- От культуры отношений — к информационным отношениям
- Информационные коммуникации — это теперь «наше всё»?
- Начинаем знакомство с моделями социальных коммуникаций
От культуры отношений — к информационным отношениям
Наш предыдущий разговор мы посвятили сложным вопросам культуры отношений как важной составляющей информационной культуры [1]. Напомним, почему для нас приоритет культуры имеет особое значение.

Тенденция индустриального общества к разрушению смыслового содержания культуры ведет к обессмысливанию социально-исторического процесса. … Выход видится только в культурной (смысловой) динамике. … Такую динамику связывают часто с новыми информационными технологиями и средствами массовой коммуникации. Однако, эти технологии и средства, точнее цели и формы их применения, сами все больше зависят от культурных смыслов и культурной динамики.
Оба варианта развития:
- подчинение процессов информатизации и развития массовых коммуникаций культурным смыслам
- и выхолащивание смыслового содержания культуры процессами информатизации и массовой коммуникации не только представляются возможными, но и, видимо, уже осуществляются в мире.
А. П. Фомин [2]
Таким образом, чтобы в практике деятельности наших образовательных организаций не происходило «выхолащивание смыслового содержания культуры процессами информатизации», чтобы не случилось попадание в ловушку рисков возвеличивания значения информационных технологий при уменьшении роли культуры, нам нужно было осуществить погружение в изучение вопросов культуры отношений, культуры социального диалога и культуры коммуникативного поведения участников социального взаимодействия.
Вместе с тем, мы должны уберечь себя и от рисков занижения значения информации, которая, как мы помним, является не факультативным признаком, а одним из основных условий существования человечества (Ю. М. Лотман [3, C.395]) и «хранителем культуры».

Можно сказать, что культура и информация идут рука об руку по всей истории человечества, выступая в разных соотношениях. Которая же из них первична, что от чего зависит?
Являясь исходным условием рождения культурных ценностей — сведения о чем-то ложатся в основу создания тех или иных символов культуры определенного времени, информация затем отходит на второй план — становится хранителем и распространителем культуры.
Вступление в эпоху информатизации, обусловленное принципиально возросшим значением информации в жизни общества, заметно углубило связь между рассматриваемыми категориями. Сегодня более полно проявляется значение информации как сферы современной культуры. Об этом свидетельствует, во-первых, широкое развитие функций информации как хранительницы и распространительницы культуры. Создание и совершенствование технических и технологических способов и средств получения и сохранения необходимой информации (в частности, о разнообразных культурных ценностях) превратило эти средства — электронные базы и банки данных, реестры, регистры, кадастры и прочие информационные ресурсы — в самостоятельные культурные ценности, позволяющие пользоваться ими, в том числе и независимо от собственно объектов культуры, при необходимости.
Во-вторых, сами информационные технологии, которые представляют собой результат освоения высшей формы информации, выраженной в знаниях, могут рассматриваться в качестве одного из главных символов культуры современной информационной эпохи, отражающих систему ценностей и потребностей людей.
Л. А. Сергиенко [4]
И теперь, получив общее представление об этих важных аспектах информационной культуры образовательной организации, мы приступаем к вопросам, связанным с информационными отношениями участников социального взаимодействия.

Информационные отношения — это особый вид общественных отношений, которые существуют по поводу производства и использования интеллектуальных ценностей (знаний, информации, научно-технических новшеств, алгоритмов, программ и т. д.). Информационные отношения существенно влияют на облик всей общественной системы [5].

На самом деле, что такого особенного несут в себе информационные отношения, ставшие привычными в повседневной практике образовательных организаций?
Ведь мы порой и не задумываемся о том, что выступая перед своими коллегами-педагогами на совещаниях и педагогических советах, перед родителями на родительских собраниях, перед обучающимися, входя в классы и доводя до детей важную информацию от администрации ОО, мы все, участники образовательных отношений, становимся при этом участниками информационных отношений.
И не досуг нам бывает задуматься о том, что получая указания от вышестоящих организаций о необходимости сообщить тому или органу управления необходимые сведения о деятельности ОО, передавая эту информацию, размещая ее в различных государственных информационных системах (ГИС) или на официальном сайте ОО, наша образовательная организация, являясь участником отношений в сфере образования, включена в сложную систему информационных отношений в сферах государственного управления и образования.



