Образовательные технологии

Трудности

Интерактивные технологии как средство формирования и оценивания образовательных результатов в условиях реализации ФГОС.

Переход к ФГОС ООО мотивирует педагогов на поиск результативных форм обучения, обеспечивающих субъект-субъектные отношения, диалоговое общение и взаимодействие, развитие универсальных учебных действий. Один из оптимальных вариантов решения задач — интерактивное обучение.

Дидактика урока постоянно совершенствуется, обновляется или становится принципиально новой, словосочетание «современный урок» обозначает соответствие дидактики урока новым концепциям, подходам, технологиям обучения, отражающим запросы всей системы образования и общества в целом. Урок в условиях реализации требований ФГОС ООО характеризуется тем, что в основе его организации лежит системно-деятельностный подход, позволяющий на основе учебного диалога и вариативности взаимодействия учеников и учителя простраивать продуктивную деятельность школьников по освоению новых знаний и универсальных учебных действий (далее — УУД). При этом в системе планируемых результатов школьников ФГОС ООО определяет следующие: «умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение».

Ключевые слова — диалог и взаимодействие, которые лежат в основе проектирования развивающей образовательной среды. Наиболее результативно такая среда создается в условиях интерактивного обучения, под которым понимается «способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся, все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия одноклассников и свои, погружаются в атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем». Таким образом, интерактивное обучение полностью удовлетворяет требованиям ФГОС, изменяет как позиции учителя, так и ученика, но главное — изменяет репродуктивные формы обучения на диалоговые, продуктивные, инновационные, основанные на взаимопонимании и взаимодействии, инициировании идей для решения учебной ситуации, проверке идей через практическую деятельность. При этом такие формы организации учебной деятельности позволяют не только органично решать учебные задачи, но и вовлекать обучающихся в социальную деятельность, предполагающую решение важных для конкретной социальной группы или всего общества проблем. Связь интерактивных форм обучения с формируемыми УУД приведена в приложении 1, в котором хорошо прослеживается потенциал интерактивных форм обучения для формирования у школьников УУД.

Рассмотрим особенности интерактивного обучения. Модель такова: есть учебная задача (ситуация), которую необходимо решить, но имеющегося опыта и знаний недостаточно, нет готового варианта (алгоритма) решения задачи, что предполагает объединение усилий для ее решения (работа в парах, группах постоянного или сменного состава), затруднения рождают мысль, варианты решения, которые изучаются, апробируются, делаются соответствующие выводы; каждый этап работы связан с целеполаганием, непосредственным поиском, отслеживанием результатов, рефлексией; поиск решения происходит в условиях коммуникации и взаимодействия; истина — результат совместной работы, итог самостоятельной познавательной деятельности.

Еще во времена Яна Амоса Коменского интерактив подразумевал, что при таком обучении один учит всех, все учат одного, то есть в ходе обучения практически все школьники оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность анализировать то, что они знают, понимают и думают по этому поводу, обмениваются знаниями и учебными действиями, обучают друг друга. Интерактивное обучение строится на позитивном диалоговом общении, в ходе которого школьники учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения. Взаимодействие и общение, простраивание продуктивного диалога, нацеленность на общий результат — это те качества личности, которые актуальны в поликультурном мире.

Интерактивное обучение дает возможность для раскрытия ученика, групп учеников в качестве субъектов познавательной деятельности, формируемые навыки универсальны и позволяют школьникам не только быть успешными на уроках в школе, но и получить возможность более успешной адаптации к требованиям учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования. Что же учитель? Его миссия и усложняется, и облегчается. Усложняется, потому что ему от самой простой формы организации урока — объяснения нового материала — необходимо перейти к организации, сопровождению, координированию деятельности обучающихся, то есть выступить в роли модератора, мотиватора, менеджера, консультанта и т. д.

Эта роль меняет и стиль управления от классического авторитарно-демократического к демократическому, расширяет статусные возможности обучающихся, делает функционал самого педагога многогранным, что требует знания возрастной психологии, основ управленческой деятельности, даже определенного артистизма. Задача учителя в таком обучении не вооружение участников знаниями, а вооружение инструментами для успешной работы, то есть формирование умения учиться как главной цели, сформулированной ФГОС общего образования.

Формы интерактивного обучения, с точки зрения Т. С. Паниной и Л. Н. Вавиловой, можно разделить на дискуссионные (диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики, анализ ситуации морального выбора), игровые (дидактические и творческие игры, ролевые игры, организационно-деятельностные игры), тренинговые формы проведения занятий. Варианты дискуссионных форм обучения представлены в приложении 2, в приложении 3 — некоторые примеры игровых форм интерактивного обучения, используемые на уроках истории.

