К 120‑летию со дня рождения

Михаил

В отечественной педагогической традиции всегда были люди-судьбы и люди  духовные скрепы. Такой личностью, безусловно, являлся выдающийся отечественный ученый-педагог, признанный лидер, теоретик и практик отечественного образования Михаил Николаевич Скаткин (29.07.1900 — 07.08.1991).

Ученый, педагог, просветитель

Михаил Николаевич Скаткин — академик АПН СССР, доктор педагогических наук, профессор — безусловно, входит в плеяду отечественных педагогов. Он создатель более 600 научных работ, среди которых монографии, статьи, учебные пособия и методические рекомендации для учителей, учебники для средней школы. В его образе олицетворяются лучшие качества замечательного российского ученого-педагога, патриота и просветителя. Ему всегда были присущи мудрость, ясность духа, доброжелательность, профессионализм. В самых сложных жизненных обстоятельствах он оставался верным подлинной науке.

Емкую и метафоричную характеристику личности Михаила Скаткина дал видный ученый-педагог В. В. Краевский: «Михаил Николаевич Скаткин был воплощением добрых традиций, точнее, доброго в традициях, защитником всего, что сопротивлялось в прошлом и сейчас противостоит обскурантизму, на­циональному самодовольству, идеологическому чванству, агрессивности и скудоумию, выдаваемым за принципиальность. И всегда оставался самим собой — верным человеку, человечности, науке.
Обладал способностью в прошлом увидеть зреющее будущее, а в новом разглядеть перекрашенное старое… Такие неизбывные во все времена качества, как инертность мысли, высокомерие, самолюбование, претензии на владение истиной в последней инстанции, не могли укорениться ни в нем, ни возле него. Михаил Скаткин был человеком мягким, негромким, но непреклонным в своей ценностной ориентации. Главное — уважал людей и, стало быть, себя, хотя никогда не выставлял это чувство на обозрение. Мы не забыли Михаила Николаевича и не забудем!»

На протяжении всей долгой научной деятельности М. Н. Скаткину были присущи принципиальность, щепетильность в научных и повседневных вопросах, а также свойственны удивительная скромность, природный такт и врожденная интеллигентность. Его имя служило безусловным нравственным маяком для деятелей педагогической науки, ибо он был подлинным воплощением научного этоса, педагогической совестью.

Путь в педагогику

На становление жизненного и педагогического мировоззрения Михаила Скаткина большое влияние оказали факты его личной биографии. Михаил Николаевич родился 29 июля (11августа) 1900 года в селе Козлово Клинского уезда Московской губернии (ныне Конаковского района Тверской губернии) в многодетной семье земского санитарного врача Николая Ивановича Скаткина.

Атмосфера семьи оказала значительное воздействие на первоначальное формирование педагогических взглядов М. Н. Скаткина. По матери он принадлежал к старинному и славному дворянскому роду Cтроевых, не раз отличившемуся на службе Отечеству. Среди предков Михаила Николаевича заложивший традиции духовного образования митрополит Киевский Филарет и известный писатель А. В. Амфитеатров. А о научных трудах его прадеда Павла Михайловича Строева — видного историка, выдающегося археографа и библиографа, действительного члена Петербургской академии наук — А. С. Пушкин писал, что «…он оказал больше пользы русской истории, нежели все наши историки с высшими взглядами вместе взятые».

С сердечной благодарностью Михаил Николаевич всегда вспоминал мать Валентину Петровну, посвятившую всю жизнь семье.

В 1908 году, когда семья переехала в Москву, родители Михаила Николаевича решили взять на воспитание двух осиротевших детей сельского учителя. Данный жизненный факт характеризует их как милосердных людей, совершивших высокоморальный поступок, являющийся образцом подлинного гуманизма и человечности и ставший притягательным примером для их детей.

Все это, безусловно, определило в дальнейшем присущее для М. Н. Скат­кина ярко выраженное гуманистическое мировоззрение, его особую любовь и заботу о детях. Характерно и то, что М. Н. Скаткин постоянно обращал внимание на необходимость всемерного педагогического просвещения родителей, объективно являющихся первыми учителями своих детей, на органичную взаимосвязь семьи и школы.

