Мы наблюдаем вторжение образовательной системы в атмосферу семьи

Свести

Дистанционное обучение в образовательных учреждениях дополнительного образования (детских музыкальных школах, школах искусств, спортивных секциях и т. д.) введено в условиях неожиданных и экстремальных.

Дистанционное обучение в образовательных учреждениях дополнительного образования (детских музыкальных школах, школах искусств, спортивных секциях и т. д.) введено в условиях неожиданных и экстремальных. Преподаватели столкнулись с абсурдностью при выполнении требований работодателей. Абсурдность, о которой идет речь, будет ясна, если представить, как выглядят по телефону урок хора, вокала, фортепиано, скрипки, баяна, флейты, занятия по боевым искусствам, плаванию, гимнастике, танцам и т. д.

Хочу обратить ваше внимание на тот слой общества, который имеет статус малоимущих и многодетных, а также на семьи с детьми, которые живут при доходах, ограниченных МРОТ или социальными пособиями. Проще говоря, на семьи, у которых доходов хватает только на оплату коммунальных услуг и еду, где люди живут от зарплаты до зарплаты, и на семьи, которые остались без доходов в период самоизоляции. Все они попали под пресс требований общеобразовательных школ и школ дополнительного образования. Для выполнения этих требований родителям необходимо иметь оборудование на каждого члена семьи, не считая детей дошкольного возраста, скоростной Интернет, сенсорные (а не кнопочные!) мобильные телефоны, компьютер с различными программами, а также знания и навыки по работе с ними. Многие семьи оказались не готовы выполнять требования дистанционного обучения школ из-за сложного социального, семейного и материального положения.

А теперь я приведу пример ответа родителя многодетной семьи на просьбу преподавателя фортепиано провести урок в дистанционной форме по телефону:

«…Как вы себе представляете занятие с моим ребенком на фортепиано, если в моей семье один ноутбук, который занят папой, работающим дистанционно с 9 до 17 часов? Помимо этого у меня трое детей-школьников в разных классах, а требования учителей общеобразовательной школы для них я не могу обеспечить с помощью Интернета, так как занята выполнением письменных заданий с каждым ребенком одновременно. Я должна одному ребенку помочь решить задачу, другому — объяснить физику, химию, прочитав предварительно параграф, и потом объяснить ребенку темы, которые я вообще не понимаю. Потом я должна помочь третьему ребенку сделать реферат по окружающему миру и т. д. А у каждого из троих моих детей по 5‑6 уроков в день, и все надо обязательно выполнить. Кроме этого, я должна накормить всю семью, решить хозяйственные вопросы по дому, а еще и выполнить свою работу дистанционно, так как я тоже преподаватель скрипки и обязана выполнить требования своего директора, хотя второго ноутбука у меня нет. И вдобавок к этому я должна еще постоять около своего маленького пианиста с телефоном в качестве оператора для осуществления видеосвязи, чтобы осуществить урок на фортепиано в течение 40 минут. Как вы себе это представляете? У нас в семье уже такая неразбериха и нервотрепка началась! Дети на нервах, папа на нервах, я на нервах! С этим дистанционным обучением и работой мы уже все переругались! Наша семья не в состоянии обеспечить всех компьютерами и сотовыми телефонами. Если хотите, звоните ребенку на кнопочный телефон и ведите урок по телефону, если считаете это возможным. Вот когда кончится эта самоизоляция, тогда и будем учиться играть на фортепиано! До свидания!»

Я уверена, что у каждого педагога на памяти есть не один такой телефонный разговор с родителем учащегося.
Наши дети находятся в стенах своих квартир круглосуточно, соблюдая режим самоизоляции. Они лишены прогулок, живого общения со сверстниками, с друзьями. Им необходимо гулять, бегать, играть, менять обстановку, переключать внимание. А выполняя объем требований дистанционного учебного процесса общеобразовательных школ и школ дополнительного образования, ребята вынуждены с утра до вечера просиживать за компьютерами без возможности элементарно выйти на улицу для прогулки на свежем воздухе. Дети не могут противостоять взрослым, они вынуждены подчиняться, но не у всех это получается. И многие, не выдерживая натиска требований от учителей и родителей, просто отказываются с помощью истерики от выполнения этого груза требований.

Я считаю, что в целях сохранения психоэмоционального состояния детей нам необходимо минимизировать требования к процессу дистанционного обучения в образовательной системе.
Так как же помочь семьям выдержать этот кошмар? Кто этим озаботится? Куда обращаться? К кому? Где психологи, когда они так нужны?! Пока мы, взрослые, заняты процессом удовлетворения требований работодателей, под этой многотонной грудой требований оказываются наши дети, о которых мы все так много говорим с заботой и любовью.

Вышеизложенную ситуацию я определяю как вторжение образовательной системы в атмосферу семьи, нарушение психоэмоционального состояния семьи.

​Анна Дитятьева, преподаватель дополнительного образования, член профсоюза «Учитель», Воркута, Республика Коми.