или иную деятельность. И, казалось бы, в чем тут проблема? Человек получает диплом и может идти работать в соответствии с профилем этого диплома.
Одной из важнейших проблем стало то, что формальные результаты всегда можно получить, игнорируя результаты реальные. Иначе говоря, можно получить формальные результаты не реальными средствами. То есть чтобы получить зачет или высшую оценку по той или иной дисциплине, ее не обязательно знать, можно использовать недостатки системы, позволяющие получить искомый результат.

В итоге формальное профессиональное образование игнорирует свою первую цель, то есть перестает свидетельствовать о качестве профессиональной деятельности. А поскольку в обществе существует явный спрос на результаты формального образования, то количество учреждений, которые дают возможность получить его результаты, стремительно растет. Происходит это как за счет частного, так и за счет государственного секторов.
Построенное на основе рыночных механизмов современное общество готово продавать то, на что есть спрос, что и является причиной роста количества учреждений профессионального образования. Но данное явление приводит к тому, что формальное профессиональное образование перестает выполнять и свою вторую функцию, а именно ограничивать количество людей, способных заниматься той или иной профессиональной деятельностью. Диплом по той или иной профессии может получить каждый, были бы деньги заплатить за обучение в вузе. Тем самым формальное профессиональное образование фактически девальвирует само себя.

Теперь рассмотрим ситуацию в общем образовании. Целью его является первичная социализация личности и получение ею первичных знаний, умений и навыков, необходимых для функционирования в обществе, с одной стороны, и формирование готовности к получению профессионального образования — с другой.
Казалось бы, при таких целях ситуация должна быть иной, а общее образование должно быть менее формализовано, чем профессиональное. Но это, увы, не так.
Почему же так происходит? Дело в том, что для современного общества характерно беспрецедентное возрастание мощности информационных потоков. Количество информации беспрерывно увеличивается, и, следовательно, встает вопрос об отборе содержания общего образования. Если в профессиональном образовании на этот вопрос можно хотя бы в общем ответить тем, что содержание должно удовлетворять требованиям профессиональной деятельности (хотя там тоже все достаточно сложно), то в общем образовании такого критерия не просматривается. Следовательно, органы управления общим образованием решают этот вопрос декларативно, указывая школам, чему конкретно они должны учить. Понятно, что существует необходимый минимум, который определяется умением детей читать, считать и писать, но его явно недостаточно.
Коль скоро содержание образования представляется декларативно и не подразумевает никакой вариативности, то контролировать его выполнение можно только за счет требования чисто формальных результатов — разного рода отчетов, сводных таблиц и других документов. В условиях кризиса цели общего образования, когда не понятно, чего от него хотеть, проще всего потребовать именно это.

С другой стороны, стандарты общего образования формулируются столь нечетко, что продемонстрировать их выполнение можно только формальным образом. Причем никаких единиц измерения этих результатов быть не может.
Проконтролировать реальные результаты общего образования вообще крайне сложно, намного проще осуществить контроль формальных результатов. Отсюда и ЕГЭ как конкретный результат общего образования. Но это, как мы прекрасно понимаем, результат формальный.

Вместе с тем, как мы уже упоминали, де-факто цель общего формального образования — подготовить человека к получению формального профессионального образования. Причем оно должно дать документальный, то есть тоже формальный, ответ. Априори подразумевается: тот, кто получил соответствующий документ (сейчас в России это сертификат о сдаче ЕГЭ), может получать высшее профессиональное образование в соответствии с набранными на едином госэкзамене баллами.
И здесь мы сталкиваемся еще с одной проблемой: попытка всякой технологизации образования, то есть представления образования как технической системы, состоящей из конечного и определенного количества элементов и связей между ними, в принципе является ложной.
В отличие от технической системы, для которой характерна полная и конкретная определенность описания всех ее элементов, социальную систему, и как частный случай образовательную, так описать невозможно. Она намного более вариабельна и неопределенна, чем любая, даже самая сложная, техническая система.
Поэтому основной причиной формализации общего образования можно считать попытку представить его как техническую систему, то есть жестко, четко и определенно. А основной способ регулирования функционирования технической системы — это использование соответствующих документов, стандартов, спецификаций и прочего, что мы и наблюдаем в системе формального общего образования.

Основная причина того, почему невозможно строить образование по принципу построения технических систем, состоит в том, что результат построения технической системы строго конкретный и определенный. При проектировании любого технического устройства никто не ставит перед собой цель спроектировать устройство таким, чтобы оно удовлетворяло требованиям не только сейчас, но и в будущем. Через определенный промежуток времени, когда появятся новые требования, будут спроектированы и новые устройства, соответствующие этим новым требованиям.

Ситуация в образовании кардинально иная. Перед системой образования стоит цель — дать образование такого уровня, чтобы человек мог использовать его для адаптации не только сегодня, но и через десять, двадцать или даже пятьдесят лет, и это при условии, что принципиально невозможно предсказать, какая будет ситуация в данной профессиональной сфере.

Что из всего этого следует?
Формализация образования приводит к понижению профессионализма на всех уровнях, когда той или иной деятельностью занимаются или могут заниматься (в случае общего образования) не наиболее способные и подходящие к данной деятельности, а те, кто может наилучшим образом достигать формальных результатов. Что в свою очередь приводит к замедлению темпов развития экономики государства и общества в целом. Что мы и наблюдаем.

​Леонид Эрштейн, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных и управляющих систем Института печати Санкт-Петербургского университета технологии и дизайна.