Виктория Ряннель о семейном образовании

Форма,

О том, чтобы перейти на семейное образование я стала задумываться в тот момент, когда собирала в школу третьего ребенка. Когда мы записывались в первый класс, появилась информация, что в классе может оказаться 34 (!) человека, и это меня смутило.

В таких больших коллективах некомфортно и детям, и учителям. Информации о семейном образовании тогда было не очень много, а в классе, куда зачислили дочь, в результате оказался 21 человек. Так мы и забыли про семейное обучение на несколько лет.

Когда настала пора младшей дочери идти в школу, я уже успела узнать все, что мне нужно, и была нацелена только на семейную форму обучения. Причины для этого были вполне весомые. У Вероники — младшей дочери — был очень низкий темп выполнения заданий. Все задания и тесты она выполняла без ошибок, но медленно. В отведенное время никогда не укладывалась. Отвечая на заданный мною вопрос, она тоже думала очень долго, но в итоге отвечала. Я прекрасно понимала, что в массовой школе никто не будет ждать, когда она даст ответ. Для этого нет ни времени, ни возможностей в рамках 45-минутного урока. А впоследствии это могло отбить у дочери желание учиться, а закончилось бы все школьной неуспешностью.

К тому же я успела познакомиться с другими родителями-«семейниками» и увидела, какие возможности дает обучение вне школы: дети высыпаются, мотивированы на учебу «за интерес», а не «за отметки», у них достаточно времени для дополнительных кружков и просто детской жизни. Я решилась.

Объединившись с другими родителями, мы создали маленький класс из пяти человек, нашли хорошую учительницу и стали встречаться в такой компании три раза в неделю. Этого хватает, чтобы изучить программу за год начальной школы. Два раза в год мы сдаем аттестацию по всем предметам класса. Еще у нас есть проект «Дети-детям»: здесь ребята, серьезно интересующиеся каким-нибудь предметом или дисциплиной, которая не входит в обучение, рассказывают об этом своим одноклассникам или знакомым «семейникам». Например, в первом и втором классе к нам приходил мальчик Саша, тоже «семейник», и вел курс астрономии, потому что он серьезно занимается в Московском планетарии и собирается стать астрофизиком. Он сам писал планы лекций, которые потом читал ребятам. А Вероника проводила уроки лепки, дома продумывая план-схему урока. Такая подготовка к занятиям развивает у старших детей навыки планирования и контроля своих действий, и воспитывает ответственность, что очень важно в дальнейшей жизни. Для развития межполушарных связей и ловкости я занималась с ребятами жонглированием.

Надо отметить, что к началу второго класса темп работы моей дочери значительно вырос, а результаты тестирований показали, что ее знания — на уровне средних учеников школы. И это учитывая тот факт, что на учебу мы тратили значительно меньше времени. За эти три года Вероника и болела всего пару раз — тоже своего рода показатель. Детей меньше — вирусов тоже. Если кто-то серьезно заболел, спокойно остается дома.

Семейное образование использует индивидуальный подход, исходя из склонностей, интересов, темперамента, интеллектуальных и темповых особенностей ребенка, что повышает эффективность обучения. Опять же здесь другая мотивация на учебу, нет страха оценок, да и оценки сами по себе не так важны. Бытует мнение, что у детей на семейном обучении проблемы с социализацией. Если под социализацией понимать опыт выживания в школе, то, конечно, да, такого опыта нет. Но нужен ли он? Это большой вопрос… А дефицит общения со сверстниками родители компенсируют при помощи кружков, мастер-классов, секций и досуговых мероприятий. Из минусов — не всем семьям подходит такая форма учебы: не у всех достаточно ресурсов (финансовых и временных), не все родители готовы нести ответственность за результаты учебы своего ребенка. Государство никак не поддерживает финансово, дети не получают льготных проездных и т. п. Остальные плюсы и минусы семейного обучения зависят от особенностей внутрисемейных отношений так же, как и при обучении в массовой школе.

Для проведения уроков в семейном классе мы используем множество интернет-ресурсов. Подбираем программу с учетом того, чтобы школьная программа была пройдена максимально эффективно.

Огромный плюс семейного образования в том, что взаимодействие с ребенком дома является непосредственным продолжением обучения. Дома мы с Вероникой делаем лэпбуки и создаем проекты на изучаемые темы, рисуем ментальные карты, много играем в игры — обучающие и просто веселые. Сейчас в нашем семейном классе шесть человек, и моей дочери очень нравится его посещать. Учеба для нее радость, а не обязанность. И в этом главный плюс семейного образования. В конце концов это тоже форма обучения, которая имеет полное право на существование.

Об авторе

Виктория Яковлевна Ряннель — педагог дополнительного образования, психолог-арт-терапевт Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Мытищинский», Московская область.