Целевая аудитория публичных информационных ресурсов ОО: от каждого по потребностям в информации, а что каждому?
  • Целевая аудитория: кто кому ставит цели?
  • От прочтения определения целевой аудитории — к его пониманию
  • От каждого по информационным потребностям
  • От каждого по информационным потребностям, а что каждому?

В предыдущем разговоре мы представили состав нашей целевой аудитории, и, воспользовавшись притчей о слепых мудрецах, выявили серьезную для нас, создателей публичных информационных ресурсов ОО, проблему, связанную с недостаточной информированностью пользователей информации о деятельности ОО.

И мы смогли выявить не только причину, но и источник этой проблемы, который заложен в самом подходе к предоставлению информации через изначальное разделение ее по различным категориям целевой аудитории публичных информационных ресурсов ОО [1].

изображение

И желая исправить подобное положение дел, которое сложилось в практике публичной информационной деятельности ОО, мы задались вопросом о том, каково же должно быть это наше взаимодействие с разноплановой и разноликой целевой аудиторией, не нарушающее целостность и единство общей для всех информации?
Но прежде, чем определять подход к выбору взаимодействия, давайте еще раз обратимся к понятию «целевая аудитория».

Целевая аудитория: кто кому ставит цели?

Мы уже знакомились с определением понятия целевая аудитория, которое мы почерпнули из учебника. Но теперь нам предстоит дать его самостоятельно, тем более, что мы уже знаем свою целевую аудиторию «в лицо».

Итак, целевая аудитория публичных информационных ресурсов образовательной организации — это…

изображение
изображение
изображение
изображение
изображение

Браво, коллеги! И еще раз, браво! И эти похвальные отзывы связаны не с тем, что мы пока еще не смогли дать четкого определения понятия целевой аудитории публичных информационных ресурсов образовательной организации. Похвала обращена к нашим попыткам «докопаться до истины» и очень важным сомнениям, возникающим там, где мы сталкиваемся с формальным и шаблонным мышлением.

Давайте подытожим сказанное на схеме. Итак, если ключевое слово в понятии «целевая аудитория» связано именно с целью, то абсолютное большинство руководителей работает с этим понятием так: целевая аудитория — это аудитория пользователей информации, кого мы, создатели публичных информационных ресурсов, определяем как цель информирования.

Собственно так мы, в большинстве случаев и говорим: наша цель проинформировать тех-то и тех-то, того-то и того-то (и далее следует список групп целевой аудитории публичных информационных ресурсов ОО) о деятельности нашей школы, детского сада, дама творчества.

изображение

А вот что получается из такого видения и понимания целевой аудитории в нашей практике, мы уже выяснили в предыдущей теме нашего разговора.

изображение
изображение

Браво! Браво! И еще раз, браво! Абсолютно верная аналогия с учебной аудиторией, если для преподавателя она является лишь объектом реализации рабочей программы по предмету. Тогда целью работы с аудиторией (заметим, целевой учебной аудиторией, которую мы привычно называем класс или группа) является преподавание, а в самом узком смысле — «передавание», передача знаний в конкретной предметной области обучения, ну, а если еще конкретней, то выполнение учебной программы.

изображение

В нашем случае, когда мы говорим о целевой аудитории публичных информационных ресурсов ОО, целью становится информирование публики о работе образовательной организации.

Что же объединяет такое понимание целевой аудитории и теми, кто работает с учебной аудиторией, и теми, кто информирует публичную аудиторию?

изображение

изображение Абсолютно верно! Для тех, кто обучает или информирует (при этом они сами воспринимают себя именно субъектами действия!), те, кого они учат, или кого они информируют, являются объектами реализации цели.

изображение

И совершенно иной подход к пониманию целевой аудитории рождается, если мы видим не безликую аудиторию, на которую мы устремляем свою цель, а воспринимаем ее, так же как и себя, именно субъектом деятельности.

изображение

Как же теперь, поставив иной, другой акцент, мы будем определять понятие целевой аудитории публичных информационных ресурсов ОО?

От прочтения определения целевой аудитории — к его пониманию

А вот теперь самое время вспомнить уже знакомое нам определение целевой, или как ее еще называют в социологии, в журналистике и т. д., специализированной аудитории. И не только вспомнить, но и вчитаться в него со смыслом.

