Информационная политика образовательной организации: выявляем сущность понятия и функции этого элемента в системе публичной информационной деятельности
  • Почему информационная политика, а может быть, это все-таки тактика?
  • Если это не тактика, а именно политика, то будем разобраться в сути понятия
  • Осторожно! Риски непонимания и невыполнения функций информационной политики ОО 


Почему информационная политика, а может быть, это все-таки тактика?

В предыдущей теме нашего разговора мы внесли серьезные изменения в структуру системы публичной информационной деятельности образовательной организации. К элементам, которые, по сути, составляют основу решения задач информационной открытости (информация о деятельности ОО, публичные информационные ресурсы ОО в сети Интернет, информационная открытость), мы добавили новый элемент — информационная политика образовательной организации [1].

изображение
изображение

Отличный вопрос! На самом деле, если мы включили в структуру системы элемент, который отвечает за достижение целей, то почему он получил название «информационная политика», а не, например, тактика решения задач информационной открытости?

изображение
изображение
изображение

Правильно мыслят наши коллеги руководители, считая, что систему тактических действий в решении задачи, в том числе и стратегической задачи, мы разрабатываем после того, как нами определен путь, направление движения, ориентированное на достижение цели.

И этот путь мы сначала должны увидеть, и не только смотреть вперед и видеть направление, но и… разглядеть победу!

изображение

«Полководец медлит, потому что не видит победы»
Чтобы победу увидеть, надо без суеты ее разглядывать. Разглядывать не решения, а картину мира. Решение увидится само собой.

«Одну минуточку!» — сказал я. У меня есть привычка, которая меня выручает…: я беру тайм-аут для «разглядывания победы». [2]

В. К. Тарасов

А вслед за видением=разглядыванием победы мы приступаем к разработке стратегии как пути достижения победы.

изображение

Слово «стратегия» заимствовано из военной науки, произошло от др.-греч. Στρατηγία — «искусство полководца». Стратегия — это концепция достижения победы. Многие проблемы полководческого искусства, главная из которых — находить правильные пути к достижению победы, аналогичны проблемам управления деятельностью организации, действующей в условиях сложной окружающей среды. [3]

Н. К. Моисеева и др.

И, исходя из стратегического видения нашей победы над проблемой и/или победы в решении поставленных задач, мы выстраиваем тактику «боя», определяя, какими действиями в каких условиях и с помощью каких ресурсов мы будем достигать поставленных целей.

изображение
изображение
изображение
изображение
изображение

Браво, коллеги! Вот так, поставив перед собой вопрос о тактике действий в решении задач информационной открытости, мы «дошли до высот» информационной политики как видения перспектив и стратегических направлений публичной информационной деятельности образовательной организации, систему которой мы проектируем.

изображение
изображение
изображение

Очень правильные и своевременные вопросы задают наши коллеги. Поэтому к их прояснению мы и приступим.

Если это не тактика, а именно политика, то будем разобраться в сути понятия

Безусловно, чаще всего, слово «политика» ассоциируется у нас с деятельностью руководства на высшем государственном уровне.

изображение

Политика (греч. πολιτική — дела государства, общества) — деятельность в сфере отношений между большими социальными группами, партиями, а также нациями и государствами. [4]

Вопрос о происхождении этого понятия относит нас к истории античности, во времена которой независимые города-государства назывались полис (πόλις). Древнегреческие философы называли политику искусством — искусством жить вместе — так определял это понятие Платон, а его ученик Аристотель рассматривал политику как искусство управления государством.

изображение
изображение

Политика — по Аристотелю «искусство управления общественными делами» — одна из важнейших сфер жизни общества, связанная с согласованием интересов различных социальных групп («согласительное искусство») и формированием и реализацией общезначимых интересов. [5]

изображение

Именно так! И если мы с вами будем рассматривать политику как реализацию, осуществление потребности «жить вместе», жить общими для всех участников образовательных отношений в ОО интересами, то и образовательная политика в нашей образовательной организации, и ее информационная политика должны стать «согласительным искусством».

