О Максиме Янке коллеги говорят одно — ребятам и гимназии повезло

На

Об учителе истории и обществознания гимназии №30 города Петрозаводска.

Молодого учителя совсем не смутила моя неожиданная просьба побывать на уроке. Он лишь коротко заметил: «Вы попали в проблемный класс». Уже потом Максим Андреевич пояснил, что такое мнение о классе сложилось в гимназии из-за дисциплины, на самом деле ребята очень умные и думающие.

Поначалу казалось, что урок пойдет по классическому принципу. Вместе с учителем ребята вкратце повторили тему прошлого занятия — «Развитие общества», сделали вывод, что оно меняется, эволюционирует. Потом плавно перешли к домашнему заданию. «Классика» на этом закончилась, поскольку на прошлом уроке гимназистам было дано опережающее домашнее задание: самим изучить вторую часть темы, касающуюся глобализации общества. Более того, выделить глобальные проблемы. Ребята успешно с этим справились, бойко приводили примеры, живо комментируя их. Например, прозвучало, что «Макдоналдс» реализует вкусную, но вредную для здоровья пищу. В то же время гимназисты не преминули отметить, что, несмотря на санкции, компания широко присутствует в России.

Шкала заинтересованности в теме быстро пошла вверх, в стремлении высказаться пошли даже некоторые повторы. Максим Андреевич шуткой отреагировал на повторный тезис о продовольственной проблеме, заметив, что класс, видимо, чувствует близость большой обеденной перемены.
Почувствовав настроение ребят, их готовность к оживленной дискуссии, Максим Андреевич предложил им пересесть и сформировать по рядам группы для работы в команде. Это уже потом, во время интервью, он признался, что эскиз урока, который он составлял накануне вечером, предполагал классический вариант — семинарское обсуждение. Однако по ходу занятия решил изменить форму.
Как выяснилось, не всегда учитель предоставляет своим подопечным право выбора, с кем работать в команде. Иногда формирует их сам. Поначалу это вызвало недовольство у ребят, говорили: «Я с этим не хочу быть в одной группе и не буду». Пришлось разрабатывать специальные памятки, в которых прописано, как работать в группе, что нужно делать, чтобы не возникало конфликтов. И это подействовало. Тот же 8‑й «А» без всяких памяток на моих глазах активно работал на уроке. Те, кто не захотел участвовать в обсуждении, сотворили рисунок по теме обсуждения. Тоже по-своему включились в полемику.

— «Эскиз» во многом напоминает технологическую карту, предложенную Министерством образования и науки, — пояснил мне Максим Янке. — Однако я расписываю форму раскрытия темы, какие выводы мы должны сделать, какую обратную связь получить.

Свои новшества он не считает ноу-хау. Говорит, что-нибудь придумаешь, а потом выясняется, что этот метод уже где-то применяется. Как бы то ни было, идеи у него фонтанируют, делают его уроки необычными и вызывают у детей повышенный интерес.
Что касается «эскизов», то это у Максима Янке действительно наброски к занятиям.

— Все зависит даже от погоды за окном, — делится он. — Допустим, я готовил «эскиз» вечером, когда светило солнышко, потом оказалось, что ребята пришли на урок после контрольной, у многих плохие оценки, за окном дождь, настроение хуже не бывает. И форму работы приходится менять на ходу, как сегодня.

Между тем время для обсуждения истекло, пора выходить к доске. Все хотят быть первыми. Чтобы никого не обидеть, Максим Андреевич и здесь придумал выход из ситуации. «66 плюс 66», — вдруг быстро произносит он. Кто быстрее назовет результат, тот и первый выступает. Суть во внезапности вопроса, ребята готовы выйти к доске, чтобы рассказывать, у них горят глаза, а тут внезапный вопрос. Требуется быстрая реакция. Умение переключаться тоже важно.
Ребята уже знают о придумке своего педагога, поэтому приходится вопрос по математике менять на другие сферы. Например, он просит назвать столицу Дании или у старших классов спрашивает про инквизицию. Пока они вспомнят…

Урок, на котором мне довелось присутствовать, закончился неожиданным домашним заданием. В ходе обсуждения школьники выяснили, что у России, Китая и США разное понимание глобальных проблем. У Китая, допустим, на первом месте стоит перенаселение, у России — экологические проблемы… Поскольку странам тяжело договориться, то решение глобальных проблем идет медленно. Домашнее задание и заключается в том, чтобы ребята, представлявшие на уроке разные страны, договорились между собой и подписали «документ», расставляющий единые приоритеты глобальных проблем в мировом масштабе.

— Они любят спорить, — убежден педагог. — В этом споре как раз и должно родиться понимание того, насколько странам сложно договориться и решать глобальные проблемы. Ради оценки они, вероятно, подпишут эту бумагу. В таком случае надо обсудить, с каким трудом дались эти подписи. Будет вывод о том, что, несмотря на трудности, странам можно договориться. Это пора понять не только нам, но и политикам.
По мнению Максима Андреевича, интересно и другое. Согласны ли ребята ради оценки вот так быстро согласиться?
При противоположном исходе «переговоров» будет сделан вывод о необходимости еще большего взаимопонимания между странами для решения глобальных проблем, касающихся всего мирового пространства.

