Информационная культура — это «информация» плюс «культура», или нечто большее?
  • «Как вы лодку назовете, так она и поплывет»… А «поплывет» ли наша «лодка», если мы не разберемся в названии?
  • «Арифметика» познания: складываем «информацию» и «культуру» и получаем «информационную культуру»?
  • Делаем выбор в пользу методологии познания информационной культуры
  • Конструируем и «достраиваем» понятие «информационная культура»

«Как вы яхту назовете, так она и поплывет»… А «поплывет» ли наша «яхта», если мы не разберемся в названии?

В предыдущей теме мы подошли к важному для нас, проектировщиков системы новой для образовательных организаций публичной информационной деятельности в сети Интернет, открытию. Мы выяснили, что для решения сложных и многотрудных проблем взаимонепонимания между образовательной организацией и ее целевой аудиторией, носителем общественного и профессионального мнения о деятельности ОО, нам необходимо включить в состав и структуру системы деятельности еще один элемент — информационную культуру образовательной организации [1].

И такое название новому элементу мы дали не случайно, поскольку именно культура образовательной организации — культура достоинства, культура уважения, культура доверия, культура диалога и взаимодействия, культура принадлежности к образовательной организации -закладывает основу деятельности, осуществляемой в ОО.

изображение

Культура (от лат. Cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — это совокупность ценностей, норм, образцов поведения, культурных стереотипов и прочих культурных механизмов, которые обеспечивают коллективный характер деятельности людей [2].

Культура не только воплощается, но порождается в практической деятельности. Поэтому, проектируя систему новой для образовательных организаций публичной информационной деятельности в сети Интернет, мы сконцентрировали свое внимание на «особой» культуре, развивающейся в образовательных организациях — культуре информационной.

изображение

И дав такое название новому элементу, мы теперь можем во всей полноте и целостности представить новую, обновленную структуру системы публичной информационной деятельности образовательной организации в сети Интернет.

изображение

Однако одно лишь присвоение имени новому элементу в системе пока еще не дает нам возможности понять, какие функции должен выполнять этот элемент в системе и как он будет взаимодействовать с другими элементами.

изображение
изображение
изображение
изображение

В море синем, как в аптеке, всё имеет суть и вес.
Кораблю, как человеку, имя нужно позарез.
Имя вы не зря даёте, я скажу вам наперёд,
Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт.
Назовите «Геркулесом» и скомандуйте вперёд,
И она без ледореза льды на полюсе пробьёт.

Песня из мультфильма «Приключения капитана Врунгеля»

Вот только в отличие от капитана Врунгеля, верящего в то, что достаточно скомандовать «Вперед!» и корабль с правильным названием будет пробивать льды на полюсе, мы не разделяем такой уверенности. Всем нам, руководителям ОО, по своему управленческому опыту известно, что прежде чем давать команды к исполнению функций, надо быть уверенным в своем знании и понимании их сути и содержания того, что предстоит выполнить и сделать.

изображение

И если мы, руководители и участники нашей управленческой команды, испытываем серьезные и обоснованные затруднения в понимании того, что же собой должен представлять элемент «информационная культура образовательной организации», и какова его роль в системе публичной информационной деятельности образовательной организации в сети Интернет, то нам, прежде всего, предстоит пополнить запас необходимых нам знаний.

«Арифметика» познания: складываем «информацию» и «культуру» и получаем «информационную культуру»?

Итак, с чего мы начнем пополнение своих знаний о новом элементе системы публичной информационной деятельности ОО в сети Интернет — информационной культуры образовательной организации?

изображение

Да, именно так мы и сделаем, и поэтому первой важнейшей позицией для прояснения для нас становится вопрос: «Что, по сути, представляет собой информационная культура?».

изображение
изображение
изображение

Ну что ж, давайте попробуем идти предложенным путем, но при этом мы будем обдумывать каждый шаг наших размышлений.

Итак, в качестве начальной ступени изучения понятия «информационная культура» мы выделим в нем две составляющие — информацию и культуру, затем воспользуемся определениями каждой из них и попробуем через сложение этих понятий прояснить нам суть изучаемого явления.