О перегрузке образовательных организаций в системе информационных отношений пишется и говорится много (но, к сожалению, «воз и ныне там»). Однако сейчас, несмотря на важность этой животрепещущей и насущной проблемы, мы не будем включаться в ее обсуждение, а обратимся к тому, что же мы будем понимать под информационными отношениями образовательной организации.

Исходя из определения информационных отношений как отношений, возникающих при осуществлении информационных процессов, то есть процессов сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации, мы будем полагать, что данные отношения, во-первых, связаны с информацией о деятельности образовательной организации. И во-вторых, в ходе реализации информационных процессов осуществляется взаимодействие между ее участниками — участниками образовательных отношений в ОО и участниками отношений в сфере образования.

Социальное взаимодействие согласно П. А. Сорокину* выступает и как отдельное социальное явление, внутри которого происходит обмен коллективным опытом, знаниями, понятиями, характеризующийся определёнными когнитивными, эмоциональными и волевыми процессами, и как общемировой процесс. Он четко выделял социокультурный компонент взаимодействия, поскольку в соответствии с его воззрениями именно в результате социального взаимодействия возникает культура как совокупность значений, ценностей, норм и совокупность их носителей, которые социализируют и раскрывают их значения [7].
Впоследствии во многих направлениях исследования отмечалась абсолютная зависимость качества социального взаимодействия от уровня культуры, позволяющей людям конструировать социальную реальность по-новому. На этой основе П. А. Сорокин разработал классификацию социальных взаимодействий, на которую в современной социологии опираются большинство исследователей.
Н. В. Ковчина и др. [8]
Конструируя и создавая новую информационную реальность, участники отношений в сфере образования и участники образовательных отношений становятся созидателями информационной культуры, одной из важнейших характеристик которой, устанавливающей нормы социального взаимодействия в информационной сфере является правовая культура информационных отношений.

Объективно существующие и развивающиеся в обществе информационные отношения регулируются особыми информационными нормами. Информационные нормы регламентируют права, обязанности, ответственность субъектов права при производстве, распространении и использовании информации с учетом специфики информационных отношений.
Будучи урегулированы такими нормами, информационные отношения становятся правовыми.
О. А. Гаврилов [9, с.19]


Общепризнано, что культура — неотъемлемый элемент социума. Функционально феномен культуры соизмерим с систематизацией норм, образцов, эталонов. Вопросы правовых норм связаны, прежде всего, с информационной культурой как всего общества, так и отдельного человека.
Правовая культура общества зависит, прежде всего, от уровня развития правового сознания населения, т. е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т. д.
Таким образом, формирование информационной культуры личности в окружающем ее социуме невозможно без формирования ее правовой культуры.
Н. Р. Азизова и др. [10]
В основу формирования правовой культуры информационных отношений положены конституционные и законодательные нормы, в том числе установленные в Федеральном законе 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:
1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
2) применении информационных технологий;
3) обеспечении защиты информации.
Статья 5. Информация как объект правовых отношений
1. Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
2. Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
Именно правовая основа информационных отношений положена в основу одного из первых определений понятия «информационная открытость», ставшего впоследствии наиболее цитируемым в отечественных публикациях.

Информационная открытость — это организационно-правовой режим деятельности любого участника социального взаимодействия, обеспечивающий иным участникам этого взаимодействия возможность получать необходимый и достаточный объем информации (сведений) о структуре, целях, задачах, финансовых и иных существенных условиях деятельности.
В. Н. Монахов [11]
Правовая основа информационных отношений участников социального взаимодействия положена в основу не только решения задач информационной открытости, но и всей информационной политики.

Базис информационной политики, как и политики вообще, составляют совокупность норм права и механизмы их реализации. В контексте государственной информационной политики речь идет о правах граждан, юридических лиц и государства на свободное получение, распространение и использование информации, защиту конфиденциальной информации и интеллектуальной собственности.
А. П. Кузнецов [12]

Таким образом, в основе успешной реализации информационной политики и решения задач информационной открытости образовательной организации лежит правовая культура информационных отношений участников образовательных отношений и отношений в сфере образования.
При этом правовая культура выступает как определенная юридическая надстройка [13] информационных отношений участников социального взаимодействия, а сами эти отношения реализуются посредством информационных коммуникаций.
Информационные коммуникации — это теперь «наше всё»?
Одним из самых распространенных терминов современного информационного столетия стало понятие «коммуникация».

