Международный опыт

Школы

О том, как наше время диктует новые правила образовательным пространствам.

Мы уже давно проводим с гаджетом, пожалуй, больше времени, чем с друзьями, ходим на выставки в стильные лофты и примеряем очки дополненной реальности. В школе же, как и прежде, планшет ассоциируется с праздным времяпрепровождением, а сдержанно зелёные стены и аккуратные ряды парт скорее навевают тоску, нежели побуждают к активной работе на уроке.

Казалось бы, важна не форма, а содержание: едва ли новый дизайн может повлиять на качество проводимых занятий. Однако исследователи современной образовательной среды не согласились бы с этим утверждением: креативность, умение работать в команде, информационная грамотность, гибкость и адаптивность сегодня являются базовыми качествами, необходимыми для успешной профессиональной реализации. А сформировать их в атмосфере «коробок» классов со скучающим от бездействия проектором вряд ли возможно.

Так как учить цифровых аборигенов, у которых есть «окей, гугл»? Вопрос походит на риторический, но Боб Перлман, стратегический консультант по развитию образовательной среды XXI века и учитель с сорокалетним стажем, в своей статье доказывает, что ответ на него школы могут найти в особых архитектурных решениях.

«Долой классы!»

С таким почти-лозунгом выступает Роджер Шанк, говоря о необходимых дизайн-преобразованиях в современной школе: пора сказать «да» учебным студиям, лабораториям и конференц-залам, которые гораздо больше подходят для того, чтобы развивать практические навыки и эффективно взаимодействовать в команде.

Этому принципу следует Columbus Signature Academy, общеобразовательная школа, открывшаяся в Индианаполисе около десяти лет назад. Благодаря сотрудничеству с дизайн-студией CSO Architects школа переняла многие современные решения у калифорнийской New Tech High School. Например, отказалась от стен: их либо нет вовсе, либо они выполнены из прозрачного стекла.

Ребёнок, видящий, что его «коллеги» в соседней аудитории смотрят видеоролик о митозе или увлечённо обсуждают проект, посвящённый электронным игрушкам, гораздо больше мотивирован учиться.

Следовательно, «отказ от границ» и сопутствует свободе обучения, и, как бы это парадоксально ни звучало, отлично дисциплинирует. Ведь пространства такого типа напоминают современные офисы, в которых предстоит работать будущим выпускникам.

Кроме того, Columbus Signature Academy выступает за разнообразие образовательных пространств: в школе должны находиться студии для дистанционного обучения, залы для подготовки презентаций, лаборатории (в академии таких лабораторий несколько — для занятий наукой и дизайном). Причём эти помещения должны не просто существовать для галочки — в них необходимо проводить регулярные занятия, которые помогут подготовить ребёнка к разным формам деятельности.

Иное, но, впрочем, не менее инновационное архитектурное решение представляет High Tech High, небольшая сеть государственных чартерных школ Сан-Диего. Изначально план школы включал аудитории для практических занятий, лаборатории, кабинеты для проектной деятельности, холл и большой зал, предназначенный для занятий за компьютером. Однако, как показала практика, планировка, при которой 4–6 кабинетов со стеклянными стенами располагаются вокруг общей площади, где учащиеся могут заниматься созданием презентаций, работой над проектами и моделированием, гораздо более эффективна, поскольку способствует развитию мобильности и позволяет ученикам разных возрастов чаще взаимодействовать друг с другом.

Ещё один любопытный пример современной образовательной среды был предложен англичанином Крисом Герри, разработавшим проект так называемой образовательной площадки.

Концепция родилась стихийно: однажды Герри, занимавший в то время должность в Hugh Christie Technology College, собрал в просторном зале 90 студентов, работающих над одним проектом.
Несмотря на внушительное количество учащихся, занятие прошло продуктивно, и тогда Герри всерьёз задумался о том, чтобы проводить подобные уроки на постоянной основе.

Такая форма обучения стала возможна благодаря особым площадкам, которые впервые были сконструированы для New Line Learning Academy и Cornwallis Academy: в каждой школе было оборудовано 8 аудиторий такого типа, вмещающих до 120 учащихся. Благодаря мебели-трансформеру, конфигурация площадки легко регулируется в зависимости от целей каждого конкретного урока.

Модульные столы и передвижные сиденья, расположенные по принципу амфитеатра, выполняют двойную функцию: позволяют ученикам комфортно размещаться в аудитории и в то же время разделяют пространство на две части, при этом «внеплощадные» зоны обычно используются для индивидуальных занятий или отдыха.