изображение

Первая же наша попытка пойти таким путем обрекает нас на неудачу, поскольку мы сталкиваемся с серьезной проблемой выбора определений понятий «информация» и «культура».

изображение

Информация стала основным ресурсом современного общества. Она выступает объектом отношений, целью деятельности, средством и условием достижения последней, результатом, а также товаром, который может иметь определенную стоимость в материальном и идеальном смыслах. «Информация» — одна из ключевых категорий современных процессов, в том числе процесса познания. Однако она неоднозначна и не имеет четких границ и рамок ее понимания в науке. Данный вопрос до сих пор требует своего разрешения. [3]

изображение

Существуют сотни различных определений того, что можно называть культурой, десятки подходов к ее изучению, теоретических концепций, моделей культуры. Все это приводит как к отказу от идеи поиска и утверждения какого-либо осмысления культуры в качестве единственно верного, так и к необходимости выделения и систематизации наиболее распространенных и перспективных в научном и практическом отношениях точек зрения. [4]

изображение
изображение

Абсолютно верно! Еще раз напомнив себе, что методология — это путь к познанию, убедимся в ее необходимости при выборе направления изучения нового для нас понятия «информационная культура».

Делаем выбор в пользу методологии познания информационной культуры

И первое, что поможет нам сделать методология, это изменить направление поиска, и начать знакомство с понятием «информационная культура» именно с существительного в его названии — культуры, определяющей сущность и существенные признаки этого явления.

изображение

Методологическим средством введения понятия «информационная культура» в систему категорий теории информационной деятельности служит философское представление о культуре, которое является родовым по отношению к вводимому понятию.

В. А. Уханов [5]

изображение

Поставив в центр своего исследовательского внимания понятие «культура», нам предстоит сделать свой выбор методологического подхода, руководствуясь которым мы будем изучать понятие «информационная культура».

изображение

Методологический подход — это принципиальная методологическая ориентация исследования, точка зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта), понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования.

Э. Г. Юдин [6]

Вслед за многими исследователями в качестве методологической основы представления феномена культуры, мы обратимся к концепции семиосферы Ю. М. Лотмана, величайшего литературоведа, культуролога и семиотика, рассматривавшего культуру как многогранное понятие и уникальный механизм выработки и хранения информации, накопленной человечеством.

изображение

Предмет семиотики — науки о коммуникативных системах и знаках, которыми в процессе общения пользуются люди…- прост. Что может быть проще и знакомее ситуации «я сказал — ты понял»? А между тем именно эта ситуация дает обильные основания для научных размышлений. Каков механизм передачи информации? Что обеспечивает надежность ее передачи? В каких случаях можно в ней сомневаться? И что означает «понимать»?
Эти и многие другие вопросы, которые кажутся столь простыми, если ограничиваться узкой сферой бытового опыта, окажутся вполне серьезными, если приглядеться к ним внимательно.

Ю. М. Лотман [7, C.6]

Ю. М. Лотман сам писал о том, что «странно было бы видеть в культуре только семиотический ее аспект, однако другие ее стороны изучаются в контексте других наук» [8]. Культура как многогранное понятие в семиотическом ключе рассматривается как уникальный механизм выработки и хранения информации, накопленной человечеством.

изображение

Культура есть устройство, вырабатывающее информацию. Подобно тому как биосфера с помощью солнечной энергии перерабатывает неживое в живое (Вернадский), культура, опираясь на ресурсы окружающего мира, превращает не-информацию в информацию [8].

Рассмотрение культуры как некоего семиотического механизма, имеющего целью выработку и хранение информации, еще только начинается [7, C.394].

Ю. М. Лотман

Именно информация, по мнению Ю. М. Лотмана, является одним из существенных условий существования человечества.

