Информационная открытость: изучаем элементы и связи в системе публичной информационной деятельности ОО
  • «Что нам стоит дом построить? — Нарисуем, будем жить!»
  • Информация как системообразующий элемент системы публичной информационной деятельности ОО 
  • Разбираемся в понятии «информационная открытость образовательной организации»
  • Публичные информационные ресурсы образовательной организации: от официального сайта — к информационному порталу ОО 


«Что нам стоит дом построить? — Нарисуем, будем жить!»

В ходе предыдущего разговора, поставив перед собой задачу проектирования системы публичной информационной деятельности ОО, мы построили систему, в состав которой входят три необходимых для достижения цели системы элемента [1]:

  • информация о деятельности образовательной организации как предмет информирования;
  • информационная открытость как условие, потребность и требование к открытой информации о деятельности ОО;
  • публичные информационные ресурсы образовательной организации в сети Интернет как средства, с помощью которых осуществляется информирование государства и общества (участников образовательных отношений и отношений в сфере образования, профессионального сообщества, и т. д.) о деятельности образовательной организации.
изображение
изображение
изображение
изображение
изображение

Итак, если представленный состав элементов системы публичной информационной деятельности ОО у большинства участников проектирования не вызывает сомнений, то самое время приступить к ее детальному анализу для того, чтобы понять как она будет работать в практике образовательных организаций.

Выполнение такой исследовательской задачи связано с несколькими причинами. И первая из них связана с тем, что на первоначальном этапе проектирования мы не застрахованы от ошибок, ведь мы создаем систему новой для образовательных организаций деятельности.

А о второй причине лучше всего скажут строки из детской песни.

изображение

Что нам стоит, дом построить?
Нарисуем, будем жить!
И уж, точно, непременно,
в нём не будем мы тужить!

Слова веселой песенки, известной с детства, заставляют нас задуматься о легкости, а порой даже некоторой беспечности, с которыми мы относимся к вопросу проектирования систем. При этом, как нам порой кажется, то, что мы «нарисуем», потом, если нас это не будет устраивать, мы легко сможем стереть ластиком или удалить на компьютере, исправляя допущенные ошибки в структуре системы. Иными словами, «тужить» мы не будем, ведь это же всего-навсего только схема, рисунок, некая модель, некий образ!

При этом мы редко задумываемся, когда анализируем реальные практические ошибки, допущенные нами в деятельности, сталкиваясь с которыми нам приходится «ох как тужить», пытаясь исправить сделанное. А ведь источниками многих из них как раз и становится тот самый непродуманный в деталях образ («нарисуем, будем жить»), который мы стали использовать уже как образец для нашей практики.

Поэтому, отбрасывая легковесность в проектировании системы, мы со всей серьезностью отнесемся к вопросу о том, какие элементы? зачем? и почему? мы включаем в систему публичной информационной деятельности ОО. При этом мы будем согласовывать их работу в системе с той реальной практикой образовательных организаций, которую мы уже осуществляем с того времени, когда согласно ст. 29 ФЗ-273 приступили к решению задач информационной открытости образовательных организаций.

Информация как системообразующий элемент системы публичной информационной деятельности ОО

В предыдущей теме мы говорили о том, что именно элементу «информация» был присвоен высокий статус системообразующего элемента в системе публичной информационной деятельности ОО.
И этот статус данным элементом получен не случайно, а «по велению» цели системы, согласно которой система публичной информационной деятельности ОО создается для предоставления информации=информирования, направленного на формирование социального доверия и общественного мнения о деятельности образовательной организации [1].

изображение

Определяя название системообразующего элемента «Информация о деятельности образовательной организации», мы четко следуем законодательной формулировке, представленной в статье 29 Ф-273 «Об образовании в РФ».

В процессе изучения целевую аудиторию публичной информационной деятельности [2], нами уже было обращено внимание на то, что в государственных нормативных документах используется несколько терминов, представляющих разные планы информации, которую образовательная организация размещает на своих информационных ресурсах в сети Интернет.

§

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 29. Информационная открытость образовательной организации

1. Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».

3. … Порядок размещения на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, в том числе ее содержание и форма ее предоставления, устанавливается Правительством Российской Федерации.

§

Постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. N 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ и обновления информации об образовательной организации»

1. Настоящие Правила определяют порядок размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее соответственно — официальный сайт, сеть «Интернет») и обновления информации об образовательной организации, за исключением сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, в целях обеспечения открытости и доступности указанной информации.

