Без национальной системы учительского роста никуда

Горизонталь

Любому педагогу известно: расти можно не только вверх, но и в других направлениях. Скажем, если долго и ударно трудиться, тебя из рядового учителя сделают завучем, а там, чем черт не шутит, можно и директорское место занять с перспективами перехода на более ответственную должность.

Но это, так сказать, рост по вертикали, то есть для избранных, для единиц. А речь идет о том, чтобы гарантировать всем без исключения учителям возможность карьерного роста по горизонтали, в рамках своей профессии и «без отрыва от производства». Об этом в очередной раз говорили на прошедшем на днях в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» круглом столе на тему «Модель национальной системы учительского роста и проект уровневого профессионального стандарта педагога: вопросы для обсуждения».

Напомним, что упомянутая модель предполагает введение таких градаций, как «учитель», «старший учитель», «ведущий учитель». Каждая из них предполагает свой набор трудовых действий, равно как и свой уровень оплаты труда. Но в целом нововведение предполагает, что это поможет более качественно подойти к оценке профессиональных компетенций, позволит молодым педагогам более полно реализовать свой потенциал, идеи и замыслы, не дожидаясь, пока пройдут годы и будет наработан солидный стаж.

— Каждый родитель знает: хороший учитель — тот, которому можно смело доверить своих детей, — сказала министр образования и науки РФ Ольга Васильева. — С каждым годом в систему приходит все больше и больше молодых педагогов, и это хорошо. Но возникает вопрос: что необходимо сделать, чтобы у каждого выпускника педвуза было желание не только пойти работать в школу, но и постоянно повышать свою квалификацию, самосовершенствоваться? И как выстроить систему, в которой их стремления и достижения были бы оценены должным образом? Вполне очевидно, что национальная система учительского роста — это ответ на вызовы времени.

По мнению министра, существующая система аттестации пока не позволяет молодым педагогам заявить о себе в полную силу, потому что в ней преимущества имеют те, у кого больше стаж. Но если человек чувствует в себе силы и способности, нужно не ограничивать его рамками, а поощрять благородные порывы и предоставлять возможности для самореализации. При этом оценивать его потенциал должны отнюдь не чиновники, а представители педагогического сообщества, то есть коллеги, а не начальники. И это принципиальная позиция Минобрнауки.

Однако оценка профессиональных компетенций — крайне сложный и весьма деликатный момент, о чем заявил директор московского центра образования № 109, президент педагогической ассоциации «Педагог XXI века» Евгений Ямбург. Кто конкретно будет этим заниматься? И по каким критериям станут оценивать способности учителей? Скажем, что касается людей со стажем, то тут всегда можно выразить результаты их деятельности в цифрах: подготовил столько-то олимпиадников и стобалльников, имеет такие-то медали и пр. А что взять с молодых, неопытных, но инициативных, оригинально мыслящих?

— Поэтому у меня огромная просьба к министерству: ни в коем случае не нужно стремиться внедрить эту систему сразу и повсеместно! — попросил Ямбург Ольгу Васильеву. — И, конечно же, ее введение не должно сделать жизнь учителей хуже, понизить их статус и материальное положение. Система должна предоставить новые возможности, но не обязывать всех и каждого делать то, чего он не хочет.

При этом, констатировал Ямбург, невозможно обойтись без серьезных финансовых вливаний в систему образования, поскольку понадобится изыскать средства на материальное поощрение тех старших и ведущих учителей, которые действительно достойны этого в силу своего повысившегося статуса.

С коллегой полностью согласна председатель Общероссийского профсоюза образования Галина Меркулова. Она также убеждена: нельзя внедрять инновации, в которых очень много непонятного, неясного, не прописанного в подзаконных актах. Вместе с тем, по ее мнению, нужно помнить также и о том, что для учителей очень важный момент — моральное вознаграждение за их труд и усилия. Деньги важны, но решают они далеко не все, поэтому нужно не забывать про то, насколько трепетно педагоги относятся к различным наградам, нагрудным знакам, дипломам, к упоминанию их имени в статьях и репортажах, словом, ко всему, что психологи называют мягкой валютой.

В том же контексте выразился и главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец.

— Чтобы добиться успеха, стремясь внедрить новую модель национальной системы учительского роста, нужно объединить усилия самых разных организаций и структур, — заявил он. — И в первую очередь это касается профильных СМИ, которые рассказывают людям о сути тех или иных инноваций. Поэтому имеет смысл создать единую площадку, на которой различные издания могли бы публиковать материалы, посвященные НСУР, где все заинтересованные граждане могли бы высказывать свои замечания и предложения, вести дискуссию с разработчиками. Подобные обсуждения могли бы стать своего рода ликбезом для всего педагогического сообщества, в котором, к сожалению, до сих пор знают о предлагаемой модели лишь в общих чертах. И не стоит забывать, конечно же, про Всероссийский конкурс «Учитель года России», ведь многие его участники — это как раз те самые молодые преподаватели, которые успешно повышают свои профессиональные компетенции в рамках конкурсных испытаний. Напомню, что в регионах есть целая сеть клубов и сообществ учителей года разных лет, и там также можно организовать обсуждения модели НСУР.

Весьма интересным было выступление в формате телемоста заместителя министра образования и науки Республики Татарстан Тимирхана Алишева. Он рассказал об уникальном опыте сертификации выпускников педагогических вузов и факультетов.

— Мы предлагаем каждому, кто собирается после окончания вуза пойти в школу, пройти добровольную сертификацию на предмет их соответствия требованиям профессионального стандарта педагога, — сообщил замминистра. — Все мы знаем: полученные в ходе учебы знания — это далеко не все, куда важнее компетенции, то есть способность применять эти знания в конкретных ситуациях. Молодые учителя выполняют ряд заданий, при этом оценочные материалы позволят выявить слабые стороны их подготовки, а заодно и понять, насколько грамотно составлена образовательная программа вуза. У нас в республике развито наставничество, поэтому результаты тестирования будут очень полезны для тех опытных педагогов, которые впоследствии будут опекать «новобранцев».

По мнению Тимирхана Алишева, этот опыт можно использовать при оценке достижений учителей в рамках реализации модели НСУР.

Дискуссию было решено продолжить 27 сентября, но уже в контексте проблем системы дошкольного образования. А пока все желающие могут принять участие в обсуждении НСУР на сайтах www.минобрнауки.рф, www.педагог21века.рф, www.eseur.ru, www.ug.ru и www.ria.ru.