В сентябре 1910 года Михаил Скаткин поступил в Московскую 8‑ю гимназию имени Григория Шелапутина. Эта гимназия была одной из лучших в Москве и выделялась подчеркнуто русской православно-патриотической направленностью.

Гимназия входила в состав свое­образного педагогического комплекса, состоявшего из гимназии, реального училища и педагогического института. Здесь впервые в отечественной педагогике была реализована идея последипломной подготовки преподавателей. Главной инновацией являлась непрерывная педагогическая практика студентов в гимназии и реальном училище. Методике преподавания учили непосредственно во время проводимых слушателями уроков. Причем в качестве методистов для непрерывной педагогической практики привлекались лучшие московские преподаватели. Несомненно, обучение в этом уникальном педагогическом комплексе во многом сформировало первоначальные методические взгляды М. Н. Скаткина, в известной степени заложило ориентацию на практическую подготовку и переподготовку педагогов.

По окончании в июне 1918 года гимназии М. Н. Скаткин из-за стесненных жизненных обстоятельств приступил к работе лаборантом Валуйской опытно-оросительной и солончаковой станции Новоузенского уезда Саратовской области. Этот первоначальный опыт работы сыграл во многом определяющую роль в его дальнейшем становлении как исследователя агробиологического естествоведческого направления образования.

Михаил Николаевич позднее отмечал, что в этот период рождения Советского государства «органами народного образования стала привлекаться к работе в школе молодежь с общим средним образованием в надежде, что энтузиасты, откликнувшиеся на революционный призыв, как-нибудь сумеют научить детей читать, писать и считать, а затем в процессе практической работы овладеют на курсах и путем самообразования систематическими педагогическими знаниями».

В числе откликнувшихся на этот призыв был и Михаил Николаевич Скаткин. Он начал педагогическую деятельность в мае 1919 года учителем начальной школы, располагавшейся на хуторе в Новоузенском районе Саратовской области, что затем во многом обусловило его центрацию на разработке проблем начального образования.

С Шацким навсегда

С 1920 года и на протяжении 10 лет М. Н. Скаткин осуществлял профессиональную деятельность под руководством выдающегося деятеля образования Станислава Теофиловича Шацкого в коллективе Первой опытной станции Наркомпроса РСФСР, куда его пригласил брат Лев Николаевич Скаткин, уже работавший там педагогом.

Сам Скаткин подчеркивал: «Идеи С. Т. Шацкого меня захватили, потому что они были противоположны тому, что делалось в старой школе. Вместо зубрежки и муштры была выдвинута идея, что главная функция школы и учителя — организация детской жизни. В свою очередь эта детская жизнь состояла из шести элементов: учение, производительный труд, игра, занятия искусством, физическая культура, самоуправление. И организация работы школы была нацелена на реализацию этих направлений».

Общепризнанные успехи в работе станции были во многом обусловлены продуктивной подготовкой учительства. С. Т. Шацким были организованы педагогические курсы, среди форм работы которых использовались мастер-классы, консультации, постоянные встречи с учителями, творческие контакты и обмен опытом коллег.

На этих курсах М. Н. Скаткин проходил подготовку на протяжении шести лет — с мая 1920 по май 1926 года. Будущие учителя получали трудовые навыки: косили, пахали, ухаживали за скотом, чтобы потом все эти знания и умения передать ученикам. По его воспоминаниям, «у Шацкого была идея: все, что вы в школе будете делать с детьми, сначала испытайте на себе, обучаясь на курсах. Если вы будете заниматься с детьми трудом, так потрудитесь сами освоить трудовую технику, которую вы впоследствии предложите детям! Собираетесь выращивать овощи? Вот вам земля, вот вам лопата и грабли, тяпки, ведра и лейки. Действуйте, вам поможет агроном. Пройдите ту трудовую школу, которую будете организовывать осенью с детьми.

Будете заниматься рисованием? Вот вам художница, известная, опытная. Она на курсах привьет вам первоначальные знания и умения в области рисования.

Будете организовывать игры? Вам поможет руководительница, которая хорошо знает физиологию и психологию детей, умеет организовывать подвижные игры с педагогических позиций. Она поможет вам проанализировать ту или иную игру, показать, для чего эта игра служит. И мы с интересом играли, снова и снова проигрывая те игры, которые были рекомендованы для проведения в первых-четвертых классах.