§

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. N 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ и формату представления на нем информации».

  1. Настоящие Требования определяют структуру официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — Сайт), а также формат предоставления на нем обязательной к размещению информации об образовательной организации (далее — информация).
  2. Для размещения информации на Сайте должен быть создан специальный раздел «Сведения об образовательной организации» (далее — специальный раздел).

Таким образом, системообразующий элемент «Информация о деятельности образовательной организации» может быть представлен в системе публичной информационной деятельности как компонент, включающий несколько уровней информации.

Первым из них становится уровень, соответствующий государственным требованиям к размещению обязательной для всех ОО информации — «Сведений об образовательной организации».

изображение

Следующий уровень — информация об образовательной организации. Речь идет об информации, отражающей работу ОО как учреждения в системе образования.

В части Правил размещения и обновления информации об образовательной организации на официальном сайте ОО, утвержденных в Постановлении Правительства РФ № 582, этот уровень включает в себя обязательные к размещению «Сведения об ОО».

Но при этом данный уровень может быть значительно расширен информацией об образовательной организации, являющейся учреждением, действующим в региональной и муниципальной системах образования и включенным в реализацию социально-экономических, социокультурных программ и программ развития образования в конкретном регионе и муниципалитете.

изображение

Таким образом, информация об образовательной организации как участнике реализации региональных и муниципальных программ развития относится к вариативному компоненту открытой информации ОО, к которому также относится уровень информации о деятельности ОО.

Информация о деятельности образовательной организации представляет собой широкий спектр информации о реализуемой в ОО образовательной политики. Речь идет об информации, отражающей многообразие направлений и подходов, а также специфику условий, в которых ОО решает задачи образовательной, педагогической, управленческой деятельности ОО и деятельности ее субъектов — участников образовательных отношений и руководства образовательной организацией.

изображение
изображение
изображение

Итак, анализируя устройство системообразующего элемента «Информация о деятельности образовательной организации», мы не только представили уровни информации, но и, что очень важно для нашей практики, определили в нем инвариантный и вариативный компоненты.

Для нас, руководителей ОО, важно, что эти компоненты не только определяют объем и содержание информации о нашей конкретной образовательной организации и ее деятельности, но и становятся предметом нашего выбора при принятии управленческих решений, связанных с задачами информационной открытости ОО.

Разбираемся в понятии «информационная открытость образовательной организации»

В предыдущей теме, говоря о роли и значении системообразующего элемента, мы особо подчеркивали, что он не только «берет на себя» образование системы, но и благодаря связям, включает другие элементы в процесс достижения цели.

И первым на повестке дня стоит вопрос о включении элемента информационная открытость во взаимодействие с системообразующим элементом.

изображение
изображение
изображение
изображение

Никоим образом не оспаривая необходимость соблюдения требований в части выполнения инвариантного (обязательного для всех ОО) уровня информации, связанного с размещением в открытом доступе «Сведений об образовательной организации», а также выполнения распоряжений об информировании, идущих от региональных и муниципальных органов управления, давайте обратим внимание на то, что нами, руководителями ОО, информационная открытость рассматривается, прежде всего и чаще всего, только как нормативное требование.

Возможно, что именно такое восприятие информационной открытости приводит к тому, что наша теоретическая модель системы публичной информационной деятельности на практике сводится вот к такому ее варианту реализации. Информация на единственном публичном информационном ресурсе — официальном сайте ОО представлена только сведениями об ОО и той информацией, которую требуют разместить в открытом доступе региональные и муниципальные органы управления.

изображение
изображение
изображение
изображение

Знакомая картина «плача Ярославны» [3], не правда ли? Только теперь к запеву о том, что у нас нет необходимых ресурсов и условий, мы добавляем нашу скорбь о всевозрастающих требованиях сверху.

Однако с такими мотивационными установками, которые, безусловно, имеют причины, отягощающие не без того сложный труд руководителей ОО, мы не сможем продвинуться в решении задач информационной открытости, поскольку считаем вполне для себя достаточными выполнение только нормативных требований к информационной открытости образовательных организаций.

Что же может заставить нас, руководителей ОО, и наши педагогические коллективы изменить наше представление об информационной открытости наших образовательных организаций?

