Если мы «зажигаем звезды» новой для нас публичной информационной деятельности, значит, она нужна нам самим!
  • А нужна ли нашей образовательной организации и нам самим публичная информационная деятельность в ОО?
  • Прежде чем говорить о мотивах деятельности, разбираемся с понятиями «потребность» и «предмет потребности»
  • Создаем свою пирамиду потребностей образовательной организации в публичной информационной деятельности
  • От потребностей «в чем?» — к мотивам «ради чего?»

А нужна ли нашей образовательной организации публичная информационная деятельность в ОО?

Наш предыдущий разговор, мотивирующий на поиски ответов на вопрос «Зачем нашей образовательной организации нужна и необходима публичная информационная деятельность?», мы закончили строками из стихотворения В. Маяковского.

изображение

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?

В. В. Маяковский

И теперь нам предстоит «послушать» самих себя, отвечающих на вопрос, поставленный по Маяковскому:
Ведь, если в нашей ОО мы «зажигаем звезды» новой для нас деятельности, значит — эта деятельность нужна не только «кому-нибудь», а, прежде всего, нам самим, нашей образовательной организации?

Значит — не только «кто-то», а мы сами хотим, чтобы публичная информационная деятельность состоялась в нашей образовательной организации?

А хотим ли мы сами, наша конкретная школа (детский сад, дом творчества и т. д.) как коллективные субъекты деятельности осуществлять эту новую для всех нас публичную информационную деятельность? А нужно ли это нам самим?

изображение

А что по этому поводу думают наши коллеги, руководители ОО?

Безусловно, общего и единого «одобрямс!» нет, и не может быть, поскольку образовательные организации отличаются своими ресурсными и технологическими возможностями, которые необходимы для осуществления публичной информационной деятельности.
Но помимо этих факторов, немаловажным, а наоборот, даже более весомым, являются мотивационные факторы, среди которых мы специально выделим установки руководства ОО в отношении нужности/или не нужности публичной информационной деятельности в возглавляемых ими образовательных организациях.

изображение

Практика показывает достаточно пеструю картину разномнений руководителей ОО, в которой мы условно можем выделить четыре мотивационных вектора направленности на осуществление публичной информационной деятельности в образовательных организациях.

Безусловно, время берет свое, и условия информационной открытости из некогда далекого виртуального будущего становятся реальным настоящим. Но, тем не менее, в мотивационных установках определенной части руководителей ОО все еще проявляются убеждения в отсутствии необходимости публичной информационной деятельности во вверенных им в управление образовательных организациях.

И, несмотря на то, что в нынешних условиях мало кто из руководителей открыто демонстрирует подобного рода мнения, подобные установки все же «прорываются наружу», когда наши коллеги с ностальгией по прежним временам говорят: «Работали же мы раньше без всего этого раньше, и хорошо работали!»

изображение

Противоположно направленный мотивационный вектор отражает установки тех руководителей образовательных организаций, которые убеждены в нужности и необходимости публичной информационной деятельности в ОО. И потому и они сами, и возглавляемые ими педагогические коллективы осознанно включаются не только в решение законодательно поставленных задач информационной открытости, но осознают потребность в этой новой деятельности, раскрывающей новые возможности развития своей образовательной организации.

Вместе с тем, и те, и другие мотивационные установки характерны для небольшой части нашего профессионального сообщества, придерживающихся противоположных позиций самоопределения в отношении нужности и необходимости публичной информационной деятельности в ОО.

Абсолютное же большинство наших коллег решает задачи информационной открытости и включается в публичную информационную деятельность «по необходимости», которая определяется созданными вышестоящей системой управления нормативно-правовыми условиями и мощным административным ресурсом контроля и надзора за соблюдением государственных требований к официальным сайтам ОО.

изображение

Заметим, что это абсолютное большинство руководителей ОО, действующих «по необходимости», тоже не однородно.

И среди них есть те, кто, выполняя внешне заданные требования, руководствуются лишь неотвратимостью административного наказания за неисполнение, но при этом осознанно не включаются в публичную информационную деятельность, поскольку не видят в этом смысла. И среди них есть те, кто искренне пока еще не знает и не осознает, и потому сомневается, нужна ли эта новая деятельность в их образовательной организации.

изображение

Какие же выводы следуют и такой мотивационной картины?