Были у нас еще и музыкальные занятия — хор. Мы разучивали песни, которые нам предстояло потом учить с детьми в своих школах, поскольку предполагалось, что в каждой деревенской школе этот предмет должен быть. Затем нам ввели и ритмику: движение под музыку.

Нам давали содержание и методику работы с детьми на первых шагах их обучения по всем этим предметам. Читали лекции по философии, педагогике и по современной жизни в России и мире.
Иными словами, нам давали подготовку не абстрактную, чтобы сдать зачеты и экзамены, а для того, чтобы мы могли организовывать жизнедеятельность детей по всем направлениям, на которых основывалась трудовая школа, дающая всестороннее и по возможности гармоническое развитие.

А дальше пошло все как по расписанию. Занимались мы пять дней в неделю, а суббота был нерабочий день. Мы из своих деревень приезжали в Москву, где беседовали с Шацким. И эти занятия были такими: мы отчитывались за неделю, что у нас получилось, а что нет, какие были трудности.
Получали новый инструктаж — что подправить, что дальше делать. И так в течение всего года проходили наши встречи, которые громко назывались съездами, потому что мы съезжались на крестьянских подводах, ночевали в Москве одну-две ночи. Это была отличнейшая педагогическая школа, которая давала нам расширение педагогического кругозора, общекультурную зарядку».

Отметим, что окончанием курсов, по сути, закончилось систематичное педагогическое образование М. Н. Скаткина. Удивительно, но он стал академиком АПН СССР, докто­ром педагогических наук и профессором, не имея ни среднего специального, ни высшего профессионального образования.

С 1920 по 1925 год М. Н. Скаткин работал учителем сначала начальной школы в деревне Кривское, а затем в школе деревни Самсоново, входивших в состав Первой опытной станции. В 1923 году Михаил Николаевич женился на Клавдии Петровне Канарейкиной, молодой учительнице и слушательнице педагогических курсов. Вместе супруги прожили в любви и уважении почти 60 лет. В семье выросли замечательные дети: две дочери и сын.

Для молодого педагога в его деятельности в 20‑е годы доминировала направленность на то, чтобы обучение и воспитание детей в школах шли с учетом особенностей жизни села, традиций и обычаев, через убеждение их реальными примерами улучшения условий жизни и окружающей среды, которое в свою очередь оказывало общее благотворное влияние на социум. В процессе такой деятельности, решая образовательно-воспитательные задачи, учащиеся вносили элементы нового в местную культуру, совершали конкретный созидательно-творческий вклад в преобразование и улучшение окружающей среды.

Безусловно, тесная совместная работа со Станиславом Теофиловичем Шацким явилась для Михаила Скаткина судьбоносной.

Бесконечную благодарность и высочайшее уважение к своему учителю Михаил Николаевич пронес через всю жизнь. Он много сделал для публикации трудов С. Т. Шацкого, пропаганды его педагогической системы.

Новые ориентиры

В начале 1930‑х годов осуществилась существенная трансформация политической и социальной основы Советского государства и общества, что самым непосредственным образом сказалось на образовательной политике. Каждое из новых партийно-правительственных постановлений и их набор в совокупности имели направленность, противоположную деятельности, которой занимался М. Н. Скаткин на протяжении 1920‑х годов, составляли альтернативу проблематики, которая определяла доминанту его творческого поиска. Добавим к этому, что в 1937 году его брат Валентин Николаевич Скаткин, являвшийся сотрудником Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), был репрессирован.

Все это потребовало от Михаила Николаевича перестройки своей личной судьбы и изменения сферы профессиональной деятельности. В 1930 году М. Н. Скаткин заканчивает работу в Первой опытной станции и переезжает с семьей в Москву. Показательно, что С. Т. Шацкий в сопроводительной справке-характеристике дал высокую и вместе с тем диалектичную оценку своему ученику и соратнику: «В работе М. Н. Скаткин систематичен и отчетлив. Способностями обладает незаурядными.
К его достоинствам следует отнести ясный литературный слог, большую работоспособность и тщательность выполнения взятых на себя заданий. К работе исследовательской весьма способен.
При хорошей начитанности в педагогической и экономической литературе М. Н. Скаткин может стать хорошим научным работником. Так как он в значительной степени своим образованием обязан самому себе, то ему необходимо пройти хорошую школу серьезной научной работы. С общественно-политической стороны М. Н. Скаткин является вполне советски настроенным человеком. В деревне ряд лет он вел большую общественную работу. В общем, работник способный и дельный».