К интерактивным методам обучения ученые относят метод эвристической беседы, кейс-метод или анализ конкретных практических ситуаций (предполагает переход от метода накопления знаний к деятельностному, практико-ориентированному подходу), метод проектов, использование возможностей компьютерных технологий.
Особо хотим остановиться на такой форме интерактивного урока, как «вертушка». Принцип организации заключается в следующем: в зависимости от количества микротем урока (изучаемых вопросов) класс делится на группы (сколько вопросов, столько групп); по каждому вопросу дополнительно за рамками урока готовятся обучающиеся (если это урок изучения нового материала, то изучают самостоятельно либо при сопровождении педагога свои темы, сдают зачет учителю, готовят вопросы для проверки знаний в группах; если урок обобщения и систематизации знаний, то готовятся такие же обучающиеся, до урока они сдают зачет учителю по своему направлению); каждая группа получает маршрутный лист и идет к ученику, наделенному учительскими полномочиями, либо для изучения нового материала, либо для сдачи зачета по изученному материалу. 

В процессе отработки учебного материала проверяются знания через систему заранее выстроенных вопросов, отметки выставляются на каждом этапе каждому ученику, в итоге получается несколько отметок, что, с одной стороны, повысит накопляемость, с другой — можно поставить средний балл, но при этом ученик получит возможность ответить на большой спектр вопросов, и эта отметка будет более объективной. Переходы групп ограничиваются временем. Учитель контролирует процесс, при необходимости может выступать в роли арбитра. Как показывает практика, школьники на таких уроках более успешны, а ролевое распределение формирует новые модели поведения, приучает к ответственности. Временные затраты в основном приходятся на подготовительный этап до урока. Конечно, это не модель урока на каждый день, но она позволяет сделать урок современным благодаря изменению роли учителя и учеников, организации диалогового взаимодействия, формированию навыков само- и взаимооценивания, умения оценивать с учетом заранее определенных критериев. Эта форма универсальна, и возможно ее использование на разных учебных предметах.

Перейдем к оцениванию образовательных результатов. Традиционно приоритет выставления отметки относился к функционалу педагога, что определило ограниченность традиционного оценивания. Исходящая от учителя отметка не обладала такими характеристиками, как прозрачность, критериальность, объективность, не всегда совпадала с собственным восприятием своего ответа учеником также из-за отсутствия критериальной основы. Ученик зависел от внешнего оценивания, реакции окружающих. В условиях реализуемых субъект-субъектных отношений такая форма оценивания не позволит школьнику развивать самостоятельность, инициативность, самооценивание своих результатов с позиции сравнения их с образцом и будет позволять учителю иметь административный ресурс, сковывающий у школьников эту субъектность. Поэтому оценивание образовательных результатов представлено разными формами. Во-первых, педагог проверяет подготовку школьников через разные письменные работы, тестирование, при этом также определяются критерии оценки. Во-вторых, независимая оценка, проводимая в школе администрацией через пилотные проверочные работы, экспертизу участия школьников в конкурсах, олимпиадах разного уровня, проведение тестирования независимыми экспертами (например, всероссийские проверочные работы) и т. д. В-третьих, акцент оценивания смещается в сторону само­оценки, взаимооценки, основанных на четкости критериев оценивания, предлагаемого идеального варианта выполнения работы, оценки не только предметных результатов, но и универсальных учебных действий. При этом такая работа должна носить системный и комплексный характер, проводиться всеми педагогами в школе. Иногда учителю трудно удерживать мотивацию и познавательную активность школьников на постоянно высоком уровне, необходимы какие-то внешние или внутренние дополнительные стимулы для деятельности школьников. В этой связи целесообразно на уроках использовать оценочные листы с перечнем всех этапов работы на уроке и планируемой деятельности на них, при этом смена видов деятельности, возможность получить отметку (конкретное количество баллов) делают для ученика процесс познания интереснее. В течение урока ученик может получить столько отметок/баллов, сколько этапов и форматов работы; рефлексия процесса и результатов выполнения научит его распределять время, быть внимательным при выполнении, сравнивать и находить ошибки, комментировать их, что сделает знания более осознанными. Таким образом, комплексное оценивание позволяет сделать отметку более объективной.

