«Как вы лодку назовете, так она и поплывет»: определяем название объекта изучения, он же объект нашего управления
  • Управляем тем, о чем знаем… очень мало
  • От мотивации «знаю и делаю то, что требуют» — к мотивации познания=понимания объекта управления
  • Так что же является объектом нашего изучения=объектом управления в ОО?
  • Углубляемся в понимание деятельности, направленной на информирование
  • На какие результаты деятельности мы будем ориентироваться?

Управляем тем, о чем знаем… очень мало

Мы уже не раз говорили о том, что в решении законодательно поставленной задачи информационной открытости образовательным организациям приходится идти непроторенным путем в новой для них деятельности.

При этом руководство ОО оказывается в сложной ситуации управления объектом, цели, функции, структура которого пока еще не прояснены и не поняты теми, кто должен всем этим управлять, добиваясь результатов и делая это эффективно.

изображение

Так чем же мы управляем, решая задачи информационной открытости и держа в поле нашего управленческого внимания информационные ресурсы ОО, из которых главным для нас, руководителей, является официальный сайт образовательной организации?

Давайте попробуем обрисовать эту управленческую ситуацию, в которой мы оказались. И на помощь нам придет системное представление объекта, в соответствии с которым мы, системно мыслящие руководители, должны понимать, о каком объекте управления идет речь, каковы его цели, какие функции он выполняет, какие задачи призван решать?

В соответствии с этими знаниями мы можем правильно спроектировать структуру объекта управления и уделить должное внимание организации его функционирования, что, в свою очередь, позволит нам выявить процессы управления поведением системы, «обеспечивающих стабильный характер поведения и достижение системой результатов» [1].

изображение

Сравнивая теорию с положением дел в практике управления образовательными организациями, сложившейся под влиянием необходимости решать законодательно поставленные задачи информационной открытости ОО, мы можем увидеть «бреши» практически во всех позициях, отражающих системное представление объекта.

изображение
изображение
изображение

Переубеждать практиков с уже сложившимися профессиональными установками, которые «прочно укрепились» в их сознании, в необходимости осваивать теорию, — задача не из простых.

изображение

И, безусловно, в решении этой мотивационной задачи надо обращаться к доказательствам. А единственным доказательством будет опыт, а точнее наличие в этом опыте проблем, справиться с которыми практикам не под силу, если они не обладают необходимыми знаниями.

От мотивации «знаю и делаю то, что требуют» — к мотивации познания=понимания объекта управления

На чем же мы построим свои доказательства, мотивирующие к обучению? Для начала, представим «ментальную модель» [2], которой руководствуется большинство руководителей образовательных организаций.

Нормативные требования и надзор за их соблюдением весьма способствовали тому, что именно официальный сайт образовательных организаций становится новым объектом управления, а задача обеспечения соответствия нормативным требованиям информационной открытости ОО, обретает статус управленческой задачи.

изображение

Но этот новый, не похожий на другие объекты управления в ОО обладает рядом специфических черт и требует специальных знаний, которыми, как правило, не обладают руководители. Поэтому и те, кто, сетуя на очередную, добавленную «сверху» дополнительную нагрузку, не скрывают своего нежелания заниматься этим, и другие, кому этот объект оказывается «не по плечу», принимают такое управленческое решение: «Пусть всем этим новым в нашей ОО занимается тот, кто в этом понимает, — модератор сайта!».

изображение

Однако в таком, казалось бы, абсолютно правильном управленческом решении, основанном на делегировании полномочий, затаился риск, последствия которого приходится «разгребать» самим руководителям. В чем же он заключается?

изображение

«Сняв с себя головную боль» организации работы официального сайта ОО и возложив эту обязанность «на плечи» модератора, мы, руководители, порой даже не замечаем подмены в сути и направленности задач.

Успешно «переформатировав» управленческую задачу в области информационной открытости ОО в функциональную задачу работника, который, при всем уважении к выполняемой им нагрузке, все же далек от уровня управления, мы считаем, что нашли правильное решение.

Однако жизнь не стоит на месте, и информационный век диктует свои условия, в которых помимо нормативных требований начинают «набирать обороты» социальные и профессиональные потребности в открытой и доступной информации о деятельности образовательных организаций.

