Настоящий результат достигается в диалоге

Экология

Пять лет — это много или мало? Достаточно для того, чтобы понять специфику школы, увидеть вектор развития и определить конкретные шаги, считает Светлана Куницкая. Именно столько лет назад она возглавила екатеринбургский лицей № 173.

Светлана Васильевна 15 лет проработала преподавателем биологии, руководителем районного объединения учителей по своему предмету, заместителем директора по учебно-воспитательной работе.

Во многом благодаря ее усилиям лицей стал известен на весь город, здесь была выстроена система экологического воспитания детей с 1‑го по 11‑й класс.

Имидж молодого учебного заведения (недавно ему исполнилось 27 лет) накрепко связан с понятием «горно-геологический»: летом работал горный лагерь, действовала камнерезная мастерская. Расположенный по соседству Уральский горный университет являлся базой для поступления лицеистов. Введение ЕГЭ расширило круг интересов выпускников, но данный вуз остался в числе приоритетных.

«Я не сторонник революций, — говорит Светлана Владимировна. — Изменения должны происходить постепенно и естественно. Выбирать путь перспективного движения нужно, опираясь на традиции».

Лицей сохраняет «потомственный» интерес к предметам естественно-научного цикла: физика, химия, биология, математика. В планах дальнейшее усиление физического направления и расширение технологического блока — информатика сегодня все более востребована.

— Светлана Владимировна, задача, которую вы поставили, ясна. Как вы намерены ее решать?

— Как часто бывает, в теории все выглядит очень легко, но перейти от теории к практике далеко не просто. Я выделила три определяющих фактора — педагоги, техническая база и мотивация детей.

Высококвалифицированные профильные кадры нужны всем. Могу сказать, что сейчас у нас сложился активный и работоспособный коллектив. Как во многих учебных заведениях, несколько лет назад наблюдался перекос в сторону возрастных педагогов. С одной стороны, это ценный опыт, с другой — нехватка молодой энергии и свежего взгляда. В последнее время коллектив пополнился молодыми кадрами. Хочу назвать учителя английского языка Александра Мавричева, преподавателя истории Дмитрия Дильмухамедова.

— Директору, казалось бы, проще и безопаснее делать ставку на зрелость, на тех, кто имеет опыт, категорию, стаж…

— Такие люди для нас опора. С молодыми специалистами нужно работать, учить их. По моим наблюдениям, сегодня молодым педагогам приходится сложнее, чем раньше, прежде всего потому, что сильно изменились дети, их мышление. И они, и родители стали более требовательными. Недавние выпускники педвузов неплохо общаются с учениками, легко находят общий язык, увлекательно ведут свой предмет. Но, когда дело доходит до спроса, многие из них пасуют, не умеют потребовать так, чтобы и статус педагога поддержать, и ребенка не обидеть. Им еще предстоит научиться проходить по тонкой педагогической грани.

Помогает система наставничества. Молодой специалист закрепляется, во-первых, за заместителем директора, во-вторых, за руководителем профильного методического объединения. Но мы на этом не зацикливаемся.

Поощряем посещение уроков других педагогов, пусть иного предмета, очень полезно посмотреть, как с твоим классом работает другой специалист. Идеал для директора — стабильный коллектив без большой текучести кадров, с постоянной «добавкой» молодости.

— Вы упомянули техническую базу. Речь ведь идет не о проблемах типа «крыша протекает»?

— Имею в виду высокотехнологичное оснащение специализированных классов. В лицее прекрасно оборудован кабинет химии, там есть ноутбуки с целевыми программами. Необходимо также обустроить кабинеты физики и информатики. Но и «крыша протекает», проблемы подобного уровня, к сожалению, сохраняются. Школа — живой организм, в нем что-то портится, ломается, выходит из строя. Помимо бюджетного субсидирования решению материальных проблем помогает фонд поддержки образовательного учреждения. У нас сильный родительский комитет, папы и мамы интересуются не только условиями обучения, но и содержанием учебного процесса. Среди платных услуг самыми востребованными стали услуга адаптации детей к будущему образовательному процессу и бассейн.