Отличие основ интерактивного обучения от традиционного также требует пересмотра привычной системы оценки деятельности учащихся, что является характерным для всех подходов, ориентированных на субъект-субъектное обучение. Каким потенциалом обладают интерактивные формы обучения для развития навыков оценивания образовательных результатов? Можно оценивать как предметные результаты — уровень усвоения учебного материала (тестовые задания, ситуативные задачи), так и метапредметные — уровень презентации учебного материала (форма презентации), участие в учебном диалоге. Оценивание может происходить также с помощью оценочного листа, но при этом можно отметить роль каждого ученика в группе, оценить вклад в общее дело, умение организовать работу и выполнять работу и т. д. Такая оценка групповой работы поможет совершенствовать рефлексивную культуру, сформировать нацеленность на общий результат, взаимодействие.

Кроме того, следует отметить еще несколько особенностей оценивания в условиях интерактивного обучения. Так, В.Болотов, Дж. Спиро считали: «Чрезвычайно важно, что в новой системе обучения изменяются подходы к допущенным учащимися ошибкам. Фокус внимания преподавателя смещается от получения правильного ответа к пониманию того, каким образом этот ответ получен. Ошибки учащихся преподаватель использует как часть учебного процесса, вместе с ними анализирует логику мышления, приведшую к просчетам и тем самым совершенствует мыслительный процесс». То есть задача учителя не в том, чтобы подловить ученика на его незнании, ошибке, а в том, чтобы научить мыслить, рефлексировать, находить вариативные способы решения поставленной задачи.

Г. А. Цукерман отмечал: «Главный принцип разбора ошибок совместной работы: разбирать не содержательную ошибку (например, неверно составленную схему), а ход взаимодействия! …При оценке работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость, приветливость… Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок!» То есть в интерактивном обучении заложен большой потенциал формирования и развития личностных универсальных учебных действий, социально значимых качеств личности.

В заключение следует отметить, что интерактивное обучение предполагает ряд условий: во-первых, создание благоприятного для обучения эмоционального климата и соответствующей учебно-пространственной среды; во-вторых, руководство учителем диалоговым взаимодействием всех участников образовательного процесса; в-третьих, организация продуктивной внутригрупповой и межгрупповой учебной деятельности; в-четвертых, осуществление обратной связи с аудиторией, анализ причин успехов и неудач в совместной деятельности.

  • Приложение 1. Связь интерактивных форм обучения с формируемыми УУД

Познавательные

УУД Сбор и анализ информации, генерирование идей, создание качественного нового образовательного продукта (презентация, проект, исследовательская работа, стендовый доклад и т. д.). Высокий уровень учебной мотивации и интеллектуальной самостоятельности. Ощущение обучающимися интеллектуальной состоятельности. Перевод познавательной деятельности на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Активное и осознанное освоение учебной информации. Обучение деятельностью.

Регулятивные

УУД Планирование совместной работы. Моделирование жизненных ситуаций, ролевых игр. Определение обязанностей и ответственности каждого участника. Формирование умения работать сообща, вести диалог, реагировать на реплики — осуществлять постоянный контроль за поддержанием собственного внимания на высоком уровне и обучение такому самоконтролю. Школьники занимаются самостоятельным поиском, апробированием и выработкой оптимальных алгоритмов действий и способов оценивания.

Коммуникативные

Активное взаимодействие всех. Совместное решение значимых для каждого участника задач. Равноправие всех участников, исключение доминирования. Обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Создание комфортных условий для обучения, возможностей для ученика чувствовать себя увереннее и спокойнее. Формирование навыка ведения диалога как основы получения знаний. Появляется потребность в общении, понимание ценности других людей и взаимодействия. Общение становится познавательным и социально ориентированным, воспитывающим гражданские качества, необходимые для социализации в обществе. В ходе продуктивного взаимодействия учатся учитывать позиции другого, уступать, дружить, конструктивно и продуктивно общаться, разрешать конфликтные ситуации, отстаивать свою позицию, толерантно относиться к чужому мнению.

Личностные

УУД Создают позитивное мотивационное поле в классе, положительное отношение к школе, ученическому коллективу, учебной деятельности за счет устранения страха, снятия напряжения, мышечного и психологического зажима. Закладывают основы социальных мотивов — потребность в общении, взаимодействии. Способствуют формированию адекватной самооценки, видению направлений и способов самосовершенствования. В диалоговом процессе закладывают основы фундаментальных моральных принципов и норм, учат аргументированно отстаивать свою позицию с учетом норм в обществе. В процессе распределения обязанностей внутри рабочей группы учат трудолюбию, взаимопомощи, видению связей между затраченными усилиями и полученными результатами, пониманию личной ответственности за свой персональный фронт работы.