Интервью с А.В. Крыловым

Главная

Личность руководителя во многом определяет лицо школы. История екатеринбургского лицея № 180 в тот его период, когда он получил знаковое название «Полифорум», тесно связана с Алексеем Валентиновичем Крыловым.

Этот человек известен в педагогическом пространстве страны и по-своему уникален. В 2001 году он стал абсолютным победителем Всероссийского конкурса «Учитель года России». В 2017 году вышел в лидеры Всероссийского конкурса «Директор школы». Достойные вехи пути: от лучшего учителя — к лучшему директору. Лицей тоже первенствует по многим критериям. Он входит в Топ-200 лучших школ России. Сохраняя высокие результаты по разным дисциплинам, успешно проводит в жизнь идею полифонического образования с техническим уклоном. 

По первому образованию Алексей Валентинович инженер-электрик (окончил радиофак Уральского политехнического института). Служба в армии, работа на производстве, предпринимательский опыт. И вот школа, получение второго высшего образования, педагогического. На сегодняшний день педагогический стаж Крылова 21 год, 13 из них — в должности директора.

— Это не самая плохая судьба — приходить в школу с неким жизненным багажом, когда понимаешь, как устроен мир, чем живут реальные папы и мамы учеников, — рассказывает он. — Я никогда не вел уроки труда, но меня привлек появившийся замечательный предмет «Технология», который предполагает проектную деятельность и решение изобретательских задач. Сразу столкнулся с пренебрежением в отношении к предмету. Всем важны успехи в математике и физике, а вот что у ребенка по физкультуре или технологии, не принципиально. Однако жизнь доказывает, что именно успешное освоение предметов с практической направленностью помогает человеку. Технология позволяет знание тех же математики и физики применить в реальности. Надо придумать проект, разработать детали, дать экономическое обоснование, воплотить, презентовать, продать, наконец!

— Наверняка ваше успешное участие в профессиональном учительском конкурсе помогло поднять престиж предмета. Расскажите о роли конкурсов в жизни педагога, да и директора тоже.

— Кстати, о Всероссийском конкурсе «Учитель года» я узнал через «Учительскую газету». Это была шикарная школа для педагогов. Я еще раз убедился, что Учитель — самая святая профессия на свете, пишу это слово с большой буквы, и никто до настоящего момента меня не поправил, не посчитал ошибкой.

— Есть мнение, что с развитием информационных технологий роль учителя постепенно снижается.

— Нет, только повышается, как и требования к нему. Он должен обладать еще большим, чем прежде, потенциалом не только знаний, но и душевности, романтичности, если хотите. А профессиональные конкурсы — это всегда возможность подняться на новый уровень. Это прорыв: внутри себя, во взаимоотношениях с коллегами, с детьми, с родителями.

Так сложилось, что вскоре после победы на учительском конкурсе я был назначен директором лицея. Видимо, руководство решило, что педагога, чьи идеи показались интересными на федеральном уровне, неэффективно локализовать в рамках отдельной мастерской. И снова книжки и бессонные ночи, упорное самообразование и убежденность, что учитель сам постоянно должен развиваться.

— Учить и учиться?

— Вы удивитесь, но сегодня моя задача как директора — научиться не учить. Так и хочется порой сказать преподавателю: «Это неправильно, лучше бы урок провести по-другому, вот так или вот так». Приходится себя одергивать: не лезь! Это не значит пустить дело на самотек. Нужно не мешать человеку, но понимать, что он делает, и максимально корректно, не авторитарно и даже не авторитетно направлять.

— Алексей Валентинович, какие качества стоят во главе угла для учителя и какие для директора? Они различны?

— Качества одни и те же. Первое: настоящий Учитель в моем представлении — это человек, который управляет процессом приобретения знаний. Директор школы тоже управляет, только другими процессами. Второе: у нас одна цель. Не отличника подготовить к стобалльной сдаче ЕГЭ и не двоечника заставить выполнять домашнее задание, а создать условия для успешного развития каждого мальчика и каждой девочки. Третье: глубинное понимание, что не дети существуют для нас, а мы — для них.

— 180‑й лицей — одно из крупнейших учебных заведений Свердловской области. Примерно 1800 учащихся, около сотни педагогов. Несколько зданий, соединенных переходом, обширная пришкольная территория, спортплощадки, теплицы, все идеально ухоженное. Сложно управлять таким большим хозяйством?