изображение

Однако, как показывает практика, несмотря смену условий, изменять свои управленческие подходы к решению изменившихся задач, руководство большинства ОО не спешит, продолжая уповать на то, что модератор, владеющий «тайнами» организации работы сайта, будет решать и эти задачи.

изображение

Вот так и получается в нашей управленческой практике, что мы не только не поспеваем за изменяющимися условиями, но и совершаем при этом управленческие ошибки. Передав официальный сайт (а порой он — единственный информационный ресурс ОО в сети Интернет) в «надежные руки», мы, по сути, убираем из поля управленческого зрения объект управления, при этом так и не обретаем понимания того, чем же мы управляем, решая законодательно поставленную задачу информационной открытости ОО.

И даже если образовательная организация успешна в расширении числа информационных ресурсов за счет персональных и тематических сайтов, картина «непонимания» руководством объекта управления остается без изменений.

изображение
изображение
изображение
изображение
изображение
изображение
изображение

В спорах рождается истина… Обсуждая эти сложные вопросы, мы шаг за шагом приближаемся к тому, чтобы разгадать «тайну» нашего объекта управления. И в этом поиске мы «продирались» сквозь свои управленческие ошибки незнания и непонимания объекта управления.

изображение

И такой путь «проб и ошибок» не прошел для нас зря, поскольку мы сделали важное для себя «открытие», пройдя по условной лестнице познания объекта управления:

изображение Официальный сайт ОО, как и другие информационные ресурсы нашей школы (детского сада, дома творчества и т. д.), которые мы создаем и поддерживаем в сети Интернет, являются лишь средствами (ресурсами), с помощью которых мы решаем задачи информационной открытости.

изображение

Вот только сам объект управления, «призванный» в системе управления ОО решать эти задачи, нам по-прежнему не известен…

Поэтому нам предстоит подъем еще на одну «ступеньку познания», где нас ждут поиски ответов на вопрос об этом неведанном нам объекте управления.

изображение

Так что же является объектом нашего изучения=объектом управления в ОО?

Да, мы столкнулись со сложной познавательной ситуацией, в которой мы не знаем, ни как называется объект изучения (он же в управленческой практике станет для нас объектом управления), ни каковы его цели и функции в системе управления.

Об этом объекте нам пока известно то, что он касается актуальных для нас вопросов информационной открытости и информации о деятельности ОО, размещаемой нами на информационных ресурсах ОО, вопросов информационных технологий, информационной политики и информационной культуры.

Так что же это за объект изучения? Что он собой представляет?

изображение

В предыдущий раз [3] мы выяснили, что в этом объекте главенствующую роль играет информация о деятельности образовательной организации. Но при этом ведем речь не обо всей информации, порождаемой в недрах деятельности ОО, а о той, которая представлена в открытом доступе на информационных ресурсах в сети Интернет.

И говоря о предназначении этой открытой и доступной информации о деятельности ОО, мы сделали важный вывод о том, что она играет важную роль именно в информировании тех, кому эта информация нужна, необходима для дальнейшего использования, потребна для того, чтобы быть осведомленным в разноплановых вопросах деятельности ОО.

изображение

Именно поэтому тех, кому предназначается информация, мы в дальнейшем будем называть пользователями/ потребителями информации.

§

ГОСТ 7.73–96: Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Поиск и распространение информации. Термины и определения

3.1 Основные понятия
3.1.6 потребитель информации: Лицо или коллектив, получающие и использующие информацию в практической деятельности

По вопросу правильности использования терминов потребитель и/или пользователь информации возьмем на заметку мнение Р. С. Гиляревского, известного специалиста в области социальной информатики.

изображение

Термин «потребитель информации» является не очень удачным переводом английского термина information user, который по отношению к информационным системам переводится как «пользователь», …
Потребителем информации считается лицо или коллектив, получающие или использующие информацию в научной или практической работе.

… «Потребление» информации в корне отличается от потребления товаров материального характера…. Информация… сама по себе не является товаром и, удовлетворяя определенные потребности, не исчезает, как это происходит при потреблении любого товара. Больше того, увеличение числа источников информации не понижает, а повышает ее потребительскую стоимость, так как увеличивает общественную эффективность ее использования, тогда как расширение производства любого товара приводит к обратному результату.

