Чтобы быть успешным, мало быть просто умным

Не

Как бы там ни было, наша школа (а может, и вся система образования) основана на передаче знаний и способности применять их в той или иной ситуации.

Само по себе это абсолютно нормальное явление, ведь именно знания являются основой всего остального. Вот только грех не вспомнить мудрость выдающегося французского писателя и философа Франсуа де Ларошфуко: «Ум всегда в дураках у сердца». И если под умом подразумевается интеллект, то под сердцем — эмо­цио­наль­ная сфера. А вот этому аспекту у нас, к сожалению, традиционно уделяется очень мало внимания. Нет, по факту, конечно же, развитие эмоций предполагается на всех этапах обучения детей. А вот что касается управления эмоциями…

«Ты взываешь к логике и здравому смыслу. И неожиданно обнаруживаешь, что ей противен сам звук твоего голоса».

На уроке тянешь руку, потому что готов и хочешь ответить, а учитель тебя в упор не замечает и спрашивает других.

Что же должна делать школа, чтобы подготовить учащихся к сурово-реальной жизни?

На мой взгляд, как раз в этом и заключается главная трагедия большинства отличников, победителей всевозможных предметных олимпиад, конкурсов и чемпионатов. Сделав ставку на «прокачку извилин», достигнув потрясающей способности находить ответы на самые сложные задачи и задания, эти люди оказываются бессильны перед суровой и беспощадной правдой жизни.
Это когда ты на уроке тянешь руку, потому что готов и хочешь ответить, а учитель тебя в упор не замечает и спрашивает других. Потому что ему очень не понравилось, как ты на прошлом занятии «качал права» и доказывал, что педагог несправедливо занизил тебе оценку.
Это когда ты, будучи студентом, выполняешь раз за разом задания, а тебя неизменно опускают в рейтинге, хотя другим за то же самое ставят высшие баллы и публично хвалят. И ты пытаешься понять, в чем дело, но приходишь к выводу, что причина проста: вот этого человека преподы попросту любят, он им нравится, потому что обладает харизмой, брутальностью, обаянием и т. д. Это не имеет никакого отношения к умственным способностям, но ведь, как говорится, сердцу не прикажешь, а здесь ты в пролете.
Это когда ты приходишь в коллектив и пытаешься занять в нем достойное место, чтобы своими трудом и умом приносить пользу обществу, но вдруг оказывается, что кому-то не понравились твои фамилия, акцент, одежда, манера изъясняться, взгляды на жизнь, политические, религиозные и прочие убеждения, отношение к Сталину, царю Давиду, Чингисхану, Навальному и т. п. И, несмотря на весь потенциал твоего IQ, тебя начинают банально выживать — грязно намекать, язвить, ерничать, подкалывать, издеваться… Ты не можешь понять, зачем они так, ведь ты очень хорошо знаешь матчасть и отлично разбираешься в проблемах, которыми поручено заниматься. Но для других людей все это второстепенно, они не могут смириться с тем, что ты работаешь рядом с ними, но не разделяешь их взглядов, принципов, суждений. В результате производительность твоего труда падает, как и настроение, ибо ты никак не можешь доказать им, что главное — добросовестно выполнять свои должностные обязанности, не обращая внимания на мелочи. Нет, им это, как говорится, по барабану, для них сам факт твоего существования в их сплоченном коллективе — кость в горле. А в итоге увольнение, потому что дальше так нельзя. И, что самое грустное, твой начальник воспринимает твое заявление об уходе с облегчением, поскольку для него внутренний климат в коллективе дороже, да и сам он, если честно, расходится с твоими взглядами на жизнь буквально во всем.
