Информационная открытость — это лишь видимая часть «айсберга» познания
 
  • Нормативно поставленная задача: обеспечить информационную открытость образовательных организаций.
  • Задача, связанная с официальным сайтом ОО, в целом выполнена. Что делаем дальше?
  • От задач информационной открытости углубляемся в области знаний об информационной политике и информационной культуре.
  • Какими должны быть наши знания в области информационной открытости, информационной политики и информационной культуры?

 

В предыдущем разговоре мы выяснили, что в решении поставленной перед всеми образовательными организациями задачи информационной открытости есть много подводных камней, с которыми руководители ОО уже сталкивались или еще столкнутся, осваивая новый для образовательной организации вид деятельности.

Нормативно поставленная задача: обеспечить информационную открытость образовательных организаций

В начале нашего пути решение задачи информационной открытости большинство руководителей представляли так: необходимо создать открытый и общедоступный информационный ресурс, в первую очередь, официальный сайт ОО, разместить на нем нормативно требуемую информацию, и поддерживать ее в актуальном состоянии.

изображение

Поэтому для тех руководителей, кто обоснованно считает, что выполнил эту задачу, поскольку у проверяющих и надзорных органов нет замечаний к структуре официального сайта и содержанию размещаемой на нем нормативно требуемой информации, наступили «светлые времена».

изображение

Однако кроме тех, кто почивает на лаврах достигнутого, есть немало руководителей, которые, выполнив эту задачу, не только рассматривают ее как задачу-минимум, но и считают, что, несмотря на обеспечение соответствия нормативным требованиям, есть еще много проблем, над разрешением которых предстоит немало потрудиться.

Именно таким руководителям и их единомышленникам в ОО, которых мы по праву можем назвать целеустремленными, свойственно состояние постоянного поиска совершенствования, улучшения, изменения и развития. Такие управленцы и педагоги рассматривают проблему не как негативную характеристику деятельности, неудачу или очередное препятствие, на преодоление которых уже нет ни сил, ни и желания, а как «особое целеустремленное состояние».

изображение
изображение

Проблема — это особый тип целеустремленного состояния.

Цель исследователя или менеджера состоит не столько в решении проблем, сколько в переходе к новым более важным и увлекательным проблемам. Иными словами, непрерывное стремление к все более и более желаемым результатам само является целью и, следовательно, достижение некоторого конкретного результата можно считать средством для достижения этой цели.
… Человек стремится к целям, позволяющим ему превращать решение любой задачи в средство для решения новой еще более интересной задачи. [1]

Р. Акофф и Ф. Эмери

изображение

изображение
изображение

Безусловно, для оптимистично настроенных руководителей поиск и разрешение проблем — это мотивация на будущие успехи в преодолении. Но и ряды пессимистов далеко не однородны. Поэтому нам важно обратиться к той части руководителей и педагогов, в мотивационных установках которых преобладают пессимистичные «нотки», даже если «глубоко в душе» они оптимисты, однако незнание путей и способов дальнейших действий заводит их в «пессимистический» тупик.

Задача, связанная с официальным сайтом ОО, в целом выполнена. Что делаем дальше?

Для каждой из представленных категорий наших читателей задача движения вперед становится одинаково трудной и сложной. Поэтому сетование о незнании «куда идти, и где это «дальше» в решении задач информационной открытости ОО — не только признак пессимизма руководителей и педагогов.

изображение

Это признание в том, что участникам новой для образовательной организации деятельности нужны новые знания. Какие знания, знания о чем? О какой области знаний идет речь, если мы хотим совершенствовать уже достигнутое в решении задач информационной открытости ОО, хотим развивать информационные ресурсы своей образовательной организации?

изображение

Для того чтобы ответить на эти вопросы, давайте представим область знаний, которую мы уже в некоторой степени освоили, и к чести нашей, продолжаем осваивать в новом виде деятельности, связанной с задачами информационной открытости, которые мы решаем посредством информационных ресурсов.