В начале 30‑х годов М. Н. Скаткин трудился на посту ответственного секретаря журнала «Методика политехнической школы». В выданной ему характеристике особо отмечалось, что он «вел большую работу по привлечению авторов из числа практиков — учителей опытных школ, подбирал материалы по наиболее актуальным вопросам школьной работы. Им велась в журнале специальная страничка «рационализаторских предложений». Отметим, что подобная направленность была укоренена в личности и деятельности М. Н. Скаткина. Он всегда много, с любовью и очень плодотворно работал именно с педагогами-экспериментаторами, учителями, ведущими опытную работу, собирал, анализировал, обобщал и пропагандировал их передовой опыт.

В первой половине 30‑х годов ученый переключился на естествоведческую проблематику и вместе с коллегами разрабатывал концепцию и программно-методическое обеспечение естественно-научного образования школьников. Ученым был подготовлен учебно-методический комплекс по естествознанию для начальной школы: разработаны учебные программы; опубликованы методические пособия для учителей, в которых предлагались конкретные методы и приемы обучения учащихся; созданы интегрированные учебники по предмету «Естествознание» для младших школьников, построенные на широкой межпредметной, интеграционной основе, способствующие формированию у учащихся целостного понимания окружающего мира в неразрывной взаимосвязи всех его компонентов.

Укажем, что учебник М. Н. Скаткина «Естествознание» под названием «Природоведение» в общей сложности переиздавался свыше 80 раз, в том числе на разных языках и в различных странах. Учебник продолжал некоторое время издаваться и после ухода из жизни автора, вплоть до конца 1990‑х годов, пережив своего создателя почти на десятилетие.

Создав весомые предпосылки для обучения основам биологии, ученый во второй половине 30‑х годов обратился к проблеме процесса преподавания в целом. Одним из сложных и актуальных вопросов общей дидактики в то время было совершенствование урока, преодоление формализма.
М. Н. Скаткин вместе с другими учеными-педагогами много внимания уделил проблеме подготовки и планирования урока, методике его организации и проведения. Все это свидетельствует, что уже в 1930‑е годы Михаил Николаевич занимал ведущие позиции в разработке основ дидактики и методики преподавания.

В 1940 году М. Н. Скаткин назначается ученым секретарем естественно-географической секции Учебно-методического совета НКП РСФСР, а с апреля 1941 года он стал ученым секретарем совета. В характеристике, выданной ему наркомом просвещения РСФСР В. П. Потемкиным, отмечалось, что М. Н. Скаткин «способный научный работник. Одним из его положительных качеств является вдумчивое, серьезное отношение к поручаемой работе наряду с достаточной научно-теоретической подготовкой и организаторскими способностями. Он всегда вполне организован и дисциплинирован».

Несомненно, именно деятельность Михаила Скаткина как секретаря Учебно-методического совета НКП РСФСР и высокая оценка личностных и профессиональных качеств В. П. Потемкиным обусловили его назначение в 1944 году ученым секретарем АПН РСФСР, первым президентом которой являлся В. П. Потемкин.

Священная война

Как истинный патриот своей любимой Родины, М. Н. Скаткин с началом Великой Отечественной войны добровольно вступил в ополчение и стал бойцом истребительного батальона, а со 2 сентября 1941 года четыре месяца находился на оборонительных работах.

После демобилизации в 1942 году он активно включается в научно-педагогическую и методическую деятельность. За период Великой Отечественной войны М. Н. Скаткиным было сделано около 30 публикаций в центральных педагогических журналах и изданиях. В них он рекомендовал учителям работать над формированием у школьников познавательного интереса к естествознанию, связывать материал урока с практикой сельскохозяйственных работ, развивать исследовательский подход к пониманию явлений природы.