Это когда ты наравне с другими занимаешься наукой и у тебя это получается очень успешно, но тебя упорно не публикуют, валят на защите, лишают доступа к библиотекам, архивам, лабораториям, ресурсам. Почему? Нет, совсем не потому, что ты глупее их. Просто у кого-то на первом месте стоит зависть, что у тебя все так здорово получается, а у них — нет. И ненависть к тебе, такому молодому, умному и красивому на фоне их, убеленных сединами почтенных старцев. Впрочем, кстати, бывает и наоборот. Вот я, молодой и инициативный, готов перевернуть все вверх дном, дабы вдохнуть новую жизнь в этот замшелый тлен, а тут ты, старая перечница, не даешь мне это сделать. Поэтому, прежде чем заняться переворачиванием мира с ног на голову, я постараюсь правдами и неправдами, заговорами, интригами и подтасовками вытурить тебя на улицу, чтобы не мешала мне творить историю. И мне абсолютно безразличны все твои былые заслуги, опыт и потенциал, коль скоро работать рядом с тобой невыносимо!
Это когда ты знаешь и умеешь очень много, причем делаешь это лучше, чем другие. Но, к сожалению, твой руководитель хочет видеть на твоем месте кого-то еще — своего друга, любимую женщину, родственницу, знакомую одного важного человека и так далее. Он, может быть, и рад бы заполучить тебя к себе в команду, ведь ты реально способен сделать то, на что другие не способны. Однако обстоятельства выше вас, руководитель уже пообещал людям, а его слово — закон, особенно когда любимая женщина так этого страстно ждет, а друг уже купил ящик вискаря, чтобы обмыть назначение.
Это когда ты знаешь ответ на волнующий других вопрос, пытаешься донести его до людей, но тебя попросту не слушают и не слышат. Ты дергаешь их за рукав, просишь послушать, даже кричишь, но они обижаются, даже оскорбляются и начинают тебе выговаривать, мол, что за тон, что за воспитание, кто вам дал право повышать на нас голос, кто вы такой, чтобы так с нами разговаривать! И, что самое грустное, потом вполне может оказаться, что твое решение все-таки было услышано, но как-то странно, что все лавры достались другому, причем все почему-то на 100 процентов убеждены, что это именно он, а не ты, выдал гениальную идею.
Это когда ты спокойно разговариваешь с людьми, а кто-то невзначай роняет фразу или просто слово, с которым у тебя связана глубокая детская психотравма. И ты сразу же начинаешь думать, что это он сделал неспроста, может, человек знает о тебе куда больше, чем ты думаешь, и этим самым пытается тебя унизить, оскорбить, намекнуть на твою несостоятельность, примитивность, ущербность. Сказанное выбивает тебя из колеи, ты уже не способен нормально рассуждать, а на первое место выходит другое — как бы выведать у этого человека, что ему известно, почему он сказал то, что все слышали, и как бы этого человека изолировать, не дать ему возможности еще раз наступить на твою больную мозоль.
Это когда ты долгие годы на уроках, дополнительных занятиях и интеллектуальных состязаниях доказывал всем, что ты самый умный, а потом находится кто-то, кто начинает с тобой спорить по тому или иному вопросу, упорно не соглашается с тобой и даже переходит на личности. И тебя это обескураживает и просто бесит, потому что ты же знаешь, что прав! Поэтому ты уже сам переходишь на личности, так как знаешь, что с тупыми баранами именно так и надо обращаться, дураку надо говорить, что он дурак, и все вокруг должны это знать. А потом тебя везут на «скорой помощи» со сломанным носом, и ты искренне не понимаешь, за что.

