Региональный опыт

Пять

Как придать региональной системе образования устойчивость и не потерять ее сложность и гибкость?

19 января 2018 года Ульяновской области исполнилось 75 лет. По меркам истории это очень юный возраст, а значит, мы, как и свойственно юному «организму», растем и развиваемся. Сегодня Ульяновская область — это регион, в котором развиваются промышленный и аграрный сектора, научные и интеллектуальные сферы, создаются инновационные территориальные кластеры — научно-образовательный и производственный кластер «Ульяновск-Авиа» (производство летательных и космических аппаратов, новые материалы) и Ядерно-инновационный кластер города Димитровграда (ядерные и радиационные технологии, новые материалы). Важной особенностью всех этих изменений является региональная система образования, и это не просто слова.

Сегодня система образования должна не только быстро реагировать на широкий спектр изменений, но и опережать, и активно продуцировать их, создавая новое знание и предлагая практике специалистов с новыми качествами.

Для нас принципиально важно, что ульяновская система образования — это сохраненная история длиною в сотни лет, которая сегодня консолидирует в себе опыт педагогической симбирской (дореволюционной), затем советской и современной российской школы. Ярким доказательством сказанного является то, что регионом сохранено функциональное назначение зданий, представляющих историко-культурную ценность, так, например, в Мариинской гимназии города Ульяновска, так же как и 200 лет назад, звенит звонок на урок, а в классе под сводами школы (ранее Елизаветинского пансиона) учитель говорит об истории, учит математике и формирует новые компетенции, необходимые в новом цифровом мире. И таких примеров я могу привести очень много.
Именно поэтому наша система образования, трепетно сохраняя историю, нацелена на новые современные вызовы:

  • развитие системы образования в условиях цифровой экономики. Отвечая на этот вызов, мы ставим перед собой системную цель — формирование информационного пространства знаний. Оно осуществляется в том числе путем реализации образовательных и просветительских проектов и обеспечения безопасной информационной среды для детей. Главный механизм развития образования с помощью информационно-коммуникативных технологий — создание различных технологических платформ для дистанционного обучения в целях повышения доступности качественных образовательных услуг.

Задачами внедрения цифровых интеллектуальных технологий в сферу образования являются:

  • проведение профессиональной переподготовки учителей общеобразовательных организаций для обеспечения реализации ими современных моделей образовательного процесса, базирующихся на ключевых компетентностях преподавателя и развитии ключевых компетентностей обучающегося, удовлетворяющих потребностям информационного общества;
  • переформатирование работы предметных и методических объединений учителей, в том числе учителей информатики, в целях распространения опыта использования ИКТ и дистанционного образования в учебном процессе, а также формирования у обучающихся компетенций, удовлетворяющих потребностям информационного общества;
  • создание системы дистанционной аттестации и повышения квалификации школьных учителей Ульяновской области;
  • создание электронной школы с возможностью широкого охвата дистанционным обучением;
  • формирование единого банка дистанционно доступных образовательных материалов для использования их в образовательных организациях Ульяновской области;
  • внедрение элементов неформального дистанционного обучения с использованием доступного в сети Интернет знания в учебный процесс в образовательных организациях Ульяновской области;
  • привлечение инвестиций и реализация проекта «Умная школа» в городе Сантор с использованием электронной образовательной платформы и ИКТ в образовательном процессе;
  • уберизация работы с талантливыми детьми и молодежью, геймификация системы выявления талантов, запуск игрового венчурного фонда и валюты;
  • обеспечение 100% потребности семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в дистанционном школьном образовании;
  • обеспечение участия жителей Ульяновской области в программе дистанционного образования через получение индивидуальных цифровых ваучеров;
  • развитие международной и межрегиональной деятельности. Для успешного развития международной и межрегиональной деятельности в системе образования Ульяновской области к настоящему времени сформировался ряд благоприятных предпосылок: в 2000 году на базе детского сада № 186 «Волгарик» создана общественная организация «Волга-ТРИЗ», которая на сегодняшний день включает в себя 39 дошкольных образовательных учреждений России, работающих по технологии «теория решения изобретательских задач».