изображение

Когда-то Тэйлор определил культуру как совокупность инструментария, технического оборудования, социальных институтов, веры, обычаев и языка. В настоящее время можно было бы дать более обобщенное определение: совокупность всей ненаследственной информации, способов ее организации и хранения. Из этого вытекают самые разнообразные выводы. Прежде всего получает обоснование неизбежность культуры для человечества. Информация — не факультативный признак, а одно из основных условий существования человечества [7, C.395].

Для нас, живущих в информационном столетии с особой значимостью звучат слова Ю. М. Лотмана, предостерегавшего от рисков, которые можно условно назвать так: возвеличивание значения информации при уменьшении роли культуры.

изображение

Однако культура — не склад информации.

Это чрезвычайно сложно организованный механизм, который хранит информацию, постоянно вырабатывая для этого наиболее выгодные и компактные способы, получает новую, зашифровывает и дешифровывает сообщения, переводит их из одной системы знаков в другую.
Культура — гибкий и сложно организованный механизм познания [7, C.395].

изображение

Именно это методологическое основание позволяет нам проникнуть в сущность понятия «информационная культура» и как важнейшей составляющей культуры общества, и как основы развития информационного общества.

изображение

Прорывное значение в плане исследования культурно-информационных отношений имеет вскрытие сущностных сторон информационной культуры. П. Н. Киричек методологически точно отмечает: «В кросс-контексте двух социальных явлений — информации и культуры — образуется новый структурно-функциональный конструкт под названием «информационная культура» [9].
Тем самым подтверждается сделанный нами вывод о том, что информационная культура есть «часть» духовной культуры, а с построением информационного общества станет ее «стержнем».

В. Д. Попов [10, С. 23]

Обращаясь к исследованиям П. Н. Киричка, рассматривающего информационную культуру в двух ипостасях, мы почерпнем важное для нас понимание изучаемого явления.

изображение

Информационной культуре можно дать следующее определение:

1) на общем (социетальном) уровне — это качественное состояние системы производства, распространения, потребления социальной информации в обществе, соизмеряемое с основными целями его бытия (самосохранения и развития);

2) на частном (индивидуальном) уровне — это свод умений и навыков человека оценивать, потреблять, усваивать, передавать воспринимаемую по межличностному, групповому и массовому коммуникативным каналам социальную информацию.

В этой информационно-гуманитарной дроби социетальная культура даёт знаменатель, а индивидуальная культура — числитель. Зависимость между ними, как в математике, прямая и обратная: любое изменение либо делимого, либо делителя даёт переменный информационно-культурный результат. Прогресс же последнего, в первую очередь, зависит от роста числителя — иначе: от возвышения в обществе прежде всего индивидуальной информационной культуры, на основе чего происходит и рост её социетального аналога.

П. Н. Киричек [12]

Таким образом, в изучаемом явлении нами могут быть представлены два взаимосвязанных между собой плана: информационная культура общества и индивидуальная информационная культура.

изображение

В контексте понимания информационной культуры именно образовательной организации, в предложенную схему логично входит еще один план, способствующий пониманию организационной информационной культуры.

изображение

С одной стороны, такое видение дает нам возможность рассматривать информационную культуру ОО, согласно определению, предложенному П. Н. Киричком, как качественное состояние информационной системы образовательной организации, направленной на производство, распространение, потребление информации о деятельности ОО, соизмеряемое с основными целями и задачами деятельности образовательной организации.

С другой стороны, организационная информационная культура ОО представляет собой область развивающейся информационной компетентности участников образовательных отношений в овладении ими знаниями и умениями в усвоении, отборе, оценке, использовании, представлении, передаче информации:

  • о деятельности образовательной организации по различным направлениям ее деятельности;
  • об индивидуальной и совместной деятельности участников образовательных отношений в ОО.
изображение
изображение
изображение

Действительно, такого рода подход к информационной культуре организации, в котором акцент ставится именно на культуре овладения способами обращения с информацией и развивающейся ИКТ-компетентностью не только имеет место быть в теории, но и распространен в практике многих организаций.

изображение

В узком смысле слова информационная культура — это оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизм совершенствования технических средств производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки
человека к эффективному использованию информационных средств информации.