Тем не менее, термин «потребитель информации» укоренился в информатике, широко используется и дал много производных терминов, в частности, термин «информационные потребности».
Он применяется для обозначения наиболее интенсивно изучавшегося и наименее понятного явления, хотя именно его мы признаем определяющим фактором развития информационной деятельности. [4]

Р. С. Гиляревский

Итак, мы определились с тем, что предназначением, смысловым ориентиром пока еще не названного нами объекта является информирование, т. е. не сама информация, а именно действие, направленное на то, чтобы информация была донесена, доведена до сведения тех, кому она предназначается, и кому она потребна.

изображение

Значение слова «информирование» — действие по значению глагола информировать. [5]

Информировать — предоставить информацию, сообщить нужные сведения, дать информацию, снабдить сведениями, информацией, осведомить кого-либо о чём-либо. [6]

изображение
изображение
изображение
изображение

Браво! Браво! И еще раз, браво! Наши пусть еще только поверхностные знания о методологии уже начинают приносить свои плоды, и мы научаемся смотреть на объект изучения с разных точек зрения!

И мы правы в том, что объект изучения, предназначением которого является информирование, может быть рассмотрен нами и как система, и как функция, и как процесс, и как деятельность. И такой взгляд на объект даст нам в дальнейшем целостные знания о нем.

изображение
изображение
изображение
изображение

Вот так, «нащупав» правильный путь, мы столкнулись с первой преградой, перед которой наши методологически неокрепшие умы быстро свернули на привычную колею мышления, поскольку в нашей управленческой практике мы чаще всего оперируем понятиями «система», «функция», «процесс», «работа».

А вот такой сложный феномен как деятельность, несмотря на то, что мы часто употребляем этот термин в своем профессиональном лексиконе, пока еще «не покорил наши сердца» . И эта наша «нелюбовь» связана с нашим незнанием в области теории деятельности. Да и само понятие «деятельность» мы чаще всего отождествляем именно с работой, привычно произнося словосочетания: «учебно-воспитательная работа», «воспитательная работа», «методическая работа», «профориентационная работа», «индивидуальная работа» и т. д., и т. п.

Но сталкиваясь в этой работе с проблемами нерезультативности и неэффективности, мы не можем докопаться до причин, «корни» которых уходят в смыслообразование и мотивацию субъектов деятельности, целеполагание и целеустремленность, способность и готовность к осуществлению деятельности, знание и компетентность в выборе способов действий и необходимых для них средств, рефлексию и самооценку.

изображение
изображение

Ну что ж, если мы понимаем необходимость погружения в «мир деятельности», и не отказываемся от исследовательского пути изучения нашего объекта как деятельности, то попробуем представить его именно с этих позиций.

Углубляемся в понимание деятельности, направленной на информирование

Итак, нам предстоит с позиции деятельности рассматривать объект, предназначением которого является информирование. О какой же деятельности идет речь?

В различных источниках, в том числе учебниках и учебных пособиях чаще всего используется понятие «информационная деятельность».

изображение

Информационная деятельность — это совокупность действий, направленных на удовлетворение информационных потребностей граждан, юридических лиц и государства, на достижение каких-либо целей посредством информационных процессов. [7]

С. Р. Гуриков

При этом, деятельность, направленная на удовлетворение информационных потребностей тех, кто нуждается в такой информации, а в случае образовательной организации это широкий круг пользователей информации о деятельности ОО — участников образовательных отношений и отношений в сфере образования, рассматривается именно как профессиональная деятельность.

изображение

Информационная деятельность — это профессиональная деятельность в области создания сбора, поиска, накопления, обработки, хранения, предоставления, представления, распространения, охраны и защиты информационных ресурсов, информационных технологий и использования средств связи, осуществляемая в рамках правового статуса организации (юридического лица, органа государственной власти и местного самоуправления), персонала этих субъектов в соответствии с их правами и обязанностями, а также действия физических лиц по удовлетворению потребностей в информации и средствах информатизации при соблюдении законодательства. [8]

И. Л. Бачило

изображение
изображение

Очень верное и весомое замечание! Нам, погруженным в задачи и проблемы управления, прекрасно знакомо состояние нашего «плавания в море информации». А теперь в этом «море» нам надо понять и отличить открытую и доступную информацию…

