Информационные отношения и коммуникации: от привычной для нас лексики — к сущности понятий в информационной культуре
  • От культуры отношений — к информационным отношениям
  • Информационные коммуникации — это теперь «наше всё»?
  • Начинаем знакомство с моделями социальных коммуникаций

От культуры отношений — к информационным отношениям

Наш предыдущий разговор мы посвятили сложным вопросам культуры отношений как важной составляющей информационной культуры [1]. Напомним, почему для нас приоритет культуры имеет особое значение.

изображение

Тенденция индустриального общества к разрушению смыслового содержания культуры ведет к обессмысливанию социально-исторического процесса. … Выход видится только в культурной (смысловой) динамике. … Такую динамику связывают часто с новыми информационными технологиями и средствами массовой коммуникации. Однако, эти технологии и средства, точнее цели и формы их применения, сами все больше зависят от культурных смыслов и культурной динамики.

Оба варианта развития:

  • подчинение процессов информатизации и развития массовых коммуникаций культурным смыслам
  • и выхолащивание смыслового содержания культуры процессами информатизации и массовой коммуникации не только представляются возможными, но и, видимо, уже осуществляются в мире.

А. П. Фомин [2]

изображение Таким образом, чтобы в практике деятельности наших образовательных организаций не происходило «выхолащивание смыслового содержания культуры процессами информатизации», чтобы не случилось попадание в ловушку рисков возвеличивания значения информационных технологий при уменьшении роли культуры, нам нужно было осуществить погружение в изучение вопросов культуры отношений, культуры социального диалога и культуры коммуникативного поведения участников социального взаимодействия.

Вместе с тем, мы должны уберечь себя и от рисков занижения значения информации, которая, как мы помним, является не факультативным признаком, а одним из основных условий существования человечества (Ю. М. Лотман [3, C.395]) и «хранителем культуры».

изображение

Можно сказать, что культура и информация идут рука об руку по всей истории человечества, выступая в разных соотношениях. Которая же из них первична, что от чего зависит?
Являясь исходным условием рождения культурных ценностей — сведения о чем-то ложатся в основу создания тех или иных символов культуры определенного времени, информация затем отходит на второй план — становится хранителем и распространителем культуры.

Вступление в эпоху информатизации, обусловленное принципиально возросшим значением информации в жизни общества, заметно углубило связь между рассматриваемыми категориями. Сегодня более полно проявляется значение информации как сферы современной культуры. Об этом свидетельствует, во-первых, широкое развитие функций информации как хранительницы и распространительницы культуры. Создание и совершенствование технических и технологических способов и средств получения и сохранения необходимой информации (в частности, о разнообразных культурных ценностях) превратило эти средства — электронные базы и банки данных, реестры, регистры, кадастры и прочие информационные ресурсы — в самостоятельные культурные ценности, позволяющие пользоваться ими, в том числе и независимо от собственно объектов культуры, при необходимости.

Во-вторых, сами информационные технологии, которые представляют собой результат освоения высшей формы информации, выраженной в знаниях, могут рассматриваться в качестве одного из главных символов культуры современной информационной эпохи, отражающих систему ценностей и потребностей людей.

Л. А. Сергиенко [4]

И теперь, получив общее представление об этих важных аспектах информационной культуры образовательной организации, мы приступаем к вопросам, связанным с информационными отношениями участников социального взаимодействия.

изображение

Информационные отношения — это особый вид общественных отношений, которые существуют по поводу производства и использования интеллектуальных ценностей (знаний, информации, научно-технических новшеств, алгоритмов, программ и т. д.). Информационные отношения существенно влияют на облик всей общественной системы [5].

изображение

изображение На самом деле, что такого особенного несут в себе информационные отношения, ставшие привычными в повседневной практике образовательных организаций?

Ведь мы порой и не задумываемся о том, что выступая перед своими коллегами-педагогами на совещаниях и педагогических советах, перед родителями на родительских собраниях, перед обучающимися, входя в классы и доводя до детей важную информацию от администрации ОО, мы все, участники образовательных отношений, становимся при этом участниками информационных отношений.

И не досуг нам бывает задуматься о том, что получая указания от вышестоящих организаций о необходимости сообщить тому или органу управления необходимые сведения о деятельности ОО, передавая эту информацию, размещая ее в различных государственных информационных системах (ГИС) или на официальном сайте ОО, наша образовательная организация, являясь участником отношений в сфере образования, включена в сложную систему информационных отношений в сферах государственного управления и образования.

изображение
изображение
изображение

О перегрузке образовательных организаций в системе информационных отношений пишется и говорится много (но, к сожалению, «воз и ныне там»). Однако сейчас, несмотря на важность этой животрепещущей и насущной проблемы, мы не будем включаться в ее обсуждение, а обратимся к тому, что же мы будем понимать под информационными отношениями образовательной организации.

изображение

Исходя из определения информационных отношений как отношений, возникающих при осуществлении информационных процессов, то есть процессов сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации, мы будем полагать, что данные отношения, во-первых, связаны с информацией о деятельности образовательной организации. И во-вторых, в ходе реализации информационных процессов осуществляется взаимодействие между ее участниками — участниками образовательных отношений в ОО и участниками отношений в сфере образования.

изображение

Социальное взаимодействие согласно П. А. Сорокину* выступает и как отдельное социальное явление, внутри которого происходит обмен коллективным опытом, знаниями, понятиями, характеризующийся определёнными когнитивными, эмоциональными и волевыми процессами, и как общемировой процесс. Он четко выделял социокультурный компонент взаимодействия, поскольку в соответствии с его воззрениями именно в результате социального взаимодействия возникает культура как совокупность значений, ценностей, норм и совокупность их носителей, которые социализируют и раскрывают их значения [7].

Впоследствии во многих направлениях исследования отмечалась абсолютная зависимость качества социального взаимодействия от уровня культуры, позволяющей людям конструировать социальную реальность по-новому. На этой основе П. А. Сорокин разработал классификацию социальных взаимодействий, на которую в современной социологии опираются большинство исследователей.

Н. В. Ковчина и др. [8]

Конструируя и создавая новую информационную реальность, участники отношений в сфере образования и участники образовательных отношений становятся созидателями информационной культуры, одной из важнейших характеристик которой, устанавливающей нормы социального взаимодействия в информационной сфере является правовая культура информационных отношений.

изображение

Объективно существующие и развивающиеся в обществе информационные отношения регулируются особыми информационными нормами. Информационные нормы регламентируют права, обязанности, ответственность субъектов права при производстве, распространении и использовании информации с учетом специфики информационных отношений.
Будучи урегулированы такими нормами, информационные отношения становятся правовыми.

О. А. Гаврилов [9, с.19]

изображение
изображение

Общепризнано, что культура — неотъемлемый элемент социума. Функционально феномен культуры соизмерим с систематизацией норм, образцов, эталонов. Вопросы правовых норм связаны, прежде всего, с информационной культурой как всего общества, так и отдельного человека.
Правовая культура общества зависит, прежде всего, от уровня развития правового сознания населения, т. е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т. д.
Таким образом, формирование информационной культуры личности в окружающем ее социуме невозможно без формирования ее правовой культуры.

Н. Р. Азизова и др. [10]

В основу формирования правовой культуры информационных отношений положены конституционные и законодательные нормы, в том числе установленные в Федеральном законе 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

§

Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:
1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
2) применении информационных технологий;
3) обеспечении защиты информации.

Статья 5. Информация как объект правовых отношений

1. Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
2. Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Именно правовая основа информационных отношений положена в основу одного из первых определений понятия «информационная открытость», ставшего впоследствии наиболее цитируемым в отечественных публикациях.

изображение

Информационная открытость — это организационно-правовой режим деятельности любого участника социального взаимодействия, обеспечивающий иным участникам этого взаимодействия возможность получать необходимый и достаточный объем информации (сведений) о структуре, целях, задачах, финансовых и иных существенных условиях деятельности.

В. Н. Монахов [11]

Правовая основа информационных отношений участников социального взаимодействия положена в основу не только решения задач информационной открытости, но и всей информационной политики.

изображение

Базис информационной политики, как и политики вообще, составляют совокупность норм права и механизмы их реализации. В контексте государственной информационной политики речь идет о правах граждан, юридических лиц и государства на свободное получение, распространение и использование информации, защиту конфиденциальной информации и интеллектуальной собственности.

А. П. Кузнецов [12]

изображение

Таким образом, в основе успешной реализации информационной политики и решения задач информационной открытости образовательной организации лежит правовая культура информационных отношений участников образовательных отношений и отношений в сфере образования.
При этом правовая культура выступает как определенная юридическая надстройка [13] информационных отношений участников социального взаимодействия, а сами эти отношения реализуются посредством информационных коммуникаций.

Информационные коммуникации — это теперь «наше всё»?

Одним из самых распространенных терминов современного информационного столетия стало понятие «коммуникация».

изображение

Если рассматривать коммуникацию с точки зрения этимологии, которая, как правило, подчеркивает изначальную сущность понятий, то коммуникация — это деятельность по формированию общего из разного.
Слово происходит от лат. communicatio «сообщение, переда¬ча», далее из communicare «делать общим; сообщать, соединять», да¬лее из communis «общий»; из cum (варианты co¬, com¬, con¬) «с, вместе» + mũnus «обязанность, служба».

Е. С. Борцова [14]

Как правило, в нашем сознании значение слова «коммуникация» связано со смыслами «сообщение, передача», «соединение». Именно в таком значении воспринималась коммуникация в начале появления этого термина в теории и практике.

изображение

Понимание коммуникации как передачи информации возникло после Второй Мировой войны. Примером может быть модель коммуникации Шеннона и Винера (также эта модель известна как модель информационной
трансмиссии), где коммуникация процесс передачи и восприятия информации от одного источника к другому. При этом отдельно выделяются источник информации, сообщение, получатель информации, канал передачи и шум.

Е. С. Гусева [15]

Именно с такой моделью информационной коммуникации знакомится теперь каждый школьник, изучающий курс информатики.

изображение

Знания, полученные со школьной скамьи, мы теперь применяем на практике, выстраивая информационные отношения между образовательной организацией как источником информации о деятельности и целевой аудиторией — участниками образовательных отношений и отношений в сфере образования как «приёмником» этой информации. И осуществляем мы передачу информации по каналам связи, которыми в системе публичной информационной деятельности являются информационные ресурсы в сети Интернет, и в первую очередь, официальный сайт ОО.

изображение
изображение
изображение
изображение
изображение

Вот так, «большинством голосов» руководители принимают установку на правильность уже существующей в нашей практике модели информационных отношений между образовательной организацией как источником информации и целевой аудиторией как приёмником информации.

И приняв такую установку, мы, руководители и педагоги ОО, видим в информационной культуре только ее информационную составляющую, выстраиваем информационные отношения и информационные коммуникации как отношения передачи информации между источником и получателем.

изображение

И правильность этой установки не подвергается сомнению, тем более что сейчас, в начале 2021 года каждый руководитель решает насущную задачу обеспечения соответствия новым требованиям к официальному сайту ОО.

§

Приказ Рособрнадзора от 14.08.2020 N 831

«Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ и формату представления информации» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.11.2020 N 60867)
В соответствии с пунктом 8 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 582 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 29, ст. 3964), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует по 31 декабря 2026 года.

Оперативно решая эту важную нормативно-правовую задачу информационной открытости ОО и внося изменения в структуру и содержание специального раздела «Сведения об образовательной организации», многим руководителям действительно не досуг погружаться в изучение теоретических вопросов, связанных с коммуникациями.

изображение

Но даже если мы руководители ОО, считаем для себя не нужным делом обращаться к теории, то она все равно имеет место в реальной практике наших управленческих будней, поскольку, хотим мы этого или не хотим, но нам все равно предстоит вступить в коммуникацию с органами контроля и надзора.

изображение

И каждый из руководителей не раз убеждался в том, что подобного рода коммуникация — это далеко не односторонний процесс, ограниченный передачей информации от источника к приемнику информации…
И чаще всего в нашей управленческой практике бывают ситуации, когда органы управления и надзора, принявшие от ОО информацию, затем становятся ох! какими грозными источниками информации, содержащей оценку деятельности образовательной организации, ее руководства и педагогов.

изображение
изображение
изображение
изображение

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что коммуникация — это не только односторонняя передача информации-сведений от источника к приёмнику. Это всегда взаимопередача участниками коммуникационного взаимодействия тех смыслов и значений, которые они вкладывают в информацию, передаваемую Другому.

изображение

Коммуникация как необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которой осуществляется взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей, занимает ведущее место в сфере социальных процессов.