изображениеИ говоря об информационной политике образовательной организации в этом аспекте, мы приходим к важному для нас выводу о том, что информационная политика ОО — это искусство объединять вместе участников образовательных отношений и отношений в сфере образования посредством общей, нужной всем и важной для всех информацией о деятельности нашей образовательной организации.

А в том, что информационная политика, направленная на согласование интересов будет относиться к «согласительному искусству», мы можем убедиться, обратившись к Концепции государственной информационной политики Российской Федерации.

§

Концепция государственной информационной политики Российской Федерации.

Государственная информационная политика является эффективной лишь в случае, если она носит комплексный, системный характер и, безусловно, открыта, направлена на согласование интересов граждан, общества и государства. [6]

Таким образом, если политика — это искусство жить вместе = «согласительное искусства», то и информационная политика «наследуя» эти черты, должна быть направлена на согласование интересов граждан, общества и государства, а информационная политика образовательной организации — на согласование интересов участников образовательных отношений и отношений в сфере образования.

изображение

При этом, поставив акцент на слове информационная, мы обращаемся к содержательной направленности этой политики, связанной именно с информацией, посредством которой и осуществляется согласование интересов.

изображение

Информационная политика — это особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы государства и гражданского общества, и направленная на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и их представителями. [7]

В. Д. Попов

изображение

Информационная политика как особая сфера жизнедеятельности людей связана с воспроизводством и распространением информации, в процессе которых актуализируются, пропагандируются и реализуются интересы субъектов информационного взаимодействия и всего общества. [8]

А. Г. Плитко

изображение

Продолжая изучать связи между политикой и информационной политикой, мы вслед за предназначением политики обращаемся к функциям, которые она реализует.

изображение

Социальное назначение или функции политики многообразны. Отметим наиболее важные из них.

Во-первых, это регуляция взаимоотношений между различными субъектами общественной жизни и сведение их к целостности, общности. Во-вторых, разработка перспективных целей и моделей общественно-политического развития общества и государства и организация, мобилизация масс на их выполнение. В-третьих, социализация индивидов, то есть последовательное включение людей в осознанный процесс политической жизни и действия, что требует политических знаний и политической культуры.

Эти три основные функции — регулятивная, прогностическая и социализирующая — тесно взаимосвязаны и лишь в своем единстве могут выразить такое сложное явление социальной жизни как политика. [9]

В. Ю. Шпак

изображение

«Наследует» ли информационная политика регулятивную, прогностическую и социализирующую функции политики?

Отвечая на этот вопрос утвердительно, мы можем выделить регулятивную функцию информационной политики, которая должна обеспечивать в деятельности, направленной на воспроизводство и распространение информации, важные позиции, связанные с регулированием, координацией и интеграцией потоков информации.

При этом осуществление прогностической функции информационной политики требует представления информации о перспективных целях и моделях, программах развития общества и государства и через информирование реализовать направленность на организацию, мобилизацию масс на их выполнение.

И, конечно же, мы обратим особое внимание на важнейшую социализирующую функцию информационной политики, выполнение которой способствует последовательному включению людей в осознанный процесс достижения поставленных целей и осуществления задач развития.

изображение
изображение
изображение
изображение
изображение
изображение

Браво, браво, и еще раз, браво участникам этой дискуссии! Каждый из них, по-своему, но очень точно выделил важные позиции, которые должны быть нами определены и уточнены в понимании функций информационной политики образовательной организации.

Поэтому начнем разбираться по порядку, но в начале, все же возразим против простоты и упрощения в изложении функций информационной политики.

изображение

Все должно быть изложено так просто, как только возможно, но не проще.

Альберт Эйнштейн

Последуем наставлениям А. Эйнштейна для того, чтобы убедиться в том, что простота в изложении функций информационной политики образовательной организации, может привести нас к рискам в осуществлении публичной информационной деятельности.

Осторожно! Риски непонимания и невыполнения функций информационной политики ОО

Итак, нам предстоит определить функции информационной политики образовательной организации, которые этот важный элемент будет выполнять в системе публичной информационной деятельности ОО.

изображение

Прежде чем мы определимся с регулятивной функцией информационной политики образовательной организации, нам надлежит прояснить для себя суть понятия регулятивная функция.

