У каждого появится свой опыт использования дистанционных технологий

На

Светлана Безгодова: Мне кажется, правильнее говорить не о плюсах и минусах дистанционного обучения, а о том, чему оно нас может научить и в чем ограничить.

В мире нет абсолютно позитивных и негативных явлений, а есть обстоятельства, к которым нужно приспосабливаться, особенно в тех случаях, когда изменить их не представляется возможным. В полной мере это относится сегодня и к обучению с помощью дистанционных технологий. Мне кажется, правильнее говорить не о плюсах и минусах дистанционного обучения, а о том, чему оно нас может научить и в чем ограничить. 
О том, чему оно нас учит

Во-первых, самодисциплине, самоконтролю и самоорганизации, как учителей, так и учеников. Поскольку информационные технологии предоставляют неограниченные возможности в размещении учебных материалов, то есть необходимость структурирования и ограничения учебного контента до тех пределов, в которых он мог бы быть освоен учащимся. Учащемуся нужно так организовать свое время, чтобы успеть освоить информацию, данную от учителя, и выполнить задания. Педагогу же надо в срок проверить и оценить все то, что сделал ученик, и дать обратную связь. Поскольку общение происходит в письменном формате, это повышает контроль педагога и ученика за содержанием и формой выражения своих мыслей. Также учащийся должен организовать себя для продолжения обучения. Известно, что на свободных онлайн-курсах до конца обучения доходят 10‑15% обучающихся, остальным не хватает силы воли учиться в ситуации, когда учитель не стоит над душой.

Учитель же должен постоянно стимулировать обучающегося в условиях, ограничивающих прямой контакт, поэтому значение обратной связи повышается в разы.

Во-вторых, дистанционное обучение стимулирует педагогическое творчество. Педагогу необходимо придумать такие задания, которые могли бы выявить уровень знаний каждого учащегося и дать ему возможность продемонстрировать их. Кроме того, дистанционный формат повлечет за собой новые формы предъявления учебного материала и методики преподавания.

В-третьих, дистанционное обучение формирует новые стили профессиональной деятельности педагога. В таком унифицированном и технологическом процессе, как ни удивительно, просматривается личность человека — учителя и учащегося. Ставит ли учитель короткие сроки для выполнения заданий, сдает ли ученик работу заблаговременно или в последний момент, насколько кропотливо выполнено задание, развернута ли обратная связь педагога на задание — все это личностные «следы» участников образовательного процесса.

В-четвертых, снижается субъективность оценки педагога. В дистанционном процессе нельзя оценить умные глаза ученика или неряшливый вид, можно оценить только работу, выполненную хорошо или не очень.

О том, в чем мы ограничены

Во-первых, в человеческих отношениях, наполненных эмоциями. Многое в обучении мы улавливаем из контекста отношений. Часто учащиеся компенсируют недостаток общения с родителями общением с учителем. Отдельного разговора, наверное, заслуживает и общение детей между собой. При дистанционном обучении оно приобретает специфические формы.

Во-вторых, мы ограничены анонимностью. Да, она порой раскрепощает и расширяет границы дозволенного в этическом плане, но сложно сказать, кто сидит по ту сторону экрана компьютера. Это порождает различные варианты академической нечестности. Не всегда ясно, кто выполнил задание — сам ученик или его родитель, старший брат или сестра, сдал ли он самостоятельно выполненную работу или найденную в Интернете. В этой связи страдает качество образования при формальной его успешности. Здесь ставится вопрос личной ответственности обучающегося за результат его обучения.

В-третьих, отсутствие прямого контакта ограничивает нас в передаче определенных умений и навыков, связанных с деятельностью, особенно на первых этапах обучения. Это прежде всего моторные навыки и все виды художественного творчества.

В-четвертых, дистанционные технологии тормозят нас в различных вариантах совместной деятельности, что предполагает освоение навыков группового взаимодействия и работы в группе.
Эти пункты можно было бы продолжить как в поле возможностей, так и в поле ограничений. Есть еще личный опыт, который каждый получает сам и делает на основе этого выводы. Чтобы его получить, конечно, придется преодолеть первое сопротивление, которое возникает естественным образом в период адаптации ко всему новому, а дальше у каждого будет своя история дистанционного обучения.

​Светлана Безгодова, директор Института психологии РГПУ имени А. И. Герцена, кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербург.