Академик РАО Виктор Болотов — о том, как пандемия изменила систему образования

Время

Пандемия оказала серьезное влияние на систему образования. Есть несколько неопровержимых суждений относительно результатов, которые мы получим вследствие эпидемии коронавируса.

Первое из них заключается в том, что цифровые технологии войдут в школы и дома в гораздо большем объеме, чем раньше. Теперь это не экзотика и не удел богатых, это норма для подавляющего большинства учреждений. Второе — образовательные сервисы потеряют свою узконаправленность. Обычно ими пользовались для выполнения определенных задач — подготовки к ЕГЭ или чтобы подтянуть знания и навыки по конкретному предмету. Теперь всевозможные онлайн-курсы и платформы становятся повсеместными и движутся к тому, чтобы решать задачи в любой области.

Еще одним итогом сложившейся ситуации станет рост числа так называемых хоумскулеров — детей на домашнем обучении. Думаю, их станет в разы больше. Во всем мире это очень значимый и очевидный тренд. Хотя совершенно ясно, что семья самостоятельно не может дать ребенку все необходимые знания, и в этом плане на помощь приходит как раз «цифра». Однако здесь важен момент социализации детей. Домашнее обучение появилось давно, и первый вопрос, который к нему возник, — где ребенку общаться со сверстниками? Ответа на него нет до сих пор.

На мой взгляд, с концом пандемии придет понимание, что школа — это в большей степени не то место, где получают знания на базовом уровне, а, скорее, площадка для социализации. Ключевые дисциплины можно освоить и с помощью компьютера. Правда, здесь важно, чтобы ученик был мотивирован. Наш опрос (Института образования Высшей школы экономики) показал, что успеваемость немотивированных к обучению детей на дистанционке сильно снижается. В классе педагог использует разные методы общения — погладит кого-то по голове, например, или отругает тех, кто отвлекается. Находясь на удаленке, сделать это сложно. Но живое общение нужно и мотивированным детям: никакая интернет-программа не сможет предложить им какие-то оригинальные, нетривиальные задачи, которые уводят от стандартного восприятия и помогают мыслить шире.

Безусловно, острее сейчас перед нами стоит вопрос взаимодействия родителей, ученика, «цифры» и учителя. Раньше взаимодействие мам и пап с педагогами обычно сводилось к спору, «кто кому больше должен и на ком лежит большая ответственность за воспитание и образование». Теперь вектор диалога сместился в сторону решения проблемы, как совместными усилиями развить ребенка.

Очевиден сюжет перемены отношения к тому, что школьник использует гаджеты и пользуется интернетом. Если раньше общественность считала это скорее негативным явлением, то теперь восприятие меняется. Приведу пример из своего детства. В младшей школе мы пользовались перьевыми ручками, и, когда появились шариковые, в информационном поле тех лет широко обсуждался их вред, раздавались призывы к отказу от них. Но кто в 2020 году помнит о перьевых ручках? Сегодня то же самое происходит с компьютером: нас уверяют, что дети должны писать шариковыми ручками в разлинованных тетрадях. Но пандемия показала, что переход к печатному тексту неизбежен.

Возросла роль профессиональных педагогических сообществ. Успех того или иного учителя определяли не федеральные и региональные министерства, а то, как он обменивается опытом с коллегами. Это происходило и до коронавируса, но с распространением болезни перешло из разряда редкого явления в плоскость обычной практики.

Онлайн-образование, использование IT-технологий, безусловно, привлечет молодежь, и, конечно, как это ни обидно говорить, часть старшего поколения учителей не захочет или не сможет справиться с современными технологиями. Хотя, возможно, преподаватели и в серьезном возрасте смогут с ними разобраться. Тем не менее, если говорить о ситуации в целом, то это, конечно, скажется на омоложении педсостава.

Подводя итоги, нужно понимать, что использование цифровых технологий сильно зависит от наличия техники и скорости интернета. На этом фоне становится крайне видна дифференциация между детьми из богатых и бедных семей, мегаполисов и сельской местности. Эти задачи обещают решить два нацпроекта — «Образование» и «Цифровая экономика», а также федеральные и региональные программы. Однако с проблемой невозможно справиться в одночасье: на ее преодоление понадобятся годы.