Или как справиться с синдромом седьмого дня

Образование

Интервью с директором железногорского лицея № 103 «Гармония» Еленой Дубровской.

32 года назад меня назначили директором вновь построенной школы. 13 первых классов, в каждом — по 40 и более человек. Поначалу спорили: что в приоритете — здоровье или образование? И решили — и здоровое образование и развитие! Вот тогда-то у нас и открылись первые классы раздельнопараллельного обучения «М» и «Ж». 30 лет поисков, сомнений, побед. Сегодня это не эксперимент, а развернутая практика образования.

Мальчики и девочки. Разный подход

Наш лицей — детище российского ученого, врача, педагога Владимира Базарного. Я не могу заявить, что мы победили двигательную деривацию, школьную близорукость, сколиоз. Приходит новый ребенок, потом следующий — каждый раз нужно решать конкретные проблемы со здоровьем. Как это не учитывать? Результаты раздельно-параллельного обучения очевидны на примере нашей школы: качество — 75 баллов, каждый четвертый — медалист, 100 процентов наших выпускников поступают в вузы и колледжи. Мы не призываем просто разделить детей, а дальше якобы все само собой произойдет. Не произойдет! У нас пробовала одна школа. Мальчики и девочки талантливы, но к знаниям они идут разными путями. Нивелировать особенности нельзя. Можно и не делить, но научиться работать с мальчишками и девчонками педагоги обязаны. Мы убедились, что можно переломить тенденции к снижению уровня здоровья детей.

Грядет поколение ОВЗ?

В последнее время все чаще медики с гордостью сообщают, что спасли 500‑граммового новорожденного. Здорово! Понятно, что не просто в инкубаторе держали, а как-то стимулировали, лечили. Главный педиатр страны, профессор, директор Научного центра здоровья детей РАМН Александр Баранов говорил: «Жизнь сохранили, а здоровья нет». Что дальше? Кто научит учителя пестовать подросшего малыша-ученика? Сегодня есть закон о том, что каждый учитель должен оказывать первую доврачебную помощь. Сразу оговаривается, что это не будет называться медицинской помощью. А что это будет? Не окажешь — накажут? Неумело окажешь — еще больше накажут? В школах должен быть врач.
Врач на 3‑4 школы — это имитация работы. Чем меньше дети обращаются за помощью к педиатрам в поликлинику, а больше к узким специалистам по направлению врача школы, тем выше должна быть зарплата у этого врача. Кабинет школьного врача должен быть оснащен современной техникой, а сам специалист — обеспечен научной поддержкой и хорошей зарплатой.

У нас сегодня в 1‑й класс приходят дети, которые ждут встречи со школой. И уже через 1‑2 недели (синдром седьмого дня) все понимают, и родители в первую очередь, что у детей нет сил учиться, а у родителей нет ни сил, ни терпения. Посмотрите справки: у 90% учащихся 2‑3‑я группа физкультуры. Что это? Врачи перестраховываются? Или грядет поколение c ОВЗ? С кем мы будем ГТО сдавать? У нас не случайно сегодня выдающиеся достижения на Паралимпийских играх.

К сожалению, случаются трагедии, когда дети умирают прямо в школе, на уроках. Нет, не на физкультуре и не от травм. От сердечной недостаточности, от инсульта. А чаще стоит фраза: «Неизвестно, от чего». Ну, а травмы? Сломанные фаланги пальцев от волейбольного мяча, растяжения: споткнулся — упал — гипс. Кости слабые или падать не умеют?

Существует два принципиально разных способа обеспечения здоровья: прямой, когда объектом воздействия является еще не больной ребенок, не требующий лечения, и обратный — путем излечения детской болезни. Очевидна предпочтительность первого, но современная медицина, декларируя примат первичной профилактики, фактически занимается только лечением. Детская поликлиника как ремонтная база — тупиковый путь, мы говорили об этом 10 лет назад. Скрининговые исследования должны выявлять факторы риска по заболеваниям задолго до их проявления. У нас в стране более 10 НИИ, занимающихся здоровьем детей! Если бы ученые достучались в закрытые ворота педагогики, то получили бы ответы на вопросы, которые не дают покоя. Например, почему есть определенные годы, когда дети приходят в 1‑й класс интеллектуально и физически слабые? Почему ребенок, отсидев 45 минут урока, выходит на перемену и ищет место, где ему присесть? Почему дети на пробежке почти все держатся за селезенку? Одна ученая дама сказала, что НИИ этим не занимаются. Так займитесь! У нас в России, оказывается, прикрыли направление «Детская психиатрия». Притом что главный психиатр Минздрава РФ Зураб Кекелидзе говорит, что в стране 75% психически неполноценных детей. Я задала вопрос: «А учителей сколько?»
Ответ: «У нас учителями тем более никто не занимается». Сами, сами. Но вывести ребенка из истерики может только здоровый, уравновешенный учитель.

Игровые и творческие формы обучения

Многие считают, что здоровье детей ухудшается в связи с перегрузкой, которая начинается с портфеля ученика и заканчивается большим объемом «всякой всячины», которую нужно выучить, вызубрить, сдать. Наверное, в этом есть доля истины. Но винить в этом учителей, которые якобы в корыстных целях перегружают школьников, нельзя. Учебный план спускается сверху. Чего там только не появилось за последние годы! Ввели астрономию, экологию, экономику, ОРКСЭ (основы религиозных культур), три часа физкультуры, иностранный язык в «началке», НРК (национально-региональный компонент).

