Профориентационная игра «Нодэс»

Аннотация

Профориентация имеет множество форм, и о них я не раз писал в моем блоге: это и дни открытых дверей, это и прохождение практики, это и экскурсии на предприятия. Но есть еще одна очень эффективный способ вовлечения в профессию и демонстрации ее особенностей — деловая игра, имитирующая реальную деятельность в какой-либо области. Школьник, участвуя в игре в той роли, которая соответствует выбранной им профессии, узнает о ней больше, чем может узнать из устного рассказа или пассивного наблюдения за тем, как работают другие люди.

Наша профориентационная игра построена на принципах «центров развития» — комплексе процессов, моделирующих реальную деятельность — с одной стороны, и оценки действий игроков, позволяющих выявить их потенциал, профессиональные интересы и зоны развития — с другой.

Мы готовы организовать для вас такую игру и предлагаем к участию в ней не только школьников, также учителей и родителей. Подробнее о игре вы узнаете из статьи, описывающей ее фабулу, этапы, роли взрослых — учителей и родителей, способы оценки, а главное — что она дает школьникам.

Лучший способ профориентации

Принцип «пока не попробуешь — не поймёшь» лучше всего работает применительно к профориентации. Конечно, «пробная» работа на предприятии или в организации — это хороший, но довольно сложный и неповоротливый метод. А как охватить несколько видов деятельности за короткий период? Выход есть — профориентационная деловая игра. И о ней мы поговорим в этой статье.

Что такое деловая игра?

Всем известная настольная игра «Монополия» — одна из первых экономических игр «докомпьютерной эпохи», созданная одним энтузиастом в 1934 году в Америке. Хотя ее нельзя назвать деловой игрой, начало движению мысли в этом направлении было положено.

Первая деловая игра в полном смысле этого слова в СССР и в мире была разработана под руководством М. М. Бирштейн в Ленинградском инженерно-экономическом институте и проведена в 1932 году. Она была посвящена теме: «Развертывание производства сборочного цеха новопостроенного завода пишущих машин в пусковом периоде», длилась два дня с участием 24-х человек.

А первые деловые игры в современном понимании появились в США в 1956 году, после этого игры стали распространяться по всему миру. Я помню широкое освещение в прессе масштабной деловой игры, посвященной выбору директора рижского завода микроавтобусов РАФ, организованной и проведенной экономистом С. В. Поповым и методологом П. Г. Щедровицким в восьмидесятых годах.

Деловая игра — это искусственно созданная ситуация, моделирующая какую-либо, как правило, организационную, управленческую деятельность. Участники игры знакомятся с заданной ситуацией и получают задачи, которые необходимо выполнить в данных условиях. Решение задачи вовлекает участника в цепочку действий, во взаимодействие с другими участниками. В ходе решения задач выявляются и оцениваются навыки принятия решений, коммуникации, знания предмета. Поэтому деловая игра служит основой для таких инструментов как Центр оценки (Assessment Centre) или Центр развития (Development Centre), которые оценивают компетенции работников, потенциал развития и потребность в обучении недостающих навыков для конкретной работы. В ходе имитационных игр отрабатываются новые технологии и действия людей. Например, в Центре подготовки космонавтов действия в открытом космосе отрабатываются в бассейне, моделирующем невесомость.

Как деловая игра служит профориентации?

Игра поможет учащимися в поиске сферы профессиональных интересов, точек приложения их качеств и знаний, а также формирование у них мотивации к получению конкретной профессии.

Представьте себе ситуацию. В аудитории собралось 20–30 старшеклассников. Они изучили контекст игры — производственную- или бизнес-ситуацию, задающую все ее условия. Далее участники выбрали для себя роли. И с этого момента начинается первый этап профориентации: старшеклассники выбирают профессиональные роли в соответствии со своим выбором будущей профессии. Одни это делают с целью укрепиться в сделанном выборе, другие — для того, чтобы с ним определиться.

Итак, один пожелал стать менеджером, другой — экономистом, третий — юристом и т. д., и каждый получает инструкцию и необходимые материалы для выбранной роли (сведения о предмете деятельности, ссылки на источники с необходимой информацией), а также доступ к управлению ресурсами организации (оперативным и заемным финансам, юридическими схемам, источникам кадров и поставок, к рынкам сбыта и закупок).

Затем все вступают в игру.

Каждый участник действует профессионально в соответствии со своей ролью и заданной ситуацией. Попутно участники изучают тонкости своего дела, методы решения профессиональных ситуаций, взаимодействуют с другими участниками, будучи включенными в производственную цепочку. В ходе решения задач участникам предстоит разрабатывать стратегию достижения поставленной цели, разбираться в законодательстве, выплачивать налоги, взаимодействовать с проверяющими органами, вести учеты, изучать рынки, учитывать экономические и инфраструктурные особенности региона, находить поставщиков и каналы сбыта, продавать продукцию.

При этом участники обращаются к предоставляемым материалам, задействуют собственные знания, изучают вопросы законодательства и управленческих технологий, решают задачи финансовой эффективности, маркетинга, конкуренции и пр.

В течение всей игры за ее участниками наблюдают модераторы, они не только следят за успехами и ошибками участников, но и направляют их действия. Они предоставляют необходимые знания, оценивают эффективность действий участников, предоставляют обратную связь, направляют, а иногда и изменяют ход игры.

Что даст деловая игра?

Мероприятие помимо профориентации послужит:

  • привязке знаний и навыков, формируемых школьными предметами, к практическим задачам экономики и предпринимательства: обществознание — к юридическим вопросам, математика — к финансам и бизнес-планированию, экономическая география — к маркетингу, физика и химия — к производству, русский язык — к деловому письму и составлению документов, литература и искусство — к рекламе;
  • формированию экономического- и бизнес-мышления;
  • формированию начальных знаний и навыков в сфере экономики и предпринимательства.

Содержание и задача игры

В нашей профориентационной игре мы разыгрываем ситуацию (кейс) из области фармацевтики и медицины, однако решаем не медицинские, а организационные, финансовые, кадровые, маркетинговые, коммерческие и другие задачи в этой чувствительной сфере.

Такая игра соединяет и моделирует несколько важных социальных сфер нашей жизни: деятельность бизнеса и государственной организации, «циничная коммерция» и социально значимая деятельность, переговоры с партнерами и лоббирование закона. В каждой узловой проблеме, возникающей в игре, нужно делать выборы и принимать решения, влиять на руководство и на партнеров по переговорам, и каждый раз задумываться — «я делаю это правильно или эффективно?».

Фабула игры

По задумке игры крупный фармацевтический холдинг создает специализированную компанию «Нодэс» для реализации одноименного недавно разработанного и сертифицированного лекарственного препарата. Препарат предназначен для химиотерапии новообразований, он может быть использован только в специализированных стационарах и реализуется упаковками, каждая рассчитана на один курс.

Но лечебные учреждения не готовы его приобретать: деньги уже выделены на поставку традиционного лекарства, поставщик определен в ходе конкурса, договор на поставку заключен. Вместе с тем, использование нового препарата сильно улучшило бы ситуацию в социальном и финансовом аспектах: сократило бы очередь пациентов, уменьшило сроки лечения и затраты на пребывание пациента в больнице. Для преодоления такой ситуации требуется приложение усилий экономистов и юристов клиники, а также лоббирование изменения законодательства, препятствующего гибкости в закупках эффективных средств.

Участникам предстоит создать Центральный офис (штаб-квартиру компании) в одном из российских городов. А деятельность компания планирует осуществить в других нескольких городах через созданные в них представительства. Целью первого года деятельности будет выход на точку безубыточности, а второго — заработать запланированную прибыль. Определенная отпускная цена упаковки задает основу для экономики этого бизнеса.

В игре участвуют ученики 10-11-х классов. Школьники более младших классов могут присутствовать в качестве наблюдателей или зрителей, что поможет им также задуматься

о необходимости сделать профессиональный выбор, вовлечь в участие в игре в будущем году.

Этапы и задачи игры

Игра запланирована на два дня и проходит в несколько этапов.