Погружаясь и углубляясь в процесс создания информационных ресурсов и размещения информации о деятельности ОО, мы понимаем, что коснулись лишь малой толики знаний, которые, как правило, носят технологический характер и помогают нам отвечать на вопросы «Что, как и с помощью чего мы делаем, решая задачи информационной открытости образовательных организаций?».

Для представления полноты знаний воспользуемся образом «айсберга». Его надводную «вершину» мы свяжем с известной нам для изучения знаниевой областью, а вот подводная часть пока нам не известна.

изображение
изображение
изображение
изображение

Ну что ж, посетовали на свою незавидную долю руководителей, которым, несмотря на профессиональную загруженность, все же предстоит сесть за парты. Но ведь деваться же нам некуда, если мы сами наметили себе вектор движения вперед в решении задач информационной открытости к…

Поставив многоточие, мы на самом деле, остановились на очень важной позиции, которая позволит нам избежать рисков движения впотьмах.

От задач информационной открытости углубляемся в области знаний об информационной политике и информационной культуре

Нам необходимо заранее, до погружения в процесс освоения знаний, представлять и понимать, что и для чего мы собираемся изучать?

А за этими вопросами обязательно последуют другие, связанные с нужностью и необходимостью обретаемых знаний.

изображение

И главное, рассматривая знания как ведущий ресурс, необходимый нам в решении предстоящих задач, мы должны прояснить для себя главный вопрос направленности наших будущих задач.

В этом нам помогут все те обозначенные нами ранее проблемные области, с которыми мы сталкивались в освоении новой деятельности, в которой мы решаем задачи создания информационных ресурсов образовательной организации [2]. Поэтому нам предстоит от понимания задач информационной открытости выйти на более высокий уровень задач, связанных с информационной политикой образовательной организации.

изображение
изображение

Для того чтобы ответить на этот сложный вопрос, для раскрытия которого нам понадобится некоторое время, давайте уже сейчас обратимся к одному из определений понятия «информационная политика», на которое мы будем опираться в ходе своих дальнейших рассуждений.

изображение

Информационная политика — это особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы государства и гражданского общества, и направленная на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и их представителями. [3]

В. Д. Попов

И именно в этой особой сфере жизнедеятельности образовательной организации перед нами стоят вопросы не только публичного представления информации о деятельности ОО, контент которой определяется и нормативными требованиями, и потребностями участников образовательных отношений в получении разнообразной и понятной им информации о том, «чем живет и дышит» конкретная школа (детский сад, дом творчества и т. д.).

Нам необходимо будет ответить на множество вопросов смысловой и целевой направленности — ради чего и для чего мы представляем информацию о деятельности ОО в сети Интернет, кому мы обращаем наши публикации, что и для кого мы размещаем на своих информационных ресурсах, как мы это делаем, каких результатов ожидаем получить в процессе этой деятельности, и какие результаты и эффекты информирования получаем.

И все эти взаимосвязанные между собой ответы на поставленные вопросы и дадут нам представление о той информационной политике, которую проводит образовательная организация.

изображение

Нам еще предстоит углубляться в вопросы взаимоотношений и взаимодействий информационной политики на всех уровнях государственного и муниципального управления для того, чтобы понять, какая роль отводится информационной политике образовательных организации в этой системе.

А пока зададим встречный вопрос, исходя из позиции, специально нами выделенной в определении информационной политики.

изображение

Информационная политика — это особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы государства и гражданского общества, и направленная на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и их представителями.

В. Д. Попов

И если, следуя определению, информационная политика направлена на обеспечение конструктивного социального диалога, то какова роль в этом образовательных организаций?

Ответ на этот вопрос очевиден: кто же, как не мы, работающие в школах, детских садах, домах творчества и т. д., должны становиться главными действующими лицами и инициаторами формирования конструктивного диалога с детьми, их родителями, с коллегами по педагогической и управленческой деятельности?