Если рассматривать коммуникацию с точки зрения этимологии, которая, как правило, подчеркивает изначальную сущность понятий, то коммуникация — это деятельность по формированию общего из разного.
Слово происходит от лат. communicatio «сообщение, переда¬ча», далее из communicare «делать общим; сообщать, соединять», да¬лее из communis «общий»; из cum (варианты co¬, com¬, con¬) «с, вместе» + mũnus «обязанность, служба».
Е. С. Борцова [14]
Как правило, в нашем сознании значение слова «коммуникация» связано со смыслами «сообщение, передача», «соединение». Именно в таком значении воспринималась коммуникация в начале появления этого термина в теории и практике.

Понимание коммуникации как передачи информации возникло после Второй Мировой войны. Примером может быть модель коммуникации Шеннона и Винера (также эта модель известна как модель информационной
трансмиссии), где коммуникация — процесс передачи и восприятия информации от одного источника к другому. При этом отдельно выделяются источник информации, сообщение, получатель информации, канал передачи и шум.
Е. С. Гусева [15]
Именно с такой моделью информационной коммуникации знакомится теперь каждый школьник, изучающий курс информатики.

Знания, полученные со школьной скамьи, мы теперь применяем на практике, выстраивая информационные отношения между образовательной организацией как источником информации о деятельности и целевой аудиторией — участниками образовательных отношений и отношений в сфере образования как «приёмником» этой информации. И осуществляем мы передачу информации по каналам связи, которыми в системе публичной информационной деятельности являются информационные ресурсы в сети Интернет, и в первую очередь, официальный сайт ОО.





Вот так, «большинством голосов» руководители принимают установку на правильность уже существующей в нашей практике модели информационных отношений между образовательной организацией как источником информации и целевой аудиторией как приёмником информации.
И приняв такую установку, мы, руководители и педагоги ОО, видим в информационной культуре только ее информационную составляющую, выстраиваем информационные отношения и информационные коммуникации как отношения передачи информации между источником и получателем.

И правильность этой установки не подвергается сомнению, тем более что сейчас, в начале 2021 года каждый руководитель решает насущную задачу обеспечения соответствия новым требованиям к официальному сайту ОО.
Приказ Рособрнадзора от 14.08.2020 N 831
«Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ и формату представления информации» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.11.2020 N 60867)
В соответствии с пунктом 8 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 582 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 29, ст. 3964), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует по 31 декабря 2026 года.
Оперативно решая эту важную нормативно-правовую задачу информационной открытости ОО и внося изменения в структуру и содержание специального раздела «Сведения об образовательной организации», многим руководителям действительно не досуг погружаться в изучение теоретических вопросов, связанных с коммуникациями.

Но даже если мы руководители ОО, считаем для себя не нужным делом обращаться к теории, то она все равно имеет место в реальной практике наших управленческих будней, поскольку, хотим мы этого или не хотим, но нам все равно предстоит вступить в коммуникацию с органами контроля и надзора.

И каждый из руководителей не раз убеждался в том, что подобного рода коммуникация — это далеко не односторонний процесс, ограниченный передачей информации от источника к приемнику информации…
И чаще всего в нашей управленческой практике бывают ситуации, когда органы управления и надзора, принявшие от ОО информацию, затем становятся ох! какими грозными источниками информации, содержащей оценку деятельности образовательной организации, ее руководства и педагогов.




Таким образом, мы приходим к выводу о том, что коммуникация — это не только односторонняя передача информации-сведений от источника к приёмнику. Это всегда взаимопередача участниками коммуникационного взаимодействия тех смыслов и значений, которые они вкладывают в информацию, передаваемую Другому.