изображение

Специализированная аудитория представляет достаточно определенное и устойчивое целое, с более или менее очерченными границами, включающее множество индивидов, объединенных общими интересами, целями, системами ценностей, стилем жизни…, а также общими социальными, профессиональными, культурными, демографическими и иными признаками. [2]

изображение

По сути, это именно так. Говоря о целевой аудитории, мы теперь воспринимаем ее как некую социальную группу, которую мы объединяем или выделяем по признакам их общих целей в том или ином виде деятельности.

изображение
изображение

Именно так. Называя аудиторию целевой, мы не только связываем этих людей общностью их целей, но и поднимаемся к более сложным вопросам, относящимся к социальным потребностям субъектов деятельности, которыми в наших примерах являются образовательные потребности обучающихся и информационные потребности всех тех, кому необходима информация о деятельности нашей образовательной организации.

изображение

Поэтому сосредотачиваясь сейчас именно на целевой аудитории публичных информационных ресурсов, мы должны поставить перед собой сложный вопрос об информационных потребностях тех, кто пользуется открытой информацией о деятельности ОО.

изображение

И подобная постановка вопроса принципиально меняет направленность нашей работы с открытой информацией о деятельности ОО, поскольку теперь объектом нашего изучения являются разноплановые потребности в информации о нашей образовательной организации всех ранее выделенных групп целевой аудитории публичных информационных ресурсов ОО.

изображение
изображение

На самом деле, вряд ли кого-либо из руководителей ОО привлечет перспектива помимо многократно увеличивающегося объема задач управления образовательной организацией, добровольно взваливать на себя дополнительный объем работ, связанный с изучением информационных потребностей нашей разноплановой целевой аудитории публичных информационных ресурсов ОО.

изображение
изображение

Вот так, сначала «выбирая из двух зол» наименьшее, а затем и вовсе забывая о других группах целевой аудитории публичных информационных ресурсов, мы, руководители ОО, сводим свои знания об социальных потребностях в информации о деятельности ОО только к государственным требованиям, которые обязаны исполнять.

изображение
изображение

Да, сейчас многие из руководителей «стонут под гнетом» необходимости выполнения нормативных требований к размещаемой в открытом доступе информации о деятельности ОО.

Но давайте подумаем о том, что именно эти требования, по большому счету, стали для нас спасательным кругом в безбрежном море социальных потребностей=запросов, которые предъявляют различные пользователи информации об ОО. Поэтому в начале пути создания публичных информационных ресурсов, когда мы не умели и не знали, как определять социальные потребности к информации о деятельности ОО, нормативные требования стали для всех руководителей ОО необходимой опорой в освоении новой деятельности.

изображение

Но с момента утверждения государственных нормативных требований к открытой информации об ОО прошло пять лет [3] , и все образовательные организации обрели определенный опыт в создании своих публичных информационных ресурсов, и в первую очередь, официального сайта ОО.

И анализируя уже имеющийся опыт освоения публичной информационной деятельности, мы, руководители образовательных организаций, можем и должны задуматься над вопросом о том, на чьи информационные потребности мы ориентируемся, создавая публичные информационные ресурсы ОО?

От каждого по информационным потребностям

Итак, мы берем с вами ориентир на информационные потребности тех, ради кого в образовательной организации создаются публичные информационные ресурсы.

При этом понимая, что наша целевая аудитория многолика и разнообразна, давайте сделаем первый шаг в разграничении информационных потребностей, на которые мы будем ориентироваться.

изображение
изображение

Направляя свои усилия на соблюдение всех нормативных требований к содержанию информации об образовательной организации, многие руководители уверены в том, что этот информационный массив занимает бо́льшую часть в объеме открытой информации ОО, а значит с лихвой покрывает практически все потребности в информации о деятельности ОО, исходящие от других групп нашей целевой аудитории. Но так ли это?

Попробуем в этом разобраться, условно выделив области государственных требований и социальных потребностей в открытой информации о деятельности ОО.

изображение
изображение
изображение
изображение
изображение

Вот на таком серьезном перепутье сталкиваются разные взгляды на потребности целевой аудитории к открытой информации об образовательной организации.

И для того, чтобы разобраться в этом сложном вопросе, давайте, в первую очередь, вновь напомним себе важную позицию, которую мы «застолбили» в предыдущем разговоре [1].

изображение Мы не разделяем целостную, единую и общую для всех информацию об ОО на отдельные «сектора» по потребителям/пользователям информации!

Мы пытаемся прояснить для себя важный вопрос о том, на какие информационные потребности представителей разных групп нашей целевой аудитории мы должны ориентироваться, чтобы эта единая и общая для всех информация об ОО была ясной, понятной, интересной и нужной всем тем, кто использует ее в решении своих (образовательных, педагогических, методических, управленческих, научных и т. д.) задач.