На первом этапе формируется бизнес-план. Все частники изучают его значение и роль в экономике любого коммерческого и некоммерческого начинания. Затем они приступают к расчётам, планируя затраты на создание офисов, рекламу, персонал и пр., а также составляют план доходов, отталкиваясь от ситуации в городах (числа клиник, заболевших). При этом они ориентируются на задачу — сколько упаковок продать в первый год для выхода на уровень безубыточности, а во второй год — как добиться прибыли. На этом же этапе участники создают организации: разбившись на команды, они распределяют роли («назначаются на должности») в компанию Нодэс и в лечебные учреждения.

На втором этапе игроки «проходят обучение» и те, кому предстоит продавать препарат, и те, кто будет его приобретать (это вопросы баланса эффективности лечебного процесса и незапланированных затрат, юридические вопросы деятельности государственной организации), и приступают к работе.

На третьем этапе происходят переговоры представителей Нодэс с руководством больниц, в ходе которых одна сторона убеждает другую в пользе и эффективности препарата. Но даже если клиника и поверила предпринимателям из фарминдустрии, то у нее уже нет свободных средств, они уже выделены на приобретение традиционных препаратов. Руководству и экономистам клиник приходится делать непростые выборы и решать конфликтные задачи, взаимодействовать с властями.

Четвертый этап — это подведение итогов игры. Участники игры, каждый в своей роли, в командах или все совместно, подводят итоги деятельности. Он выражается в ключевых показателях: для компании Нодэс — в заработанных средствах и числе проданных препаратов, для лечебных учреждений — в показателях врачебного эффекта в отношении к затратам.

Пятый этап — не игровой, в ходе него проводится тестирование, модераторы формируют отчеты о действиях и качествах каждого участника. В ходе индивидуального профориентационного собеседования модераторы сообщают их содержание каждому участнику и обсуждают с ними достигнутые результаты, сильные и слабые стороны, формируют установку на профессиональное определение.

Таким образом, участвуя в разных процессах, школьники «применяют на себе» определенные процессы, происходящие во многих организациях, понимают контексты профессиональной деятельности. А многие с удивлением узнают, что кроме прямых профессиональных действий надо совершать еще ряд действий, обычно выходящих за рамки профессиональных обязанностей — все как в жизни!

Обучение в процессе игры — для выполнения работы надо много знать

Игра погружает участника в профессию не только тем, что моделирует реальную деятельность, но еще и тем, что обучает с помощью мини-лекций и мастер-классов модераторов, информационных материалов и практических пособий, которые можно обнаружить на столах играющих, и информации из Интернета, которая нужна для решения задач.

Действительно, трудно себе представить школьника, который смог бы вот так сразу разработать, например, бизнес-план или бюджет доходов и расходов, когда это ему поручается. Поэтому игру подкрепляет мощный информационный и обучающий поток, идущий из нескольких источников:

  • инструктивные документы, разъясняющие контекст задачи и содержащие информацию для ее решения;
  • формы различных документов и управленческих инструментов с подсказками о том, как их заполнить, чтобы получить нужный результат;
  • разъяснения (мини-лекции) модераторов о том, как решать задачи и для чего нужны те или иные действия, а также помощь участникам в решении задач;
  • мастер-классы, проводимые модераторами, показывающие как можно решить данную конкретную задачу;
  • информация, найденная игроками в Интернете самостоятельно, в случае если таковая нужна для решения задач.

Первые две опции — это письменные материалы, «материалы на столе», две следующие — устные сведения, сообщаемые модераторами. Последняя опция — не только инициатива игроков, желающих найти дополнительные сведения или нужный документ, но также и важный канал информации для решения задач по построению организации, изучению рынка труда и состояния медицины в городах присутствия.

В ходе игры участники будут работать с документами и решать задачи в областях маркетинга, рекламы, кадров, финансов, юридические задача. Они будут вести переговоры, аргументируя пользу продукта, будут проводить внутренние совещания, обсуждая текущую ситуацию, искать пути решения задач и резервы для их решения — то есть, заниматься менеджментом. Для этого они будут самообучаться, коллективно обсуждая пути решения методами «мозгового штурма», подкрепляясь нужной информацией от модераторов или из Интернета.

