Как найти себя на карте жизни

Дружите

Марина Николаевна Ермакова, учитель года — 2019 Республики Мордовия, победитель регионального конкурса, уверена, что именно география учит находить себя на карте жизни.

Марина Ермакова нашла себя 12 лет назад, когда в очередной раз переступила порог школы, которую и окончила, но уже в роли педагога.
— В мире тысячи профессий, и выбрать ту, в которой будешь чувствовать себя счастливым, нелегко, — говорит она. — Но мне было просто: о профессии педагога я мечтала давно. Потому и стала студенткой Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева, где поняла, что моя связь со школой никогда не прервется, потому что я выбрала самую нужную, а главное — родную профессию. Ведь все в жизни начинается с учителя.

Удивительное сочетание в ней самой: Марина Николаевна учитель гео­графии и литературы. Два высших педагогических образования, два профиля. А начиналось все со стопки прочитанных книг, среди которых любимые, затронувшие ее душу еще до школы — «Детство» Максима Горького, «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл, «Живые и мертвые» Константина Симонова. А еще мечты о путешествиях — далеких и близких.
Мордовия — живописный край, взрастивший не одно поколение ярких деятелей культуры и науки: адмирал Ушаков, поэт Александр Полежаев, философ Михаил Бахтин, скульптор Степан Эрьзя и другие. Об этих уникальных личностях рассказывает на своих уроках Марина Ермакова, учитель географии средней общеобразовательной школы № 9 Рузаевского района Республики Мордовия. Воспитывает в своих учениках чувство гордости за родной край и желание покорять все новые и новые вершины. А их в своей педагогической деятельности Ермакова определяет немало. Ведущей идеей педагогической философии считает личностно ориентированный подход, когда каждый урок заканчивается победой в освоении, в получении новых знаний.

— Вспомните чувства, когда ваши ученики впервые ответили вам на вопрос, поняли вашу мысль, воспользовались ею, додумали, развили, превзошли. Вот оно — чувство удовлетворения, — обращается педагог к коллегам.
Особое внимание она уделяет организации самостоятельной работы учащихся — индивидуальной, парами, групповой, обеспечивая при этом максимальную занятость каждого ученика.

— Где, как не при изучении географии, формируется материалистическое мировоззрение, воспитывается любовь к Родине, происходит знакомство с картой современного мира, жизнью народов других стран? — задается она риторическим вопросом. — География расширяет экологические знания, знакомит с основами производства, служит экономическому воспитанию.

По-настоящему живая и творческая активность ребят в области географии проявляется как во внеклас­сной, так и во внешкольной работе. Это занятия географических кружков, организация краеведческой деятельности, элективные курсы, проектная деятельность по предмету. Все это выходит далеко за рамки стандартного урока, и все это Марине Николаевне нравится, все это она считает важным и значимым в жизни ученика. Вместе с пятиклассниками, оседлав велосипеды, отправляется она к небольшой речке, что протекает недалеко от школы, чтобы увидеть и установить течение реки, определить ее протоки, устье и исток. Все это сопровождается ее безграничной любовью к делу, увлеченностью.

— Я безумно люблю свою профессию и отдаю ей все свои силы, — признается Марина Николаевна. — Когда-то я сделала выбор сердцем и не жалею. Я патриот своей профессии, как бы трудна ни была она. География — великая наука. Каждый день она приоткрывает нам завесу тайны родного края, страны и всей планеты. Мне особенно нравится изучать родной край. Как увлекательно узнавать что-то новое о таких привычных объектах, которые окружают тебя с детства! Свое увлечение стараюсь передать детям. Мы вместе исследуем свой город и пишем творческие работы о нем.

Жажда открытия, стремление проникнуть в сокровенные тайны бытия рождаются у учеников незаметно для них, но заметно для нее в результате спланированной педагогической деятельности. И эта победа ее, учительская. Особо это касается тех учеников, кто дружен с ГОШей — географическим обществом школьников, которое Марина Николаевна создала для ребят, интересующихся различными областями науки и техники. Они занимаются исследовательской деятельностью, создают и защищают проекты крае­ведческого и этнокультурного характера на конкурсах и конференциях разных уровней. Все кажется просто: увлеченные единомышленники, собираясь вместе, открывают мир. Но и тут у нее свои принципы и взгляды, отойти от которых — значит убить идею.

— Если вы решите попробовать создать такое общество, то не навязывайте теоретический материал, — предупреждает Марина Николаевна коллег. — Подведите детей к необходимости изучения теории незаметно. Ребенок удивляется, радуется увиденному, задается вопросом и ищет на него ответ. Не менее важно объединять знания по нескольким предметам. Путешествуя, даже виртуально, я обращаю внимание ребят на то, как возникли горы, холмы и реки, встреченные нами на пути, с какими республиками или странами граничит местность, какие растения произрастают, какие животные обитают, какие произведения искусства посвящены этим местам, что за народы жили здесь и почему сменяли друг друга. Так, гора, остров или старинное здание могут послужить местом встречи разных наук.
Пятый год существует общество, увеличивая область знаний и детей, и педагога. Удивительно, но в исследовательскую деятельность Ермакова вовлекает и родителей.