Коммуникация как необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которой осуществляется взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей, занимает ведущее место в сфере социальных процессов.
Социальная коммуникация означает движение знаний, умений, стимулов, эмоций в социальном пространстве и социальном времени. В данном контексте социальная коммуникация выступает в качестве системообразующего фактора развития общества.
Т. М. Ланина [16]
В начале нашего разговора мы говорили о рисках «выхолащивания смыслового содержания культуры процессами информатизации и коммуникации» [2]. И теперь мы со знанием дела можем указать себе на источник появления этих рисков.

Сосредоточившись сугубо на информационных отношениях и создавая информационные (преимущественно односторонние) коммуникации между источником и получателем информации, мы, как правило, упускаем из виду их социальный смысл коммуникаций, который заключается в соединении и делании общего (communicare — «делать общим; сообщать, соединять»).
И чтобы более не «наступать на грабли» и не повторять в нашей практике подобных ошибок, напомним себе уже знакомую нам цитату Альберта Эйнштейна:
Вы никогда не сумеете решить возникшую проблему, если сохраните то же мышление и тот же подход, который привел вас к этой проблеме. [17]
Устранению подобного крена в наших установках будет способствовать изменение сугубо технических (а точнее, бессубъектных) подходов к пониманию коммуникаций только как передаче информации от источника к приёмнику, к представлению их в контексте социальных отношений.

Именно поэтому в следующей части нашего разговора нам предстоит погружение в изучение понятия «социальные коммуникации» и основных моделей социальных коммуникаций.
Начинаем знакомство с моделями социальных коммуникаций
Коммуникация представляет собой многогранное явление, исследование которого ведется с разных позиций и подходов. В контексте информационной культуры главные акценты должны быть нами поставлены на смысловом и социальном значении коммуникаций.

Фундаментальный вопрос — вопрос о типе взаимодействия — формулируется следующим образом:
Какой тип взаимодействия между объектами может быть обозначен как коммуникация и, соответственно, какие характеристики необходимо и достаточно характеризуют коммуникативное взаимодействие?
Во-первых, коммуникация — это субъект-субъектное взаимодействие. Во-вторых, коммуникация — это опосредованное взаимодействие двух и более субъектов.
В качестве звена-посредника, осуществляющего связь между двумя субъектами и таким образом создающего коммуникативное взаимодействие, выступают информационные образования, имеющие смысл для обоих субъектов.
Таким образом, коммуникация — это информационное взаимодействие, или субъект-субъектное взаимодействие, опосредованное информацией, имеющей смысл для обоих субъектов.
Д. П. Гавра [18, С. 59–60]
В формировании социальных отношений как важнейшей составляющей информационной культуры участвуют, с одной стороны информационные коммуникации как взаимодействия между субъектами. И в этих коммуникациях посредником (и тем, посредством чего осуществляется прояснение позиций и взаимопонимание), становится информация, которая имеет для субъектов взаимодействия смысл и значение — т. е. то, что, что делает из разного общее.
С другой стороны, социальные отношения формируются в процессе социального диалога как диалога культур. Таким образом, в информационной культуре проявляет себя важная взаимосвязь, рассматриваемая как социальные коммуникации.

Социальная коммуникация — процесс взаимодействия субъектов в обществе, целью которого выступает достижение взаимопонимания;
формой — совместная деятельность участников взаимодействия, в ходе которой осознаются потребности коммуникации, согласуются личные и общественные интересы, вырабатываются общие образцы поведения;
содержанием — производство, обмен, потребление и использование информации.
Социальная коммуникация выступает как один из базовых механизмов и неотъемлемая составляющая социального процесса, обеспечивая саму возможность формирования социальных связей, управления совместной жизнедеятельностью людей и регулирования ее отдельных областей, накопление и трансляцию социального опыта. [19]
При всем разнообразии видов и форм социальных коммуникаций, существовавших ранее и интенсивно развивающихся в нынешнем информационно-сетевом столетии, существуют общие подходы к представлению моделей коммуникаций.