Например, на одном из этапов игры, одна из команд должна презентовать продукт лечебному учреждению, для чего нужно понять его эффект, найти аргументы, сделать презентацию и провести переговоры, в ходе которых убеждать собеседников в его эффективности, несмотря на дороговизну.

Другой пример: лечебное учреждение не может закупить препарат Нодэс, так как и деньги выделены на другие цели, и есть договоренность с поставщиком на приобретение иного лекарства. Тогда руководители клиники, понимая эффективность препарата Нодэс, должны найти средства для его закупки, юридические основания для разрыва договора с традиционным поставщиком, провести новый тендер. То есть, что-то выкроить, что-то переставить, что-то добавить, но решить задачу. Интерес лечебного учреждения — выполнение задания вышестоящей организации по показателям снижения уровня заболеваемости, оборота коечного фонда, что влечет за собой кроме социального и экономический эффект, что отражается в заработанных игроками баллах.

При решении подобных задач участники могут специализироваться, то есть действовать с позиций своей «должности», а могут объединяться, решая задачу вместе, и затем отдать готовое решение отдельному игроку — исполнителю должностной роли.

Таким образом, кроме решения финансовых, юридических и других задач по специальности, участники займутся решением менеджерских задач, которые сопутствуют любой профессии в современном мире.

Конечно, можно подумать, что участник, выбрав одну роль, не сможет попробовать какую-либо другую. Но это не так. Правила игры дают возможность игроку перемещаться из одной роли в другую и даже из одной команды в другую, например, из филиала компании Нодэс в лечебное учреждение и наоборот. Ведь участник может понять, что это дело ему не так интересно, как другое, и переходит в новую роль, чтобы заняться новым делом. В этом и состоит суть профориентации — дать возможность школьнику попробовать себя в разных делах.

Взрослые участники профориентационной игры

В профориентационной игре участвуют взрослые, они выполняют роль модераторов — ассистентов игры. Их роль велика: они помогают школьникам разобраться в решаемых задачах, а также рассказывают, как и где найти решение, не подсказывая его. Взрослые — информационный источник о тайнах профессии и ее пружинах. Но не только.

Кстати, взрослые могут быть участниками игры наряду со школьниками, а не только модераторами — почему бы и нет? Ведь многие взрослые планируют поменять профессиональную судьбу, но не могут определиться — в каком направлении следовать.

Что делает модератор?

Роль модераторов в игре очень объемна. В идеале, при достаточном количестве модераторов, следовало бы так организовать дело, чтобы у каждой игровой команды был свой модератор. А в случае коллективной роли (когда одну «должность» занимает сразу несколько участников игры) — модератор мог бы сопровождать такую команду («подразделение»).

Модераторы решают следующие задачи:

  • в контексте игровых задач выступают с мини-лекциями, мастер-классами, рассказывают о профессии, ее особенностях, помогают понять ее суть и место в обществе;
  • содействуют участникам в понимании сути решаемой задачи и ее контекста, влияют на ход игры, делая «вводные» или упрощая некоторые условия;
  • выполняют некоторые роли, например, спонсоров, госорганов и пр.;
  • помогают найти нужную информацию для решения задач и сориентироваться в найденном материале, выполняя роль советников или консультантов;
  • наблюдают за участниками, оценивая их профессиональные задатки, способность взаимодействовать, вести переговоры, производить расчеты, находить решения, проявлять предприимчивость, брать ответственность и пр.;
  • формируют отчетность о действиях каждого участника по итогам игры, в которой отражены их навыки, сильные стороны и зоны ближайшего развития;
  • предоставляют участникам обратную связь об их работе в игре.

Модераторы могут участвовать в подготовке некоторых информационных материалов по профессиональной тематике. А те, кто выступает, например, в роли государства, могут «принять» новый закон, если его пролоббируют лечебные учреждения для ускорения реакции на появление прогрессивных и эффективных средств лечения.