А для этого мы вновь обратимся к смысловым ориентирам публичной информационной деятельности и еще раз напомним себе о потребностях нашей школы, детского сада, дома творчества и т. д., нуждающейся:

  • в достижении взаимопонимания между участниками образовательных отношений;
  • в формировании атмосферы доверия и уважения в образовательной организации;
  • в поддержке и включенности участников образовательных отношений в решение задач совместной деятельности в ОО;
  • в общественном и профессиональном признании деятельности нашей образовательной организации [4].
изображение

Как же мы сможем добиться всего этого, если не выполним главного условия — информационной открытости нашей образовательной организации? И сможем ли мы добиться доверия и признания, если необходимая участникам образовательных отношений, профессиональному сообществу и общественности информация об образовательной, педагогической и управленческой деятельности нашей школы, детского сада, дома творчества будет от них закрыта?

изображение

Отсутствие доверия объясняется информационной закрытостью…. В самом деле, можно ли доверять человеку или структуре, если о них мало что известно и налицо явное сокрытие информации о собственной деятельности? …

Если… вести себя открыто и естественно, то постепенно в информационной среде и в обществе в целом начнет выстраиваться вектор доверия. …. Доверие в свою очередь стимулирует поддержку. А поддержка населения уже стимулирует его участие в различного рода инициативах. [5]

И. М. Дзялошинский

Поэтому, если мы хотим добиться того, чтобы система публичной информационной деятельности ОО достигала цели, ради которой мы и создаем ее в нашей ОО, то нам необходимо серьезно пересмотреть свое понимание информационной открытости.

изображение

И пересмотр нашего отношения к информационной открытости позволит нам, наряду с уже сложившимся пониманием как нормативного требования, выявить другие грани этого явления.

В первую очередь, мы определим информационную открытость как актуальные современные условия, в которых теперь осуществляется деятельность образовательных организаций.

И именно условия информационной открытости порождают, с одной стороны, определенные требования, которые государство предъявляет не только ко всем образовательным организациям (Приказ Рособрнадзора от 29 мая 2014 г. N 785), но и ко всем государственным (муниципальным) учреждениям [6] в части информации, которую они обязаны размещать в открытом доступе.

С другой стороны, в условиях информационной открытости зарождаются, формируются и стремительно развиваются социальные и профессиональные потребности в информации о деятельности образовательных организаций, которую участники образовательных отношений в ОО, профессиональное педагогическое и научное сообщества, жители территорий, представители деловых и общественных объединений хотят иметь в открытом доступе.

изображение

Вместе с тем, в информационной открытости нуждается и сама образовательная организация, поэтому для нее в этих новых условиях, ориентируясь на достижение взаимопонимания, доверия, и уважения, поддержки, общественного и профессионального признания ее деятельности, информационная открытость становится принципом ее деятельности как открытой организации.

И руководствуясь этим принципом, образовательная организация ставит перед собой задачу информационной открытости, которая, как мы неоднократно указывали, относится к области новой для образовательных организаций деятельности — публичной информационной деятельности в сети Интернет.

изображение

И теперь, когда мы имеем возможность представить многогранное явление информационной открытости, давайте сравним наше новое понимание с тем, как оно реализуется в практике решения задач информационной открытости.

изображение
изображение
изображение
изображение

Вот так, несмотря на то, что проблемная область информационной «недооткрытости» наших образовательных организаций обнаружена, мы пока не видим путей ее устранения. Как же нам исправлять сложившееся за годы практики положение дел?

изображение Ответ на этот вопрос мы будем искать, обращаясь к спроектированной нами системе, в которой цель «высвечивает» нам задачи информационной открытости, ориентированные на достижение социального доверия и формирование общественного мнения о деятельности образовательной организации. А связь с элементом информации дополняет эту задачу вопросом о еще большем «открывании» информации ОО: какую информацию о деятельности ОО мы, руководители и педагоги, считаем нужным сделать открытой для решения задач расширения информационной открытости нашей образовательной организации?

изображение

И поставив перед собой задачу расширения информационной открытости наших образовательных организаций:

  • мы непременно свяжем ее с представленными нами ранее уровнями информации: от нормативно требуемых сведений об ОО — до информации о деятельности ОО;
  • мы обозначим область уже осуществленных задач информационной открытости, с которыми справились те образовательные организации, кто полностью выполняет государственные требования в части размещения «Сведений об ОО» в открытом доступе на официальном сайте ОО;
  • мы наметим перспективу своих действий, для чего будем использовать возможности широкого спектра информации о деятельности нашей ОО.
изображение
изображение

«Все выше, и выше, и выше
стремим мы полет наших сил!»

… в решении задач расширения информационной открытости нашей образовательной организации!

