Евгений Лурье о Математической олимпиаде

Наша

Руководитель проекта Яндекс.учебник Евгений Лурье рассказал про новую разработку  Математическую олимпиаду, а также объяснил, почему одной из ценностей команды Яндекса является развитие образования в масштабах страны.

— Евгений, почему вы решили заниматься образованием?

В нашей стране очень важна популяризация образования с самых разных точек зрения. Сейчас образование скорее принято критиковать, а в нём так много хорошего, полезного и классного. Некоторые организации занимаются формированием этого понимания, например, Политехнический музей. Яндекс.учебник также пытается сформировать некую позитивную повестку в образовании, помогать ему развиваться. Конечно, это направление тесно связано с цифрой. Трудно любить рутинную работу, которой, по сути, является образование, и очень важно, чтобы были яркие пятна, события, контент, который будет точками притяжения к образованию. Нужно показать, что есть в школьной программе что-то классное, интересное, новое. И цифра открыла нам такие возможности.

В сфере образования сотрудники Яндекса уже достаточно давно проявляют себя как люди, которым это нужно и интересно. В прошлом году мы запустили образовательную инициативу Яндекса, мы запускаем новые предметы, мы идём к тому, чтобы на нашей платформе занимались миллионы детей. Мероприятия, подобные олимпиаде, помогают популяризировать Яндекс.учебник. А в 2009 году мы запустили Школу анализа данных. Мы стараемся мыслить в масштабах страны, для нас очень важно, кто и что нас окружает, мы и сами должны в это вкладывать. У нас довольно много людей, которые что-то преподают.

Образование — это наилучший способ применения своих сил. Мы привыкли браться за самые сложные задачи, а образование — это объективно сложно.

— А как возникла идея сделать олимпиаду по математике?

Идея создания олимпиады сама по себе не нова. Приход цифровых инструментов дает новый толчок в этом направлении, позволяет делать качественные, необычные, интересные вещи и быстро доносить их до каждой точки, где есть интернет. Раньше это были олимпиады, которые дети решали и высылали по почте, потихоньку идея таких олимпиад перекочевала в цифру. Нас вдохновляют идеи директора Центра педагогического мастерства и московского Центра непрерывного математического образования Ивана Ященко. Он занимается популяризацией и развитием математического образования в Москве. Такие цифровые олимпиады — это в том числе и его заслуга. В нашей олимпиаде главное — чтобы каждый поучаствовал и попробовал применить себя к необычным и нестандартным математическим задачам. Часто решение таких задач требует не только математики, но и умения видеть ситуацию по-другому, вчитываться в задание, критически мыслить.

Идея нашей олимпиады — популяризация математической науки среди всех школьников страны.

— Олимпиада в традиционном понимании — это такая серьезная вещь. Как пришла мысль сделать её в сотрудничестве с Фиксиками?

Сделать образование интересным для детей — это, пожалуй, самая сложная задача. Без заинтересованности невозможно самообучение, и мы действовали ровно в этой логике. Мы пришли в продюсерскую компанию «Аэроплан» с такой задачей: делать интересные задания для детей в интересном, знакомом контексте, который бы дополнительно привлекал детей, и чтобы было интересно не только решать задачу, но и узнавать, что будет дальше в сказочном сюжете. Мы решили привлечь внимание детей таким образом, но сделать это правильным, с точки зрения образования, способом.

Внимание можно привлекать и котиками, но Фиксики — это все-таки герои, которые интересуются наукой, им интересно разбираться в том, что находится внутри приборов, их интересуют процессы, происходящие в мире, и важно, что сами по себе герои являются примером правильных образовательных ценностей.

У них есть школа, учитель — Дедус, они действительно всерьёз интересуются научными знаниями, в том числе математикой. Кроме того, что дети уже знают о Фиксиках, скоро выходит второй фильм, «Фиксики против Кработов». Герои фильма транслируют правильные ценности бережного отношения к образованию, а это то, что нам нужно, к тому же это очень интересно детям.

— В чём методическая ценность олимпиады?

С содержательной стороны мы старались придумывать оригинальные задачи, которые бы позволяли детям проявить логическое мышление и какие-то элементы, связанные с комбинаторикой и пространственным мышлением. Многие части олимпиады в последующем хорошо связаны с тем, что в будущем дети будут проходить. В олимпиаде много вещей, обозначающих интересные линии направления развития математики, которые в самом простом, понятном и доступном виде предложены ребятам.