изображение

Если рассматривать в самом общем виде деятельность любого социального института, то можно сказать, что его основной функцией является удовлетворение социальных потребностей, ради чего он был создан и существует. Однако для осуществления этой функции каждый институт выполняет в отношении своих участников функции, обеспечивающие совместную деятельность людей, стремящихся к удовлетворению этих потребностей. Это, прежде всего, следующие функции.

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. …
2. Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества. [10]

С. С. Фролов

изображение

В процессе совместной деятельности люди неизбежно вступают в общение друг с другом…. Общение представляет собой объективный процесс и всегда вплетено в практическую деятельность людей, в которой реализуются его коммуникативные функции: информационная, регулятивная и аффективная.

Информационная функция связана с процессами передачи, приема и формирования информации. Изучение процессов формирования информации особенно важно для оптимизации группового принятия решений и осуществления совместных действий. Регулятивная функция обеспечивает формирование целей, мотивов и программы поведения включенных в группу людей…. Аффективная функция относится к эмоциональной сфере человека. Общение влияет на уровень эмоциональной напряженности. [11]

Б. Ф. Ломов

Рассматривая регулятивную функцию информационной политики, направленную на регулирование взаимоотношений между участниками образовательных отношений в ОО и участниками отношений в сфере образования, мы в качестве первой и главной выделяем позицию, непосредственно связанную с информацией о деятельности ОО, соответствующую разноплановым информационным потребностям участников информационного взаимодействия.

изображение

Эти вопросы, теперь становящиеся ключевыми в выполнении функции информационной политики образовательной организации, мы уже рассматривали в теме, посвященной целевой аудитории информирования [12].

Поэтому в уже знакомую нам по материалам темы [13] схему мы можем внести важное уточнение, показывая область задач регулятивной функции информационной политики образовательной организации.

изображение

Таким образом, выполняя регулятивную функцию, информационная политика образовательной организации будет направлена на удовлетворение информационных потребностей целевой аудитории ОО, что в свою очередь, будет связано с проектированием и выбором содержания информации о деятельности ОО и способов ее представления. При этом в определении способов представления информации о деятельности ОО информационная политика, реализующая свою регулятивную функцию, будет учитывать способности и возможности конкретных групп целевой аудитории в восприятии и использовании представляемой образовательной организацией информации.

изображение

Стоп! А вот и первый риск, о попадании в область которого мы уже не раз говорили. И этот риск связан с нашим управленческим пониманием регулирования информации как распределения (а значит, разделения общей и единой для всех информации о деятельности ОО) по ее «потребителям» [12].

изображение

Напомним себе еще раз, что действуя именно так, мы заведомо создаем «информационные резервации», определяя по нашему усмотрению (а не по информационным потребностям пользователей!), кому к какой информации о деятельности ОО надлежит обращаться.

Последствия этих рисков, связанных с невыполнением регулятивной функции информационной политики мы можем себе представить, если еще раз обратимся к целевому аспекту, согласно которому эта функция должна способствовать регулированию взаимоотношений между участниками образовательных отношений и отношений в сфере образования посредством информации о деятельности ОО.

изображение

Именно информация о деятельности ОО, доступная всем участникам образовательных отношений и отношений в сфере образования, становится тем самым важнейшим условием регулирования их взаимоотношений. И эта информация должна быть не только актуальной и достоверной, но и структурированной, скоординированной и интегрированной.

Это позволит избежать попадания в следующую область рисков, связанных с проблемами «нагромождения» информации на официальном сайте ОО и других публичных информационных ресурсах, создаваемых в образовательной организации.

изображение
изображение

Для того чтобы внести ясность в этом вопросе, нам необходимо обратиться к взаимосвязям между элементами в системе публичной информационной деятельности ОО, которые помогут нам различать функцию информационной политики в регулировании взаимоотношений между участниками образовательных отношений и отношений в сфере образования посредством общей для всех информации о деятельности ОО, и функцию информационной политики в непосредственном регулировании (структурировании, координации, интеграции) информации, которую образовательная организация размещает на своих публичных информационных ресурсах.