изображение

Масштабы информации, порождаемой в образовательной организации, таковы, что нам, руководителям, порой кажется, что мы плывем в этом безбрежном «море», теряем силы, путаемся в направлениях, а вынырнуть из этих потоков не можем…

И когда нас захлестывает очередной «девятый вал» спешки, связанной с поиском нужной нам информации, незамедлительной передачи срочных сведений, трудоемкой обработки многочисленных данных, в том числе мониторингов, необходимых для анализа, оценки и т. д., мы вновь и вновь задумываемся о том, как бы нам навести порядок в этом сложном и запутанном информационном обеспечении деятельности ОО.

И эта запутанность связана, прежде всего, с объемами, массивами информации, которая порождается в «недрах» каждой школы, каждого детского сада, дома творчества, и которая, чего греха таить, в нашей управленческой практике порой превращается в информационное месиво.

изображение

И на борьбу с информационным месивом в наших образовательных организациях мы поднимаем лучшие программистские умы, которые помогают нам создавать в ОО различные информационные системы, пытаясь систематизировать объемы неупорядоченной информации.

изображение

Хвала и честь тем руководителям, кто смог создать и эффективно использует системы информационного обеспечения в управлении ОО, но чаще всего в нашей практике такое положение дел с информацией является только лишь мечтой директоров и заведующих…

изображение
изображение

Да, за последние годы во многих регионах и муниципалитетах серьезно продвинулись в создании различных автоматизированных информационных систем (АИС), которые становятся мощным подспорьем в сборе, хранении и передаче данных, необходимых для эффективного управления системой образования.

Не снимая с повестки дня вопрос о востребованности таких автоматизированных информационных систем на муниципальном, региональном и федеральном уровнях управления образованием, мы возвращаемся к образовательным организациям, которые являются «поставщиками» информации для различных АИС.

изображение
изображение
изображение

Да, именно так, информационная деятельность образовательной организации представляет собой сложное и разноплановое явление.

С одной стороны, мы решаем аналитико-оценочные управленческие задачи, опираясь на информацию о деятельности ОО, и принимаем организационно-управленческие решения на основе имеющейся у нас информации.

С другой стороны, и вышестоящие органы управления, используя предоставленные нами данные и сведения, анализируют и оценивают результативность и эффективность деятельности наших образовательных организаций.

С третьей стороны, именно посредством информации, которой обладают все субъекты информационной деятельности, происходит взаимодействие между ними. И поэтому для расширения сферы этого взаимодействия информация представляется публично в открытом доступе на информационных ресурсах ОО.

Именно эта составляющая информационной деятельности, связанная с публичным характером информации о деятельности ОО, и становится предметом нашего пристального внимания.

изображение

По смыслу это абсолютно верно! Мы говорим не только об информационной деятельности ОО, а делаем особый акцент именно на публичной информационной деятельности образовательных организаций.

изображение

Конечно же, мы не будем считать себя первооткрывателями в области терминологии, тем более что схожий термин встречается в стратегическом документе Роскомнадзора.

§

Стратегия институционального развития и информационно-публичной деятельности в области защиты прав субъектов персональных данных на период до 2020 года [9].

Информационно-публичная деятельность в области защиты прав субъектов персональных данных — проведение открытых, доступных каждому информационно-просветительских мероприятий, проводимых в целях популяризации информации о безопасном обращении с персональными данными, а также формирования понимания, направленного на безопасное использование личных данных и привлечения внимания к проблеме персональных данных.

Не снимая с повестки дня необходимость решения задачи защиты прав субъектов персональных данных (а эта задача занимает важные позиции в реализации информационной деятельности образовательных организаций в публичном пространстве Интернета), мы вернемся к вопросу об уточнении предложенного нами названия.

Наш объект изучения, который становится для руководства ОО объектом управления, определяется нами именно как публичная информационная деятельность образовательной организации.

изображение

От перемены мест слагаемых сумма не меняется.
А от перемены слов в названии можно изменить смысл и расставить приоритеты!

Определяя наш объект через такое словосочетание, первое слово в котором определяет приоритет публичности, мы «предназначаем» направленность этой области информационной деятельности для публики, для общества.

