Как научиться не просто делать, а стать в деле лучшим

Инкубатор

В Новосибирске седьмой год успешно действует «И-куб» — информационно-инженерный инкубатор, лидерский проект Агентства стратегических инициатив в сфере профессионального образования школьников.

Сейчас с ним работают больше десятка образовательных учреждений города. 

«И-куб» — «и» в кубе — это система профессионального воспитания. Подростки с 12 лет готовятся быть специалистами, способными работать вместе и выполнять реальные задачи рынка, — фриланс, предприятия собственного бизнеса. Готовят не за партами, а на практике. Главный элемент обучения — модули: ставится четкая цель, и команда два месяца работает над проектом, который должен ее достичь. Направления подготовки — те, которые востребованы на рынке высоких технологий: ИТ-разработка, киберфизика, разработка компьютерных игр.

Основал информационно-инженерный инкубатор «И-куб» Вадим Полюга, ИТ-бизнесмен и педагог. Причем первые три года и он, и его коллеги работали бесплатно — было интересно. Потом это стало занимать практически все время… Модульную систему он опробовал, еще будучи заместителем директора гимназии № 6 в Академгородке. Нужно было срочно подтянуть 11‑й класс, собранный из разных школ. Тогда он придумал учить детей погружением — четыре одинаковых предмета в день с разбивкой на физкультуру и языки. Причем сначала ребята изучали предметы, по которым ЕГЭ сдавать не собирались, а к концу года — математику, физику, информатику, поскольку класс был специализированный — инженерный. При этом количество предметов не изменилось, времени, положенного по программе на каждый из них, меньше не стало. В итоге ребята, на предварительном тестировании по физике набиравшие не больше 40 баллов, сдали экзамен со средним баллом 70‑85!

— Я по образованию математик-физрук, — говорит Вадим Полюга. — Первое образование у меня математическое, второе — физкультурное. Летом защищал шкиперские права. Яхта — сложный инструмент: представьте машину на лысых шинах во время гололеда, когда для лавирования важен каждый дециметр. Полгода мы всей группой самоотверженно изучали теорию, вложили приличные деньги, а на практике не справились, экзамен не сдали.

Это мне напоминает историю с современным образованием. Пока работал в школе, все думал: почему пятилетнее обучение ребенка в вузе обходится примерно в полмиллиона рублей и только 40 процентов выпускников при этом идут трудиться по специальности? Во мне проснулся математик — все дело в метриках. Как мы определяем результат школы? ЕГЭ и победы в олимпиадах — критерии, по которым считаются рейтинги. Зачем тогда детям школа? Для этого есть более простой способ получить результат — репетитор и тренер. Когда есть четкая цель, ее можно достигнуть быстрее.

Давно известно, что университеты дают базовое образование, а на рынке труда требуются профессионалы с опытом, которые могут решать сегодняшние задачи. Кроме того, рынок нуждается не в одиночках, а в слаженных коллективах и людях, умеющих работать в команде.

— Мы исходили из того, что дети пока о себе знают мало, — объясняет Вадим Олегович. — Поэтому школьник представляет гипотезу собственной профессиональной склонности, а в течение двух месяцев ее проверяет.

За учебный год можно попробовать себя в четырех модулях, получить опыт и понять, подходит ли профессия ему. Это его осознанное понимание, а не то, что он видит в телевизоре или представляют его родители. То есть человек думает, что он хочет быть программистом, пожалуйста — создавай с товарищами проект, пробуй. Нужен обязательно полигон, площадка, где он может экспериментировать. И поскольку эта история про развитие по Льву Выготскому, требуется выход за рамки зоны комфорта. Последнее слагаемое — петля обратной связи. Мы шутим, что, когда грабли прилетают в лоб, появляются извилины. Если человек не умел работать руками, то он не научится магическим образом. Он не научится говорить с людьми, если в течение сознательной жизни — школа, вуз, аспирантура — этого не делал. Важная слагаемая процесса: каждые два месяца мы спрашиваем, нравится или нет. Воспитанник может сказать, мол, ИТ-разработки как-то не пошли, я лучше микроконтроллер попаяю. Или наоборот: зацепило, хочу идти дальше. Хорошо, давай посмотрим, что ты умеешь, подтвердив это артефактом — тем, что ты создал. А теперь давай посмотрим, насколько хорошо ты умеешь это делать по сравнению с другими. И тут во мне просыпается физрук. Спорт — это прекрасный способ сравнить себя с другими. Спортивный фокус позволяет освоить сферу быстрее, потому что азартно, в тонусе. Тут нужно уже не просто сделать, а стать в этом лучшим. Сначала — внутри модуля, потом в городе, в стране.