изображение
изображение

Системно мыслят наши коллеги, и очень важно, мы понимаем необходимость взаимосвязи элементов «информация о деятельности ОО» и «информационная открытость» с еще одним элементом в системе публичной информационной деятельности ОО.

Публичные информационные ресурсы образовательной организации: от официального сайта — к информационному порталу ОО

Как мы отмечали в предыдущей теме [1], этот элемент — «публичные информационные ресурсы ОО в сети Интернет» отвечает в системе на вопрос «с помощью чего, посредством чего?» мы будем осуществлять информирование, обеспечивать доступ к открытой информации о деятельности ОО и решать задачи расширения информационной открытости наших образовательных организаций.

изображение
изображение

Безусловно, именно официальный сайт является главным и основным публичным информационным ресурсом образовательных организаций. Но делая упор на его важности, мы прекрасно понимаем, что только посредством одного этого информационного ресурса в сети Интернет мы не сможем решить поставленные задачи расширения информационной открытости.

И в качестве доказательства такого подхода к пониманию необходимости создания не только официального сайта ОО, представим еще раз законодательную формулировку информационной открытости.

§

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 29. Информационная открытость образовательной организации

1. Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».

Внимательно вчитываясь в содержание п.1 статьи 29 ФЗ-273, нам надлежит обратить свое внимание на множественное, а не единственное число понятия «информационные ресурсы» и на особое указание официального сайта образовательной организации, «в том числе» относящегося к этому множеству.

изображение
изображение
изображение
изображение

Наши коллеги руководители абсолютно правы в том, что официальный сайт — это обязательный публичный информационный ресурс для всех образовательных организаций, и органами управления и надзора осуществляется контроль исполнения государственных требований к структуре и предоставлению на нем обязательной к размещению информации об образовательной организации.

? Но решая задачи расширения информационной открытости посредством только одного официального сайта, мы рискуем перегрузить структуру множеством разделов, представляющих широкий спектр информации о деятельности ОО.

К сожалению, подобную практику перегруженных структур главного и бокового меню официального сайта мы можем видеть на очень многих официальных сайтах очень многих образовательных организаций нашей страны.

изображение
изображение

Решая задачи расширения информационной открытости, нам предстоит серьезно задуматься не только над проблемой перегрузки созданных нами официальных сайтов.

Нам предстоит серьезно задуматься над целым рядом вопросов.

  • Посредством каких публичных информационных ресурсов, интересных широкой целевой аудитории пользователей информации о деятельности ОО, мы будем решать задачи расширения информационной открытости?
  • Какие публичные информационные ресурсы нужны самой образовательной организации, представляющей в открытое публичное пространство Интернета опыт и результаты своей деятельности?
  • Останутся ли эти отдельные публичные информационные ресурсы нашей образовательной организации единичными явлениями в практике публичной информационной деятельности нашей ОО, или мы будем стремиться создавать в сети Интернет целостное представление о нашей образовательной организации посредством связанных между собой сайтов?

И все эти вопросы мы отнесем именно к области задач формирования публичных информационных ресурсов образовательной организации в сети Интернет, связав их с задачами информационной открытости и открытой информацией образовательной организации.

изображение

А начать решение задач формирования публичных информационных ресурсов образовательной организации мы должны с общего представления о том, какие публичные информационные ресурсы уже существуют в практике тех образовательных организаций, которых мы по праву можем назвать пионерами в этой области.

И далеко за этими примерами мы ходить не будем, поскольку на нашем портале www.eduface.ru, где в рубрике консультации печатаются статьи по информационной политике, есть раздел «Сайты», в котором представлен опыт многих образовательных организаций по созданию различных сайтов и информационного портала ОО, а в разделе «Избранное» [7] размещаются лучшие образцы практик.

Поэтому нам остается, обобщив уже имеющийся опыт практики образовательных организаций нескольких регионов нашей страны, представить всю совокупность возможностей для создания публичных информационных ресурсов ОО в сети Интернет.

И для начала мы выделим три категории сайтов, в которые войдут официальный сайт как обязательный (инвариантный для всех ОО) вид публичного информационного ресурса, а также создаваемые в образовательной организации персональные сайты участников образовательных отношений в ОО и тематические сайты по отдельным направлениям деятельности ОО (например, музеи, литературные альманахи, история школы и т. д.).

изображение

Опыт образовательных организаций, стремящихся создавать единое публичное информационное пространство образовательной организации в сети Интернет, дает нам возможность включить в эту схему практику создания информационного портала образовательной организации.