И этот конструктивный диалог участников образовательных отношений мы должны вести на основе открытой и доступной информации о деятельности наших образовательных организаций.

изображение

Золотые слова! И добавим к сказанному, что речь должна идти не только об уровне общей культуры всех участников социального диалога.

Нам предстоит погружаться в задачи и проблемы информационной культуры, которая становится предметом особой заботы тех, кто заинтересован в конструктивном взаимодействии участников образовательных отношений в процессе решения общезначимых и личностно значимых задач образования.

изображение

Поэтому теперь, получив первое общее представление о «подводной части айсберга», мы можем выделить области знаний, которые нам будут необходимы для компетентного и успешного решения задач.

изображение

Вот так, от «видимой части айсберга», где условно сосредотачиваются необходимые знания об информационной открытости, мы углубляемся в область знаний, связанных с понятием «информационная политика», и затрагиваем более глубокий «пласт» знаний в области информационной культуры.

Какими должны быть наши знания в области информационной политики, информационной политики и информационной культуры?

Знания, которые нам предстоит осваивать, должны быть системными, дающими нам целостное представление об изучаемых явлениях, и поэтому они должны опираться на методологию и теорию.

изображение

И, безусловно, обретаемые нами знания должны быть практико-ориентированными, поскольку именно для решения практических вопросов деятельности образовательной организации мы и выбираем этот сложный познавательный путь.

изображение
изображение

Да, так уж получается, что многим нашим коллегам хочется в процессе обучения получать именно «рекомендации-рецепты», применяя которые в практике деятельности образовательных организаций можно было бы сразу же достигнуть желаемых результатов.

Но, во-первых, для освоения новой для образовательных организаций деятельности пока таких рецептов недостаточно, и, во-вторых, методические рекомендации сами являются результатом не только практического применения, но и теоретического изучения, и методологического исследования деятельности.

изображение

«Методология, трактуемая в широком смысле этого слова, есть учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

В таком понимании методология образует необходимый компонент всякой деятельности, поскольку последняя становится предметом осознания, обучения и рационализации.
Основной функцией методологического знания является внутренняя организация и регулирование процесса познания и практического преобразования того или иного объекта».

Э. Г. Юдин.

И поскольку мы с вами являемся, по сути, первопроходцами в исследовании структуры, логической организации, методах и средствах новой для образовательной организации деятельности, «видимой частью айсберга» задач которой для нас стали вопросы информационной открытости, то нам предстоит самим пройти сложный путь «осознания, обучения и рационализации» с опорой на методологию науки и рефлексию пусть пока не очень значительного, но все же имеющегося у нас опыта практической деятельности.

А становясь исследователями-практиками, нам необходимо вооружиться методологическим инструментарием, соответствующим нашим исследовательским задачам в новой для образовательных организаций информационно-коммуникационной деятельности.

изображение

Об этих «ключах познания» — методологическом инструментарии мы будем говорить в следующий раз, погружаясь в тайны исследования нашего сложного объекта изучения.

Источники

[1]. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. Пер с англ. Под ред. И. А. Ушакова. -М. «Сов. радио», 1974, 272 с., С. 115.
[2]. Асмолова (Плахова) Л. М. Информационная политика образовательной организации: думаем, размышляем, созидаем, участвуем [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://eduface.ru/consultation/infopolicy/informacionnaya_politika_obrazovatel_noj_organizacii_dumaem_razmyshlyaem_sozidaem_uchastvuem
[3]. Информационная политика: Учебник/ Под общ. ред. В. Д. Попова. — М.: Изд-во РАГС, 2003. — с. 38.
[4]. Юдин Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность. -М.: Эдиториал УРСС, 1997, с. 445, С. 56.

Написать комментарий

Уважаемые читатели!

Ответы на вопросы, поступившие в период с 15 июля по 14 августа, будут даны после 15 августа.

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0