А. А. Городнова [13]

изображение

Информационная культура организации — это культура компьютеризированного труда, включающая квалификацию использования ИТ, способы решения морально-этических вопросов, связанных с использованием ИТ, и психологические качества работников, влияющие на эффективность внедрения и использования ИТ. Это комплекс регуляторов поведения работников, опосредующих электронную коммуникацию с целью сохранения равновесия между экономическим, технологическим и социальным развитием организации.

С. В. Шермазанова [14]

изображение

Информационная культура организации проявляется через: содержание информационных потребностей и интересов ее сотрудников; компетенции сотрудников по работе с информацией; мотивы обращения работников к различным источникам информации и связанные с этим ожидания; способы поиска и каналы поучения необходимой информации; применение работниками организации полученной информации в различных сферах своей деятельности.

Ю. С. Емельянов [15]

И применяя этот подход, мы действительно можем представить структуру проектируемой нами публичной информационной деятельности образовательной организации в сети Интернет, ограничившись пониманием информационной культуры ОО как ИКТ-компетентности участников информационного взаимодействия.

изображение
изображение
изображение
§

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации». Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации.

3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:
… 21) обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети «Интернет».
7. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции.

Не снимая с повестки дня важность и необходимость исполнения законодательно закрепленной компетенции образовательной организации, обратим внимание на то, что в процессе рассуждений участники дискуссии допустили серьезную ошибку.

изображение

изображение Знакомо ли вам ощущение «магии», действующей в отношении декларируемых подходов, которые образовательная организации обязательно должна применять в своей практике?
Вот и сейчас, когда мы используем уже ставшее обязательным в современном лексиконе выражение «ИКТ-компетентность», то в сознании многих руководителей ОО сразу же «включается лампочка», сигнализирующая о том, что речь идет, конечно же, о компетентностном подходе, согласно которому наряду с термином «компетентность» необходимо употреблять слово «компетенция».

изображение

И, чего греха таить, порой бездумное использование ставших для нас привычных терминов, играет с нами, руководителями ОО, злую шутку, перемешивая в наших и без того загруженных управленческих головах разные значения понятия «компетенция».

изображение

Компетенция — 1) круг полномочий и прав, предоставляемых законом, уставом или договором конкретному лицу или организации в решении соответствующих вопросов;
2) совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы. [16]

Более того, погрузившись в «полномочный» аспект компетенций самой образовательной организации, мы совсем упустили из виду, что говоря об ИКТ-компетентности, мы рассматривали ее как составляющую информационной культуры, которая, в свою очередь, соотносится с родовым понятием «культура».

изображение

Компетентность — 1) обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо; 2) интегральное проявление профессионализма, в котором сочетаются элементы профессиональной и общей культуры, опыта, стаж педагогической деятельности и педагогического творчества.
Компетентность общекультурная — уровень образованности, достаточный для самообразования и самостоятельного решения возникающих при этом познавательных проблем и определения своей позиции.
Компетентность социально-педагогическая — информированность и способность реализовать свои социально-педагогические возможности во взаимодействии с другими людьми. Компетентность социальная — социальные навыки (обязанности), позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе.

Компетентность коммуникативная — ориентированность человека в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и чувственном опыте индивида; способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды [17].

изображение
изображение
изображение

Браво! Браво! И еще раз браво пытливому образу мыслей наших руководителей образовательных организаций, для которых построение системы не является самоцелью. Наоборот, этот впередсмотрящий передовой отряд нашего управленческого корпуса пытается с помощью правильно спроектированной системы деятельности снизить, уменьшить и устранить возникающие в практике ОО проблемы.

Именно поэтому, обратившись к обозначенной нами в предыдущем разговоре проблеме непонимания, «раздирающей» многие образовательные организации (и собственно, для разрешения которой нами и была включена информационная культура образовательной организации в проектируемую систему публичной информационной деятельности ОО в сети Интернет), мы вновь возвращаемся к изучению понятия «информационная культура».

