Бояться надо не того, что мы потеряем авторитет, а чтобы не стать авторитарными в отношении детей

Советы

Интервью с гуру Российской педагогики. Регалии и заслуги Шалвы Амонашвили можно перечислять бесконечно.

Сооснователь и президент Рыбаков Фонда, основатель Фонда «Университет детства» поговорила в прямом эфире Инстаграм с Шалвой Амонашвили, гуру Российской педагогики. Регалии и заслуги Шалвы Амонашвили можно перечислять бесконечно. Он руководитель Международного Центра Гуманной Педагогики, доктор психологических наук, академик РАО, профессор, почётный доктор Софийского Университета имени Климента Охридского, обладает рядом престижных премий. Но самая главная его заслуга в том, что он умеет любить и принимать детей такими, какие они есть. Он несет свою любовь и делится ею со всеми, кто встречается на его пути.

О воспитании детей

Есть разные психологии — психология управления и психология согласия. Родителям легче использовать психологию управления, но детям нужна другая.

У ребенка есть три страсти. Первая — ребенок хочет развиваться. Это его природа. Если родители не помогают в этом, то ребенок ищет развития сам: прыгает, бегает, находит и преодолевает трудности.

Вторая — ребенок хочет повзрослеть. Он всегда желает быть старше своего возраста, перепрыгнуть через время. Если и здесь мы не поможем ребенку, то возникнет конфликт.

И третья.

Дети ищут свободу, как воздух. А мы, используя понукательную педагогику, все время им что-то запрещаем: не делай, не ходи, подождешь и т. д.
До поры до времени это работает, но это не значит, что ребенок не взорвется в более старшем возрасте.

«Мой совет — учтите эту психологию. Если будете создавать развивающую среду ребенку, если будете помогать детям взрослеть, чтобы они не были маленькими, и если будете давать нужную свободу, чтобы они сами определялись в делах, то ребенок всегда будет ваш».

О свободе выбора и авторитете

Существует формальная дисциплина, когда кто-то принуждает к каким-либо действиям. Но дисциплина духа совсем другое, здесь у ребенка есть возможность выбирать. Посмотрите вместе с ребенком какая погода на улице, пусть он сам решит, в чем пойти гулять. Пусть даже для вас подберет платье на выход или что-то еще.

Я советую не приказывать. Если дать такую свободу выбора — это не будет вседозволенность. Дисциплину духа надо взращивать в течение ряда лет, в течение длительного времени.

Также и в детском саду: дайте детям право выбирать, во что играть или какую книгу читать.

Уважайте любого ребенка. Не повышайте голос на ребенка никогда. Не говорите с ним приказным тоном. Всегда уважайте его личность, иначе она не будет развиваться.
Просите прощения у детей, если ошиблись. Бояться надо не того, что мы потеряем авторитет, а чтобы не стать авторитарными в отношении детей.

Чем больше ребенок будет вас любить, тем больше вы для него будете авторитетом, тем больше он будет к вам стремиться. Набирайте авторитет своей доброжелательностью, умением помочь, поддержать, несите радость. Вот такой авторитет и воспитывает детей.

О конфликтах и дружбе

Если конфликт происходит в детском садике и дети ссорятся, дерутся, никогда не надо выяснять причины и искать виноватого здесь и сейчас. Их нет. Надо просто посадить детей рядом, успокоить, рассказать им как они прекрасны. Обнять их и предложить обняться им вместе, ведь они друзья. Если делать так каждый раз, когда возникает конфликт, не выясняя отношений, не повышая голоса, то конфликтов станет меньше.

Пусть каждое утро педагог садится с детьми в круг и, планируя день, находит возможность напомнить о дружбе, настроить на дружбу детей: дружба — это значит уступаем, обнимаем, дарим и т. д. Пусть каждый скажет, что он лучший друг для всех. И, опережая события, таким образом мы устраняем возможные конфликты.

Душу надо настраивать как скрипку, чтобы на этом инструменте играть воспитательную педагогику.

Педагог должен сам уметь дружить, чтобы подружить своих воспитанников между собой. Дружба требует «упражнений».
Надо устраивать походы с детьми, приглашать их на свой день рождения, проводить совместные чаепития, вечера поэзии. Если такого не будет, то создать дружбу просто словами — невозможно.

Пишите письма

Родители и педагоги должны дружить. Учитель может пригласить родителя на урок, чтобы показать ему, как проходят занятия, спросить совета или рекомендации, выслушать как ребенок ведет себя в семье. Рассказывать родителям можно только об успехах своих воспитанников, не обременяя сложностями в усвоении материала ребенком, если такое случается. Потому что это задача учителя научить и заинтересовать ребенка своим предметом.

По завершению дня напишите маленькое письмецо родителям о том, как прекрасен их ребенок, буквально пару фраз. Попросите воспитанника передать письмо родителям… Мама будет счастлива прочитать такое письмо, они будут обсуждать это в семье, будет радость. Вы можете влиять и менять обстановку в семье.

Перед тем как отпускаете ребенка домой, настройте его, объяснив, что у родителей много дел и что у него самого тоже был сложный день, но попросите его сделать что-то, чтобы порадовало бы родителей, чтобы они были восхищены им и довольны. Пусть это будет его домашним заданием.

Надо иногда вместо заданий по математики давать задания на человечность.
Мы строим середину века. Без совместного труда мы можем допустить очень много оплошностей.

Если у ребенка кризис подросткового возраста, то скорее всего родители когда-то допустили ошибки в воспитании. Мы должны честно признаться в них и попросить прощения и помощи у детей, чтобы избавиться от этих ошибок. Дети всегда пойдут навстречу при искреннем раскаянии.

Если вам трудно говорить вслух о своих ошибках, то напишите письмо ребенку, не упрекая его ни в чем, расскажите какие ошибки вы совершили при его воспитании и положите письмо под подушку.
Только надо вложить в него всю свою искренность и правдивое переживание. Ребенок придет к вам, чтобы простить.

Воспитательный процесс — это романтика жизни, это искусство. Надо быть романтиком, чтобы воспитывать детей, иначе, если пользоваться только разумом и знаниями о том, что можно и что нельзя, можно совершить много глупостей. Главное чувствовать сердцем.