изображение

Публичный — 1) Совершающийся, происходящий в присутствии публики, людей;
открытый, гласный.

2) Предназначенный для публики, общества, находящийся в их распоряжении; общественный [10].

Публичный — (лат. publicus). Явный, известный; для публики, для общества, для народа устроенный, общедоступный, всенародный [11].

Таким образом, мы говорим об особом и особенном направлении информационной деятельности образовательных организаций.

изображение И эта особенность определяется тем, что представление информации будет не только открытым и доступным. Оно должно быть «устроено для народа», для общества, для тех, кто нуждается в получении сведений и о деятельности всех образовательных организаций, и о жизнедеятельности конкретной школы, детского сада, дома творчества и т. д.

изображение
изображение
изображение

В правильном направлении мыслим, и правильными вопросами задаемся! И размышляя над ответами, мы понимаем, что в публичной информационной деятельности образовательной организации наше внимание сосредоточено на предоставлении, представлении [12] и распространении информации о деятельности ОО, в первую очередь, на информационных ресурсах ОО в сети Интернет.

На какие результаты деятельности мы будем ориентироваться?

При этом пытливые умы «заглядывают дальше», пытаясь найти ответы, ориентирующие нас на результат всех этих действий.

изображение
изображение

Не снимая с повестки дня соблюдение нормативных требований к открытости и доступности информации о деятельности ОО, давайте попробуем определить ориентир результата, на который мы устремляем нашу деятельность. Практика показывает, что чаще всего им становится факт размещения, т. е. опубликования информации на сайте.

изображение

изображение Достаточно ли нам такое понимание и видение нами результатов, если мы ведем речь о публичной информационной деятельности образовательной организации?

Не сворачиваем ли мы на колею подмены истинных целей деятельности, считая, что наличие информации на сайте нашей образовательной организации уже само по себе и есть тот результат, к которому мы стремились?

Не происходит ли в нашей практике подмена смысла? Неужели представление, размещение, опубликование на сайте информации о деятельности ОО, в том числе и нормативно требуемой, рассматривается нами самими как предназначение нашей деятельности?

И размышляя над поставленными вопросами, мы понимаем необходимость возвращения к истокам, а значит, к предназначению того, чем мы занимаемся.

изображение И если предназначение публичной информационной деятельности нами было определено как информирование, направленное на удовлетворение информационных потребностей тех, кто нуждается в информации о деятельности ОО, то мы, ставя перед собой цель информировать участников образовательных отношений и отношений в сфере образования, ориентируем свою деятельность на достижение результата, которым становится информированность тех, к кому мы обращаемся с информацией, публикуемой нами на информационных ресурсах.

изображение
изображение

Информированность как наличие у людей полученных сведений, идей, фактов, знаний, обладающих для них элементами новизны, побуждает потребителей информации к принятию соответствующих решений и к адекватным действиям. Без информированности не могут существовать личность, общество, государство. Это особенно очевидно сегодня…

Информированность населения — это результат, достижению которого подчинены информационная политика государства и информационная культура общества, информационные технологии и системы, информационные процессы и процессы информирования.
Особенность информированности как результата состоит и в том, что она через ее потребителей оказывает свое воздействие не только на информационную сферу, но и на все сферы материальной и духовной жизни людей. [13]

П. В. Забелин

Вот так, через предназначение как смысловой ориентир нашей деятельности мы смогли выйти на иное, чем прежде, понимание целевой направленности. И теперь именно «через призму» информированности о деятельности нашей ОО участников образовательных отношений и отношений в сфере образования мы будем рассматривать уже знакомое нам решение задачи информационной открытости, а значит, и работу созданных нами информационных ресурсов ОО в сети Интернет.

изображение
изображение

Да, именно для повышения информированности мы создаем свои информационные ресурсы в сети Интернет, а вот будет ли эта информированность соответствовать требованиям и потребностям, и каковы будут эффекты информирования, нам еще предстоит разбираться.

На начальном этапе изучения нам важно наметить себе наш образовательный маршрут, в процессе которого, мы пройдем путь от предназначения и целеобразования до достижения результатов. А достигая намеченных целей и оценивая результаты, мы должны будем с пристальным вниманием обратиться к вопросам эффективности нашей публичной информационной деятельности в ОО, исследуя не только информационные эффекты, но формируя представление об эффективности информационных ресурсов образовательной организации.

