Несовершенство нормативной базы — самая острая проблема

Логика

Успешный директор очень успешной школы Наталья Никифорова не нуждается в особом представлении. 

Большинству читателей «УГ» она известна как яркий, незаурядный учитель математики из Магнитогорска, абсолютный победитель конкурса «Учитель года — 2009». С осени 2013 года, то есть уже почти пять лет, Наталья Сергеевна является директором магнитогорской школы № 5 с углубленным изучением математики, той самой, которая восемь лет назад направила ее на конкурс. Школа тоже не нуждается в представлении — в ней много лет подряд готовят победителей всероссийских и даже международных математических олимпиад и турниров.

— Наталья Сергеевна, с каким настроением вы начали новый год?

— С рабочим. Лето — горячее время по подготовке школы, поэтому 1 сентября для меня скорее не начало нового года, а некоторое завершение подготовительного летнего сезона.

— Какие задачи поставили перед коллективом в качестве первоочередных и стратегических?

— Приоритетная задача — поддержка и развитие безопасного образовательного пространства для наших детей. Безопасного физически и психологически. Этому вопросу была посвящена и часть педагогического совета, и первые оперативные совещания коллектива. Что касается методической работы, то среди основных направлений выделены проектная деятельность педагогов, смысловое чтение, наставничество, самоанализ деятельности. Также в новом учебном году мы продолжаем работу над проектами нашей программы развития.

— Ваша школа во всем особенная. Я, например, наслышана, что даже первоклашки вашей школы начинают свою школьную жизнь не так, как везде…

— Первая учебная неделя у наших первоклашек — проектные задачи. Они рисуют, играют, знакомятся со школой, выполняют разные задания. В конце каждого дня ребят ждет награда — учебник. Причем последний учебник им надо добыть в пятницу в кабинете директора. Весь класс заходит, мы беседуем, я восхищаюсь успехами ребят и отдаю им заслуженную награду — учебник. В процессе разговора показываю на пеликанов на шкафу и спрашиваю, знает ли кто-нибудь, что это такое. Были ответы: тукан; аист, который свил гнездо для счастья; штука для красоты; птица… Мой рейтинг возглавил ответ: «Посуда!» Мы с ними в результате договорились, что того, кто первым в понедельник придет с правильным ответом, ждет специальный директорский приз. Пришли многие…

— То есть дети вас удивили. А их родители? И чем школа удивила их?

— Наверное, об этом лучше спросить у самих родителей. Знаю, что родители, первый раз попадающие в школу, удивляются количеству растений на этажах — у нас много зеленых уголков. А они удивили нас готовностью к диалогу.

— Ваша школа уже давно среди признанных лидеров математического образования страны. Большую роль в этом сыграли ваши предшественники. За счет чего, на ваш взгляд, удается успешно поддерживать высочайшую планку? В чем секрет успеха?

— Как в мультфильме про панду: каков секретный ингредиент? Если помните, то ответ был в том, что секретного ингредиента нет. В школе создана и развивается система математического образования, включающая несколько компонентов: углубленное преподавание математики, дополнительное математическое образование, индивидуальное сопровождение одаренных детей. Система работает потому, что наши педагоги — профессионалы, которые умеют работать. Им интересно с детьми, интересно развиваться самим. Мы постоянно в поиске новых учителей. Но уже несколько раз слышали: «Нет, я к вам в школу не пойду, у вас много работать надо». Школа реализует модель самообучающейся организации, это также способствует профессиональному развитию коллектива (не только математиков), что естественным образом отражается на качестве преподавания.

— Есть ли у вас кадровое обновление? По каким критериям берете новых (или молодых) учителей?

— В этом году у нас пять новых учителей. Основные критерии — знание предмета плюс умение работать. Четыре года назад мы искали учителя математики, на собеседование пришли три выпускницы физмата с красными дипломами. Каждой я подробно рассказала о той работе, которая им предстоит. Две испугались, третья — нет. В этом году она успешно выпустила три девятых класса в нашей школе.

Если учитель опытный, то мы просим его показать урок с нашими детьми. Обычный рабочий, неконкурсный урок. Очень многие отказываются.

— Какова основная мотивация большинства ваших педагогов?

— Так как зарплаты у нас сопоставимы с зарплатами в других школах, то предполагаю, что основная мотивация у большинства педагогов — возможность самореализации.

— Есть ли у вас сетевое взаимодействие с такими же, как ваша, профильными школами и в чем оно выражается, если есть? Что оно дает?

— У нас в школе есть лаборатория современного физического практикума. На нашей базе проходят занятия для физиков школ города по олимпиадной подготовке. А вот наши химики-олимпиадники уходят в соседнюю школу № 8, в которой есть химическая лаборатория. В Магнитогорске создана Школа олимпиадного резерва, которая позволяет талантливым ребятам, независимо от места учебы, пользоваться возможностями разных школ, лицеев и гимназий. На мой взгляд, это замечательная структура, которую надо сохранять и поддерживать.

— Наталья Сергеевна, какая проблема образовательной сферы кажется вам наиболее острой на сегодня, требует безотлагательного решения?

— Несовершенство нормативной базы. Очень много вопросов, проблем возникает потому, что-либо не предусмотрено что-то, либо прописанное в новых актах вступает в противоречие с уже имеющимся. Например, по ФГОС ООО второй иностранный язык является обязательным учебным предметом. По Закону «Об образовании в РФ» школы разрабатывают свои образовательные программы с учетом примерных основных, включенных в реестр. Примерная основная программа содержит пять вариантов учебных планов, из которых только в один включен предмет «второй иностранный язык». То есть предлагаемые четыре других учебных плана нельзя использовать, так как они не содержат предмет «второй иностранный язык»? Тогда зачем они включены в примерную образовательную программу, которую необходимо учитывать при разработке школьной программы?