Серьезных научных терминов и сложных концепций там пока нет, но можно уже почувствовать вкус содержательных линий, которые есть в математике.

А ещё у нас есть задание, связанное с шахматами, но не требующее серьезных знаний о шахматах. В рамках общей концепции развития образования шахматы считаются важным элементом, и мы это подчеркиваем этим заданием. Методическая ценность, с одной стороны, состоит в том, чтобы зацепить начала содержательных математических веток, которые потом пригодятся в математике, геометрии, алгебре и так далее, а с другой стороны — дать возможность прикоснуться к олимпиадной культуре на начальном этапе. Потому что, когда ребята начинают решать сразу сложные задачи, это может серьезно демотивировать, а с помощью олимпиады мы можем снять этот барьер.

В современном мире людей очень часто делят на гуманитариев и технарей, на физиков и лириков, но это деление устарело.

— Что мотивирует лично Вас заниматься этим продуктом?

Многие классические гуманитарные дисциплины связаны либо с математической статистикой, либо с программированием, и очень важно не отбивать желание разбираться в них. Лично мне интересно заниматься этим продуктом, потому что я в детстве участвовал в олимпиадах по географии, по математике, по русскому языку и другим предметам. Конечно, среди моих коллег в Яндексе я не могу похвастаться чемпионством в олимпиадах. Я могу сказать, что просто там был, и мне это было интересно. Но в целом Яндекс — это сообщество людей, которые умеют решать нестандартные задачи, и им очень помогают способности, которые в самом простом виде применяются в олимпиадах. Ребята из технологической команды до сих пор периодически участвуют в олимпиадах по программированию. Это живая культура, а Яндекс — центр притяжения для олимпиадников. Мы проводим различные мероприятия для взрослых и детей, связанные с этим. Это в рамках наших ценностей. Олимпиадники — это люди, которые чего-то хотят и готовы «копать», потому что им самим что-то надо.

Это про нас, про заинтересованных, не успокоенных людей. И это совпадает с тем, что мы делаем.

— Как продвигается образовательная инициатива Яндекса и как на олимпиаду реагируют учителя?

Учителя могут прийти и попробовать, что это такое. Мы довольны тем, как у нас складываются отношения с учителями. Они готовы вступать вместе с нами в тёмные воды запуска нового электронного сервиса. Здесь нас ждут сложности, ведь нужнодоговориться с родителями и с учениками, решить массу всяких вопросов, и поддержка учителей — самый лучший сигнал о том, что мы движемся по плану.

В олимпиаде все участники получат свои грамоты. Чтобы стать победителем, не нужно дотянуться до звёзд и решить всё. Наша олимпиада — это про интерес, а не про соревнования. Для нас очень важно, что мы создаём олимпиаду совместно с Центром педагогического мастерства. Потому что это мощная методическая организация, которая обладает экспертизой в образовании. Проект также проходит при поддержке правительства Москвы, и мы рады этому.

Справка

В рамках «Образовательной инициативы» Яндекс создаёт и внедряет образовательные программы с 2007 года. Сейчас у компании больше 30 образовательных проектов и сервисов. Их используют люди разных возрастов — от первоклассников до выпускников вузов, от начинающих специалистов до профессионалов, решивших сменить сферу деятельности. Яндекс сотрудничает с образовательными структурами, предлагая собственные методические разработки и решения. Учебный процесс проходит в разных форматах — это онлайн-курсы, интенсивы, очное, дистанционное и смешанное обучение.

Проект Яндекс. Учебник — это российский бесплатный сервис для учителей с заданиями по русскому языку и математике (1-5-й классы). Он существует уже два года, и сегодня к нему подключены более 1 млн школьников. Центр педагогического мастерства Департамента образования города Москвы организует работу по развитию таланта московских школьников, а также координирует проведение школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников, проводит региональный и готовит учащихся к заключительному этапу. «Фиксики» — российский анимационный проект с десятилетней историей, который лидирует в жанре edutainment («обучение через развлечение»). Уже создано три сезона сериала «Фиксики» (156 серий) и два полнометражных фильма. В 2019 году «Фиксики» получили престижную премию «За верность науке» как лучший детский проект.