Информационная политика образовательной организации: думаем, размышляем, созидаем, участвуем
  • «По волнам нашей памяти мы поплывем»…
  • Очерчиваем круг важных вопросов информирования о деятельности ОО
  • Информационная политика образовательной организации — это…

 

Прежде чем мы начнем наш непосредственный разговор об информационной политике образовательной организации, давайте оглянемся на наше совсем недалекое прошлое и вспомним замечательные этапы большого пути, который прошли все образовательные организации нашей страны от детских садов до вузов за последние почти 10 лет.

И из всего сделанного и пережитого в системе образования предметом нашего внимания во взоре на прошлый опыт будут сайты образовательных организаций. Помните, с чего все начиналось?

Первые сайты образовательных организаций начали появляться в конце 90-х и начале первого десятилетия нового столетия, а с 2010 года этот новый вид деятельности для всех образовательных организаций стал обязательным и законодательно утвержденным в прежнем «Законе об образовании».

§

Закон РФ от 10.07.1992 N 3266–1 (ред. от 12.11.2012) «Об образовании»

Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения
25) обеспечение создания и ведения официального сайта образовательного учреждения в сети Интернет (пп. 25 введен Федеральным законом от 08.11.2010 N 293-ФЗ).

Вот так, 8 ноября 2010 года мы теперь можем считать официальным днем рождения нового вида деятельности образовательных организаций, открывшей принципиальное новое направление, связанное с представлением информации об ОО в виртуальном пространстве Интернета.

И как в любом новом виде деятельности, образовательные учреждения за эти годы прошли сложный путь успехов и ошибок, осваивая новые технологии и учась организовывать работу своего официального сайта, становящегося обязательном элементом жизни каждого детского сада, каждой школы, каждого дома творчества и т. д.

На смену прежнему Закону РФ «Об образовании» пришел новый Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором решение задач информационной открытости обрело статус законодательной статьи.

§

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 29. Информационная открытость образовательной организации

  1. Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».
  2. Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность: 1) информации:…

И вчитываясь в строки закона, и определяя суть новых законодательных требований для постановки новых задач деятельности ОО, мы, руководители ОО выделили главное: образовательные организации обеспечивают открытость и доступность информации о деятельности ОО. И на этом главном сосредоточили свое управленческое внимание.

изображение

За эти годы у нас сформировался определенный опыт организации и ведения сайтов образовательных организаций. И похвалив себя за успешное преодоление трудностей, возникавших на этом новом тернистом пути, мы все же не будем почивать на лаврах, а отрефлексируем свою деятельность и попытаемся выделить ключевые вопросы, решение которых позволит нам устранить существующие ошибки и разглядеть новые горизонты развития.

изображение

За эти прошедшие годы становления наших сайтов мы, по сути, учились открывать в виртуальном пространстве «двери» образовательных организаций для широкого круга посетителей наших школ, детских садов, домов творчества и т. д.

Решая эти новые для нас задачи, мы использовали различные сайты (в первую очередь, официальные, а затем и персональные, и тематические сайты), с помощью которых старались как можно разнообразней представить весь спектр деятельности нашей образовательной организации.

И в этих новых условиях информационной открытости мы именно посредством наших сайтов начинали создавать в виртуальном пространстве имидж своих образовательных организаций и формировать представление о нашей профессиональной репутации.

Ведь теперь это представление о нас создается в глазах и умах тех, кто не только в дни открытых дверей, когда в образовательной организации специально готовятся к встрече гостей, а в любое время, находясь в любой точке мира, может виртуально посетить наши школы, детские сады, дома творчества и т. д.

Поэтому теперь, глядя на наши сайты — наши виртуальные творения в сети Интернет, давайте самокритично посмотрим на них как на плоды своей деятельности именно с этой точки зрения.

изображение

И для того, чтобы поставить перед собой эти ключевые вопросы, давайте еще раз с карандашом в руках внимательно прочтем нормативно определенное требование к информационной открытости.

изображение

И выделив это главное ключевое слово — информация, и конкретизировав его как информацию о деятельности, мы определяем главную опору наших рассуждений.

Это значит, что именно информация о деятельности образовательной организации, которую мы размещаем на своих сайтах, должна быть в центре нашего управленческого внимания.

И вот теперь к этой ключевой позиции мы добавим круг вопросов, ответы на которые позволят нам не только глубже проникнуть в суть проблем, с которыми мы сталкиваемся, но и помогут определить направленность необходимых изменений.

изображение

В этом круге сложных вопросов к создаваемой нами новой для образовательной организации деятельности мы на данном этапе сосредотачивали свое управленческое внимание именно на создании и организации работы наших информационных ресурсов, к которым, в первую очередь относится официальный сайт ОО.

