Введения обязательного ЕГЭ по иностранному языку ждали со страхом и дети, и родители, и учителя.

Обязательный

Минпросвещения России намерено отказаться от введения обязательного ЕГЭ по иностранному языку. Ситуацию комментируют наши эксперты и читатели.

Минпросвещения России намерено отказаться от введения обязательного ЕГЭ по иностранному языку. Соответствующий проект приказа опубликован на официальном портале проектов нормативно-правовых актов regulation.gov.ru. Как отмечают в министерстве, решение принято по итогам общественного обсуждения, посвященного готовности системы образования к введению обязательного ЕГЭ по иностранному языку с 2022 года. При этом он останется в числе предметов, которые выпускники сдают по выбору. Позицию министерства поддержали в Рособрнадзоре. Врио руководителя ведомства Анзор Музаев назвал отказ от обязательного экзамена верным решением из-за неравенства в условиях преподавания иностранных языков в школах, а также в практике их применения. Ситуацию комментируют наши эксперты и читатели.

Любовь Духанина, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке, координатор проекта ОНФ «Равные возможности — детям»:

— Введения обязательного ЕГЭ по иностранному языку ждали со страхом и дети, и родители, и учителя. По данным Рособрнадзора, сейчас ЕГЭ по иностранному языку ежегодно выбирают только 11% школьников.

Еще в 2017 году половина родителей выступали против введения обязательного ЕГЭ по иностранному языку, это показал опрос Общероссийского народного фронта, проведенный совместно с фондом «Национальные ресурсы образования». Только 35% респондентов поддерживали эту инициативу при условии улучшения качества преподавания. Но проблема преподавания иностранного языка в школе остается крайне острой и сегодня. Как показал опрос ОНФ, проведенный в мае 2018 года среди более 3,1 тысячи учителей из 82 регионов страны, 39% педагогов отмечают, что в школе наблюдается нехватка учителей иностранного языка. По данным Минпросвещения, в 2019 году иностранный язык не изучали более 40 тысяч детей и 56% из них проживают в сельской местности. Не все преподаватели обладают достаточными навыками для подготовки школьников к ЕГЭ по иностранному языку: некоторые педагоги, по их собственным признаниям, не владеют в совершенстве фонетическими и грамматическими нормами.

Дети, которым пришлось бы сдавать экзамен в 2022 году, находятся в очевидно неравных условиях. Новый обязательный экзамен привел бы к всплеску спроса на репетиторство, поскольку система образования оказалась не в состоянии обеспечить резкий рост качества о бучения. В ходе опроса фонда «Национальные ресурсы образования», проведенного в конце 2019 года с участием 2,5 тыс.
родителей из 83 регионов РФ, 16% опрошенных заявили, что прибегнут к услугам репетиторов просто для того, чтобы ребенок набрал хотя бы минимальный балл для сдачи ЕГЭ. Еще 17% родителей уверены, что репетитор требуется, чтобы получить оценку выше тройки.

Чтобы создать новые возможности для ребят из села, в рамках проекта ОНФ «Равные возможности — детям» с сентября мы открываем бесплатные онлайн-занятия с репетитором по немецкому языку. Также педагоги-волонтеры будут вести занятия по русскому языку, истории и обществознанию. В масштабах же всей страны необходима полноценная программа повышения качества образования. И она не сможет быть реализована без решения кадровых проблем.

Юлия Мищенко, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России» — 2002, директор гимназии № 38 г. Тольятти Самарской области, учитель английского языка:

— Единый государственный экзамен по английскому языку считается одним из самых сложных. Но даже если знаний достаточно, для успешной сдачи экзамена нужно хорошо понимать, что конкретно требуется в рамках каждого задания. Ежегодно в нашей лингвистической гимназии около пятидесяти процентов выпускников выбирают ЕГЭ по английскому языку, половина из них получают свыше 90 баллов. Средний балл составляет не менее 85 (в этом году — 86).

