Нужно менять парадигму развития школы

Миссия

В Москве в рамках Программы по развитию личностного потенциала около 50 федеральных и региональных тренеров из 18 регионов России проходили обучение по методологии и технологии создания личностно развивающей образовательной среды.

«Мы приобрели новые знания, в том числе эмоциональные и практические, по управлению изменениями образовательной среды», — подытожила федеральный тренер Виктория Чернышева, учитель географии из Липецка. 

Организаторы программы обучения — благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» и Московский городской педагогический университет — уверены: сегодня нужно менять парадигму образования школы, создавая открытую и активную среду для ребенка, где он научится быть уверенным и автономным в очень сложном мире. «В такой школе каждый ребенок талантлив. Главное — учить не всех, а каждого!» — отметил на открытии программы Петр Положевец, исполнительный директор благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», задав основную траекторию обучения.

«В течение недели мы сами погрузились в личностно развивающую среду. Это среда открытий, творчества, поиска решений. Развиваясь, мы строили управленческие модули, которые нужно и важно реализовывать на местах!» — к такому выводу пришла Юлия Кротова, главный менеджер по обучению Центра развития талантов Волго-Вятского банка Сбербанка. Удивительна эта программа и тем, что взаимодействовали разные люди и по статусу, и по профессии — управленцы, учителя, преподаватели вузов, коучи Сбербанка… Всех объединяли тренерский опыт работы, конкурсный отбор и желание «помочь раскрыться всему тому, что внутри ребенка». И начинать нужно с формирования образовательной среды («Не фокусируйтесь на ребенке — на среде!». Д. А. Леонтьев), с обогащения ее новыми смыслами («От территории возможностей — к территории смыслов». А. Г. Асмолов). Осваивая технологии средового проектирования и диагностики образовательной среды, федеральные и региональные тренеры не только получали новый инструментарий по работе с управленцами и педагогами, но и сами создавали концепции командного проекта по реализации Программы по развитию личностного потенциала. Здесь особенно ценными оказались советы и рекомендации двух докторов наук — Андрея Иоффе и Витольда Ясвина.

День первый

«Быть. Отдаваться потоку. Держать цель. Вопрошать. Активничать. Не бояться. Открывать». А. М. Моисеев

Начался первый день со знакомства с благотворительным фондом «Вклад в будущее», который инициировал Программу по развитию личностного потенциала, и друг с другом. «Наша программа направлена прежде всего на расширение возможностей ребенка совершать осознанный самостоятельный выбор целей в своей жизни и путей их достижения», — обозначила основную идею программы ее руководитель Екатерина Хаустова. Обозначая цели и задачи программы обучения, Александр Моисеев, ведущий научный сотрудник лаборатории развития личностного потенциала в образовании МГПУ, начал… с исполнения песни, в которой пожелал всем любви, развития, эрудиции и, конечно же, результата. Индикаторами эффективных результатов, как отметил Александр Матвеевич, являются правильно поставленные вопросы в начале работы. «Кто? Зачем? Какие ресурсы? Чему?» — именно на такие вопросы в течение программы обучения должны были ответить ее участники. И ключевыми компетенциями тренеров являются: «Быть. Отдаваться потоку. Держать цель. Вопрошать. Активничать. Не бояться. Открывать». Сказано — сделано!

Интересный тренинг по знакомству участников обучения, который провели Марина Катеева, профессиональный тьютор развития эмоционального интеллекта, методист благотворительного фонда «Вклад в будущее», и Дмитрий Сизарев, руководитель направления «Разработка образовательных продуктов» Программы по развитию личностного потенциала, сразу же погрузил всех в поиск ответов на вопрос: «Как знакомство сделать личностно мотивационным?» Условие одно — разработанный командами прием должен быть быстрым, вовлекающим участников в процесс и эффективным.