изображение

За последние годы в арсенал источников информации, представляющих многогранную деятельность образовательных организаций, добавляются и персональные, и тематические сайты. А многие ОО идут по пути объединения своих информационных ресурсов, создавая информационные порталы образовательной организации.

изображение

Поэтому, оглядываясь на предшествующий опыт в новой для образовательных организаций деятельности, давайте еще раз похвалим себя за то, что сделано нами немало, тем более что все это создавалось нами практически «с нуля».

И на этом сложном пути преодолений начали происходить серьезные сдвиги в установках и отношении руководителей ОО к новой задаче информационной открытости. От первоначального неприятия новых задач, когда многие считали создание сайтов образовательной организации ненужной и трудоемкой «затеей», — до трудного осознания управленческой потребности иметь свои информационные ресурсы как важный источник информирования о деятельности ОО и понимания того, что сайты, их создание, поддержка и развитие, становятся новым объектом управления в ОО.

изображение

Вместе с тем, несмотря на имеющиеся достойные результаты в решении задач информационной открытости, мы можем и должны говорить о трудностях и сложностях, проблемах и препятствиях, которые нам еще предстоит преодолеть.

И гордо говоря о том, что за предшествующие годы практически все образовательные организации в нашей стране создали свои официальные сайты, мы обязаны выявить главную «действующую силу», без воздействия которой мы бы не смогли говорить об этом существенном достижении. И таким движителем к созданию официальных сайтов для всех руководителей ОО стал серьезно задействованный в системе образования нормативно-административный ресурс.

Речь идет об обязательном исполнении нормативных требований к структуре и содержанию официальных сайтов ОО, которые являются предметом регулярного контроля со стороны вышестоящих органов управления и надзорных органов.

§

Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации.

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. N 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ и формату представления на нем информации».

Именно благодаря административному воздействию в решении задач информационной открытости образовательными организациями практически повсеместно выполняется условие размещения нормативно требуемой информации о деятельности ОО.

изображение
изображение
изображение

Никоим образом не оспаривая необходимость размещения нормативно требуемой информации на официальных сайтах ОО, а наоборот, считая ее наличие обязательной инвариантной составляющей информации о деятельности ОО, давайте хотя бы условно представим ее «долю» в том объеме информации, которая существует и ежедневно порождается «в недрах» деятельности каждой из наших образовательных организаций.

Для этого обратимся к нормативным требованиям и выделим содержательные элементы нормативно требуемой информации.

§

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. N 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ и формату представления на нем информации».

1. Настоящие Требования определяют структуру официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — Сайт), а также формат предоставления на нем обязательной к размещению информации об образовательной организации (далее — информация).
2. Для размещения информации на Сайте должен быть создан специальный раздел «Сведения об образовательной организации» (далее — специальный раздел).
3. Специальный раздел должен содержать следующие подразделы:
3.1. Подраздел «Основные сведения».
3.2. Подраздел «Структура и органы управления образовательной организацией».
3.3. Подраздел «Документы».
3.4. Подраздел «Образование».
3.5. Подраздел «Образовательные стандарты».
3.6. Подраздел «Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав».
3.7. Подраздел «Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса».
3.8. Подраздел «Стипендии и иные виды материальной поддержки».
3.9. Подраздел «Платные образовательные услуги».
3.10. Подраздел «Финансово-хозяйственная деятельность».
3.11. Подраздел «Вакантные места для приема (перевода)».

А теперь сравним этот весомый перечень информации, в обязательном порядке размещаемой на официальном сайте ОО с тем объемом информации, которая существует в нашей образовательной организации.

изображение

При всей условности данной схемы, мы понимаем, что нормативно требуемая информация является очень важным, но все же лишь ограниченным перечнем десятка позиций, представляющих отдельные элементы в огромном массиве информации, которая существует и постоянно порождается в образовательной организации.

изображение
изображение

Безусловно, официальный сайт имеет свою специфику, и мы не можем разместить на нем всю информацию о деятельности ОО. А вот вопрос о нужности этой «другой», не вошедшей в формальный список требуемой информации, должен особо привлечь наше управленческое внимание.

И мы поставим этот вопрос так: не только нужно ли, а нужно кому?

Кому нужна размещаемая нами информация о деятельности ОО? Кого мы информируем? Кто является пользователем нашей информации? Кто есть те самые адресаты, кому мы направляем информацию о деятельности ОО, размещая ее на нашем официальном сайте? Кому предназначается нормативно требуемая информация? Для кого мы ее публикуем?

изображение

И отвечая эти поставленные вопросы, мы, руководители ОО, понимаем, что публикуемая в открытом доступе информация должна предназначаться всем участникам образовательных отношений и отношений в сфере образования.

Однако на практике в установках руководства многих ОО абсолютным приоритетом являются вышестоящие инстанции, для кого, а точнее, для достижения соответствия с требованиями которых и осуществляется размещение информации на официальных сайтах ОО.

