Мотивация ученика — главная задача учителя

Пятиклассные

Элен Кочарян, учитель истории и обществознания уверена, что прежде всего дети должны видеть перед собой мотивированного, интересного, современного учителя, готового понять детей и проводить урок так, чтобы ребенку всегда хотелось продолжения.

Одной из важнейших проблем современного образования является вопрос мотивации ребенка. Когда речь идет о старших классах, то самая главная мотивация для учащихся — это поступление в вуз. А как быть с учениками 1‑8‑х классов? Я абсолютно уверена, что прежде всего дети должны видеть перед собой мотивированного, интересного, современного учителя, готового понять детей и проводить урок так, чтобы ребенку всегда хотелось продолжения.

Мотивированный учитель — это всегда мотивированный ученик. Дети чувствуют нас и наше настроение. Когда к ребенку приходит учитель, любящий свою работу, свой предмет, то и ученики начинают испытывать не только уважение к учителю, но и огромный интерес к предмету. Урок должен быть всегда спланирован так, чтобы дети, выходя из кабинета, обсуждали главную проблему урока. Это очень сложная задача, однако всегда есть решения.

Мой преподаватель Владимир Васильевич Шоган разработал невероятно интересную и увлекательную методику преподавания, которой научил меня. Именно он сыграл важную роль в моем профессиональном выборе, ведь с каждым успешно проведенным уроком по его системе я погружалась в профессию сильнее и сильнее, пока не окунулась в мир педагогики полностью. Для меня урок — это маленькая жизнь. Возможно, это звучит очень громко, но тому есть объяснение. Когда я веду урок, то пытаюсь проанализировать ответ каждого ребенка, понять, что нужно сделать, чтобы ученик достиг совершенства. В этом мне помогают сдержанное, внимательное общение, индивидуальный подход к ученикам, мягкость, но в то же время настойчивость и справедливая требовательность. Для ребенка школа — это второй дом. Здесь он социализируется. Поэтому очевиден тот факт, что учитель действительно прикасается к вечности. Ведь неизвестно, когда заканчивается его влияние на ребенка.

Сейчас я бы хотела рассказать, какие типы мотивирующих уроков существуют и какой тип больше всего у меня получается. Первый тип урока — это урок-образ. Здесь важно собрать образ целостного представления изучаемой главы, то есть обсудить с детьми хронологические и территориальные рамки изучаемой темы, чтобы у них сложилась четкая картина, о чем будет идти речь на ближайших уроках. Несомненно, я разделяю урок на несколько логических частей и в каждой из них обязательно использую актуальность, интересный факт, историческую часть и вывод.

Следующий тип урока — урок-мышление. Пожалуй, это моя волшебная палочка, помогающая творить учебный процесс, пользоваться которой мне нравится больше всего. В первой части этого урока есть интрига. Это историческая загадка, которая прерывается на интересном моменте. Ее задача — держать детское внимание на протяжении целого урока. Второе — проверка знаний. Этот этап состоит из трех заданий: группового, творческого, ну и, конечно, индивидуального. Третье — это получение новых знаний. В этой части урока особенно важно преподнести детям материал так, чтобы они действительно вычленили из него самое главное.
Заключительная часть урока — это действенное закрепление, ну и, конечно же, возвращение к интриге и ее разрешение.

Следующий тип урока — это урок-погружение. Он дает возможность ребенку стать частью истории. Самое главное — не увлечься игрой и не потерять научную основу. Иногда дети бывают настолько увлечены творчеством, что забываешь про главную задачу урока — развить в ребенке фактические познания. Игры — это хорошо, но во время учебного процесса они обязательно должны быть подкреплены фундаментальными знаниями. Иначе ученики могут подумать, что к истории позволительно относиться с легкомыслием, чего нельзя допускать, ведь она основывается исключительно на фактах. На уроке истории ребенок обогащается не только знаниями о развитии общества и природы, но и преодолевает монологизм мышления. Постоянно сталкиваясь с несовпадением точек зрения и позиций, учащийся, прежде чем вступать в какой-то спор, начинает приводить определенные аргументы.

Чтобы прививать детям интерес к предмету, я стараюсь вовлекать их во внеурочную деятельность. Мною был создан проект «Юные историки». Если образовательное учреждение будет способствовать развитию у детей коммуникабельных навыков, то в будущем ребенку будет легче. Формирование понятия у подростка, что он не один, что с ним команда, — это один из важных моментов, который заключается в проекте «Юные историки».

Но данный проект не ограничивается одним уроком истории. Так как наша гимназия имеет уникальный профиль, кроме исторических ситуаций я разрабатываю правовые. Изначально каждый участник выбирает себе юридическую профессию. Когда все определились с ролями, начинается отсчет времени. Задача гимназистов — найти преступника или раскрыть какое-то дело за определенный период. Весь процесс проекта снимается на камеру. Так, в 2017‑2018 учебном году был выпущен многосерийный фильм «Пятиклассные детективы».
На этом моя проектная деятельность не остановилась. Дети — это мое вдохновение. С целью развития мотивации учеников в 2018 году был запущен проект «Юные юристы», где дети разбирают исторические процессы, выступая в роли адвокатов и прокуроров. Таким образом, мы не просто отлично проводим время с гимназистами, но и получаем знания и бесценный правовой опыт.

В заключение должна сказать, что в Интернете, учебниках и книгах есть много ответов на вопрос, как мотивировать учеников. И с каждым из них нельзя не согласиться, однако самое главное — это то, какими являются учитель и его методика преподавания. Ведь, действительно, это не просто профессия, это образ жизни; это возможность познать себя и способность, обучая других, развиваться самой.

​Элен Кочарян, учитель истории и обществознания юридической гимназии № 9 имени М. М. Сперанского, Ростов-на-Дону