изображение

Выводы, которые сделает в этом случае вышестоящая система управления, будут четкими и однозначными, не допускающие «брожения в умах» и опирающиеся на мотивы-стимулы, побуждаемые которыми, все руководители образовательных организаций в обязательном порядке должны обеспечить выполнение нормативных требований в решении задач информационной открытости ОО.

изображение

Но при всей весомости выводов и действий вышестоящей системы управления, арсенал ее воздействий касается не всей публичной информационной деятельности образовательной организации, а только лишь одного из публичных информационных ресурсов ОО- официального сайта образовательной организации, и только в том его структурном элементе, который определяется объемом и форматом нормативно утвержденных требований к сведениям об образовательной организации.

Однако законодательно поставленные задачи информационной открытости не ограничиваются только нормативно требуемыми сведениями об ОО, публикуемыми на официальном сайте ОО, а связаны с предоставлением в открытом доступе информации о деятельности образовательной организации, размещаемой на создаваемых ОО публичных информационных ресурсах в сети Интернет.

И именно от руководства ОО зависит включенность образовательной организации как коллективного субъекта деятельности в проектирование, осуществление и развитие этой новой публичной информационной деятельности.

А для того, чтобы эта новая деятельность состоялась в ОО, недостаточно мотивов-стимулов. И их не только не достаточно, мотивы-стимулы «как побуждающие, но лишенные смыслообразующей функции» [1], не «сработают» в процессе созидания новой для ОО деятельности.
Эта «внутреннюю работу» по осознанию потребности в новой деятельности и ее осуществлении «по силам» только смыслообразующим мотивам.

изображение

Прежде чем говорить о мотивах деятельности, разбираемся с понятиями «потребность» и «предмет потребности»

В предыдущей теме мы затронули один из сложнейших вопросов в психологии, который называется «опредмечивание потребности» [2].

А. Н. Леонтьев, создатель психологической теории деятельности, дал этому психологическому явлению такое образное определение: «Опредмечивание — это судьба потребности».

изображение

Потребность имеет свою судьбу. Она вызывает специфическую реакцию поискового поведения. Поиск завершается опредмечиванием потребности и удовлетворением последней.

… Опредмечивание — это судьба потребности. Как произошло опредмечивание потребности, такой она и будет.

Где начинается поисковое поведение, там начинается опредмечивание потребностей. А опредмечивание потребностей и есть своеобразное приобретение ими собственного лика. Через них утверждает себя потребность, через них себя характеризует, через них себя развивает. [3]

А. Н. Леонтьев

Прежде чем мы сможем разобраться в сложных вопросах потребностей нашей образовательной организации в публичной информационной деятельности, нам предстоит проделать сложный путь, в процессе которого из пока неясного для нас образа и ощущения этих потребностей, они начнут обретать понятные нам очертания, и мы сможем увидеть их «лик». Образно говоря, мы должны будем заглянуть «в лицо» нашим потребностям.
Так что же это такое — «лицо» потребности? Как потребность обретает свой «лик»?
Для того чтобы разобраться в этом, давайте представим себя студентами, которым читает лекцию сам Алексей Николаевич Леонтьев.

изображение

Сначала необходимая нужда организма в чем-то.

А потом, оказывается, нужно найти предмет, который отвечает этой нужде, удовлетворяет потребность.
Он может выступать своими сигнальными свойствами. Тогда возникает сначала напряжение этой потребности, ее наличие, и тогда поиск, а потом — встреча с предметом.

И потребность начинает обретать свое предметное содержание. Из несодержательной, сигнализирующей только о каких-то поисках, усилиях, она вдруг становится определяющей путь, то есть направляющей поведение.
Направляет-то не потребность, а ее предметное содержание. То есть то, что… определяет возможность удовлетворения. Она конкретизуется, опредмечивается, … и вот теперь выступает не только как толчок изнутри, то есть порождая беспокойство, ориентировку, поиск, но как то, что через свое предметное содержание способно вести, то есть управлять поведением, иногда простым, а иногда очень сложным. [4]

А. Н. Леонтьев

И вдумываясь в первую фразу, давайте почувствуем ту самую необходимую нужду нашей образовательной организации — нашего социального организма. В чем же он нуждается больше всего? Что его больше всего напрягает? О чем он чаще всего и больше всего сигнализирует нам, подавая свои «социальные сигналы»?