— Скучных тем не бывает, — убежден молодой педагог. — Сегодня в 7‑м классе мы обсуждали тему «Нидерланды ХVI-ХVII веков. Появление парламента». Казалось бы, далекие времена, неинтересно, но, когда говоришь, что это первая в новое время республика, где простых людей спрашивали, чего они хотят, интерес появляется. То есть зачатки современной демократии появились еще в ХVII веке. И ребята уже делают вывод, что Голландия — необычная страна, ведь там первыми додумались советоваться с народом. Привязка к современной жизни помогает в освоении материала.

В прошлом году сразу после новогодних каникул Максим Янке впервые переступил порог тридцатой гимназии в качестве учителя-предметника. Конечно же, он помнит свой первый урок. Это был нынешний 7‑й «Б», тогда пятый класс. У них недавно ушла учительница. В середине учебного года смена преподавателя обычно происходит сложнее, но молодой учитель сумел как-то быстро наладить взаимоотношения как с детьми, так и с их родителями.
Тогда еще без пяти минут выпускник Петрозаводского университета сразу попытался сделать свой первый урок необычным, заинтересовать ребят. В начале урока в классе было шумно, испытывали, как всегда, новичка на прочность, но, чем больше рассказывал молодой историк о Древней Греции в морозный январский день, когда столбик термометра опустился до минус 25, тем тише становилось в классе. И стужа за окном ребятам не казалась такой лютой.
В этот день Максиму Андреевичу пришлось пережить еще одно испытание: ему поставили сразу четыре урока подряд, а ведь во время практики приходилось проводить всего два урока в неделю. Практически времени на подготовку к следующему уроку не оставалось, звенел звонок. Прошел молодой специалист и «педагогическое крещение» тем самым проблемным классом, который тогда был в шестом. Вместо того чтобы над материалом работать, они интересовались личной жизнью молодого специалиста.

Вообще Максим Андреевич быстро нашел подход к детям. В этой связи он вспоминает, что коллеги ему советовали не выключать чувство юмора, использовать его в пределах разумного. При этом учитель считает, что для взаимопонимания с учениками все равно важнее знания преподавателя, чем его авторитет. Как и его школьная учительница Валентина Владимировна Ефремочкина, он часто и со знанием дела цитирует наизусть известных поэтов, писателей, просветителей и философов. Именно Валентина Владимировна привила юноше любовь к истории. А сейчас весь педагогический коллектив помогает новичку советами, подсказками, дружеской поддержкой. Безусловно, после такого внимательного отношения у молодого преподавателя словно крылья вырастают.

— Для историка важно понимание того, что происходит и происходило, — говорит Максим Янке. — А для учителя — понимание коллег, ребят, родителей и себя. Мне кажется, пока я детей понимаю и они меня тоже, что очень важно.

При этом молодой специалист не подыгрывает детям, он сразу очертил правила поведения, дистанцию, которая отделяет ученика от учителя. Ребята знают, что с ним можно общаться и советоваться и после уроков, но, как и на занятиях, он для них остается Максимом Андреевичем.
С самого начала педагог вместе с ребятами из 6-го «Б», где он классный руководитель, разработали правила взаимоотношений, которые вывесили в классе на видном месте. И они действуют! Сейчас разрабатывают новые правила поведения.
Поначалу, когда в прошлом учебном году Максиму Андреевичу дали классное руководство, было боязно.

— Я боялся не детей, а мнения родителей, — уточняет он. — Сам понимаю: если бы мой ребенок пошел к классному руководителю, который только что окончил вуз, наверное, появились бы опасения. Поэтому мне казалось, что родители доверять не будут. Но с родителями быстро нашли общий язык. ВКонтакте есть группа, взаимодействуем.

Во многом благодаря родителям класс проводит выездные мероприятия. Первым из них стал сплав на катамаранах по своенравной и порожистой реке Шуя. Тогда многие, кто знал о предстоящем мероприятии, с опаской отнеслись к этой затее. Живы были тяжелые воспоминания о трагедии на Сямозере, когда в шторм на озере погибли дети.
Классному руководителю и главным организаторам похода удалось успокоить взволнованных родителей, что все будет хорошо. Сплав прошел успешно. После того как миновали последние шуйские пороги, разбили палатки, развели костер, родители радовались больше, чем ребята, что преодолели все.

На Новый год ездили в карельскую резиденцию Деда Мороза. Максим Андреевич надеется и в предстоящий новогодний праздник повторить поездку. Начинающий классный руководитель организовал для ребят и посещение памятных мест Петрозаводска.

В прошлом году вместе с Максимом Янке диплом Института педагогики ПетрГУ получил 21 специалист. Преподавать в школу пошли пятеро, однако двое из них уже нашли себе другое применение. Я спросил у Максима, почему выпускники не задерживаются в школах или вовсе не идут туда. Ответ был ожидаем: низкая заработная плата и огромный объем бумажной работы, особенно у классных руководителей, большой спрос и большая ответственность…

По словам Максима Андреевича, ему доставляет удовольствие находиться в гуще школьной жизни. На переменах он нарасхват: то заместители директора по воспитательной или учебной работе подойдут, то учащиеся, то коллеги. У всех свои проблемы, которые нужно «разрулить». А вечером дома в электронной почте — письма от родителей. К примеру, мама одного из учеников волнуется, почему у ребенка двойка по математике. Классный руководитель должен разобраться и ей ответить. Ясно, что не все молодые специалисты готовы за существующую сейчас в системе образования зарплату жертвовать своими личными временем и покоем.
Максим Янке с момента поступления в вуз был уверен, что работать с детьми у него получится.

— С ребятами мы прекрасно дополняем друг друга энергией, — говорит Максим Андреевич. — Из школы мне трудно будет уйти.