— Современная жизнь оставляет так мало возможностей для содержательного и дружественного общения родителей с детьми… — считает она. — Зачастую папы и мамы вынуждены лишь контролировать неуспешного ученика. А работа над проектом не может быть неуспешной. Родители, сами того не замечая, включаются в исследовательскую работу и делают открытия вместе с детьми. Проверено!
В копилке педагога и ее подопечных победы на различных олимпиадах и конкурсах. Проект, посвященный исследованию реки Инсар, получил второе место на Всероссийском конкурсе юношеских исследовательских работ «Юный архивист». Собирая необходимую информацию, они работали в архиве, изучали карты и документы.

— Прошлое Рузаевки — увлекательная тема, — рассказывает Марина Николаевна. — Казалось бы, ничего особенного, но, когда копнешь глубже, можно сделать много новых открытий. Например, наша школа была основана 130 лет назад. Представляете, сколько интересных людей и учителей через нее прошли! Часто думала о том, чтобы организовать специальные экскурсии на эту тему, создать увлекательный туристический маршрут по учебному заведению.
Проект создан, и сегодня ученики, родители, выпускники приходят в школу, чтобы погрузиться в мир истории, почувствовать дух образовательного учреждения прошлого, а то и позапрошлого века.
— Мы ведем отсчет истории с церковно-приходской школы, которая располагалась на этом месте. А буквально через дорогу была усадьба Струйских, где родился поэт Александр Полежаев. Местные жители, копая свои огороды, до сих пор находят артефакты. По архивным документам мы узнали, что здесь находился склеп Николая Еремеевича Струйского, хозяина усадьбы. На территории современной котельной располагалась церковь, — рассказывают на экскурсии во дворе школы ученики Ермаковой.

На конкурсе «Учитель года» Марина Николаевна представляла технологию геймификации. Методика, по которой она работает не первый год, предполагает использование игр на уроках. Она требует большой подготовки к уроку, но вызывает живой интерес учащихся, даже тех, кто не очень любит географию или не любит учиться вообще. Также технология геймификации является отличным средством для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Игры увлекают, затягивают, заставляют задуматься. Некоторые растягиваются на четверть, ученики поэтапно зарабатывают баллы. Один из элементов игры — прием «Разведчики»: детям необходимо установить зрительный контакт друг с другом, найти себе пару без слов и уже вместе выполнить задания на знание географических объектов по карте. За выполнение трех заданий школьники получают пятерку. Если не выполнено ни одного задания — отметка «неудовлетворительно», но в любой момент, как только будут готовы, ее можно исправить.
Одним словом, чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти. Это девиз Марины Николаевны, которым она руководствуется в профессии, в жизни и которому учит своих учеников.

— Не попробуешь — не узнаешь, — приглашает она ребят на улицу: пеший поход в течение урока-двух может помочь в изучении природных зон. А поездка в поселок Пешелань, где расположен гипсовый завод, — это экскурсия в действующую шахту по добыче гипса. Дети всегда в восторге от этой поездки. Еще бы, не каждый день можно увидеть, как ведется добыча полезных ископаемых. Уж тем более невозможно это понять по учебнику. Частые гости они и в минералогическом музее географического факультета МГУ имени Н. П. Огарева. Наверное, поэтому проблемы мотивации учебной деятельности у ермаковских школьников нет, а есть желание узнавать новое.
— Мы учимся у лучшего учителя гео­графии, — говорят ученики.

И сама Марина Николаевна считает, что главное для учителя — постоянное развитие, стремление к получению новых знаний, а значит, открытие новых возможностей для учеников. Ее увлечения — картография, изучение архивных документов о родном крае, изобразительное искусство. Ее педагогическое кредо — учить жить с интересом к окружающему миру, учить познавать его с удовольствием. А потому она ездит на велосипеде, плавает в речке, ходит на лыжах, путешествует с рюкзаком за плечами.
— О, какое это великое счастье — ежечасно, ежеминутно жить любимым делом! — уверяет Марина Николаевна. — А география действительно им стала. И не просто жить, а делиться этой жизнью с целым миром непослушных, озорных, веселых, непосредственных умов, жаждущих всего нового, неизученного, неизведанного!

Сегодня Марина Николаевна Ермакова — обладатель премии главы Республики Мордовия, один из авторов-разработчиков интегрированного курса «Производственный маршрут» для обучающихся 10‑х классов, организатор муниципальных конференций для педагогов «Образование и воспитание школьников в условиях поликультурного региона», конференции для учащихся «Мой дом, моя семья, моя республика». Не раз ее деятельность была отмечена благодарностями Поволжского центра культур финно-угорских народов и Мордовского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассамблея народов России». Неоднократно была участником Международных форумов, на которых обсуждались вопросы интеграции передовых технологий в образовательную среду, Apple Leadership Tour, Adobe Education Leaders Summit (г. Москва). И все же главным профессиональным достижением считает своих учеников, которые добились успехов.

— Возможным это стало благодаря тому, что ребенок осознал свой интерес и сделал шаг навстречу. Советуя и помогая, всегда можно добиться продвижения. Ученик — это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь, — считает Марина Николаевна.
Как у всех, бывают и у нее дни, когда кажется, что все делаешь не так, когда чувствуешь усталость и хочется все бросить. Но звенит звонок, и она торопливыми шагами спешит в класс, потому что точно знает: школа — это страна, это Родина, это планета, это мир, это Вселенная, это ее жизнь!