Социальная коммуникация означает движение знаний, умений, стимулов, эмоций в социальном пространстве и социальном времени. В данном контексте социальная коммуникация выступает в качестве системообразующего фактора развития общества.

Т. М. Ланина [16]

В начале нашего разговора мы говорили о рисках «выхолащивания смыслового содержания культуры процессами информатизации и коммуникации» [2]. И теперь мы со знанием дела можем указать себе на источник появления этих рисков.

изображение

Сосредоточившись сугубо на информационных отношениях и создавая информационные (преимущественно односторонние) коммуникации между источником и получателем информации, мы, как правило, упускаем из виду их социальный смысл коммуникаций, который заключается в соединении и делании общего (communicare — «делать общим; сообщать, соединять»).

изображение И чтобы более не «наступать на грабли» и не повторять в нашей практике подобных ошибок, напомним себе уже знакомую нам цитату Альберта Эйнштейна:
Вы никогда не сумеете решить возникшую проблему, если сохраните то же мышление и тот же подход, который привел вас к этой проблеме. [17]

Устранению подобного крена в наших установках будет способствовать изменение сугубо технических (а точнее, бессубъектных) подходов к пониманию коммуникаций только как передаче информации от источника к приёмнику, к представлению их в контексте социальных отношений.

изображение

Именно поэтому в следующей части нашего разговора нам предстоит погружение в изучение понятия «социальные коммуникации» и основных моделей социальных коммуникаций.

Начинаем знакомство с моделями социальных коммуникаций

Коммуникация представляет собой многогранное явление, исследование которого ведется с разных позиций и подходов. В контексте информационной культуры главные акценты должны быть нами поставлены на смысловом и социальном значении коммуникаций.

изображение

Фундаментальный вопрос — вопрос о типе взаимодействия — формулируется следующим образом:
Какой тип взаимодействия между объектами может быть обозначен как коммуникация и, соответственно, какие характеристики необходимо и достаточно характеризуют коммуникативное взаимодействие?
Во-первых, коммуникация — это субъект-субъектное взаимодействие. Во-вторых, коммуникация — это опосредованное взаимодействие двух и более субъектов.
В качестве звена-посредника, осуществляющего связь между двумя субъектами и таким образом создающего коммуникативное взаимодействие, выступают информационные образования, имеющие смысл для обоих субъектов.

изображение Таким образом, коммуникация — это информационное взаимодействие, или субъект-субъектное взаимодействие, опосредованное информацией, имеющей смысл для обоих субъектов.

Д. П. Гавра [18, С. 59–60]

В формировании социальных отношений как важнейшей составляющей информационной культуры участвуют, с одной стороны информационные коммуникации как взаимодействия между субъектами. И в этих коммуникациях посредником (и тем, посредством чего осуществляется прояснение позиций и взаимопонимание), становится информация, которая имеет для субъектов взаимодействия смысл и значение — т. е. то, что, что делает из разного общее.

С другой стороны, социальные отношения формируются в процессе социального диалога как диалога культур. Таким образом, в информационной культуре проявляет себя важная взаимосвязь, рассматриваемая как социальные коммуникации.

изображение

Социальная коммуникация — процесс взаимодействия субъектов в обществе, целью которого выступает достижение взаимопонимания;
формой — совместная деятельность участников взаимодействия, в ходе которой осознаются потребности коммуникации, согласуются личные и общественные интересы, вырабатываются общие образцы поведения;
содержанием — производство, обмен, потребление и использование информации.
Социальная коммуникация выступает как один из базовых механизмов и неотъемлемая составляющая социального процесса, обеспечивая саму возможность формирования социальных связей, управления совместной жизнедеятельностью людей и регулирования ее отдельных областей, накопление и трансляцию социального опыта. [19]

При всем разнообразии видов и форм социальных коммуникаций, существовавших ранее и интенсивно развивающихся в нынешнем информационно-сетевом столетии, существуют общие подходы к представлению моделей коммуникаций.

изображение

Модели, сформулированные в ходе анализа социальной коммуникации, разительно отличаются друг от друга. Причина этого научного явления кроется в различных подходах, положенных в основу при рассмотрении процесса коммуникации.

Современная наука рассматривает социальную коммуникацию с разных точек зрения. В теоретических исследованиях социальная коммуникация рассматривается:
или как действие − односторонний процесс передачи сигналов без осуществления обратной связи,
или как взаимодействие − двусторонний процесс обмена информацией,
или как коммуникативный процесс, в котором коммуниканты поочередно и непрерывно выступают в роли источника и получателя информации.
Это обстоятельство и является одним из основных критериев классификации моделей социальной коммуникации.
Н. А. Ореховская [20, С. 104]

изображение

Какие же из представленных в теории моделей социальных коммуникаций мы, руководители и педагоги ОО, создавая в своих образовательных организациях официальный сайт, персональные и тематические сайты, предпочитаем использовать, и почему?

Отвечая на первую часть вопроса, мы с достаточной уверенностью можем сказать, что практически во всех создаваемых в ОО публичных информационных ресурсах «лидирует» модель односторонней передачи образовательной организацией информации о деятельности ОО к ее целевой аудитории.

Справедливости ради отметим, что в тех образовательных организациях, чьи официальные сайты соответствуют требованиям, наличествуют сервисы, предназначенные для получения обратной связи от пользователей информации. В какой степени эффективно они используются сторонами, передающими и получающими информацию о деятельности ОО? — это вопрос, требующий отдельного рассмотрения, на который мы обязательно обратим свое внимание.

изображение

А вот вопрос о том, почему же в наших публичных информационных ресурсах, создаваемых в ОО, практически не используется (или в очень малой степени используется) модель, соответствующая принципам коммуникативного процесса, в котором взаимодействующие стороны поочередно и непрерывно выступают в роли источника и получателя информации? — Этот вопрос нам необходимо поставить сейчас.

Акцент на этой ситуации позволит нам увидеть и разглядеть одно из острых противоречий, которым является расхождение между тем, что мы декларируем, формулируя направленность информационной политики образовательной организации [21], и теми моделями коммуникаций со своей целевой аудиторией, которые мы привычно и традиционно используем, создавая публичные информационные ресурсы ОО в сети Интернет.

изображение

На самом деле, сможем ли мы достичь целей информационной политики в системе публичной информационной деятельности ОО, ориентированных на формирование социального доверия к нашей образовательной организации через информационно-коммуникационное взаимодействие с целевой аудиторией как носителем общественного и профессионального мнения о деятельности ОО [22], если:

  • основной моделью коммуникации с целевой аудиторией на наших публичных информационных ресурсах в сети Интернет является одностороннее информирование?
  • получение обратной связи от пользователей информации мы рассматриваем как необходимость формального соблюдения требований о наличии подобных сервисов на наших сайтах?
изображение
изображение
изображение

Серьезный довод приводят наши коллеги. И они, безусловно, правы в том, что для достижения цели информирования участников образовательных отношений в ОО и участников отношений в сфере образования, результатом которой является информированная о деятельности ОО целевая аудитория [21], мы должны обладать знаниями о моделях коммуникации, которые будут способствовать эффективному решению этой области задач информационной политики.

И начнем мы свое приращение знаний с того, что внимательно посмотрим на уже ставшую для нас привычной модель коммуникаций «источник информации получатель информации». Что мы о ней знаем?
На первый взгляд, этот не сложный вопрос, ответ на который, как нам кажется, лежит на поверхности, для многих из нас, руководителей и педагогов ОО, постоянно использующих в своей практике данную модель коммуникаций, может поставить тупик.

изображение

Почему использование одной и той же модели передачи информации от образовательной организации через публичные информационные ресурсы ОО в сети Интернет в одних образовательных организациях приводит к успеху, а в других — нет?
Разбираться в этой проблеме мы будем в следующей теме нашего разговора, в которой нам предстоит обрести знания в области основ теории коммуникации [23] и увидеть, как изменилась известная со времен Аристотеля модель коммуникации «оратор — речь — слушатель» до наших дней.