Учителя школ крайне нуждались в пособии по организации и проведению массового общественно полезного, производительного сельскохозяйственного труда школьников. В ответ на эти насущные потребности в 1942 году тиражом 550000 экземпляров была издана книга М. Н. Скаткина «Юные огородники», имевшая большую научно-практическую ценность и общепросвещенческую направленность.

Судьбоносным событием в жизни и деятельности М. Н. Скаткина стало создание Академии педагогических наук РСФСР 6 октября 1943 года. Как один из активных и ярких организаторов деятельности АПН РСФСР, ученый неразрывно связал с ней всю свою дальнейшую научно-педагогическую деятельность. В 1944‑1947 годах М. Н. Скаткин находился на ответственном посту ученого секретаря Президиума академии и внес большой трудовой и научный вклад в организацию ее деятельности.

Самоотверженный труд ученого-педагога в годы Великой Отечественной войны был отмечен высокими правительственными наградами: он был удостоен ордена «Знак Почета» и медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.».

Обобщение передового опыта

Учителя, директора школ и организаторы народного образования страны остро нуждались в передовом практическом педагогическом опыте по организации обучения и обустройству материально-технической базы школ. Первые проявления передового опыта в данном направлении тщательно изучались и обобщались исследовательской группой под руководством М. Н. Скаткина, и на данной основе предлагалась конкретные меры по осуществлению образования школьников.

М. Н. Скаткин вел богатую картотеку фактов разнообразного положительного опыта и рекомендовал делать это своим многочисленным ученикам и слушателям. Ученый разработал и систематизировал методику сбора и обобщения своеобразного банка передовых приемов и методов педагогического труда, обеспечивающих осуществление политехнического образования. Коллеги и последователи отмечали, что он очень хорошо и удачно пользовался своей картотекой, в которой было накоплено большое количество фактического материала. При сборе фактов положительного опыта помимо личного наблюдения им предлагалось широкое привлечение для этого учительского актива.

Признанием большого личного вклада ученого в развитие педагогической науки явилось его избрание в 1950 году членом-корреспондентом АПН РСФСР, а в 1951 году М. Н. Скаткин был награжден орденом Ленина. В 1954 году он был удостоен медали имени К. Д. Ушинского.

Со второй половины 1950‑х годов М. Н. Скаткин сосредоточился на теоретическом и методическом обеспечении осуществления политехнического образования. Вокруг него сформировалась оригинальная, разносторонняя и плодотворная первая отечественная научная школа педагогов-политехнистов.

Культурологическая концепция

Со второй половины 1960‑х годов научная мысль М. Н. Скаткина была приоритетно направлена на решение масштабных проблем, связанных с определением критериев и принципов определения содержания образования, дальнейшим развитием отечественной дидактики.

По суждению профессора И. М. Ос­мо­ловской, «М. Н. Скаткин — это эпоха в дидактике. Величие его личности и вклада в науку трудно переоценить. Его работы отличаются мастерством систематизации состояния дидактики и отдельных ее проблем, что придает их совокупности концептуальную целостность.

Вместе с И. Я. Лернером и В. В. Кра­евским М. Н. Скаткин разработал признанную всем педагогическим сообществом культурологическую концепцию содержания образования. Цель этой концепции была доброй — помочь учащимся стать свободнее, научить их думать, раскрыться навстречу всей культуре, а не замыкаться в рамках знания основ наук.

Авторы предвосхитили современный взгляд на содержание образования как проекцию всей современной культуры, они предложили подход, объединяющий подходы дидактики и теории воспитания, иными словами, опережающе воплотили положения современной теории развивающего обучения.

В ходатайстве — письме о выдвижении трудов ученого на соискание Государственной премии СССР 1981 года подчеркивалось, что «имя ведущего советского дидакта М. Н. Скаткина каждый школьник знает по прекрасным учебникам природоведения, каждый учитель и ученый — по многочисленным трудам в области дидактики. Его книги являются фундаментальным вкладом в теорию и практику обучения школьников. Труды флагмана, знамени и совести советской дидактики М. Н. Скаткина имеют огромную прогностическую, эвристическую и практическую ценность, они стали настольными книгами многотысячной армии учителей и научных работников нашей страны, получили признание за рубежом».

Многие работы М. Н. Скаткина были переведены на иностранные языки и изданы во Франции, Японии, социалистических странах и очень высоко оценивались.