В регионе реализуются международные и межрегиональные образовательные проекты в сфере общего образования (международный бакалавриат), на протяжении последних трех лет регион становится площадкой проведения заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии, географии, информатике и ИКТ, французскому языку, физической культуре. Создан Российско-азербайджанский центр взаимодействия в городе Ульяновске на базе средней школы № 78 имени первого президента Республики Азербайджан Гейдара Алиева.

В регионе реализуются международные и межрегиональные образовательные проекты в сфере среднего профессионального образования, с 2017 года функционирует Межрегиональный центр компетенций в области обслуживания транспорта и логистики, работающий по международным стандартам WorldSkills, который является тренировочной базой по подготовке членов команды РФ к чемпионатам, проводимым по методике WorldSkills.

В системе дополнительного образования в регионе реализуются международные и межрегиональные образовательные проекты, в том числе научно-практические конференции, акции и соревнования;
сохранение культуры русского языка, российской самоидентичности. История России XXI века — это период возрождения России, становления России как сильного государства, и именно сегодня вопросы сохранения культуры русского языка, российской самоидентичности являются достаточно актуальными. Ульяновская область может по праву считать себя одним из регионов — лидеров по решению вопросов обеспечения гармоничного развития поликультурной общности с опорой на язык, культуру и историю государства.

Одним из приоритетных направлений культурно-образовательной политики региона выступают возрождение и сохранение культурного наследия. Правительство Ульяновской области ставит перед собой серьезные задачи, к решению которых делаются уверенные шаги. Начиная с 2008 года в Ульяновске прошел Всероссийский библиотечный конгресс, в октябре 2008 года город встретил школьных библиотекарей на съезде библиотекарей Приволжского федерального округа, ставшего поистине библиотечной столицей России.

С 2009 года Ульяновск является организатором проведения фестивалей, форумов, конференций, объединяющих лучших учителей Российской Федерации и стран СНГ. В октябре 2009 года прошла Международная научная педагогическая конференция, в сентябре 2011 года — Международный конгресс «Культура как ресурс модернизации».

2012 год был объявлен в регионе Годом культуры. Это год, когда весь мир праздновал юбилей нашего великого земляка Ивана Александровича Гончарова. В этой связи русский язык как духовная ценность выступает для нас основой, репрезентирующей симбирскую-ульяновскую самоидентичность. Регион проводит огромную работу по развитию школьных библиотек, музеев, театров, считая, что интенсивное становление культурно-образовательной среды является необходимым условием формирования языковой личности. В Ульяновске накоплен огромный опыт преподавания русского языка в поликультурном коллективе учащихся, обучения русскому языку в условиях формирования билингвизма.

Наша система образования сегодня многоплановая, сложная. Думаю, не преувеличу, если скажу, что устойчивость нашей системы образования держится на крепкой государственной поддержке, развитом профессиональном самосознании и ценностных ориентациях, «созидательном горении» педагогов и всех работников гуманитарной сферы региона.

Формула успеха Ульяновской системы образования, на мой взгляд, содержит несколько ключевых позиций.

Первое — это ясная, в деталях продуманная стратегия, поддержка со стороны федерального, регионального и муниципального руководства.

Второе — это серьезные и постоянно растущие инвестиции в человека, квалифицированные, мотивированные и готовые к эффективной творческой работе педагогические кадры.

Третье — опора на передовые научные исследования и разработки, поддержка лидеров и тех, кто работает в сложных условиях.

Четвертое — системная работа с одаренными детьми в целях обеспечения диагностики, развития, обучения и их психолого-педагогической поддержки.

Пятое — прочные партнерские отношения и диалог с общественностью, семьями учащихся, работодателями.
Все эти слагаемые у нас в регионе есть. Это значит, что мы обязательно будем успешными!

Досье «УГ»

Наталья Владимировна Семенова — министр образования и науки Ульяновской области.
Кандидат педагогических наук.

В 2006 году решением Министерства образования Российской Федерации присвоено ученое звание доцента по кафедре дошкольной педагогики, награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации за многолетнюю плодотворную работу по развитию и совершенствованию учебного процесса, активную деятельность в области научных исследований, значительный вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов.

В 2017 году награждена почетным знаком Ульяновской области «За веру и добродетель» за вклад в социально-экономическое развитие Ульяновской области, заслуги в сфере государственного и муниципального управления и многолетнюю плодотворную работу.