Кто может выступать в роли модератора?

В первую очередь — учители. Однако лучшее погружение участников в секреты профессии обеспечит участие профессионалов — представителей профессий, задействованных в игре. Получить таких специалистов можно из нескольких источников:

  • родители участников;
  • студенты вузов, которым эту работу можно зачесть как практику;
  • преподаватели вузов, заинтересованные в поиске и привлечении наиболее талантливых студентов.

Если две последних возможности пока не обсуждаются, здесь нужна договоренность с учебными заведениями, оставим это на будущее. То учители и родители — в первую очередь основные и наиболее близкие к нам модераторы. А что может быть лучше для укрепления отношений между учениками, учителями и родителями, как их совместное участие в интересной и нередко драматической игре? Да, игра обладает эффектом командообразования!

Модераторы из числа родителей — профессионалов в соответствующих областях могут участвовать в игре в ролях Генерального директора Центрального офиса и руководителей региональных отделений, организуя и направляя работу участников в форме мастер-классов.

Оценка участников игры

Оценка участников — важнейшая часть профориентации, поэтому мы строим игру как development centre (центр развития). Ведь, оценив способность применять их знания и умения к практическому делу, можно понять, к какой профессии они готовы больше всего. Оценка производится модераторами по стандартизованным формам. Также будет применен метод взаимооценок, когда каждый участник игры оценивает каждого по методу «Групповая оценка личности».

Не исключается также и психологическое тестирование, на выходе которого можно получить не только психологический портрет каждого участника, но и прогноз его успешности в шести наиболее обширных сферах деятельности (наука, искусство, производство и пр.) и среди двадцати пяти профессиональных занятий (руководитель производства, руководитель продаж, специалист по обучению, работник в писательской или изобразительной сферах искусства, специалист в сфере переговоров и т. д.).

Результаты оценки складываются в рейтинги участников. По ним можно судить о склонности каждого к тому или иному занятию, о его мотивации и эффективности. Такие оценки делают сравнимыми навыки разных отдельных и коллективных участников и даже школьных команд, отражая уровень как общей подготовки, так и силу приверженности к конкретным профессиям. Сравнение школ даст возможность понять, где сильнее, а где слабее поставлена работа по профориентации, где школьники получают знания в привязке их к практической деятельности. Такая система делает возможным организовать заочное соревнование между школами.

Фантазируя, можно пойти дальше и сказать, что при развитии системы эти рейтинги и отчеты об участнике могут развиться до сертификатов, добавляющих несколько баллов к ЕГЭ, но без общественной поддержки и внимания к этой форме профориентации такое будет невозможно.

Подготовка модераторов

Для того, чтобы модераторы действовали эффективно, они проходят инструктаж и «прогон» игры — что-то вроде репетиции ее хода. Здесь они сами проигрывают основные этапы игры, обсуждают сложные моменты, договариваются о способах их преодолении, тренируются в единообразном оценивании действий участников.

Важный аспект — постоянство состава модераторов, ведь обученные и опытные модераторы быстрее включаются в работу, а каждый новичок требует обучения, адаптации в команду модераторов. В этом смысле модераторы из числа студентов и преподавателей вузов могла бы образовать сменяемую часть команды модерации.

Важно понимать, что работа модератора — это не обуза или напрасная трата времени. Конечно же это полезная и важная работа и т. п. и т. д. Но главное — верить в то, что такая работа — очень вовлекающее действо, где ты видишь, чего достиг твой ребенок, чего он хочет и как он взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Игра моделирует жизнь, а значит, вы заглянете во взрослое будущее ребенка.

Так, взаимодействуя с модераторами и друг с другом, участники, обучаясь «на ходу» незнакомому делу, пробуют, применяют на себе привлекательные для них профессии, познают широту задач, которые приходится решать профессионалам, и получают обратную связь о своих умениях и качествах. Да, их ожидает разочарование, да, они могут поменять решение о выбранной профессии. Но они могут вдохновиться новым делом и утвердиться в нем. А те, кто еще не думал, кем станет, вдруг это поймет в эти два дня.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0