Среди приоритетных направлений неустанного творческого поиска М. Н. Скаткина особое место занимали исследования по прогнозированию процессов развития советской системы образования и педагогики как науки.

Остаться навсегда

В первой половине 80‑х годов в научной школе М. Н. Скаткина осуществлялась плодотворная деятельность по определению нового содержания образования, которая существенно обогатила теорию и практику.

Круг его научных интересов в области педагогики в это время отличался широтой охвата различных актуальных проблем. Разрабатывая пути и средства осуществления общего образования подрастающих поколений, ученый подходил к этому комплексно.

Новый импульс развитию М. Н. Скат­­киным проблем образования был придан предпринятой в 1984 году реформой общеобразовательной и профессиональной школы. Время со второй половины 1980‑х годов по август 1991 года включило анализ ученым процессов модернизации содержания и форм осуществления образования в условиях перестройки социальной и общественно-политической жизни советского общества. Особое место занимало философское осмысление им своей педагогической деятельности и в целом образовательной проблематики.

Несомненно, что в процессе длительной, разносторонней научно-теоретической и педагогической деятельности, направленной на совершенствование педагогической науки и практики, М. Н. Скаткин внес свой оригинальный творческий вклад в разработку проблем образования подрастающих поколений. Ему были присущи особый педагогический подход к трактовке проблем образования, центрация на потребностях, интересах ребенка.

Как подчеркивал выдающийся психолог В. В. Давыдов, «теоретические постулаты М. Н. Скаткина имели фундаментальное значение для исследования феномена детства, проблематики возрастной и педагогической психологии и были призваны вместе эффективно решать вопросы развивающего начального обучения».

В 1990 году М. Н. Скаткин Президиумом АПН СССР был представлен к званию Героя Социалистического Труда. Эту высшую награду он не получил, но 17 июня 1991 года Указом Президента СССР М. С. Горбачева «за большой личный вклад в развитие педагогической науки» был награжден орденом Октябрьской Революции. Всего же за свою подвижническую деятельность М. Н. Скаткин был удостоен 5 государственных орденов и 4 медалей.

…7 августа 1991 года закончился жизненный путь Михаила Николаевича. Навсегда врезалось в память, как сонным предпутчевым августом 1991 года в коридоре второго этажа НИИ общей педагогики АПН СССР я увидел маленький листок, на котором в сопровождении крохотной фотографии машинописным текстом сообщалось о смерти М. Н. Скаткина. Внизу же от руки был нарисован православный крест — и два слова: «Не верю!!!» И действительно, всем нам казалось, что вопреки законам природы жизнь Михаила Николаевича будет длиться вечно…

Но такие люди уходят только затем, чтобы остаться навсегда. В целом имя и научно-педагогическое наследие М. Н. Скаткина навечно вписаны в скрижали отечественного образования и педагогики, являются неотъемлемой составляющей общей истории российской культуры. Его деятельность аккумулировала в себе педагогические традиции российского социума, достижения и прорывы отечественной политической, общественной и научной мысли.

Есть все основания констатировать, что М. Н. Скаткин создал свою педагогику, впитавшую все лучшие идеи и практический педагогический опыт. А следовательно, его педагогическое наследие является тем фундаментом, на основании которого может успешно развиваться отечественная педагогика XXI века. Накопленный в педагогическом наследии ученого потенциал имеет большое эвристическое и прогностичное значение.

Символично, что в 2012 году Президиум Российской академии образования учредил медаль М. Н. Скаткина «За заслуги в развитии педагогики», которой награждаются видные ученые, специализирующиеся в сфере теории образования.

От редакции

Коллектив «Учительской газеты» поздравляет Михаила Богуславского с юбилеем! Дорогой Михаил Викторович, желаем вам творческих удач, новых открытий, вдохновения и крепкого здоровья! Надеемся на долгое плодотворное сотрудничество с вами.

Михаил Богуславский, заведующий лабораторией истории педагогики и образования Института стратегии развития образования РАО, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, председатель Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки при отделении философии образования и теоретической педагогики РАО.

Сергей Занаев, старший научный сотрудник лаборатории истории педагогики и образования Института стратегии развития образования РАО, кандидат педагогических наук.