Модели, сформулированные в ходе анализа социальной коммуникации, разительно отличаются друг от друга. Причина этого научного явления кроется в различных подходах, положенных в основу при рассмотрении процесса коммуникации.
Современная наука рассматривает социальную коммуникацию с разных точек зрения. В теоретических исследованиях социальная коммуникация рассматривается:
или как действие − односторонний процесс передачи сигналов без осуществления обратной связи,
или как взаимодействие − двусторонний процесс обмена информацией,
или как коммуникативный процесс, в котором коммуниканты поочередно и непрерывно выступают в роли источника и получателя информации.
Это обстоятельство и является одним из основных критериев классификации моделей социальной коммуникации.
Н. А. Ореховская [20, С. 104]

Какие же из представленных в теории моделей социальных коммуникаций мы, руководители и педагоги ОО, создавая в своих образовательных организациях официальный сайт, персональные и тематические сайты, предпочитаем использовать, и почему?
Отвечая на первую часть вопроса, мы с достаточной уверенностью можем сказать, что практически во всех создаваемых в ОО публичных информационных ресурсах «лидирует» модель односторонней передачи образовательной организацией информации о деятельности ОО к ее целевой аудитории.
Справедливости ради отметим, что в тех образовательных организациях, чьи официальные сайты соответствуют требованиям, наличествуют сервисы, предназначенные для получения обратной связи от пользователей информации. В какой степени эффективно они используются сторонами, передающими и получающими информацию о деятельности ОО? — это вопрос, требующий отдельного рассмотрения, на который мы обязательно обратим свое внимание.

А вот вопрос о том, почему же в наших публичных информационных ресурсах, создаваемых в ОО, практически не используется (или в очень малой степени используется) модель, соответствующая принципам коммуникативного процесса, в котором взаимодействующие стороны поочередно и непрерывно выступают в роли источника и получателя информации? — Этот вопрос нам необходимо поставить сейчас.
Акцент на этой ситуации позволит нам увидеть и разглядеть одно из острых противоречий, которым является расхождение между тем, что мы декларируем, формулируя направленность информационной политики образовательной организации [21], и теми моделями коммуникаций со своей целевой аудиторией, которые мы привычно и традиционно используем, создавая публичные информационные ресурсы ОО в сети Интернет.

На самом деле, сможем ли мы достичь целей информационной политики в системе публичной информационной деятельности ОО, ориентированных на формирование социального доверия к нашей образовательной организации через информационно-коммуникационное взаимодействие с целевой аудиторией как носителем общественного и профессионального мнения о деятельности ОО [22], если:
- основной моделью коммуникации с целевой аудиторией на наших публичных информационных ресурсах в сети Интернет является одностороннее информирование?
- получение обратной связи от пользователей информации мы рассматриваем как необходимость формального соблюдения требований о наличии подобных сервисов на наших сайтах?



Серьезный довод приводят наши коллеги. И они, безусловно, правы в том, что для достижения цели информирования участников образовательных отношений в ОО и участников отношений в сфере образования, результатом которой является информированная о деятельности ОО целевая аудитория [21], мы должны обладать знаниями о моделях коммуникации, которые будут способствовать эффективному решению этой области задач информационной политики.
И начнем мы свое приращение знаний с того, что внимательно посмотрим на уже ставшую для нас привычной модель коммуникаций «источник информации получатель информации». Что мы о ней знаем?
На первый взгляд, этот не сложный вопрос, ответ на который, как нам кажется, лежит на поверхности, для многих из нас, руководителей и педагогов ОО, постоянно использующих в своей практике данную модель коммуникаций, может поставить тупик.