На цокольном этаже площадки можно заниматься проектной деятельностью, работать в команде и проводить лекции, бельэтаж предназначен для взаимодействия в мини-группе, а на верхних ярусах располагаются зрители, пришедшие посмотреть на защиту ученических проектов.

OK Computer

Сегодня компьютерный класс входит в список базовых требований для каждой школы, однако тенденции «нового времени» заставляют не просто включать уроки ИКТ в программу, но и использовать гаджеты на каждом занятии. Решение очередной абстрактной задачи, с которой вряд ли придётся встретиться в реальности, проигрывает подготовке презентаций, созданию сайтов или общению по скайпу с видными учёными.

Больше нет смысла игнорировать Web 2.0 и притворяться, будто это некая периферийная зона жизни: блоги и социальные сети можно и нужно использовать в обучении.

Именно поэтому современной школе необходимо поощрять работу с гаджетами — так, уже упомянутая Columbus Signature Academy выдаёт каждому ученику личный ноутбук для занятий — и подготавливать учебное пространство таким образом, чтобы ноутбуками можно было пользоваться повсеместно, а не только в специально предназначенных для этого аудиториях.

С этой задачей безупречно справилась New Tech High@Coppell, средняя школа, расположенная в Коппелле.

Ей повезло пережить глобальное обновление под руководством архитекторов SHW Group, которые превратили учебное заведение буквально в один просторный класс: здесь тоже отказалась от стен.
Теперь в коридорах школы стоят комфортные офисные стулья, позволяющие ученикам заниматься в неформальной обстановке, в «альковах», представляющих собой небольшие угловые помещения с мягкими диванчиками, работают над проектами мини-группы, а в медиатеках, оборудованных трансформируемой мебелью, проводятся как индивидуальные, так и групповые занятия. Учитывая, что в школе царит стопроцентная компьютеризация, в каждом помещении можно обнаружить множество розеток, так что бездействовать на уроке потому, что разрядился ноутбук, не выйдет.

Посредники и наставники

Помимо необходимости использования высоких технологий в школах многие образовательные учреждения сошлись на том, что не менее важно задуматься и о новой роли педагога в образовательном процессе. В уже упомянутой New Tech High @ Coppell нет учителей, но есть посредники, которые ставят конкретные задачи перед учащимися, поддерживая их в течение всех этапов проектной работы. Таким образом, учителя отныне становятся руководителями проектов, а учащиеся наделяются большими свободами, но и обретают большую ответственность.

Иную форму взаимодействия внутри школы представляет The Metropolitan Regional Career and Technical Center, или Met, основанная в Провиденсе в 1996 году. Опыт этой образовательной среды оказался столь успешным, что на сегодняшний день только в одних Соединенных Штатах функционирует около 60 школ подобного типа. Школа реализует индивидуальный подход к обучению, поэтому все учащиеся объединяются в советы, каждый из которых включает не более 15 человек. Совет прикрепляется к наставнику, который ведёт учеников на протяжении всех четырёх лет учёбы.

Важная особенность обучения в Met заключается в обязательных стажировках, проходящих два раза в неделю под руководством менторов, причём программа стажировки выбирается исходя из личных предпочтений ученика.

В рамках практики детям удаётся поработать в проектных бюро и некоммерческих организациях по охране природы, больницах и юридических агентствах. Остальные дни ученики проводят в школе, продолжая работу над проектом. Заявление о том, что «школа — мой второй дом» похоже на трюизм, но только не в случае Met: здесь в образовательный процесс вовлечены не только наставники и ученики, но и родители, которые также помогают ребенку сформировать индивидуальный план обучения и внимательно следят за тем, чтобы ученику было максимально комфортно следовать ему.

Особая планировка образовательного пространства нацелена на то, чтобы отвечать потребностям такой школы. В кабинетах есть не только компьютеры и все необходимое оборудование для демонстрации презентаций, но и, например, специальные инструменты для моделирования: в то время как один ученик монтирует документальное видео о городской больнице, другие могут заниматься созданием инсталляции для местного музея, не мешая друг другу.

Так выглядят современные учебные заведения, в которых между «школьным образованием» и «реальной жизнью» ставится не версус, а знак равенства. Хотя, что ни говори, а зачастую консервативность школы объясняется не категоричным и бессмысленным сопротивлением новому, а всего лишь банальным отсутствием бюджета…