Педагог как проводник на территорию смыслов

От

Ольга Алексеевна Иванилова, учитель года — 2019 Севастополя, мечтает покорить Эльбрус, самую высокую горную вершину России и Европы. И если до конкурса «Учитель года» — 2019 она сомневалась в своих силах, то теперь уверена, что все получится.

Покорять вершины Ольге Иваниловой не впервой. И не только горные, но и жизненные. Первая, конечно, школа, которую окончила с золотой медалью. После физико-математического класса сомнений, куда поступать, было немного. Выбрала прикладную математику в Донецком национальном университете. На третьем курсе ее пригласили в школу № 100 — там был нужен учитель информатики, так что к окончанию дневного отделения в 2009 году Ольга Алексеевна уже имела трехлетний опыт работы. Впрочем, то, что ее место в школе, поняла сразу — туда хотелось спешить, хотелось возвращаться. Хотя легко не было — предмет свой она знала и любила, но тогда, как считает, сильно не хватало знания детской психологии.

— Были и ошибки, и неудачи, конечно, — рассказывает Ольга Алексеевна. — Но тем ценнее опыт совершенствования в профессии, поиска своего педагогического стиля. Благодаря ученикам я год от года полирую методы, шлифую подходы, приемы обучения и воспитания. Помню, в начале своей профессиональной деятельности мне хотелось вложить в головы детей то, что знаю сама, передать им свои знания. Опросы, задания, тесты — все было подчинено одной цели — научить. С опытом начала понимать, как важно в погоне за знаниями не потерять душу ребенка, открыть его неповторимую индивидуальность.
За новыми знаниями отправилась в Центр непрерывного образования Донецкого национального университета — совершенствовалась в преподавании информатики. А в 2013‑м начался новый этап ее жизни, новая вершина — ее перевели в другую школу, не только учителем, но и заместителем директора по воспитательной работе.

— Поняла, что управление школой — это очень непростой процесс, — говорит Ольга Алексеевна. — Надо учиться правильно ставить цели, глубоко анализировать уровень учебно-воспитательной работы, четко строить систему планирования, организовывать деятельность школьного коллектива, выбирать оптимальные пути для повышения и контроля за уровнем обучения и воспитания.
Прошла конкурс в Донецкую региональную школу лидеров областного центра переподготовки и повышения квалификации работников органов государственной власти, и эту вершину успешно покорила. Сейчас Ольга Алексеевна Иванилова учитель информатики и заместитель директора по воспитательной работе средней школы № 60 имени Героя Советского Союза В. С. Пилипенко города Севастополя. Впрочем, учительство, по ее мнению, — это бесконечное восхождение, она считает, что гордиться нужно не принадлежностью к профессии, а мастерством в профессии. Одиннадцать лет преподавая информатику, Ольга Алексеевна сделала вывод, что тесное общение современных детей с гаджетами вовсе не означает их компетентность в информационно-коммуникационных технологиях. И если прежде информационная культура школьников формировалась учителем, то теперь все сложнее.

— Сейчас, ввиду глобальной компьютеризации, мы утратили эту возможность, — считает педагог. — Дети почти с двухлетнего возраста находятся в виртуальном мире. У них складывается свое личностное информационное пространство, удобное для них. Но появляются и проблемы общения, отсутствия концентрации внимания на объектах реального мира. Ко мне дети попадают уже в более старшем возрасте, причем с одной большой иллюзией компетентности — что уж о компьютерах они знают абсолютно все. Эта же иллюзия, к сожалению, сформирована и у их родителей. В итоге дети получают массу информации, но не владеют инструментами для ее обработки, не могут систематизировать информацию, выделить общее, главное, сделать выводы. У них возникают проблемы с запоминанием информации.
Ольга Алексеевна взялась устранять противоречие между стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий и недостаточным уровнем детской компетентности в них. Пришла к выводу, что нужно создавать единую информационно-образовательную среду — это позволяет перейти от стихийного к целенаправленному и планомерному формированию ИКТ-компетентности. На уроках Иванилова использует сервисы, моделирующие образовательную среду для каждого, предпочитая технологию смешанного обучения. Модули Learning Apps позволяют разрабатывать собственные интерактивные упражнения. Google Apps помогает организовать совместную работу над проектами, а «Якласс» — домашнюю, самостоятельную, дистанционную работы.