Источники

[1]. Асмолова (Плахова) Л. М. Погружаемся в изучение информационной культуры образовательной организации. — URL: https://eduface.ru/consultation/infopolicy/pogruzhaemsya_v_izuchenie_informacionnoj_kul_tury_obrazovatel_noj_organizacii
[2]. Фомин А.П. «Смысловое содержание культуры и проблема модернизации»// Теоретический журнал «Credo new». — 2006 — № 3. — URL: http://credonew.ru/content/view/567/58/
[3]. Лотман Ю. М. Семиосфера. — СПб.: Искусство-СПб, 2010. — 704 с.
[4]. Сергиенко, Л. А. Культура и гражданское общество [Текст] / Л. А. Сергиенко // Информационные ресурсы России. — 2007. — № 6. — с. 6–10 — URL: http://www.aselibrary.ru/datadocs/doc_729yu.pdf
[5]. Информационные отношения/ Толковый словарь обществоведческих терминов. Н. Е. Яценко. 1999. — URL: http://www.slovarnik.ru/html_tsot/i/informacionn3e-otnoqeni8.html
[6]. Сорокин Питирим Александрович. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сорокин, _Питирим_Александрович
[7]. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. — М.: Политиздат, 1992. — 543 с., С. 218–219
[8]. Ковчина Н.В., Игнатова В. В. Междисциплинарный анализ феномена «социальное взаимодействие»// Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 3. — URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13350
[9]. Гаврилов О. А. Курс правовой информатики: Учебник для вузов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА), 2002. — 432 с
[10]. Формирование профессиональной компетентности педагога. Поликультурная и информационная компетентность: учебное пособие для вузов / Н. Р. Азизова, Н. А. Савотина, М. И. Бочаров, С. В. Зенкина. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 162 с. — URL: https://studme.org/98950/pedagogika/normativno_pravovye_osnovy_formirovaniya_informatsionnoy_kultury_protsesse_obespecheniya_informatsionnoy_
[11]. Монахов В. Н. Информационная открытость: политико-правовые аспекты //Контроль гражданского общества за информационной открытостью власти: теория и практика [Сост.: И. Дзялошинский]. Москва: Комиссия по свободе доступа к информации, 1998. — 135 с. — URL: http://www.dzyalosh.ru/02-dostup/books/control/monahov.html
[12]. Кузнецов А. П. Правовое обеспечение информационных отношений в России.//Проблемы экономики и юридической практики, № 2, 2007, С. 165–168.
[13]. Сальников В. П. Правовая культура / Теория государства и права. — М., Наука, 2000. — 630 с., С.98
[14]. Борцова Е. С. История понятия «Коммуникация» в науке, философии, методологии и социальном управлении //Вестник Московского государственного университета печати, № 2, 2015, С. 447–458.
[15]. Гусева Е. С. Отличия коммуникации от информации и их роль в контент-маркетинге //Вектор экономики, 2018. -4 (22). — С. 16. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34861612
[16]. Ланина Т. М. Коммуникация в информационном обществе: трудности диалога // Молодой ученый. — 2009. — № 11 (11). — С. 174–178. — URL: https://moluch.ru/archive/11/786/
17]. Альберт Эйнштейн о решении проблем. — URL: https://da-info.pro/stream/albert-ejnstejn-o-resenii-problem-2
[18]. Гавра Д. П. Основы теории коммуникации: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер, 2011. — 288 с.
[19]. Социология: словарь-справочник / Южный федеральный ун-т, Ин-т по переподгот. и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук; [А. В. Лубский (рук.) и др.] ; под общ. ред. Ю. Г. Волкова. — Москва; Краснодар: Диапазон-В, 2006. — 347 с. — URL: https://voluntary.ru/termin/kommunikacija-socialnaja.html
[20]. Ореховская Н.А. К вопросу определения понятия «социальная коммуникация»// Социально-гуманитарные знания, 2016. № 2. С. 104–109.
[21]. Асмолова (Плахова) Л. М. Информационная политика образовательной организации направляет и ведет: куда? к чему? для достижения чего? — URL: https://eduface.ru/consultation/infopolicy/informacionnaya_politika_obrazovatel_noj_organizacii_napravlyaet_i_vedet_kuda_k_chemu_dlya_dostizheniya_chego.
[22]. Асмолова (Плахова) Л. М. Многоплановая информационная политика ОО: а нужно ли образовательной организации столько направлений? — URL: https://eduface.ru/consultation/infopolicy/mnogoplanovaya_informacionnaya_politika_oo_a_nuzhno_li_obrazovatel_noj_organizacii_stol_ko_napravlenij
[23]. Основы теории коммуникации: Учебник /Под ред. проф. М. А. Василика. — М.: Гардарики, 2003. — 615 с.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

КомментарииКомментариев: 0