Практическая подготовка специалистов, их тандемов и целых рабочих команд — главная задача инкубатора. Школьники вместе с преподавателями и экспертами-практиками работают над реальными задачами, которые нужны времени. При этом они говорят на одном языке — инкубатор работает «переводчиком», осуществляя взаимодействие. Если предприятию нужна инновация, то он помогает детям ее разработать. Среди партнеров «И-куба» — крупные российские и международные компании: в ИТ-разработке «Яндекс» и «СКБ-контур», в робототехнике — Intel, в разработке игр — DeusCraft. Именно они проводят экспертизу и проверяют результаты труда школьников и их преподавателей.

Инкубатор давно стал постоянным партнером и Новосибирской службы занятости — он помогает не только получить опыт в решении производственных задач, но и понять требования работодателей к молодому специалисту. В итоге предприятие-заказчик получает разработку, а школьники — практику. Тем командам, которые создают серьезные проекты, способные принести реальный доход, «И-куб» помогает организовать свой бизнес. А детские проекты вполне реальные — проектирование реальной альтернативы наземному транспорту, разработка действующей модели стрелкового оружия, создание настоящего, но легкого вездехода.

— В Книге книг написано: «По плодам их узнаете», — говорит Вадим Полюга. — Работодателю важно одно — что ты сделал? Понятная траектория формируется исходя из целей. Первый наш выпуск уже окончил вуз, практически все получили красные дипломы. Потому что они идут в университет, зная, чего хотят. Они знают это уже в 10‑11‑м классе, а к выпуску у них в блокнотах уже визитки начальника отдела кадров и начальника производственного отдела предприятия, на которое они надеются попасть. Они знают, что им нужно, и сразу спрашивают преподавателя, что сделать, чтобы получить «пять». Очень важно, что наша система верифицируется через работодателя. Наши ребята начинают зарабатывать еще учениками — занимаются фрилансом, создают свои предприятия. И это позволяет нам говорить, что профориентация без верификации рынка — это, скорее всего, профанация.

Как считает Вадим, в «И-кубе» еще много недостатков, в частности он плохо монтируется как явление в других регионах. Поэтому придумали лагерь Starchallenge. Дети вместе со взрослыми попадают не просто в незнакомую местность, а на чужую планету, где надо выжить с помощью передовых технологий. Им приходится исследовать местность, добывать ресурсы, запускать ракеты, состязаться с конкурентами, управлять колонией. Сделать это можно только в командах единомышленников, которые и создаются за короткий срок — 5‑7 дней, причем выжить надо, как можно бережнее относясь к чужой планете, иначе она может ответить агрессией. Колонистам приходится быстро осваивать предметы — от робототехники и геохимии до астронавигации и маркетинга. 

В лагере отдыхать некогда, сюда едут, чтобы познать себя, «примерить» различные профессии, организовать работу в команде, договориться с кем-либо, собрать экспедицию. Как говорят «покорители космоса», постоянно возникают новые задачи, цели и препятствия, которые необходимо преодолеть, что позволяет мобилизовать все усилия в условиях ограниченного времени и возможностей. Starchallenge с успехом провели уже в Москве, Новосибирске, Тюмени, Екатеринбурге.

«И-куб» распространяется по стране — в 2015 году, например, вместе с компанией «Крок» и Департаментом образования Москвы организовали Школу ИТ-решений для 37 столичных школ. Настольная игра «Компас новых профессий», разработанная инкубатором, помогает ознакомиться с профессиями будущего, понять принцип построения карьеры через развитие навыков. Как говорят специалисты, в 2020 году исчезнут почти 60 специальностей, зато появятся около 200 новых. В игре взрослые и дети узнают, какие профессии будут востребованы, как правильно выбрать место учебы и работы… Собственно, они получают пусть пока игровой, но уже практический жизненный опыт, что важнее любых советов. «Компас» охватил уже более 2000 человек в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Кирове, Калининграде, Ярославле, Томске.