Точка зрения

За

В работе августовского педагогического совета Ленинградской области, прошедшего в Президентской библиотеке, приняли участие более 400 педагогов, ученых, представителей органов власти.

Кроме того, заседание транслировалось на сайте библиотеки, и его дистанционными участниками стали порядка 20 тысяч человек. Темой для обсуждения стала «Ленинградская область: от качественного образования к человеческому капиталу».

Как и в прошлые годы, педсовет прошел в формате открытой дискуссии, и, как заметил губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко, такой формат интересен и продуктивен, поскольку позволяет высказаться разным участникам образовательного процесса. Как показало время, он был прав, однако отдельные выступления вызвали некоторое недоумение, но об этом позже.

Для начала Александр Дрозденко напомнил о том, что сфера образования является приоритетной и ежегодно на нее выделяется практически треть бюджета региона. Это вполне объяснимо, ведь вложения в сферу образования — это вложения в будущее страны. В то же время глава региона заметил, что по-прежнему острой остается проблема трансформации ценностных установок у молодежи, а это в свою очередь требует от школы новых подходов к обучению и воспитанию. Школа, на взгляд Александра Дрозденко, должна быть в первую очередь современной, то есть предлагающей ребенку все условия для интеллектуального и творческого развития. Сейчас таких школ в Ленинградской области много. Кроме того, их количество год от года увеличивается. Уже в этом сентябре для ребят откроются две большие новые школы, оснащенные необходимым оборудованием. В планах правительства Ленинградской области в ближайшем будущем уйти от такого явления, как вторая смена.

Председатель Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Сергей Тарасов подчеркнул, что качественных изменений требует сама жизнь. В своем докладе он рассказал, что регион активно включился в разработку национальных проектов «Развитие образования» и «Наука». В настоящее время уже подготовлены и направлены в адрес министерств региональные инициативы по темам «Система сопровождения психологической безопасности субъектов образовательного пространства», «Ресурсный центр комплексной интеграции и сопровождения инвалидов», «Создание в Ленинградской области научно-образовательных центров». В новом учебном году будет дан старт таким проектам, как «Современная школа» и «Цифровая школа». Планируется создание трех «Кванториумов» — в Кировском, Всеволожском и Гатчинском районах.

По мнению Сергея Тарасова, хорошая школа — это место, куда родители могут спокойно отдать ребенка и куда ребенок идет с удовольствием. Школ, где стараются увидеть в ребенке индивидуальность и развить ее, становится все больше, и система образования региона стремится к тому, чтобы такой подход был доминирующим.

Как водится, после официальных сообщений наступило время открытой дискуссии, и тон ей задал директор московской школы № 109 академик РАО Евгений Ямбург. Правда, уважаемый академик не ответил на прямой вопрос ведущего о том, что он вкладывает в понятие «человеческий капитал», а с ходу заявил, что согласен со многими вещами, прозвучавшими в докладе Александра Дрозденко, но… не услышал ни одной проблемы. Это было более чем странно, потому что и глава региона, и глава ведомства как раз упоминали о проблемных точках, существующих в регионе, и о том, что перемены нужны, важны и к ним необходимо готовиться. Академик продолжил мысль и пояснил, что мир находится на грани серьезных перемен и никто не знает, какие профессии будут востребованы через 3‑4 года. На вечный вопрос, что в таком случае делать, господин Ямбург не дал ответа.
Сменив глобальность на реальность, о «человеческом капитале» высказался другой участник дискуссии — ректор РГПУ им. А. И. Гер­цена Сергей Богданов. Он заметил, что нужно признать одну особенность нынешнего времени: благодаря медицине сейчас выживают дети, родившиеся на ранних сроках беременности. К сожалению, это отражается на их здоровье. Системе образования нужно понимать, что в будущем придется работать и с такими детьми. Эти дети тоже наш человеческий капитал. Все новшества, которые вносятся и будут вноситься в сферу образования, должны учитывать этот факт.

В ходе дискуссии затрагивалась также тема конкурентоспособности системы образования. По мнению заведующей кафедрой непрерывного филологического образования и образовательного менеджмента СПбГУ члена-корреспондента РАО Елены Казаковой, конкуренция — явление необходимое и даже уместное среди образовательных организаций, но если она становится свойством личности, то люди в желании догнать и перегнать живут в режиме соревнований, забывая о том, что можно просто жить.

Поскольку формат открытой дискуссии позволял вставлять участникам свои реплики, то на одном замечании вышеупомянутый Евгений Ямбург не остановился. Сложилось ощущение, что уважаемый академик пытается в докладах своих коллег найти противоречия. Например, заместитель начальника Управления надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Евгения Елисеева, имея неосторожность высказать мнение, что в школе прежде всего должна быть душа, получила свою порцию иронии типа требуете от школы душу, а проверяете результаты ЕГЭ. Зал встретил реплику смехом и аплодисментами.

Также уважаемый академик, пытаясь сформулировать вопрос епископу Выборгскому и Приозерскому Игнатию, зачем-то упомянул о своей поездке в Алтайский край и в несколько шутливой манере рассказал, что познакомился там с объединением «юных шукшинят», в котором занимаются ребята, увлеченные творчеством земляка — писателя, актера и режиссера Василия Шукшина. Уважаемый академик предположил, что тогда и в Петербурге может возникнуть объединение «юных ахманят», изучающих творчество Анны Ахматовой. Зал также поддержал Евгения Ямбурга улыбками, хотя было совершенно непонятно, каким образом эта реплика сочетается с высказыванием епископа о желании сотрудничать со сферой образования в деле сохранения в человеке человеческого.

Ну, а на десерт и «Учительская газета» получила от заслуженного педагога упрек. Господину Ямбургу показалось неправильным, что в заголовке статьи «В Ленинградской области к профессии „учитель“ относятся с большим уважением» слово «учитель» закавычено. Какую двусмысленность углядел в этом уважаемый педагог, остается загадкой. Но, скорее всего, маститому академику, который так ревностно следил в ходе дискуссии, чтобы не было всякого пафоса, хотелось, чтобы слово «учитель» было написано без кавычек и с большой буквы. Например, так: к профессии Учитель. Невзирая на правила русского языка.