Меньше обязательств, больше удовольствия

Школа

Как известно, хорошее образование играет ведущую роль в жизни общества, как бы очевидно и банально это ни звучало.

Тимоти Уокер в своей книге «Финская система обучения. Как устроены лучшие школы в мире» исследует этот феномен. Некоторое время он преподавал у себя на родине, в США, после чего переехал в Финляндию и устроился там на работу учителем. Так что, безусловно, ему есть с чем сравнивать.

Американская система нацелена на эффективность и результат. Финнов в первую очередь интересует сам процесс — насколько ученику комфортно заниматься, а учителю — преподавать. Между каждым сорокапятиминутным уроком обязателен перерыв. Казалось бы, в этом нет ничего экстраординарного, но его не принято посвящать работе. Точно так же обстоит дело и с отпусками. Отдохнувший и не перегруженный эмоционально учитель способен дать гораздо больше, чем его навьюченный циркулярами коллега.

Как среди учеников, так и среди учителей не поощряется конкуренция, эта священная корова проповедников капитализма и социал-дарвинизма. Кроме того, не принято выделять «умниц» и «двоечников», а учителя полностью погружены в деятельность ради нее самой, или, как говорит Тимоти Уокер, ловят «состояние потока».
Любопытно, что, используя финскую традицию преподавания, Тимоти Уокер опирается на методологию Раджа Рагунатана, преподавателя Школы бизнеса Маккомба при Техасском университете в Остине. А основывается она на концепции счастья, которая включает в себя сопричастность, независимость, мастерство и мировоззрение, а также хорошее самочувствие. Структура книги Тимоти представляет собой последовательный поиск этих элементов в финской системе образования.

Сопричастность, к примеру, начинается с того, что учитель не обходит вниманием ни одного из учеников, никто из них не отсиживается на галерке. Процесс вовлечения в учебный процесс, однако, ненавязчив и строится больше на стимулировании мотивации. Один из практических примеров — мероприятие под названием «Рассказы о книгах». Все выглядит очень просто: учитель вместе с учениками выбирает книги, соответствующие их уровню, и потом ребята по очереди готовят небольшие доклады и делают пятиминутные презентации, рассказывая одноклассникам о прочитанном. Есть также понятие «коллективная мечта», когда во время учебного года ученики ставят какую-то общую цель и совместно к ней стремятся. Например, подготовка к школьному лагерю. В этом плане делается упор на самостоятельность детей в плане сбора денег, что стимулирует предприимчивость и инициативность.

Известно, что в любом коллективе, тем более детском, неизбежны конфликты. Как правило, это сильно разрушает единство и делает процесс обучения дискомфортным. В Финляндии на протяжении более 10 лет пытаются решить эту проблему на государственном уровне. Работая в Хельсинки, Тимоти узнал о самой популярной из разработанных с этой целью программ, которую сегодня используют в 90% местных школ. Она называется KiVa — это аббревиатура от kiusaamista vastaan, что в переводе с финского означает «против травли».
Любая ситуация травли — коллективный бойкот какого-либо ученика (интересно, известен ли финнам фильм «Чучело» Ролана Быкова) или межличностный конфликт — решается путем переговоров при участии всех сторон: учителя, пострадавшего и агрессора. Ученики сами ищут возможные способы решения вопроса при контроле со стороны учителя как гаранта объективности.

Что касается учителя, то для него также неизбежны конфликтные ситуации как с родителями, так и с другими педагогами. Здесь в основе психологической устойчивости лежит национальное понятие sisu. Его иногда переводят как «нутро» или «внутренняя сила». Это залог стойкости. В паре с sisu идет «толстокожесть». Цитата из книги: «В частности, толстокожесть подразумевает, что, получив составленное в резкой форме письмо от возмущенного родителя, вы не расстраиваетесь, а откладываете его в сторону до тех пор, пока сами не почувствуете, что готовы во всем разобраться».

Такая составляющая, как независимость, подразумевает предоставление ученикам в равной мере и свободы, и ответственности. Для каждого ребенка составляют индивидуальный план обучения и развития. Это касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени, а также преподаваемого материала: кому «корешки» — более подробное изложение, а от кого требуются «вершки» — кратко о главном. Ученики участвуют в оценивании собственных работ, а оценки здесь не носят характера императива, являясь больше инструментом самоконтроля для получающих знания.
И еще один важный момент — образование в Финляндии носит характер практический. Профессиональная подготовка связывается напрямую с призванием, а подготовка учеников — с соотнесением учебы с жизнью, чтобы знания не были абстрактными и оторванными от реальности. Один из приоритетов образования — воспитание самостоятельного в будущем и успешного человека.

Возвращаясь к PISA, согласно которому в Финляндии одна из лучших систем образования, следует, конечно, задать вопрос, насколько объективно можно судить об эффективности системы образования и насколько опыт одной страны может быть перенесен на почву другой. Ничего идеального в мире не бывает, и, скорее всего, финская методика тоже не без греха, но отдельные лучшие стороны финской педагогики, похоже, достойны быть внедренными в любую национальную систему образования.