изображение

При всей важности и необходимости функции регулирования информации о деятельности ОО, размещаемой на публичных информационных ресурсах, концентрация управленческого внимания только на выполнении этой области функции, влечет за собой риски, которые мы ранее определяли как «размещение информации ради размещения информации». А теперь добавим к ним «риски зарегулированности» информации без понимания того, для кого и зачем мы размещаем информацию на публичных информационных ресурсах ОО.

изображение

Именно поэтому, проектируя и выстраивая информационную политику образовательной организации, мы, сознавая важность и приоритет регулирования взаимоотношений между участниками образовательных отношений и отношений в сфере образования, приступим к вопросам регулирования, структурирования, координации и интеграции информации о деятельности ОО, размещаемой на публичных информационных ресурсах.

§

И выполняя функцию регулирования информации, будем помнить и строжайше выполнять законодательные и нормативные требования в процессе разработки и реализации информационной политики ОО.

  • Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 03.04.2020) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.12.2019);
  • Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019);
  • Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О персональных данных»
    Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 (ред. от 21.03.2019) «О размещении информации на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ и обновления информации об образовательной организации»;
  • Приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 (ред. от 07.04.2020) «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и формату представления на нем информации»;
  • Письмо Минобрнауки РФ от 18.07.2013 № 08–950 «Рекомендации по предоставлению гражданам-потребителям услуг дополнительной необходимой и достоверной информации о деятельности государственных (муниципальных) ОУ» и др.

А теперь, осознав важность и необходимость регулятивной функции информационной политики, обратимся к ее прогностической функции, которая требует представления информации о перспективных целях и программах развития образовательной организации.

изображение
изображение

Безусловно, большинство руководителей следят за тем, чтобы на официальном сайте были, как минимум, размещены образовательные программы, в соответствии с которыми организуется образовательная деятельность в ОО, многие считают необходимым опубликовать программу развития образовательной организации.

изображение
изображение

Конечно, если рассматривать прогностическую функцию информационной политики буквально, то можно ограничиться в ее реализации только представлением планомерного целенаправленного развития образовательной организации.

изображение
изображение
изображение

Мы не оставим без внимания позиции, затронутые коллегами, и обязательно вернемся к ним в следующей теме нашего разговора, а пока остановим разгоревшуюся дискуссию вопросами по существу:

?А зачем информационная политика образовательной организации должна выполнять прогностическую функцию?
В чем заключается смысл этой функции именно для информационной политики?
Почему и для чего мы размещаем в открытом доступе документы и материалы, отражающие наши перспективные цели и действия?

изображение

И в поиске ответов на эти важные смысловые вопросы мы приходим к выводу о том, что речь идет не просто о размещении программных документов и планов на официальном сайте. Мы ведем речь о целенаправленных действиях, направленных на информирование участников образовательных отношений и отношений в сфере образования о путях развития и способах достижения перспективных целей.

Но найдя этот ответ, мы не останавливаемся в своих поисках, поскольку перед нами встает следующий смысловой вопрос: а для чего нам, образовательной организации и ее руководству, нужно и необходимо информировать о перспективных целях и действиях?

изображение
изображение

Да, если мы воспользуемся, говоря словами В. Маяковского, «шершавым языком плаката», или формальной лексикой, то информирование о перспективных планах и программах деятельности ОО нам нужно для «мобилизации масс на их выполнение» [9].

изображение

изображениеЗнакомы ли вам ситуации нашей практики, когда:

— на педагогических советах, производственных совещаниях администрация информирует педагогов и работников, вывешивает в учительской необходимую и наглядную информацию о том, что им предстоит сделать и выполнить, а эффект «мобилизации масс» не достигается?
— на классных собраниях педагоги доводят информацию до сведения учащихся, а сами учащиеся не ведают и не очень-то хотят ведать о том, что им предстоит делать и выполнять?
— на родительских собраниях педагоги и администрация подробно информируют родителей о планах школы (детского сада, дома творчества), но ожидаемого отклика родительского сообщества и включенности родителей в решение задач образовательной организации так и не наблюдается?
— на официальном сайте ОО размещается вся необходимая «для мобилизации масс» информация, а «массы» так и не «мобилизуются» на выполнение?

