Образование без воспитания не работает

Портрет

Виктория Шиманская считает, что в сфере образования далеко не всё так мрачно и что современность даёт учителю огромное поле для педагогического творчества.

Теме воспитания в школе уделяется особое внимание, в особенности после внесения поправок в федеральное законодательство. Она обсуждалась и на Молодёжном педагогическом форуме «Линейка», прошедшем 3-4 октября 2020 года в Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия — страна возможностей».

Эксперт форума, доктор психологии, директор по методологии платформы Skillfolio, преподаватель МГИМО, Московского института психоанализа, автор книг «Коммуникация», «Где живут эмоции» и автор первой российской запатентованной методики «Развитие эмоционального интеллекта» Виктория Шиманская считает, что в сфере образования далеко не всё так мрачно и что современность даёт учителю огромное поле для педагогического творчества.

Откройте каждого ребёнка

Конечно, в идеале всем бы хотелось, чтобы каждый учитель действительно был, что называется, от Бога, чтобы педагогика была его сбывшейся мечтой и его призванием, чтобы нашими детьми занимались новые Ушинские и Макаренко. И таких — креативных, ищущих, любящих своё дело до самозабвения сегодня, поверьте, немало.

Точно могу сказать, что воспитание в школах никто не отменял — это миф, воспитательная часть — обязательный элемент федеральных стандартов. Другое дело, что наша образовательная система пока не успевает за требованиями мира, и это не только вопрос цифровых инструментов.

Когда меня спрашивают, какая у современной школы основная задача, отвечаю просто — открыть предназначение каждого без исключения ребёнка, для каждого определить индивидуальную траекторию. А отсюда по цепочке будет следовать всё остальное.

Если мы посмотрим на школу не как на место, где получают оценки, а место, где мы раскрываем потенциал ребёнка и его предназначение, мы сразу решим комплекс задач. Современному миру не подходит система «сегодня сдал, завтра забыл», учёба для галочки больше не нужна. Дело не в количестве пятёрок, а в интересе к учёбе и понимании, как то или иное знание пригодится в будущей профессии, которую ребёнок выбрал совершенно осознанно.

А это требует очень значительного переустройства. При этом я не предлагаю ничего ломать, просто нужна эволюция подходов, при той же программе и тех же учебниках.

Часто спрашиваю педагогов на своих тренингах и вебинарах, кто помнит своего первого учителя. Помнят все, но не то, чему научили, а каким был этот учитель — его манеру говорить, одеваться, налаживать отношения в классе. Да, да — тот самый человеческий фактор, когда выигрывает тот, кто полностью увлечён своим делом.

Учительские дары

Если заходит разговор о воспитании в школе и молодых учителях, сразу вспоминаю Мастерскую управления «Сенеж», куда меня пригласили на молодёжный педагогический форум «Линейка». Я испытала в хорошем смысле шок, хотя очень часто встречаюсь с педагогами по всей России.

Эти учителя в два раза моложе меня, но при том думающие, открытые, ищущие. За 5 минут они могут накидать конкретные предложения — иными словами, обладают навыками проектного мышления, они в курсе практик социального обучения, они реально вовлечены, для них слова про предназначение ребёнка, а не про оценки абсолютно естественны, они все на одной волне и объединены одними ценностями. В них эксперты вкладывают большое количество знаний, понимая, что все эти знания прорастут. И это очень здорово. Чем не портрет современного учителя?

Педагог — это не только тот, кто делится знанием предмета, умениями и навыками в этой области, хотя это первый из его пяти профессиональных даров. Сегодня очень важны модели познания, но это, к сожалению, педагоги умеют делать плохо. Это дискуссия, это составление Maind Mapp, тесты по теме, театральные постановки в рамках самых разных предметов, исследования, копание в иностранных источниках — мы ведь понимаем, что на параграфе в учебнике ничего не заканчивается. Чем больше моделей познания мы дадим современному школьнику, тем лучше он приспособится к реальной жизни.

Третий дар — имидж педагога, его личность, то, как он передаёт свои ценности. Здесь важны и ораторские способности, и внешний вид, и умение взаимодействовать.

В-четвёртых, педагог должен уметь организовать командную работу. У детей должен остаться опыт взаимодействия с ровесниками, это очень сильно влияет на детские внутренние переживания.

И, наконец, пятый дар обучения — самооценка. Это огромная ответственность педагога, который может сказать ребёнку, что тот не старательный, и оставить травму на всю жизнь. Учитель осознанно или неосознанно оставляет на самооценке ребёнка некий след. Он либо вводит ученика в комплексы, либо наоборот его поддерживает и тот раскрывается как личность. Это очень мощный инструмент и очень большая ответственность.

Согласитесь, при таком подходе воспитательная часть работает абсолютно и значительно расширяется и другими составляющими. Дети проводят в школе ежедневно по многу часов, и говорить, что за воспитание отвечает только семья, просто некорректно.

Возможно, голая теория кого-то убедить сможет мало, но посмотрите вокруг пристальнее — вы обязательно найдёте среди учителей немало творческих людей.

Гибкие навыки

Крепкий инструментарий педагога нового поколения — цифровые технологии. И это не препятствие, а помощь. Они позволяют реализовать формат смешанного обучения — что-то передаётся в офлайне, а в онлайне можно проводить диагностику компетенций, строить индивидуальные траектории, давать детям полезные практики в виде небольших, по 5–10 минут в день упражнений.

Таким образом, и у педагога, и у учеников станут нарабатываться новые нейронные связи реального освоения тех самых гибких навыков, называемых soft skills, а именно эмоционального интеллекта, креативности, критического мышления. И это очень важно именно для воспитательной части образования.