изображение
изображение

Тем, кто идет непроторенной дорогой от постановки целей к достижению результатов, этот путь представляется не только «дистанцией огромного размера», которую к тому же надо пройти «по пересеченной местности».
А преодолевать эти «пересечения» необходимо будет во многих «местах», поскольку идя от цели к результату нам необходимо определиться: и с содержанием действий (что делать, чтобы добиться целей?), и с выбором способов действий (как делать, какими способами?), и с выяснением того, какие ресурсы для этого необходимы.

Добавим к этому еще одно «пересечение», которое нам предстоит преодолеть: в процессе достижения результатов мы должны будем заранее знать, как мы будем оценивать свою публичную информационную деятельность через работу информационных ресурсов ОО.

И наконец, главное «пересечение»=препятствие, с которым каждый руководитель сталкивается в практике решения задач деятельности школы, детского сада, дома творчества, не обойдет нас и в публичной информационной деятельности, и перед нами во всей своей мощи встанет вопрос о том, кто будет все это делать?

изображение

Сразу скажем, что выбранный нами образовательный маршрут не прост. И преодолеть его без специальной подготовки нам вряд ли удастся. Но не будем отчаиваться, поскольку у нас есть помощник — методология, у которого найдется много «инструментов», овладение которыми мы поможет нам справиться с этими сложными задачами исследования.

И таким методологическим инструментарием, как теперь уже знаем [3], являются методологические подходы. А вот какой методологический инструментарий нам будет нужен мы будем разбираться в следующий раз.

Но область выбора методологического подхода мы уже сейчас можем определить.

изображение

«Как вы лодку назовете, так она и поплывет…»

Как объект вы назовете, … в таком методологическом направлении его познания «и поплывете»!

И поскольку мы определили наш объект изучения так: «публичная информационная деятельность образовательной организации», то и исследовать мы его будем, используя, прежде всего, методологический инструментарий деятельностного, а точнее, системно-деятельностного подхода.

Источники:

[1]. Юдин Э. Г. Методологические проблемы системного подхода к социологическим исследованиям //Кузнецова А. Г. Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике: Монография. — Хабаровск: Изд-во ХК ИППК ПК, 2001. — 152 с., С. 28–29.
[2]. О’Коннор Дж. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе
к решению проблем / Джозеф О’Коннор и Иан Макдермотт. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 256 с., С. 80–81.
[3]. Асмолова (Плахова) Л. М. Методологию уже затем познавать надо, что она ум профессиональный в порядок приводит [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://eduface.ru/consultation/infopolicy/metodologiyu_uzhe_zatem_poznavat__nado_chto_ona_um_professional_nyj_v_poryadok_privodit
[4]. Гиляревский Р. С. Основы информатики: Курс лекций / Р. С. Гиляревский — М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 320 с., С. 68
[5]. Информирование// Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; http://feb-web.ru/feb/mas/mas-abc/09/ma167435.htm?cmd=0&istext=1
[6]. Стернин И. А. Информация на сайте: доступ к информации или информирование граждан? [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://sterninia.ru/index.php/publitsistika/item/351-informatsiya-na-sajte-dostup-k-informatsii-ili-informirovanie-grazhdan
[7]. Гуриков, С. Р. Информатика: учебник для вузов / С. Р. Гуриков. — Москва: Форум, 2014. — 460 с., С. 24.
[8]. Бачило И. Л. Информационное право: основы практической информатики. Учебное пособие. — М.: 2001. — 352 с., С. 159
[9]. Стратегия институционального развития и информационно-публичной деятельности в области защиты прав субъектов персональных данных на период до 2020 года [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71270118/
[10]. Публичный/ Ефремова Т. Ф. Толковый словарь русского языка. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://tolkslovar.ru/p24665.html
[11]. Публичный /Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/29868
[12]. Северская О. Представить или предоставить [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://rus.1september.ru/view_article.php?id=200902311
[13]. Забелин, П. В. Информационная безопасность Российского государства: социально-политические и социокультурные проблемы / П. В. Забелин. — М.: ООО «Грошев-дизайн», 2001. — 167 с. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://studfiles.net/preview/5641206/page:5/

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0