И в изучении этих потребностей мы сталкиваемся с таким положением дел, при котором государственные потребности к информации об ОО определены четко и ясно, и сформулированы в нормативных требованиях. А вот социальные потребности представителей других групп нашей целевой аудитории нами далеко еще не прояснены.

И эта неясность и непонятность социальных потребностей в информации не только ставит многих из нас, руководителей ОО, в тупик, но и порождает нашу немотивированность к их исследованию и изучению.

изображение

Но при этом, социальные потребности в открытой информации об ОО не только не ждут, когда мы, руководители, «созреем» до их изучения, а наоборот, растут и развиваются, постоянно ставя наши образовательные организации в положение догоняющих и не успевающих реагировать на различные социальные запросы к открытой информации о деятельности ОО.

изображение

Но если руководителей ОО «не впечатляют» и не побуждают к действию растущие социальные потребности к информации, то давайте воспользуемся нормативным аргументом, для чего обратимся к 29 статье закона N 273-ФЗ и к Приказу Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. N 785.

§

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 29. Информационная открытость образовательной организации
1. Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».

3. … Порядок размещения на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, в том числе ее содержание и форма ее предоставления, устанавливается Правительством Российской Федерации.

§

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. N 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ и формату представления на нем информации».

  1. Настоящие Требования определяют структуру официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — Сайт), а также формат предоставления на нем обязательной к размещению информации об образовательной организации (далее — информация).
  2. Для размещения информации на Сайте должен быть создан специальный раздел «Сведения об образовательной организации» (далее — специальный раздел).

Внимательно вчитываясь в эти нормативные документы, мы понимаем, что речь идет о разных планах информации, которую образовательная организация должна размещать на своих публичных информационных ресурсах:

  • информации о деятельности образовательной организации;
  • информации об образовательной организации;
  • и обязательной к размещению информации, которую мы уже привычно называем сведения об образовательной организации.
изображение

Значит, общая для всех целевой аудитории информация не разделяется «по секторам» ее потребителей, а различается, прежде всего, по предметным областям информирования:
изображениеинформация о деятельности образовательной организации и информация об образовательной организации как учреждении системы образования, включающая обязательные к размещению на официальном сайте ОО сведения об организации.

И если потребности=требования государства к предоставлению открытой информации касаются только и исключительно информации об образовательной организации (и эти требования конкретизированы в четком перечне сведений, которые ОО должна предоставить на своем официальном сайте), то социальные потребности связаны с более широкой представленностью информации об ОО. И этом случае речь идет и об информации об ОО как учреждении системы образования, и, главное, она связана с интересами значительной части целевой аудитории к информации именно о деятельности ОО.

изображение

Таким образом, законодательная позиция о необходимости размещения в открытом доступе информации о деятельности ОО является отражением растущих социальных информационных потребностей общества, профессионального сообщества, участников образовательных отношений и отношений в сфере образования.

И именно с этими растущими социальными потребностями к информации о деятельности ОО сталкиваются руководители ОО, несмотря на то, что на официальном сайте ОО ими успешно достигается соблюдение нормативным требованиям к информации об образовательной организации.

изображение

Вот мы и подходим к важному для нас выводу о необходимости ориентира на всю совокупность информационных потребностей, включающую и государственные требования к обязательным для размещения на официальном сайте сведениям об ОО, и социальные потребности к информации об образовательной организации и ее деятельности.

изображение
изображение

Всем, кто учился в незапамятные советские времена, хорошо известен принцип коммунистического общества: от каждого по способностям, каждому по потребностям. [4]
Но «мы пойдем другим путем» [5] , поставив во главу угла информационные потребности целевой аудитории!

От каждого по информационным потребностям, а что каждому?

Итак, выбрав ориентир публичной информационной деятельности ОО, определяющий ее направленность на изучение информационных потребностей нашей целевой аудитории, мы подошли к одному из самых сложных вопросов.

И сложность эта заключается в том, что наши знания об информационных потребностях являются условием необходимым, но не достаточным.

изображение
изображение
изображение

Вот так, столкнувшись со сложным вопросом необходимости знаний об информационных потребностях, мы, будучи педагогами, умеющими работать с различными целевыми учебными аудиториями, представленными детьми, обладающими разными способностями, сразу «смотрим в корень».