— Современные технологии помогают обучать интересно, — объясняет она. — Но здесь важно знать меру. Как умелый повар использует специи, чтобы сделать вкус ярче, так и учитель использует технологии, чтобы насытить урок эмоциями, красками. Чтобы ребенку было интересно, он должен сам добывать информацию, перерабатывать и понимать, как ее применить в жизни. На помощь приходят интернет-ресурсы. Дети охотно и активно включаются в процесс. Современные технологии и помогают формировать информационную компетентность, и повышают желание учиться.
Ее уроки не замыкаются кабинетом. Оказывается, горы и информатика не так уж далеки друг от друга. Сложить рюкзак, к примеру, — это серьезная задача оптимизации. Чтобы завязать туристические узлы, необходимо выполнить алгоритм, а чтобы найти кратчайший путь от, А до Б, надо быстро считать. Уроки-походы для ­Ольги Иваниловой обычное дело — тут дети получают знания не только по информатике, но и о здоровом образе жизни. Иванилова его горячая сторонница. Среди ее увлечений — степ-аэробика, танцы, пеший туризм. Но лучше гор могут быть только горы… Они дают Ольге Алексеевне жизненную силу и позитив, которыми она щедро делится с детьми. Ведь после уроков работа учителя и замдиректора по воспитательной работе не кончается. Вместе с ребятами готовятся к олимпиадам и конкурсам, которыми увлечены старшеклассники Ольги Иваниловой. Дружно изучают среду игрового программирования СНИЛБОТ, посещают мастер-классы по робототехнике. Причем кто тут учитель, кто ученик, понятно не всегда — у детей, по мнению Ольги Алексеевны, она учится многому. Недавно, например, собрала своего первого робота. Урок информатики предполагает обязательное изучение языка программирования. У девятиклассников средней школы № 60 имени Героя Советского Союза В. С. Пилипенко города Севастополя есть возможность выбирать из трех. А скоро будет из четырех — Ольга Алексеевна совершенствует свои знания в языке Python, который нынче популярен благодаря своей универсальности. По мнению Ольги Иваниловой, очень важно, чтобы взрослые и дети говорили на одном языке.

— Эффективный способ обеспечить серьезную и продуктивную работу по формированию информационной компетентности — применять средства работы с информацией, которые популярны в детской и молодежной среде, — убеждена она. — Современным и актуальным направлением считаю медиаобразование.
Вместе с девятиклассниками Ольга Алексеевна остается после уроков, чтобы желающие могли воплотить в жизнь мечту — создать свою игру. Дружно выпускают газету «Юный патриот» — ребята собирают новости на школьный сайт, организовали группу ВКонтакте и канал на Ютьюбе. Почти сто человек с удовольствием работают репортерами, операторами, фотографами.

— Внеурочная деятельность дает возможность включить ребенка в различные нестандартные для уроков ситуации, — говорит Ольга Алексеевна. — Это способствует выработке у них нестандартных решений, поиску новых идей и подходов. Мои ученики не дают мне останавливаться. Надо двигаться вперед, познавать новое, делиться опытом с коллегами. Учительский успех не может быть случайным, это упорный и постоянный труд. У меня есть несколько правил, выработанных с опытом: не избегать ответственности, постоянно искать и находить решения, не отчаиваться, когда не получается, совершенствовать свои знания, соответствовать времени и месту.
Популярность информатики в школе № 60 растет день ото дня — дети выбирают ее для государственных экзаменов, с интересом участвуют во Всероссийском проекте «Урок цифры» и олимпиадах по игровому программированию. По мнению Иваниловой, в единой информационно-образовательной среде важно фиксировать результаты и учеников, и учителя.

— Для объективной оценки моей работы по формированию ИКТ-компетентности детей я использую методику Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, — рассказывает педагог. — Эта методика позволяет определить сформированность различных компетенций, подобрать индивидуальный вариант для каждого ученика и предоставить к нему электронный доступ. На основе полученных данных строю персональный мониторинг для каждого ученика. Он дает возможность выявить, какие компетенции сформированы недостаточно, и разработать индивидуальную траекторию для каждого ребенка. Затем подвожу итоги по классу, что позволяет судить о динамике развития ИКТ-компетентности учеников.
С помощью информатики дети строят свое будущее — Ольга Алексеевна разработала веб-квест по Атласу новых профессий, который знакомит детей с изменяющимся рынком труда, нужными навыками, новыми и старыми профессиями. Школьники выбирают себе не только профессию будущего, но и севастопольские предприятия и организации, в которых хотели бы работать. Разработку квеста оценили и дети, и взрослые. В прошлом году Ольга Иванилова, победив на региональном конкурсе «Горизонты цифрового будущего», стала руководителем городской творческой группы учителей — они создают региональный квест-конкурс по Атласу новых профессий.
Но не информатикой единой живет класс, которым руководит Ольга Иванилова. Обсудив на классном часе рассказы Василия Сухомлинского «Все добрые люди — одна семья», дети решили запустить эстафету добра по всему миру, для начала объединив всю школу идеей добра. Первым стал 5‑й «В» класс, сделав три добрых дела: дети превратили свой кабинет в самый цветущий, вылечили книги в школьной библиотеке, подружились с воспитанниками детского дома № 1. Передали эстафетную палочку другому классу, впрочем, не перестав ухаживать за растениями и книгами, а тем более дружить с детдомовцами. От класса к классу, от школы к школе — проект должен в конце концов охватить школьников не только Севастополя, но и всего мира.

— Учитель несет ответственность перед будущим — он держит в руках душу ребенка, — говорит Ольга Иванилова. — Он страж и лекарь неокрепших душ, проводник на территорию смыслов. Его миссия, как и врача, — не навредить. Я смотрю на своих ребят и верю: они будут строить не мир потребления, а мир духовности, правды и добра. Мастерство учителя — это вершина, которую можно покорять всю жизнь…