Педагогическое мастерство

От

Что лучше — вертикаль или горизонталь? Глупый вопрос, скажете вы, ведь и то и другое по-своему важно и нужно, какой бы контекст мы ни взяли — управленческий, экономический, политический.

Действительно, в образовательном контексте тоже важно общение как по вертикали (от рядового педагога до министра образования и науки), так и по горизонтали, в своем кругу, в сообществах единомышленников. Поэтому вряд ли уместно утверждение, будто самый лучший обмен опытом происходит только, когда кто-то умный «там, наверху» придумывает какую-нибудь гениальную методику или технологию, а ее потом рассылают по всем школам. Очень часто куда полезнее бывает посетить уроки и мастер-классы коллег, пообщаться с ними публично и тет-а-тет, высказать свое мнение и выслушать чужое. Словом, других посмотреть и себя показать. Собственно, именно по такому принципу организовано взаимодействие педагогов — членов региональных клубов «Учитель года», открытых почти во всех субъектах РФ. Одна из таких встреч состоялась совсем недавно в столице русских оружейников.

В Тулу приехали представители из 21 региона страны, причем некоторые команды были довольно многочисленными. Традиционно на встречу пригласили учредителей Всероссийского конкурса «Учитель года России» — представителей независимого педагогического издания «Учительская газета», Общероссийского профсоюза образования, а также, разумеется, Министерства образования и науки РФ.

По словам заместителя председателя правительства Тульской области Марины Левиной, 2018 год объявлен в регионе Годом образования и новых знаний, поэтому подобного рода мероприятия тут исключительно к месту и ко времени. «Мы инвестируем в подрастающее поколение, делаем акцент на внедрение современных технологий в процесс обучения, создаем условия для эффективной работы учителей», — сказала она, выступая на открытии фестиваля.

Министр образования области Оксана Осташко приветствовала гостей и отметила, что фестиваль проходит в регионе уже не первый раз, постепенно получая все большее признание и приобретая популярность в городах и областях нашей страны. «Нам нужно идти вперед и ставить для себя амбициозные цели и задачи!» — сказала она.

Гостям и участникам фестиваля была предложена очень насыщенная развлекательная программа — концерт, организованный силами тульских учителей и школьников, экскурсия в Тульский кремль и Музей самоваров, посещение музея-усадьбы Толстых в Ясной Поляне и так далее. Кроме того, что немаловажно, на открытии мероприятия, которое проходило в здании Тульского музея оружия, каждая из 21 команды выступила со своей «визитной карточкой» и поблагодарила организаторов за гостеприимство.

Но, конечно же, самым важным элементом всего мероприятия можно по праву считать занятия, которые учителя провели друг для друга. Стоит отметить, что большинство участников фестиваля — участники, лауреаты и победители самых разнообразных конкурсов педагогического мастерства — «Учитель года», «Педагогический дебют», «Самый классный» и так далее. Им не только было что показать и чем поделиться, но они прекрасно знали, как это сделать лучше всего.

К примеру, учитель истории и обществознания школы № 2 станицы Павловской Краснодарского края Евгений Фоменко рассказал о своем опыте развития критического мышления учащихся с помощью аудиовизуальных средств. Так, слово «инфляция» мало что может сказать ребенку ровно до тех пор, пока мы не наполним его конкретным смыслом и не свяжем на эмоциональном уровне с жизненными историями вполне реальных людей, в первую очередь родителей и родственников учеников. А взрослые способны очень красочно описать, как менялись цены на продукты в 90‑е годы, что и сколько стоило, почему многие товары попросту отсутствовали или, если они все-таки были, далеко не у всех была возможность их купить. И тут мы плавно переходим к другим смежным темам — семейный бюджет, девальвация, деноминация, микроэкономика, макроэкономика и т. п.

Очень необычным был мастер-класс конкурсного «аксакала» — учителя физики школы № 11 города Ейска Краснодарского края Андрея Семке. С первых же минут он захватил внимание аудитории (особенно ее женской части), начав рассказывать о зеркалах. При этом педагог весьма виртуозно рассматривал их с позиции не только физики, но и других наук. Почему мы считаем, что если зеркало разбилось, то это к беде? Наверное, потому, что оно всегда стоило довольно дорого. Почему, если зеркало помутнело, это должно насторожить его владельца? Потому что это говорит о наличии в воздухе избытка влаги и вредных примесей. Какие пословицы и поговорки связаны с зеркалами? «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива» и другие. Какого размера должно быть зеркало, если мы хотим увидеть в нем себя с ног до головы? Где и на какой высоте его лучше повесить в помещении? Как зеркало способно повлиять на нашу психику? На эти и многие другие вопросы присутствовавшие на мастер-классе учителя в итоге нашли ответы самостоятельно.

Учитель русского языка и литературы лицея № 1 города Салавата Республики Башкортостан Ирина Саутина удивила гостей, раскрыв неожиданные подробности из личной жизни лауреата Нобелевской премии по литературе Бориса Пастернака и его родителей. Затем зал вместе с нею анализировал стихотворение «Снег идет» в контексте метапредметных понятий «пространство» и «время». При этом выяснилось, что не только каждое слово здесь имеет глубокий смысл и значение, но даже то, что написано между строк, очень многое говорит о настроении поэта на момент создания данного шедевра.