изображение
изображение
изображение
изображение

Браво, коллеги, и еще раз, браво! Молодцы, что не забыли о механистическом и органическом подходах к пониманию организации. И воспринимая свои образовательные организации, прежде всего, как социальные системы, мы относимся к ним как к живым системам, к социальным организмам, обладающим социальными потребностями [5].

изображение

Организацию создают люди и их отношения. Организации существуют, поскольку люди взаимодействуют друг с другом, выполняя определенные функции, которые позволяют достигать намеченных целей. [6]

Ричард Дафт

изображение

Акцентирование внимания на человеческом ресурсе способствовало рождению нового представления об организации. Она стала восприниматься как живая система, существующая в окружающей среде. В этой связи использовались, как минимум, две аналогии (метафоры), способствовавшие развитию нового взгляда на организационную реальность. Первая, исходившая из отождествления организации с человеческой личностью, ввела в научный оборот такие ключевые понятия, как цели, потребности, мотивы, а также рождение, взросление, старение и смерть или возрождение организации. [7]

Т. Ю. Базаров

И если мы распознаем тайну именно этих социальных потребностей нашей образовательной организации как коллективного субъекта деятельности, и сможем понять, что ей нужно, в чем она нуждается, то…

А вот здесь мы осознанно сделаем остановку в рассуждениях, поскольку подошли к очень важной позиции, раскрывающей нам не только суть предмета потребности как ее предметного содержания, но и важнейшую роль, которую играет предмет потребности в формировании мотивов.

изображение

Для нас это важно, поскольку мы будем говорить не о потребностях «вообще», а именно о «потребностях в…», обращая внимание на предлог, с помощью которого мы сможем проникнуть внутрь, в содержание потребности, или, говоря языком психологии, опредметить потребность.

Именно через этот вопрос «потребность в чем?» мы и будем устремляться «навстречу» потребности с ее предметом. А в процессе этой уникальной, удивительной «встречи» начнет происходить… превращение, но превращение это будет особое!

Это будет превращение предмета потребности в мотив, который станет смысловым «движителем» предстоящей деятельности, т. е. тем, ради чего будет осуществляться деятельность нашей образовательной организации.

изображение

Основные положения теории мотивации А. Н. Леонтьева:
1. Источником человеческой мотивации служат потребности. Потребность есть объективная нужда организма в чем-то внешнем — предмете потребности. До встречи с предметом потребность порождает только ненаправленную поисковую активность (см.: Леонтьев Д.А. [8]).

2. Встреча с предметом — опредмечивание потребности — превращает этот предмет в мотив целенаправленной деятельности.

3. Мотив — это «тот результат, то есть предмет, ради которого осуществляется деятельность» (Леонтьев А.Н. [9]). Он выступает как «…то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность как на побуждающее ее» (Леонтьев А.Н. [10]).

Д. А. Леонтьев

И для того, чтобы понять и осознать важность этой «встречи» потребности с ее предметом в формировании мотива деятельности представим то, о чем мы сейчас говорим, в виде такой последовательности.

изображение

Создаем свою пирамиду потребностей образовательной организации в публичной информационной деятельности

Итак, впереди у нас уникальная встреча — встреча потребности образовательной организации с предметом потребности.

Но прежде, чем произойдет эта встреча, давайте обратим внимание на те социальные сигналы, которые исходят от социального организма нашей образовательной организации и указывают нам на области напряжения, в которых возникает потребность.

изображение

В чем же возникают области напряжения в социальном организме нашей образовательной организации? В чем она испытывает потребность?

изображение
изображение

Блестящая мысль! И поскольку мы приступаем к поиску потребностей, помня о том, что представление об организации как социальном организме изначально исходило из отождествления организации с развитием человеческой личности, то воспользуемся известным образом пирамиды потребностей (А. Маслоу). Выстраивая такую пирамиду, мы будем двигаться снизу вверх от базовых потребностей нашей образовательной организации как социального организма к общественно значимым потребностям.

изображение
изображение

Наши коллеги обратили внимание на очень важные социальные сигналы, которые подают наши образовательные организации — школы, детские сады, дома творчества и т. д., в которых в мире и согласии, понимая друг друга должны жить и взаимодействовать педагоги, дети и родители.

изображение Однако давайте задумаемся, а много ли существует «счастливых» образовательных организаций, в которых руководство не знает проблем во взаимодействии с работниками, не имеет конфликтов между педагогами и обучающимися, между педагогами и родителями обучающихся? Ответ понятен: таких организаций нет, и не существует.