…В книге «Заповедник» Сергей Довлатов пишет: «В разговоре с женщиной есть один болезненный момент. Ты приводишь факты, доводы, аргументы. Ты взываешь к логике и здравому смыслу. И неожиданно обнаруживаешь, что ей противен сам звук твоего голоса».
Странно, что автор почему-то говорит это применительно только к женщинам. На самом деле, если оглядеться вокруг, можно прийти к неутешительному выводу: вся наша история, вся наша жизнь, все то, что происходит вокруг нас здесь и сейчас, в огромной (а нередко и решающей) степени подчинено именно эмоциям. Причем далеко не всегда позитивным. Именно они, а отнюдь не трезвый разум, руководят нашими поступками, хотя мы и считаем себя представителями рода Homo sapiens. Если бы человечество научилось подчинять свои эмоции трезвой логике, можно было бы обойтись без огромного количества войн, ссор, склок, обид и всего подобного.

Впрочем, если ситуацию отзеркалить, то люди, наоборот, начнут с душевным трепетом смотреть на того, в кого они влюблены, неистово рукоплескать и одобрять каждый его шаг, прощая все, даже ущемление их прав и свобод, а также откровенные преступления. И эта крайность едва ли лучше той, другой.
Кто-то скажет, что тогда бы все мы превратились в биороботов, а это конец человечеству. Но разве красит человечество тот факт, что людей гонят на войну, заставляют стрелять и убивать друг друга по одной лишь причине — у руководителя (или группы руководителей) одной страны есть категорическое непринятие всего, исходящего от представителей другой страны? И не важно, насколько правильны и логичны чужие утверждения, ведь «это наши исторические враги, и они желают нам зла по умолчанию, значит, не надо верить ни одному их слову».
Разве красит отдельно взятого человека поступок, в котором он при разводе делает хуже не только своей бывшей, но и их общему ребенку, а главное — самому себе? Тем не менее он с легкостью идет на это, ведь «надо отомстить этой стерве».
Карьера скольких ученых, писателей, актеров, поэтов, художников, спортсменов, политиков не только в нашей стране, но и во всем мире была полностью уничтожена только потому, что кому-то очень не хотелось, чтобы у них все было хорошо! И разве кто-то вспоминал о том, что эти замечательные люди обладали потрясающими даром, интеллектом, талантом и могли бы помочь всему человечеству? Нет, здесь то же самое: «Мне глубоко наплевать, что он гений, я хочу, чтобы вы принесли мне его голову!»

Словом, везде и всюду мужчины и женщины, даже будучи очень умными и талантливыми, ведут себя, словно капризные малыши, руководствуясь только эмоциями и напрочь отключая здравый смысл. Со всеми вытекающими последствиями как для отдельно взятых граждан, так для целых народов.
А теперь задайте себе главный вопрос: что же должна делать школа (в частности, и система образования в целом), чтобы подготовить учащихся к сурово-реальной, а не радужно-вымышленной жизни? Где, как, каким образом, в рамках каких предметов и на каких занятиях дети должны получить, во-первых, представление о существующем порядке вещей, а во-вторых, о том, как этому порядку противодействовать, как защитить себя и других от несправедливости?

P. S. А что вы думаете по этому поводу, дорогие читатели?

Мнения

Антон Углов, индивидуальный предприниматель, Тверская область:

— Я в школе был троечником, мне было совсем неинтересно стремиться получить пятерку любой ценой. Но я давно понял, что в жизни успеха добивается не тот, кто умнее всех, а тот, кто умеет найти общий язык с другими людьми, в том числе с теми, кто умнее всех. Если знаешь, что человека интересует, что ему нужно, что он любит, чего и кого боится, сравнительно легко сделать его своим товарищем. Или, наоборот, настроить других против него. Кто-то называет это манипуляцией, но в бизнесе такое сплошь и рядом. Поэтому из всей школьной программы мне почему-то запомнился Чичиков, который старался не тратить своих денег, но умел все обставить так, чтобы все были довольны, а ему от этого еще и выгода была.

Светлана Белогородцева, учитель русского языка и литературы, Хабаровский край:
— По-моему, не надо умножать сущности сверх необходимого, ведь школа и так дает детям массу примеров, как надо и как не надо себя вести. Вся классическая литература об этом! Более того, именно она через героев произведений показывает, какие образцы поведения признаны благородными, а какие — постыдными. И тот, кто руководствуется жадностью, местью, злобой, завистью, вряд ли будет выставлен автором в лучшем свете. В отличие от тех, кто изображен великодушным, благородным, добрым, смелым и так далее. Надо просто больше читать и вместе с детьми разбирать произведения.

Инсаф Шаймарданов, военнослужащий, Республика Татарстан:
— Лучше всего учиться взаимодействовать с людьми в процессе совместной деятельности. Вспоминая свое детство, могу сказать, что на уроке это не очень получается, даже когда люди в группах работают. А вот в походах, экспедициях, на тренировках — совсем другое дело, там, если ты не сможешь влиться в коллектив и начнешь себя противопоставлять ему, придется очень трудно, могут и по шее дать.

Марат Лернер, студент, Москва:
— Почему вы решили, что школа всему этому не учит? Ученики с детства видят несправедливость и понимают, что так устроена наша жизнь. Учителя, что, святые? Нет, у них есть и любимчики, и изгои, все это знают и понимают, что ничего не поделаешь, надо как-то с этим мириться. Так же и с одноклассниками: видишь, что человек рвется в лидеры и ради этого готов пройтись по головам, так зачем ему мешать, надо просто отойти в сторону, пусть лезет, главное, что ты теперь знаешь, кто он и чего от него ждать.