Вот и получается, что выполняя прогностическую функцию информационной политики образовательной организации и информируя участников образовательных отношений в ОО о планах и программах, мы не достигаем эффекта «мобилизации масс на их выполнение». При этом мы еще и ставим под удар выполнение социализирующей функции информационной политики, осуществление которой должно способствовать включению людей в осознанный процесс совместной деятельности.

изображение

Как же нам избежать подобных рисков? Какой же должна стать информационная политика образовательной организации, чтобы информация о деятельности образовательной организации способствовала осознанному включению педагогов, обучающихся и родителей обучающихся в решение совместных для всех нас общих задач образовательной организации?

Искать ответы на эти вопросы мы будем в следующей теме, продолжив изучение прогностической и социализирующей функций информационной политики ОО. А это, в свою очередь, что позволит нам перейти к вопросу о направлениях информационной политики в системе публичной информационной деятельности образовательной организации.

Источники

[1]. Асмолова (Плахова) Л.М. В системе публичной информационной деятельности ОО появляется новый элемент — информационная политика. — URL: https://eduface.ru/consultation/infopolicy/v_sisteme_publichnoj_informacionnoj_deyatel_nosti_oo_poyavlyaetsya_novyj_element_informacionnaya_politika
[2]. Тарасов В. К. Искусство управленческой борьбы. — М.: Добрая книга, 2008. — 432 с., С. 51, С. 58
[3]. Моисеева Н.К., Костина Г. Д. Стратегический менеджмент: учебник (для подготовки бакалавров по специальности «Менеджмент организации»). — М.: МИЭТ, 2010. — 220 с. — URL: https://emirs.miet.ru/oroks-miet/upload/normal/003dqv30r4y0v3/MOISEEVA.pdf
[4]. Голев С. В. Политическая психология. Словарь-справочник. Учебное пособие для высших учебных заведений, 2004. — 164 с. — URL: https://politike.ru/termin/politika.html
[5]. Политика /Политология: краткий словарь политологических терминов (справочное пособие для студентов всех факультетов СтГАУ). — Ставрополь, 2010. — URL: http://politike.ru/termin/politika.html
[6]. Концепция государственной информационной политики Российской Федерации. Одобрена на заседании Комитета Государственной Думы по информационной политике и связи 15 октября 1998 г. — URL: http://www.nbuv.gov.ua/law/98ru-gip.html
[7]. Информационная политика: Учебник / [Беспалов П.В., Вепринцев В.Б., Воробьев В.В. и др.]; Под общ. ред. В. Д. Попова; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. — М.: Изд-во РАГС, 2003. — 459 с., С. 38.
[8]. Плитко А. Г. Государственная информационная политика Российской Федерации: понятие, принципы и направления реализации: дис. … канд. полит. наук: 23.00.02. — М., 2005. — 158 с., С. 48.
[9]. Политика//Словарь по политологии / Под ред. проф. В. Н. Коновалова. — Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2001. — 285 с. . — URL: http://niv.ru/doc/dictionary/politology/articles/104/politika.htm
[10]. Фролов С. С. Социология. 3-е изд., доп. — М.: Гардарики, 2000. — 344 с., С. 173.
[11]. Ломов Б. Ф. Справочник по инженерной психологии / Б. Ф. Ломов — М.: Книга по Требованию, 2013. — 368 с., С. 332.
[12]. Асмолова (Плахова) Л. М. Приступаем к сложному вопросу о целевой аудитории публичных информационных ресурсов ОО. — URL: https://eduface.ru/consultation/infopolicy/pristupaem_k_slozhnomu_voprosu_o_celevoj_auditorii_publichnyh_informacionnyh_resursov_oo
[13]. Асмолова (Плахова) Л. М. Целевая аудитория публичных информационных ресурсов ОО: от каждого по потребностям в информации, а что каждому? — URL: https://eduface.ru/consultation/infopolicy/celevaya_auditoriya_publichnyh_informacionnyh_resursov_oo_ot_kazhdogo_po_potrebnostyam_v_informacii_a_chto_kazhdomu

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

КомментарииКомментариев: 0