А много ли существует образовательных организаций, которые хотят жить в мире и согласии между всеми участниками образовательных отношений? И здесь ответ понятен: нет ни одной организации, которая бы не испытывала в этом потребности.

Вот так, отвечая самим себе на, казалось бы, простые вопросы, мы выявили, говоря словами А. Н. Леонтьева, «напряжение этой потребности, ее наличие», за которым следует «поиск, а потом — встреча с предметом» этой потребности.

И вступая на сложный путь поиска предмета потребности, зададимся вопросом о том, чего не достает нашим школам, детским садам, домам творчества и т. д., в которых живут сообщества педагогов, детей и родителей, чтобы стать счастливыми организациями?

изображение

Вспомним «формулу» счастья из известного и актуального на все времена фильма «Доживем до понедельника»:

Счастье — это когда тебя понимают!

Значит, нашим организациям не достает именно понимания, а точнее, взаимопонимания между участниками образовательных отношений как основы социального, организационного, группового и межличностного взаимодействия.

изображение
изображение

Нет ничего изнурительнее, как не понимать и не быть понимаемым.

М. Е. Салтыков-Щедрин

Жалоба, что нас не понимают, чаще всего происходит от того, что мы не понимаем людей.

В. О. Ключевский

И изнуренная раздирающим ее изнутри непониманием между участниками образовательных отношений в ОО, образовательная организация посылает нам еще один важный социальный сигнал о том, в чем она нуждается — это взаимное доверие между участниками образовательных отношений в ОО и уважение друг к другу.

изображение
изображение

Есть много определений уважения. В некоторых кругах уважением считается обращение друг к другу по имени и отчеству или со словами «уважаемый коллега». В нашем понимании уважение — это предоставление другому человеку права думать не так, как вы. Это как государственный суверенитет, признание одними странами права других иметь свои законы. Уважение подразумевает, что вы позволяете человеку быть самим собой, отличаться от вас — и это дает вам возможность научиться у него чему-то. А доверие — это понимание, что у вас есть общие интересы.

Когда в организации ощущается дефицит уважения и доверия, то во время принятия решений люди словно повернуты друг к другу спиной — никто никого не хочет слышать. [11].

Мы еще не раз и на страницах рубрики «Информационная политика», и в разделе консультаций «Управление и менеджмент» будем говорить об уважении и доверии в образовательной организации как базовых ценностях и основе организационной культуры наших школ, детских садов, домов творчества.

А сейчас, говоря о потребностях образовательной организации, давайте задумаемся о сигнале, который посылает нам социальный организм нашей ОО.

изображение А много ли существует образовательных организаций, в которых:
доверие и уважение руководства к сотрудникам,
доверие и уважение работников к руководству,
доверие и уважение педагогов к детям,
доверие и уважение обучающихся к своим педагогам,
доверие и уважение родителей к педагогам и руководству ОО действительно являются тем «социальным клеем», благодаря которому находят взаимопонимание эти разные группы участников образовательных отношений?

К сожалению, для многих и очень многих образовательных организаций такие организационные качества являются лишь мечтой или сказкой…

Только вот сделать эту сказку былью под силу совсем немногим образовательным организациям, стремящимся изменить привычное противостояние, недоверие и неуважение друг к другу.

изображение
изображение

Это всегда было тайной для меня: как люди могут уважать себя, унижая таких же, как они сами.

Махатма Ганди

Я уважаю любые убеждения, и прежде всего те, которые несовместимы с моими.

Сальвадор Дали

Стоит ли говорить о том, что именно дефицит доверия и уважения порождает еще один социальный сигнал, который посылает нам социальный организм нашей образовательной организации, нуждающийся в поддержке своей деятельности всеми участниками образовательных отношений.

А это значит, что поддержка деятельности ОО в ее устремленности справиться со своими проблемами, в ее настрое на решение задач и достижение общих целей становится одной из основных потребностей образовательной организации.

изображение

изображение Как часто нам, руководителям, приходится сетовать на отсутствие поддержки педагогов, безучастных и безразличных к целям и задачам всей образовательной организации?

Как часто можно слышать мнения педагогов о руководстве ОО, которое безучастно относится к педагогическим проблемам, и от которого педагоги не чувствуют поддержки в своей деятельности?

Как часто мы сталкиваемся с ситуациями дефицита поддержки педагогами друг друга, когда они «по велению расстановки» вынуждены работать в одном классе, в одной параллели, но не воспринимают себя педагогической командой?