Почему использование одной и той же модели передачи информации от образовательной организации через публичные информационные ресурсы ОО в сети Интернет в одних образовательных организациях приводит к успеху, а в других — нет?
Разбираться в этой проблеме мы будем в следующей теме нашего разговора, в которой нам предстоит обрести знания в области основ теории коммуникации [23] и увидеть, как изменилась известная со времен Аристотеля модель коммуникации «оратор — речь — слушатель» до наших дней.
Источники
[1]. Асмолова (Плахова) Л. М. Погружаемся в изучение информационной культуры образовательной организации. — URL: https://eduface.ru/consultation/infopolicy/pogruzhaemsya_v_izuchenie_informacionnoj_kul_tury_obrazovatel_noj_organizacii
[2]. Фомин А.П. «Смысловое содержание культуры и проблема модернизации»// Теоретический журнал «Credo new». — 2006 — № 3. — URL: http://credonew.ru/content/view/567/58/
[3]. Лотман Ю. М. Семиосфера. — СПб.: Искусство-СПб, 2010. — 704 с.
[4]. Сергиенко, Л. А. Культура и гражданское общество [Текст] / Л. А. Сергиенко // Информационные ресурсы России. — 2007. — № 6. — с. 6–10 — URL: http://www.aselibrary.ru/datadocs/doc_729yu.pdf
[5]. Информационные отношения/ Толковый словарь обществоведческих терминов. Н. Е. Яценко. 1999. — URL: http://www.slovarnik.ru/html_tsot/i/informacionn3e-otnoqeni8.html
[6]. Сорокин Питирим Александрович. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сорокин, _Питирим_Александрович
[7]. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. — М.: Политиздат, 1992. — 543 с., С. 218–219
[8]. Ковчина Н.В., Игнатова В. В. Междисциплинарный анализ феномена «социальное взаимодействие»// Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 3. — URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13350
[9]. Гаврилов О. А. Курс правовой информатики: Учебник для вузов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА), 2002. — 432 с
[10]. Формирование профессиональной компетентности педагога. Поликультурная и информационная компетентность: учебное пособие для вузов / Н. Р. Азизова, Н. А. Савотина, М. И. Бочаров, С. В. Зенкина. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 162 с. — URL: https://studme.org/98950/pedagogika/normativno_pravovye_osnovy_formirovaniya_informatsionnoy_kultury_protsesse_obespecheniya_informatsionnoy_
[11]. Монахов В. Н. Информационная открытость: политико-правовые аспекты //Контроль гражданского общества за информационной открытостью власти: теория и практика [Сост.: И. Дзялошинский]. Москва: Комиссия по свободе доступа к информации, 1998. — 135 с. — URL: http://www.dzyalosh.ru/02-dostup/books/control/monahov.html
[12]. Кузнецов А. П. Правовое обеспечение информационных отношений в России.//Проблемы экономики и юридической практики, № 2, 2007, С. 165–168.
[13]. Сальников В. П. Правовая культура / Теория государства и права. — М., Наука, 2000. — 630 с., С.98
[14]. Борцова Е. С. История понятия «Коммуникация» в науке, философии, методологии и социальном управлении //Вестник Московского государственного университета печати, № 2, 2015, С. 447–458.
[15]. Гусева Е. С. Отличия коммуникации от информации и их роль в контент-маркетинге //Вектор экономики, 2018. -4 (22). — С. 16. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34861612
[16]. Ланина Т. М. Коммуникация в информационном обществе: трудности диалога // Молодой ученый. — 2009. — № 11 (11). — С. 174–178. — URL: https://moluch.ru/archive/11/786/
17]. Альберт Эйнштейн о решении проблем. — URL: https://da-info.pro/stream/albert-ejnstejn-o-resenii-problem-2
[18]. Гавра Д. П. Основы теории коммуникации: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер, 2011. — 288 с.
[19]. Социология: словарь-справочник / Южный федеральный ун-т, Ин-т по переподгот. и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук; [А. В. Лубский (рук.) и др.] ; под общ. ред. Ю. Г. Волкова. — Москва; Краснодар: Диапазон-В, 2006. — 347 с. — URL: https://voluntary.ru/termin/kommunikacija-socialnaja.html
[20]. Ореховская Н.А. К вопросу определения понятия «социальная коммуникация»// Социально-гуманитарные знания, 2016. № 2. С. 104–109.
[21]. Асмолова (Плахова) Л. М. Информационная политика образовательной организации направляет и ведет: куда? к чему? для достижения чего? — URL: https://eduface.ru/consultation/infopolicy/informacionnaya_politika_obrazovatel_noj_organizacii_napravlyaet_i_vedet_kuda_k_chemu_dlya_dostizheniya_chego.
[22]. Асмолова (Плахова) Л. М. Многоплановая информационная политика ОО: а нужно ли образовательной организации столько направлений? — URL: https://eduface.ru/consultation/infopolicy/mnogoplanovaya_informacionnaya_politika_oo_a_nuzhno_li_obrazovatel_noj_organizacii_stol_ko_napravlenij
[23]. Основы теории коммуникации: Учебник /Под ред. проф. М. А. Василика. — М.: Гардарики, 2003. — 615 с.