— Насколько мне известно, количество учащихся в лицее выросло за последние пять лет почти вдвое и теперь превышает тысячу человек, что свидетельствует о конкурентоспособности учебного заведения. Привлекает специализация?

— Да, естественно-научный профиль сегодня востребован. Редкая черта: мальчиков у нас больше, чем девочек, это заметно даже в первом классе, не говоря уже о старшем звене. В лицее осуществляется дополнительный набор в старшие профильные классы. Несколько лет подряд все выпускники поступают в вузы, прежде всего это Уральский федеральный университет, Горный университет, Медицинская академия. Почти 20 процентов выпускников — медалисты.

Влияют на рост контингента и естественные причины: лицей находится в центральной части города, школы здесь переполнены, а вокруг идет активное строительство. Но число детей увеличилось, перестало хватать площадей. Мы были вынуждены несколько классов вывести во вторую смену. В плане развития — возведение пристройки к основному школьному зданию, она будет рассчитана на четыреста человек.

Еще одна наша особенность — много спорт­сменов. Рядом расположен крупный спортивный комплекс «Юность». Третий год учится волейбольный класс из спортивной школы «Изумруд», в нынешнем учебном году набран хоккейный класс, по сути, это целая хоккейная команда. Есть фигуристы, гимнасты. Ребята-спортсмены молодцы, они дисциплинированные, успевают и в спорте, и в учебе. В целом дети спокойные, благополучные, заинтересованные.

— Дополнительно мотивировать никого не требуется?

— Любых детей нужно мотивировать. И родителей тоже: налаживание контакта с семьями сегодня я считаю одной из важнейших задач педагогического коллектива. Результаты нашего успеха во многом определяются воспитанием в семье.

— Светлана Владимировна, вы строгий руководитель?

— Скорее нет. Я не придерживаюсь авторитарного стиля общения ни с детьми, ни с коллегами. Думаю, истина — в умении договариваться: услышать другую точку зрения, в чем-то ее принять, но, если сохраняется глубокое убеждение в собственной правоте, доходчиво донести свое мнение до большинства. При этом важно не переборщить с эмоциями, они влияют на качество решения. Человеку порой нужно выговориться; пусть сейчас выскажется, а потом мы вернемся к вопросу и построим конструктивный разговор. Настоящий результат может быть достигнут только в диалоге. Именно это можно назвать экологией взаимоотношений.

— Что является для вас наиболее сложным в деятельности директора?

— Директорский «профиль» — это многопрофильность. Заурядный директорский день включает в себя самые разные профессии: ты и бухгалтер, и юрист, и хозяйственник, и педагог, и менеджер, и психолог. Надо очень быстро переключаться с одного на другое. Пока еще мне сложно отпустить ситуацию, а ведь высший пилотаж для директора — это видеть все направления, оценивать правильность движения, но не контролировать каждую мелочь. Цели поставлены, и процесс течет с минимальным вмешательством руководителя.

А трудности только тренируют. Так с кадровым составом: знаешь, что требуется учебному заведению, и ищешь заинтересованных людей. Так с финансированием: видишь перспективы и продумываешь способы их достижения.

— Вы и в директорском кресле остаетесь педагогом? Или преподавание уже в прошлом?

— Многие годы я вела биологию. Недавно в коллектив пришел хороший специалист-биолог, и я со спокойной душой смогла отпустить от себя старшеклассников. Взяла шестой класс и получаю позитивный эмоциональный заряд. Выпускники четко знают, чего хотят, куда будут поступать, и это сильно влияет на их отношение к предмету. Детям же просто интересно открывать мир природы и человека! Они увлеченно слушают, как устроено человеческое тело, как растет цветок, как все живое взаимосвязано.

Цель человека на земле, с моей точки зрения, — это осознать природу и быть ей полезным. Природа создала мыслящее существо, чтобы посмотреть на себя со стороны.

— В этом, наверное, и есть смысл широкого понятия «экология»?

— Каждое утро по пути на работу я наблюдаю за тем, что в мире изменилось. Зимой — как лежит снег на ветках, сегодня его чуть больше, чем вчера, и он блестит на солнце. Летом — как поднимается зной над травой, колышется жаркий воздух. Я стараюсь детям открыть глаза на мир вокруг них, в том числе на мир людей, и беречь его.