Как часто педагоги жалуются на отсутствие поддержки со стороны родителей, без которой нарушаются все принципы единства педагогических требований?

Как часто жалуются родители на недостаток и отсутствие психологической поддержки их ребенка, к которому педагоги должны относиться, учитывая его индивидуальные особенности?

Как часто дети, нуждающиеся в поддержке со стороны взрослых, наталкиваются на их безучастность и формализм?

К сожалению, очень часто. И к не меньшему сожалению, такое происходит в очень многих наших образовательных организациях.

Заметим, что сигналы в социальном организме образовательной организации о дефиците поддержки раздаются от всех групп, представляющих участников образовательных отношений.
А сильнее эти сигналы именно в тех ОО, которые особо остро нуждаются во взаимопонимании между участниками образовательных отношений и в которых насущной является потребность в доверии и уважении друг другу.

изображение
изображение

Мы поддерживаем друг друга не потому, что мы в одной команде.
Мы поддерживаем друг друга, и поэтому мы — команда.

Говоря о потребностях образовательной организации как коллективного субъекта деятельности во взаимопонимании, в доверии и уважении и в поддержке, мы обращались, прежде всего, к образовательным отношениям в ОО, участниками которых являются педагоги, обучающие и родители, и выстраивание которых в образовательной организации является одной из важнейших задач менеджмента и руководства ОО.

А вот теперь речь пойдет о потребностях образовательной организации, которые по аналогии с пирамидой потребностей человека А. Маслоу, занимают вершинную позицию, и относятся к потребностям в признании.

изображение

Потребность в признании

Каждый человек… постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, каждому из нас необходимы и уважение окружающих нас людей, и возможность уважать самого себя. [12]

Абрахам Маслоу

И если мы верны выбранному нами представлению об образовательной организации как социальном организме, в основу которого положена аналогия с развивающейся личностью, то вслед за А. Маслоу мы можем утверждать, что каждая образовательная организация «постоянно нуждается в признании, в устойчивой и высокой оценке своих достоинств».

изображение

изображение Замечали ли вы, как в практику деятельности всех образовательных организаций за последние десятилетия устойчиво вошло понятие «рейтинг» ?

И вчитываясь в строки различных рейтинговых таблиц, мы хотим увидеть в них отражение заслуг и достоинств, которыми обладает наша образовательная организация.

Откуда же исходит это желание руководителей и педагогов увидеть свою образовательную организацию в первых строчках рейтинга? Почему руководители и педагоги выражают искреннее недоумение и недовольство, если позиция рейтинга не соответствует, на их взгляд, реальному положению дел в ОО?

Но переживая о рейтингах ОО, мы понимаем, что за этими и других формах внешней оценки деятельности образовательной организации, стоит нечто более глубокое, побуждающее в нас интерес и акцентирующее наше внимание на том, что мы, наша образовательная организация, нуждаемся в признании.

изображение

Признавать, признать что, принимать мнением, убеждением, сознавать; почитать чем за что. [13]

Признание — состояние того, кто (или что) признан достойным положительной оценки; общественное уважение, положительная оценка. [14]

Мы говорим о признании, а точнее, о нашей профессиональной потребности в признании прилагаемой образовательной организацией как коллективным субъектом деятельности усилий в достижении результатов.

изображение

Потребности этого уровня подразделяются на два класса. В первый входят желания и стремления, связанные с понятием «достижение». Человеку необходимо ощущение собственной компетентности, ему нужно чувство уверенности.

Во второй класс потребностей мы включаем потребность в репутации или в престиже (мы определяем эти понятия как уважение окружающих), потребность в завоевании статуса, внимания, признания, славы. [12]

Абрахам Маслоу

Каждой образовательной организации, трудно и усердно добивающейся и достигающей результатов, нужно и необходимо ощущать себя компетентной в решении стоящих перед ней сложных задач. А ощущать себя таковой и заслужить репутацию компетентной организации, способной и умеющей справляться со сложными задачами, она сможет, если достигаемые ею результаты и успехи признаются обществом и профессиональным сообществом.

изображение
изображение

Репутация — приобретаемая кем-чем-н. общественная оценка, общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках кого-чего-н. (В словаре Ожегова).

Репутация — общественное мнение, сложившееся о ком-либо, чем-либо на основании его качеств, достоинств, недостатков и т. п. (В словаре Ефремовой).