изображение

За последние годы в практике многих наших образовательных организаций среди сайтов, представляющих вариативные возможности решения задач информационной открытости, широкое распространение получили именно персональные сайты.

Однако чаще всего, в наших образовательных организациях мы связываем понятие персональный сайт именно с сайтом педагога. Но если мы обратим внимание на широкую палитру персональных сайтов, размещенных на нашем портале www.eduface.ru, то можем увидеть, что к числу персоналий, которые создают свои сайты, относятся не только отдельные педагоги, но и педагогические коллективы (методические объединения, творческие педагогические команды и т. д.)

Но больше всего на нашем портале создается сайтов, в которых повествуется и рассказывается о реальной жизни дошкольных групп, классов, объединений дополнительного образования, которые являются главными коллективными субъектами деятельности в наших образовательных организациях.

Поэтому, опираясь на опыт деятельности многих наших образовательных организаций и представляя формы, в которых могут развиваться персональные сайты участников образовательных отношений, представим эту категорию сайтов ОО так:

изображение

Как видим, возможностей в создании различных персональных сайтов субъектов образовательной деятельности, педагогической и иной профессиональной деятельности, управленческой деятельности у нас в наших в ОО очень много.

И чем разнообразнее будет этот спектр, тем ярче каждая образовательная организация сможет представить себя в публичном пространстве Интернета и открывать информацию о своей деятельности широкой аудитории тех, кому интересна и нужна эта информация.

Остается дело за малым…

Вся эта публичная информационная деятельность ОО, направленная на решение задач информационной открытости и создание публичных информационных ресурсов не может и не должна быть хаотичной, непродуманной, эпизодической и т. д. Она должна иметь четкие ориентиры и определять направленность действий.

А это значит, что в спроектированной нами системе публичной информационной деятельности ОО должен появиться еще один очень важный элемент — информационная политика образовательной организации.

В следующей теме мы будем говорить о потребностях образовательных организаций в разработке своей информационной политики, и о том, какие задачи будет решать информационная политика в наших школах, детских садах, домах творчества и т. д. И продолжать разговор мы будем на страницах нашей рубрики, название которой определяется важностью именно этой составляющей публичной информационной деятельности ОО.

Источники

[1]. Асмолова (Плахова) Л. М. Приступаем к проектированию системы публичной информационной деятельности в образовательной организации. — URL: https://eduface.ru/consultation/infopolicy/pristupaem_k_proektirovaniyu_sistemy_publichnoj_informacionnoj_deyatel_nosti_v_obrazovatel_noj_organizacii
[2]. Асмолова (Плахова) Л. М. Целевая аудитория публичных информационных ресурсов ОО: от каждого по потребностям в информации, а что каждому? — URL: https://eduface.ru/consultation/infopolicy/celevaya_auditoriya_publichnyh_informacionnyh_resursov_oo_ot_kazhdogo_po_potrebnostyam_v_informacii_a_chto_kazhdomu
[3]. Асмолова (Плахова) Л. М. Ресурсообеспечение образовательной организации: «плач Ярославны» управляющей системы. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/resursoobespechenie_obrazovatel_noj_organizacii_plach_yaroslavny_upravlyayuwej_sistemy
[4]. Асмолова (Плахова) Л. М. Если мы «зажигаем звезды» новой для ОО публичной информационной деятельности, значит, она нужна нам самим! — URL: https://eduface.ru/consultation/infopolicy/esli_my_zazhigaem_zvezdy_novoj_dlya_nas_publichnoj_informacionnoj_deyatel_nosti_znachit_ona_nuzhna_nam_samim
[5]. Дзялошинский И. М. Без информационной открытости доверия к бизнесу не будет. — URL: http://www.bossmag.ru/archiv/2002/boss-11-2002-g/bez-informatsionnoy-otkryitosti-doveriya-k-biznesu-ne-budet.html
[6]. Приказ Министерства финансов РФ от 21 июля 2011 года N 86н «Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта (редакция, действующая с 1 января 2017 года). — URL: https://base.garant.ru/12188232/
[7]. Раздел «Избранное» на портале проекта «Порталы и сайты образовательных организаций на платформе компании «Синергия-Инфо». — URL: https://eduface.ru/favorites

Написать комментарий

Уважаемые читатели!

Ответы на вопросы, поступившие в период с 15 июля по 14 августа, будут даны после 15 августа.

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

КомментарииКомментариев: 0