Зачем нужно развивать у детей фантазию? Эту, казалось бы, банальную мысль взяла за основу и великолепно обыграла на своем уроке директор курской прогимназии «Радуга» Анна Травина. Она не только раскрыла психологическую сущность «фантазийного процесса» у ребят, но и продемонстрировала различные приемы, с помощью которых это можно сделать в весьма оригинальной и интересной форме. А тут, как выяснилось, рукой подать и до теории решения изобретательских задач, ибо создавать что-то уникальное можно лишь при условии наличия у человека буйной фантазии.

Почему тот или иной населенный пункт, река, гора, долина или болото так называются, интересует каждого человека. Именно на этом построила свое занятие учитель русского языка и литературы Троснянской школы Орловской области Татьяна Кисель. Однако проблему топонимики она преподнесла именно как филолог, позволив присутствовавшим высказать собственные предположения, почему такие села, как Гнилец, Ломовец, Каменец, Чермошное, Муравль и т. д., получили свое название. Как оказалось, без знания русского и древнерусского языков тут никак не обойтись, но при этом очень важно попытаться поставить себя на место человека, который давал название какому-либо конкретному объекту.

Метапредметность невозможна без грамотно выстроенной системы коммуникации, уверена учитель истории и обществознания хабаровской кадетской школы № 1 имени Ф. Ф. Ушакова Ирина Дербина. Она рассказала о том, как лучше организовать работу с детьми в рамках реализации проектной деятельности, чтобы каждый из школьников научился не только молча делать свою часть работы, но и общаться с одноклассниками и учителями, грамотно задавать вопрос, формулировать проблему, предлагать решение, просить о помощи. Очень наглядным оказался прием «сломанный телефон», когда добровольцам надо было всего лишь передать от одного к другому суть небольшого отрывка текста. И выяснилось, что уже шестой человек получал информацию, которая очень сильно отличалась от исходной. Мораль проста: если хотите сообщить что-либо людям, не стоит полагаться на принцип «передай по цепочке», нужно доводить информацию до каждого лично, современные средства связи это позволяют сделать идеально. А чтобы пользоваться максимально достоверной информацией, лучше всего обращаться к первоисточникам.

Проектной деятельности был посвящен и мастер-класс учителя русского языка и литературы школы № 15 города Азова Ростовской области Елены Гончаровой. Только она сосредоточила свое внимание на теме формирования духовно-нравственных принципов и патриотических качеств современного ученика средствами художественных произведений донского писателя Петра Лебеденко. Проект по изучению творчества их великого земляка дети реализуют с огромным интересом и увлечением.

В мире к нашей стране сегодня относятся далеко не так приветливо, как бы нам хотелось. Но это вовсе не повод полностью прекращать общение с представителями других народов и наций. Более того, именно диалог культур позволяет восстановить нарушенные связи и лучше понять друг друга. Об этом на своем мастер-классе говорила учитель английского языка гимназии города Ливны Орловской области Лариса Добродеева. Она рассказала о тонкостях британского этикета и традициях поведения российских граждан, провела параллели между героями нашей и их истории, а также предложила участникам фестиваля сочинить «чисто английское» стихотворение — лимерик.

По словам учителя географии школы № 10 города Чайковского Пермского края Юлии Неволиной, в их регионе отбор желающих принять участие в конкурсе «Учитель года» на самом первом этапе проходит в виде метапредметной олимпиады. Поэтому совершенно неудивительно, что ее мастер-класс был целиком посвящен работе с фундаментальными понятиями, «первосмыслами» на уроках географии. Однако сделано это было необычайно изящно. В частности, педагог предложила присутствовавшим прослушать несколько фонограмм звуков природы — шум ветра, пение птиц, плеск воды, грохот прибоя, танцевальные мотивы и т. д., а затем высказать свое мнение, к какой стране мира относится эта подборка. Выяснилось, что многие звуки имеют весьма четкую привязку к местности. Юлия Неволина рассказала о том, что со своими детьми она уже давно работает над созданием музея звуковых географических образов. И деятельность эта рассчитана не только на аудиалов — тех, кто лучше усваивает именно звуковую информацию, но и в том числе на лиц с ОВЗ, детей и взрослых с проблемами зрения. Таким образом, школьники учатся сопереживать тем, кто имеет гораздо меньше возможностей познавать мир во всей его красе. Но, конечно же, это далеко не единственный способ того, как вообще можно реализовать принцип метапредметности.

Способны ли растения реагировать на наши эмоции? Скептики утверждают, что нет, ибо у них не существует каких-либо органов чувств, как у животных. Однако учитель биологии и химии школы № 6 города Горячий Ключ Краснодарского края Юлия Абушаева с этим категорически не согласна. На своем уроке она рассказала об исследованиях, которые полностью опровергают мнение скептиков, а также пригласила коллег поучаствовать в дискуссии на тему «Какими привилегиями обладают растения по сравнению с остальными живыми организмами».

…И это далеко не все примеры творческого и неординарного подхода к преподаванию, которые продемонстрировали на фестивале российские педагоги. Что лишний раз доказывает: повышение квалификации, освоение новых методик и технологий возможны не только по вертикали, через систему ИПК и ИРО, но и по горизонтали, в ходе вот таких фестивалей, встреч, конкурсов профессионального мастерства. Причем право на существование имеют оба подхода, и не стоит противопоставлять их.