В словаре Д. Н. Ушакова: Репутация — составившееся общее мнение о достоинствах или недостатках кого-чего-нибудь. [15]

изображение

Поэтому мы говорим о потребности образовательной организации как коллективного субъекта деятельности не только знать о своей репутации в обществе и профессиональном сообществе, но и формировать свою репутацию, представляя обществу и профессиональному сообществу результаты своих достижений в решении стоящих перед ОО задач.

изображение
изображение

От потребностей «в чем?» — к мотивам «ради чего?»

Слова нашей коллеги о том, что не только ради репутации мы в нашей образовательной организации будем заниматься созданием публичных информационных ресурсов, заставляют нас задуматься о мотивах, побуждающих нас действовать.

изображение

И вот теперь, проникая в глубины смыслообразующих мотивов публичной информационной деятельности, нам, руководителям и педагогам каждой школы, каждого детского сада, каждого дома творчества предстоит самим решать сложные и трудные для себя задачи на смысл.

Ради чего, движимые какими мотивами, исходящими из потребностей нашей школы (нашего детского сада, нашего дома творчества и т. д.), мы сами, по своим собственным убеждениям и осознанно будем включаться в решение задач публичной информационной деятельности в нашей образовательной организации?

изображение

И решая эти сложные для себя смысловые задачи, мы сможем утвердиться в том, что если в нашей ОО мы «зажигаем звезды» новой для нас публичной информационной деятельности, значит, эта деятельность нужна не только «кому-нибудь», а, прежде всего, нам самим, нашей образовательной организации!

И если мы сами видим смысл в организации новой для образовательной организации публичной информационной деятельности, значит, мы мотивированно приступим к ее проектированию и последующему осуществлению деятельности.

Это значит, что мы сами обретем ценностно-смысловую опору опоры, на основе которой мы сможем создать целенаправленную систему новой для образовательной организации деятельности, к проектированию которой мы приступим в следующей теме.

Источники

[1]. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977, — 304 с.
[2]. Асмолова (Плахова) Л. М. Зачем нам нужен вопрос «Зачем?» в задачах на смысл публичной информационной деятельности ОО? — URL: https://eduface.ru/consultation/infopolicy/zachem_nam_nuzhen_vopros_zachem_v_zadachah_na_smysl_publichnoj_informacionnoj_deyatel_nosti_oo
[3]. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология» / А. Н. Леонтьев; под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. — 5-е изд., стер. — Москва: Смысл: Academia, 2010. — 509 с., С. 379, 382.
[4]. Там же, С. 385
[5]. Асмолова (Плахова) Л. М. Организации, или то, в чём организована наша жизнь. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/organizacii_ili_to_v_chm_organizovana_nasha_zhizn
[6]. Дафт, Ричард Л. Теория организации: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» /Ричард Л. Дафт; пер. с англ. под ред. Э. М. Короткова — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. -736 с., С. 13.
[7]. Управление персоналом: Учебник для вузов /Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М: ЮНИТИ, 2002. -560 с., С. 83.
[8]. Леонтьев Д. А. Жизненный мир человека и проблема потребностей //Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 2. С. 107–117.
[9]. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии: учебное пособие для студентов вузов / А. Н. Леонтьев; под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. — М. : Смысл, 2000. — 509 с., С. 432
[10]. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977, — 304 с., С.292.
[11]. Кузнецова Т. Создание культуры взаимного доверия и уважения в компании. Тонкие материи. // В кн. Ш. Адихес и др. Методология Адизеса. Реальный опыт внедрения. Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2015 г., 192 с. — URL: https://marketing.wikireading.ru/6969
[12]. Маслоу Абрахам Гарольд. Мотивация и личность / Абрахам Г. Маслоу; [Пер. с англ. Татлыбаева А. М. ]. — СПб. : Евразия, 1999. — 479 с., С. 83. — URL: http://pedlib.ru/Books/1/0467/1_0467-83.shtml
[13]. Признавать/ Толковый словарь В. И. Даля. — URL: https://gufo.me/dict/dal/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8 °C
[14]. Значение слова «Признание»/ В словаре Д. Н. Ушакова. — URL: https://glosum.ru/
[15]. Значение слова «Репутация» в словарях Ожегова, Ефремовой, Ушакова. — URL: https://glosum.ru/

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

КомментарииКомментариев: 0