Школа часто вкладывает знания без интереса учащихся. Знания теоретические, абстрактные. Домашнее задание чаще всего подразумевает заучивание. Форма обучения не должна быть принудительной. Она должна быть в старших классах творческой, в младших — игровой.
ФГОС сегодня по-прежнему вызывают споры у думающих педагогов. Стандарты должны быть конкретными, однозначными, скучными и законными. А у нас ФГОС — педагогическая поэма, носящая временами манифестный и лозунговый характер. В стандартах никакой конкретики в отношении изучаемых предметов, а в подходах к воспитанию и вовсе провал.
Ребенок 6‑9 лет должен взращиваться патриотичным и глубоко нравственным. Еще предлагается оценивать каждого ребенка по патриотическому и духовно-нравственному уровням. Можно тестировать на наркотики, на профориентацию, но как это сделать в отношении патриотизма?

Искусство несет нравственность

У всех детей совершенно разные способности. Есть знаменитая фраза, которую приписывают Альберту Эйнштейну: «Все мы гении. Но если вы будете судить рыбу по способности взбираться на дерево, она проживет всю жизнь, считая себя дурой». Известный российский педагог и общественный деятель Евгений Ямбург сказал: «Ни в одной стране мира никто не ставит перед собой задачу такое количество знаний, умений и навыков впихнуть буквально ногами в голову ребенка (впихнуть невпихиваемое). И ни в одной стране мира так не учат, как мы: жестко, мощно, против шерсти, получая все большее количество больных детей».
Сегодня идет большой спор, нужны ли спецклассы математики, химии, физики. Вот тема НИИ. Но у нас будет прав Герман Греф: долой математические классы!

На чем должна быть основана дифференцированность обучения? На принципе творческого развития личности или на элитарном обучении какой-то одной науке? Мы по­шли курсом создания творческих классов. Они принципиально отличаются от классов юных математиков или гуманитариев, которые в идеале не являются гарантией развития творческой личности, зато гарантируют однобокость воспитания. И не важно, кем мечтает быть ребенок, режиссером или инженером, каждый имеет возможность получить диплом об окончании городской школы искусств еще в раннем возрасте. Благодаря тому что школа искусств интегрирована в учебно-воспитательный процесс лицея, у нас действует 12 хоров, 7 танцевальных коллективов, есть профессиональный фольклор, театр, вокальная и изобразительная студии. Такое благородное сочетание науки и искусства создает гармонию в душе, сохраняет психическое здоровье. Мы не школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Они системно выведены на уровень качественной нормы, благодаря чему возросла эффективность всего процесса обучения и воспитания. Ни физика, ни математика не дают целостного восприятия мира. Только искусство несет эту миссию миропонимания и самовыражения, только оно способно вывести учащихся на новый уровень нравственности. Картинная галерея в школе — это не роскошь, а востребованная необходимость, которая дает реальную возможность приобщить детей к миру культуры. Современные психологи считают, что созерцание природы нейтрализует негативные эмоции, формирует оптимистический настрой и способствует гармонизации душевного состояния ребенка.

Равные приоритеты

Сегодня, слава богу, мы все чаще слышим, что в школе должно быть два равных приоритета — здоровье и образование. Появляются проекты, программы, но чаще всего они направлены не на системный подход к вопросам образования, а на организацию каких-то акций по искоренению вредных привычек. Но оздоравливают и образовывают не развлекательные мероприятия и отдельные акции. Воспитание здоровой, гармоничной личности — это воспитание в режиме повседневной деятельности: дома, на улице, в школе, в стране.
Откройте любую молодежную программу, там БАМ не строят, беспризорников по всей стране не собирают, целину не поднимают. Там превалируют шоу, фестивали и прочие развлекательные мероприятия.

Наши старшеклассники открыты и естественны, они хотят жить лучше, чище, гармоничнее, чем предлагает существующая реальность. Да, иногда они выглядят грубыми, невоспитанными, равнодушными, но это лишь форма взаимодействия с миром, защитная реакция. Каков мир, такие и способы. Сегодня только вместе власть, школа, родители должны перестать стесняться и активно культивировать ценностный ориентир на юного человека — на жизнь, на добро, на здоровье. И делать это через повседневные дела, обычные уроки, чистые помыслы, собственное поведение.

В чем суть и цель образования? Создать условия и воспитать потребность у детей совершенствовать свое интеллектуальное, а если получится, духовное здоровье. Учителям доверено растить российский народ, и спасибо им за то, что они делают это сегодня с обостренным чувством ответственности и без рыночного интереса. Пришло время, мир обязан измениться. Последние события должны принести прозрение, что жизнь людей несет в себе больший смысл, чем зарабатывание денег и их трата, есть и другие ценности. А что живет в обществе, то живет и в школе. У детей должны быть ощущение счастливой жизни, здоровый смех, юмор, шалости. Ощущение любви, доброты для укрепления здоровья, его сохранения и развития — это главные составляющие. Когда все приветливы, улыбчивы и доброжелательны, то хочется жить!