Поэтому для нас не менее актуальным становится вопрос о разных способностях нашей разноликой целевой аудитории воспринимать, а значит, и понимать размещаемую в открытом доступе информацию о деятельности ОО, и использовать ее в решении профессиональных и личностно значимых задач.

изображение

И если мы действительно видим миссию публичной информационной деятельности в том, чтобы удовлетворять, реализовать, обеспечивать информационные потребности целевой аудитории наших публичных информационных ресурсов, то мы будем, так же как мы это делаем в своей педагогической практике, подбирать разные «ключи» к исполнению своей миссии.

А это значит, что нам предстоит серьезно задуматься над вопросом о том, какой же «золотой ключик» поможет нам приоткрыть завесу тайны взаимодействия с целевой аудиторией, обладающей определенными потребностями, и в частности, потребностями к информации о деятельности ОО?

изображение

И мы должны будем не только ориентироваться на разные потребности целевой аудитории к информации, но и, представляя эту нужную нашей целевой аудитории общую для всех информацию, делать ее доступной, а значит, понятной и доходчивой для каждой из групп нашей разноликой аудитории пользователей публичных информационных ресурсов ОО.

изображение

Именно так! Поэтому решая вопросы информационной открытости ОО, погружаясь в тайны новой для ОО публичной информационной деятельности, выделяя в ней вопросы информационной политики, связанной с целенаправленным проектированием содержания информации о деятельности ОО, которую мы будем представлять на публичных информационных ресурсах, созданных нами в ОО, нам необходимо помнить «золотое правило»:

изображение

От каждого по потребностям в информации о деятельности ОО, и каждому по интересующей его информации, предоставленной в доступной, т. е. ясной, понятной, доходчивой форме, с опорой на способы информирования, учитывающие способности и возможности восприятия и использования информации представителей разных групп целевой аудитории.

изображение
изображение

Из принципа «от каждого по способностям, каждому по потребностям», мы выработали свой принцип взаимодействия с целевой аудиторией:

От каждого по потребностям в информации, каждому по способностям восприятия и использования информации!

изображение
изображение

Очень важные реплики наших коллег! И заметьте, что они тоже относятся к правилу «от каждого по потребностям».

И если у многих руководителей ОО нет потребности в изучении публичной информационной деятельности, если у образовательной организации как коллективного субъекта деятельности нет мотивации и интереса к представлению открытой, доступной и доходчивой информации о своей деятельности на своих публичных информационных ресурсах, то…

изображение

… то рассчитывать на то, что деятельность руководителей будет мотивированной, познавательно активной, развивающей компетентность, нам не приходится. Что же мы будем делать в этом случае?

Конечно, можно опустить руки и ждать лучших времен, когда может быть наступит осознание потребности в реализации публичной информационной деятельности ОО.

А можно поступить иначе, используя арсенал мотивационного менеджмента, который являясь управлением, порождающим смысл, не отмахивается от вопросов «зачем?» и «почему?», а наоборот, видит в них проблемные, а значит, требующие осмысления, осознания и разрешения важные позиции нашей деятельности.

Поэтому мы продолжим поиски решений задачи на смысл, задаваясь каверзными, но очень нужными нам, руководителям ОО, вопросами:

А зачем нашей конкретной образовательной организации нужно заниматься этой новой для нас публичной информационной деятельностью? И почему это важно именно нашей ОО: нашей школе, нашему детскому саду, нашему дому творчества?

изображение

И на эти поиски смыслов, только теперь непосредственно связанных с нашей конкретной образовательной организацией, мы направим свое управленческое внимание в следующей теме нашего разговора.

Источники

  1. Асмолова (Плахова) Л. М. Приступаем к сложному вопросу о целевой аудитории публичных информационных ресурсов ОО.- URL:
    https://eduface.ru/consultation/infopolicy/pristupaem_k_slozhnomu_voprosu_o_celevoj_auditorii_publichnyh_informacionnyh_resursov_oo
  2. Коноваленко, В. А. Реклама и связи с общественностью: введение в специальность: учебник для бакалавров / В. А. Коноваленко, М. Ю. Коноваленко, Н. Г. Швед. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 383 с. — Серия: Бакалавр. Базовый курс.- URL: https://studme.org/1252122818385/marketing/auditoriya_massovoy_kommunikatsii
  3. Требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации
    (утв. приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. N 785)
  4. От каждого по способностям — каждому по потребностям.- URL: http://www.obovsyom.ru/post/avtor-frazyi-kajdomu-po-potrebnosti-ot-kajdogo-po-sposobnosti
    Ленинские фразы URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%8B

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0