— Конечно, сложно. В большой школе всего больше. В ней больше выдающихся спортсменов и тех, кто нуждается в особых занятиях физкультурой. В ней больше художников, артистов, но и хулиганов. В ней больше тех, кто составит славу города, страны. Большая школа может решать большие задачи. Но, чтобы твои идеи были воплощены, они должны стать идеями тех, кто их реализует. Значит, их надо донести до каждого сотрудника. А это непросто.

— Как бы вы охарактеризовали главную особенность вашего учебного заведения?

— Мы уделяем большое внимание оптимизации всех ресурсов. В результате удается обучать ребят в одну смену, что принципиально важно для осуществления стратегической задачи. Седьмой год наше учебное заведение реализует вариант политехнического образования «Полифорум». В первой половине дня концентрируется учебный процесс, во второй — действует широкая сеть дополнительного образования.

Всем понятно, что лицей предполагает углубленное изучение предметов естественно-научного цикла. Но мы не хотим выращивать технаря, который не владеет языком, не в состоянии оценить красоту картин Куинджи. Просто увеличивать количество технических часов не вариант. Все должно быть гармонично, без перекосов. Важно создание особой образовательной среды, в которой заметную роль играют архитектурный, здоровьесберегающий, информационный компоненты.

— Как удается все необходимое совместить в рамках учебной программы, которая не резиновая?

— Вот примеры. Каждый урок истории начинается с короткой полит­информации. Под политинформацией мы подразумеваем не анализ современной ситуации. Ученику дается 180 секунд на то, чтобы ознакомить класс со своим мини-проектом. Какими были философские воззрения известного изобретателя? Могло ли произойти то или иное историческое событие после появления некоего научного открытия? Микроисследование — хороший информационный зачин урока. На занятиях по русскому языку дети составляют политехнический словарь, пишут политехнические диктанты. Попробуйте-ка быстро и без ошибок написать слово «рефрижератор». В перечне литературы для самостоятельного ознакомления рядом с Пастернаком оказываются братья Стругацкие, Азимов, Ефремов. Все это не отменяет классического подхода к гуманитарным предметам, а лишь дополняет его.

— Ставите ли вы в новом учебном году перед собой новые задачи?

— Нам хотелось бы принципиально изменить экологический центр. В лицее функционирует круглогодичный опытный участок. Планируем сделать его более современным благодаря новым технологиям, автоматике полива, контролю освещенности, оценим результаты. Должна заработать в рамках предмета «Технология» информационная лаборатория нового типа, хотим запустить станки с ЧПУ, создать 3D-лабораторию.

Но есть и старые задачи, не ставшие менее актуальными, чем прежде. Где взять средства? Наши планы требуют дополнительных материальных ресурсов. Удалось выиграть грант на приобретение станков с ЧПУ, уже шаг вперед.

— Алексей Валентинович, в заключение беседы блицопрос «Директор о главном». Ваша главная забота?

— Конечно, ученики. В школе должно быть комфортно, тогда и малышей, и старшеклассников будет тянуть сюда, как домой. Я часто напоминаю себе и коллегам: дети — это дети, принимайте их такими, какие они есть, признайте их права, в том числе право на ошибку.

— Главная проблема?

— Объем отчетов и документов, которые сегодня требуется заполнять, зачастую не понимая их целесо­образности.

— Главная радость?

— Большинство моих личных радостей связано с работой. Посадил у себя на даче первую яблоню — пришел в школу, заглянул на опытный участок, посмотрел, как здесь яблони растут. Есть у меня личные проекты. Десять лет собирал коллекцию «От рубеля до тефаля», которая теперь представлена в лицее. Это история утюга в сорока реальных объектах, все они работают — какие от угля, какие от нажатия кнопки. Мне приятно, что коллекция неизменно вызывает большой интерес. Недавно придумал дизайнерский проект для кабинета информатики, оказалось, коллеги его используют, тоже испытал радость.

— Главная заповедь?

— Кодекс директора школы — не мешай. Ни преподавателям, ни завучам, ни детям, ни родителям. Будь мудр и терпелив. Наблюдай, помогай, корректируй, но не мешай.