И даже в нашей гимназии, где на изучение английского языка в выпускных классах отводится 6 часов в неделю, у педагогов, родителей и ребят было определенное беспокойство относительно включения английского языка в список обязательных предметов для сдачи на государственной итоговой аттестации. Известно, что подготовка к экзамену по иностранным языкам требует много сил и времени. Нам всем хотелось бы, чтобы выпускники смогли направить эти силы на подготовку к тем предметам, которые необходимы им для поступления в выбранный вуз.

Татьяна Семенова, мама девятиклассницы, менеджер, Великий Новгород:

— Я поддерживаю это решение. Моя дочь учится в гимназии, но даже в этом престижном образовательном учреждении нашего города ежегодно только один-два ученика выбирают ЕГЭ по иностранному языку. В обычных школах таких желающих не находится вовсе. Дело в том, что экзамены трудные. А подавляющее большинство наших детей плохо знают иностранные языки.
Почему? Причину я вижу, во-первых, в том, что учебники очень сложные. Во-вторых, часов в школьном расписании на этот предмет катастрофически мало. Моя дочь ездила по обмену в Германию, там изучению иностранных языков посвящается два-три часа в день, дети на уроках смотрят фильмы на иностранных языках, а потом пишут сочинения по этим фильмам. В российских школах изучение иностранных языков теоретизировано и минимизировано. Какого же результата мы при этом можем ждать? В сельских школах массовый дефицит учителей иностранных языков. Даже у нас в областном центре каждый год наблюдается нехватка преподавателей этого профиля. Пока мы не решим все эти проблемы, наши дети не будут знать иностранные языки. И требовать от них в таких условиях сдачи обязательного ЕГЭ по иностранному языку нельзя.

Ренат Чебутаев, директор Алгашинской средней школы, Шумерлинский район, Чувашия:

— Меня и многих коллег, учителей иностранного языка, родителей и школьников устраивает нынешнее положение, когда иностранный язык относится к числу предметов, которые выпускники сдают по выбору. Это правильно. Каждый ученик после окончания школы сам решает, в какой вуз ему поступать. И далеко не всем нужен иностранный язык. Кроме того, не будем забывать о кадровом голоде, который распространяется и на учителей иностранного языка. Зачастую в сельских школах иностранные языки преподают учителя других предметов, прошедшие переподготовку.

Анна Литвинцева, учитель английского языка, педагог-психолог, библиотекарь Курбатовской школы Нижнедевицкого района Воронежской области:

— На мой взгляд, отказ от введения обязательного ЕГЭ по иностранному языку — это большой плюс, потому что нагрузка на детей и без того немалая. С иностранным языком, как и с другими предметами, — кому-то дано, а кому-то нет, поэтому у детей должно оставаться право выбора.
Многие мои ребята, когда узнали об отмене ЕГЭ по иностранному, даже звонили мне и спрашивали, так ли это на самом деле. И радовались утвердительному ответу. Ведь те, кому иностранный язык нужен для поступления, все равно будут его сдавать, а остальным такое решение облегчит жизнь. С преподаванием тоже не все гладко. Сейчас открываются так называемые фгосовские классы, в которых разрешается изучать иностранный одной группой в 25 человек. Если раньше при наличии в классе 24 учеников его делили на две группы и изучали язык по 12 человек, то теперь надо успеть за урок обучить всех 25. Это нереально, работают в итоге только сильные, а остальные отмалчиваются. Тут уже не до обязательного ЕГЭ.

Алексей М., преподаватель английского языка, Нижний Новгород:

— Я отношусь к этому решению очень плохо, потому что это был единственный шанс для российского образования догнать европейское в плане изучения английского языка. Мы сильно в этом отношении отстаем от Европы, и наши выпускники — большинство из них — очень уступают зарубежным сверстникам во владении иностранным языком. По мнению многих моих коллег, это первый, но решительный шаг к закрытию границ.