Первая команда смоделировала такой прием, как «живая книга»: «Эта книга о вас, написанная вами. Какой книгой вы себя видите — по жанру и названию?!» К примеру, спикер команды увидела себя «фантастикой» и «Бегущей по волнам». Такая характеристика заставила не только улыбнуться, но и увидеть человека, его настроение и эмоции. «ВКонтакте» — еще одна интересная находка, суть которой заключается в выстраивании вашей странички в соцсети. «Кого вы возьмете в друзья? Кто окажется в черном списке? А ваш статус?» И важно не забыть про сообщение на Стене. Первое сообщение, которое предложили участники тренинга, стало емким, но содержательным: «Съешь слона!» А его, как оказалось, есть нужно правильно — «по долям, а точнее, бифштексами». Конечно же, это метафора. Главная мысль — суметь выстроить алгоритм большого дела, то бишь слона, «по бифштексам», маленьким делам, тогда самые сложные дела окажутся по плечу. «Кинометафора» — прием другой команды — была созвучна «живой книге». «Не случайно! Атмосфера тренинга заряжена энергией поиска и открытий, которая не могла не передаться!» — с улыбкой пришли к выводу участники. Помечтать на тему «Я стал бы, если бы не был…» предложила четвертая команда, обозначив свой прием как «пересменка». «Такие мечты — это повод заглянуть в себя и увидеть нечто новое… Что запишете первым?» Команда, назвавшая свой прием «коктейль», точно начала бы с… силовой тренировки. «В чем я силен? И чему хочу научиться?» — именно эти вопросы являются основными ингредиентами коктейля, который, не сомневаются авторы, обладает полезными свойствами — помогает получить ответ на профессиональный запрос и обеспечивает быстрое включение всех участников в процесс.

И заканчивался первый день, как и последующие, рефлексией. На шкале «Измеритель эмоций» нужно было, выбрав свою эмоцию, прикрепить стикер с результатами дня. Хочется отметить, что в течение шести дней, несмотря на плотный график обучения, шкала, где «энергии много, эмоции самые позитивные», была плотно забита стикерами.

День второй

«Учить не всех, а каждого». П. Г. Положевец

Второй день начался с обозначения острой и актуальной на сегодняшний день проблемы — содержания и воспитания. Чему учить детей? Знает ли школа? «Вряд ли, — отвечает Петр Положевец. — Начиная с 5‑го класса ученики оказываются на краю мотивационного оврага, им скучно и неинтересно». Готовы ли наши ученики ответить основным сегодняшним вызовам — неопределенности и разнообразию? Как адаптировать современных детей к сложному и многовариативному миру? Кирилл Баранников, руководитель управления стратегического развития МГПУ, постарался дать ответ на вопрос «чему учить?», обращаясь к международным трендам. Все зависит от того, на что направлен фокус, что проектируем. Учебный материал? Компетенции? Образовательные результаты? Нельзя не согласиться с Кириллом Анатольевичем в том, что «большая идея — это то, что остается, после того как все забыто». А создать идею — непростое дело, особенно когда нужно заглянуть в будущее, определяя глобальный тренд.

На форсайт-сессии, модераторами которой стали Кирилл Баранников, Наталья Стрикун, Елена Дирюгина, участникам программы обучения было предложено разнести по хронографу через образовательные идеи-тренды формы уроков и технологии. 2022, 2025, 2035 гг. стали объектами «коллективного разума». Помимо привычных нам всем уроков — урок-коуч, урок-диспут, урок-проект и т. д. — появлялись новые — витоурок, основанный на витагенном обучении, конвергентный урок, где соединяются минимум 3‑4 предмета… Необычными стали такие технологии, как технология ученического наставничества, социальной геймификации, сетевые технологии.

Ключевым и ярким событием дня стала встреча с Александром Асмоловым, председателем Экспертно-стратегического совета, научным руководителем благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», академиком Российской академии образования. Каждая фраза Александра Григорьевича — это настоящий бренд, глубокое и нестандартное переосмысление событий, ситуаций, проблем, трансформация новых смыслов, ответы на многие сегодняшние открытые вопросы.

«Понимание мысли без понимания мотива приводит к непониманию».
«Откройте мотивационные ворота и погрузитесь в смысловую природу личности!»
«Фундаментальные знания, обеспечивающие развитие, универсальны».
«Кто знает, зачем, найдет любое «как».
«Парадокс ХХI века состоит в массовом запросе на уникальность».
«От овладевания универсальными действиями — к метапредметному пониманию».
«Лидер будущего — режиссер конструирования будущего».
«Вариативное образование — это идеология поддержки разнообразия».
«От знаний — к пониманию. От текстов — к гипертекстам. От территории возможностей — к территории смыслов».
«Учитель ХХI века — мастер поддержки разнообразия».
«Мотив понятен. Ответ на вопрос „зачем?“ получен. Путь указан. Вызовы приняты. А главное — „мотивационные ворота“ открыты. Прокладываем путь от территории возможностей — к территории смыслов!» — такие ответы можно было прочитать на шкале «Измеритель эмоций» по истечении второго дня…