изображение

А если учесть, что для многих образовательных организаций арсенал информационных ресурсов ограничен только официальным сайтом, то мы в действительности имеем вот такую картину решения задачи информационной открытости.

изображение

Иными словами, мы, безусловно, успешны в том, что за эти годы мы создали свои информационные ресурсы, и в частности, официальные сайты ОО, соответствующие нормативным требованиям. Однако вне поля нашего управленческого внимания, как правило, если мы говорим о массовой практике, остаются вопросы, связанные с достижением эффектов информирования всех участников образовательных отношений, ради которых и для которых мы и занимаемся решением задач информационной открытости и создаем в виртуальном пространстве имидж своих образовательных организаций.

Однако имидж образовательной организации, формируемый в сети Интернет, не может ограничиваться только лишь представлением ее в «официальных параметрах». Приходя виртуально к нам «в гости», наши посетители — участники образовательных отношений и отношений в сфере образования, хотят узнать больше о нас и о нашей образовательной и профессиональной деятельности. И их отношение к нам, к нашей образовательной организации, к ее задачам и проблемам, к ее успехам и неудачам в немалой степени зависит от нашего отношения к…

Поставленное многоточие заставляет нас задуматься.

изображение И ведь на самом деле, что означает для нас самих информация о деятельности нашей образовательной организации?

Какой смысл мы вкладываем в это понятие?
Ради чего и для чего мы публикуем информацию на наших сайтах?
Какой должна быть информация, рассказывающая не «по секрету всему свету» о жизни нашей школы, детского сада, дома творчества и т. д.?
К кому мы мысленно обращаемся, размещая ту или иную информацию о нашей деятельности?
Кто они, наши адресаты-получатели информации?
Знаем ли мы свои целевые аудитории и обращаемся ли мы именно к ним? (или отправляем нашу информацию просто так, кому-то куда-то «до востребования», не заботясь об ее актуальности и нужности для тех, кто приходит на наш сайт).
Чего мы ожидаем, представляя информацию о нашей деятельности?
Какие эффекты в информировании и изменении отношений к тем или иным вопросам деятельности ОО мы предполагаем получить от нашей виртуальной аудитории?…

Ответы на эти вопросы помогают нам разобраться в наших отношениях к той деятельности, которая теперь в условиях информационной открытости становится очень важной и определяющей основу взаимодействий с участниками образовательных отношений, ведь отношения — это всегда «дорога с двусторонним движением».

Размышляя над своими ответами, мы увидим проблемные области, в которых находятся источники наших раздумий, если мы сосредотачиваем внимание только на задачах совершенствования официальных сайтов своих образовательных организаций.

изображение

И мы существенно расширим эти проблемные области, если считаем, что арсенал информационных ресурсов наших образовательных организаций не может быть ограничен только официальным сайтом.
В этом случае в поле нашего внимания и самостоятельного решения нами должны быть включены вопросы, касающиеся вариативных информационных ресурсов, которые помогают участникам образовательных отношений и отношений в сфере образования увидеть весь спектр многогранной и разнообразной деятельности ОО.

И тогда нам самим предстоит определяться с ценностными и целевыми ориентирами, осуществлять отбор содержания с учетом понимания своих целевых аудиторий, выбирать наиболее эффективные технологии представления не только нормативно требуемой, но и потребной нашим пользователям всего спектра информации о деятельности ОО, и вдумчиво оценивать результаты и эффекты информирования.

изображение

Вот так, поставив перед собой эти сложные вопросы, мы очертили сферу задач важного для образовательной организации направления деятельности, имя которому — информационная политика.

Информационная политика образовательной организации, определяющая решение вышеназванных вопросов, — явление системное, и в этом мы не раз еще сможем убедиться, углубляясь в вопросы теории и анализируя складывающуюся практику.

Информационная политика — это осмысленная и целенаправленная деятельность руководства ОО, включающего участников образовательных отношений в мир социальных коммуникаций и конструктивного социального диалога, и приобщающего к решению общих и значимых задач совместной деятельности.

Информационная политика — это продуманный процесс созидания открытого информационно-коммуникационного пространства образовательной организации, целенаправленно формирующей имидж современной компетентной организации, действующей в условиях изменений.

Информационная политика — это выбранная каждой школой, детским садом, домом творчества и т. д. своя индивидуальная траектория представления информации о том, чем «живет и дышит» конкретная образовательная организация, какие задачи и как решает, с какими проблемами сталкивается, каких успехов достигает и на какие перспективы нацеливается.

А вот какой (и почему именно такой) будет информационная политика в каждой образовательной организации, предстоит решать руководству ОО и собранной им командой единомышленников, с которыми мы будем шаг за шагом осваивать нелегкие вопросы теории и практики в новой для нас информационно-коммуникационной деятельности.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0