изображение

Каким же образом, информационная культура образовательной организации сможет помочь нам в разрешении проблемы непонимания между участниками информационного взаимодействия и вытекающей из нее проблемы недоверия к деятельности ОО?

Конструируем и «достраиваем» понятие «информационная культура»

Для того, чтобы ответить на этот вопрос давайте вновь обратимся к тому новому «структурно-функциональному конструкту» (П. Н. Киричек), которым для нас является информационная культура.
Но теперь мы зададимся вопросом, чего нам не хватает в понимании этой мыслительной конструкции информационной культуры?

изображение

Подчеркнем, что в культуре «человек определяется как существо, наделенное разумом, волей, способностью созидания». И не только в культурной сфере.

Это — «система, выступающая мерой и способом формирования и развития сущностных сил человека в ходе его социальной деятельности» [18, С.11,17] .

изображение

Известно, что в ходе социальной деятельности складываются социальные (общественные) отношения. Следовательно, формируются культурные отношения между людьми в обществе. Эти отношения отражаются их разумом. И тогда культура есть процесс «самосознания, самопознания, самооценки».

В. Д. Попов [10, с.15]

Таким образом, представляя информационную культуру как взаимодействие двух многогранных явлений культуры и информации, мы сделаем особый акцент на том, что каждое из них способствует формированию социальных отношений.

изображение

Вводя в понимание информационной культуры многогранный по своим значениям элемент «отношения», необходимо опираться на его смысловые основы.

изображение

Отношение — это способ сопричастного бытия вещей как условие выявления и реализации скрытых в них свойств. Отношение возникает в таких процессах сопряжения предметов — во взаимоотнесении, сближении и приобщении их друг другу, — когда единение различных рождает кооперативный эффект. В этом эффекте, как в зеркале, преломляются и высвечиваются признаки сопрягаемых сторон.
…и в грамматике, и в математике, и в философии отношение раскрывается прежде всего как форма участия, соучастия, значимости, роли в чем-либо.

Д. В. Пивоваров [19]

Говоря об отношении как форме участия и соучастия субъектов формирования информационной культуры, выделяется направленность важнейших взаимосвязей этого элемента с культурой и информацией как родовыми понятиями.
С одной стороны, информационная культура, а тем более такая важная ее составляющая как организационная информационная культура, обретает новые смыслы благодаря включению в нее вопросов, связанных с культурой отношений.

изображение
изображение

Человек включен в систему связей и взаимодействий в культуре, и они влияют на характер его отношения к различным явлениям реальности. Образуется пространство культуры, формирующее человека и сообщества людей. …

Отношение как действие и деятельность в социокультурной реальности проявляется в поступках людей, их взглядах и мнении. Отношения в социокультурной системе — это состояния субъектов в момент их взаимодействия. Оно поддерживает целостность системы, задает ей идейные и гуманитарные характеристики. Именно субъект-субъектные отношения показывают развитие социального и культурного взаимодействия или его разрушение.

Е. Л. Зберовская [20]

С другой стороны, в понимание информационной культуры вкладываются важные смыслы, когда мы говорим об информационных отношениях, возникающих, выстраивающихся и развивающихся в обществе.

изображение
изображение

Информационные отношения — это особый вид общественных отношений, которые существуют по поводу производства и использования интеллектуальных ценностей (знаний, информации, научно-технических новшеств, алгоритмов, программ и т. д.). Информационные отношения существенно влияют на облик всей общественной системы [21].

Дальнейшее изучение этих понятий — культуры отношений и информационных отношений позволит нам глубже проникнуть в смыслы и важнейшие составляющие информационной культуры.

изображение

Нам предстоит не только распознать важные связи, возникающие в информационной культуре, но и сосредоточить свое внимание на изучении проблемных областей, связанных с преодолением коммуникативных барьеров, для чего мы в образовательной организации будем развивать коммуникативную культуру, формируя диалогическую компетентность и ИКТ-компетентность участников информационного взаимодействия.
Однако прийти к этим важным выводам в понимании информационной культуры мы сможем, пройдя сложный путь погружения в изучение новых для нас понятий.

Источники

[1]. Асмолова (Плахова) Л. М. Многоплановая информационная политика ОО: а нужно ли образовательной организации столько направлений?-URL:
https://eduface.ru/consultation/infopolicy/mnogoplanovaya_informacionnaya_politika_oo_a_nuzhno_li_obrazovatel_noj_organizacii_stol_ko_napravlenij
[2]. Культура. Понятие. -URL: http://obschestvoznanie-ege.ru/культура-понятие/
[3]. Пахомова В. А. Понятие термина «Информация» и его историческое развитие // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. 2013. № 4., С.59–64. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-termina-informatsiya-i-ego-istoricheskoe-razvitie
[4]. Кузеванова А. Л. Понятие «культура»: традиции понимания и концептуальный выбор // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 56. С.192–197. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-kultura-traditsii-ponimaniya-i-kontseptualnyy-vybor
[5]. Уханов В. А. Человек в информационно-техническом мире: Учеб. пособие / В. А. Уханов; М-во образования Рос. Федерации. Хабар. гос. акад.экономики и права. Юрид. фак. Каф. гуманитар. дисциплин. — Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 1999. — 127 с., С. 55.
[6]. Юдин Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность. — М.: Эдиториал УРСС, 1997.- 444 с., С. 160
[7]. Лотман Ю. М. Семиосфера. — СПб.: Искусство-СПб, 2010. — 704 с.
[8]. Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. — Таллинн, 1992. Т.1. С.9.
[9]. Киричек, П. Н. Информационная культура общества /П. Н. Киричек. — М: Изд-во РАГС, 2009. -220с., С. 6.
[10]. Попов В. Д. Культура управления в информационном обществе: Учебно-научное пособие / Попов Владимир Дмитриевич. — М.: 2012. -208 с.
[11]. Социетальный//Аберкромби Н. Социологический словарь / Н.Аберкромби, С.Хилл, Б. С. Тернер; пер. с англ. И. Г. Ясавеева под ред. С. А. Ерофеева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2004. — 620 с.
[12]. Киричёк П.Н. О социальном феномене «Информационная культура» // Записки Горного института. 2011. Вып. 193, с. 277–280. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-sotsialnom-fenomene-informatsionnaya-kultura
[13]. Городнова А. А. Информационная культура и информационное общество: учебно-методическое пособие. — Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии госслужбы, 2010. — 174 с.
[14]. Шермазанова С. В. Информационная культура организации как социальный процесс: Автореф. дис. канд. психол. наук. — М.: 2008.,с.27, С. 10–11
[15]. Емельянов Ю. С. Информационная и коммуникационная культура в компании //Проблемы теории и практики управления. — 2009. — № 10. С. 10–11.
[16]. Компетенция/ Национальная педагогическая энциклопедия[Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://didacts.ru/termin/kompetencija.html
[17]. Компетентность//Социально-педагогический словарь. Авторы-сост.: М. Н. Бурмистрова, Л. Л. Васильева, А. В. Кащеева, Н. П. Кириленко, Л. Ю. Петрова, Т. Н. Черняева, З. В. Шуралева. — Саратов: ИЦ «Наука», 2007. — 116 с. https://didacts.ru/termin/kompetentnost.html
[18]. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган; Акад. гуманитар. наук и др. — СПб. : ТОО ТК «Петрополис», 1996. — 414 с.
[19]. Пивоваров Д. В. Отношение /Современный философский словарь. — М.: Панпринт. В. Е. Кемеров. 1998. http://encyclopedia_philosophy.academic.ru/270/ОТНОШЕНИЕ
[20]. Зберовская Е. Л. Культура как система отношений // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 23., с.73–83, С. 74,75. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kultura-kak-sistema-otnosheniy
[21]. Информационные отношения/ Толковый словарь обществоведческих терминов. Н. Е. Яценко. 1999 http://www.slovarnik.ru/html_tsot/i/informacionn3e-otnoqeni8.html

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

КомментарииКомментариев: 0