Кто она, наша публика, ради которой осуществляется публичная информационная деятельность ОО?
  • От информационных потребностей — к потребителям информации
  • Освобождаемся от равнодушия значения, говоря о субъекте деятельности
  • Общественное мнение — это не общий «одобрямс»!
  • От публики — к целевой аудитории публичной информационной деятельности ОО

От информационных потребностей — к потребителям информации

Приступив к решению труднейшей «задачи на смысл, на открытие смысла» и продвигаясь запутанными тропами наших умозаключений, мы смогли прояснить для себя смысловые ориентиры в ответе на вопросы «Ради чего?» и «Для чего?» образовательная организация включается в новую для себя публичную информационную деятельность в сети Интернет [1].

И вот теперь нам предстоит серьезно задуматься над тем, «Ради кого?» осуществляется, а по сути, «Кому?» предназначается публичная информационная деятельность, и «Кто?» есть эта самая «публика», на чьи растущие информационные потребности мы ориентируемся, и чье социальное доверие мы хотим заслужить своей профессиональной репутацией, представляя информацию о деятельности нашей образовательной организации.

изображение
изображение
изображение

И вновь мы, практики, находясь на развилке смысловых вопросов «Ради кого?» и «Для кого?», уходим в своих ответах в сторону последнего.

изображение
изображение

Спору нет, что нам нужно и необходимо знать нашу публику «в лицо» и понимать, к какой конкретной публичной аудитории мы обращаемся, адресуя информацию о деятельности ОО. И мы будем обязательно разбираться в этом сложном для нас вопросе.

Но сделаем мы это только после того, как осмыслим важную для себя позицию, ответив на вопрос: кто же она, наша публика, в целом? и кем она является для образовательной организации?

изображение

Такая великолепная публика, что и сказать не умею!

А. П. Чехов. Рассказ «Верочка»

Вот и мы с вами, как герой чеховского рассказа, пока «не умеем сказать» о нашей публике, потому что не знаем о том, что собой представляет это уникальное социальное явление.

изображение

Публика — формально не организованная группа, члены которой имеют общие интересы, осознаваемые ими в качестве таковых при непрямом общении и контакте; именно с точки зрения этих интересов воспринимает публика информацию [2] .

С точки зрения психологии, публика — это люди, собравшиеся ради получения какой-либо информации [3].

Ранее в поисках ответов на вопрос «Ради чего?» осуществляется публичная информационная деятельность ОО, мы пришли к выводу о ее направленности на обеспечение (реализацию, удовлетворение) растущих социальных информационных потребностей к деятельности ОО.

И если это так (а это именно так!), то перед нами встает следующий вопрос: Кем, в таком случае, предстает «в глазах» образовательной организации публика, чьи информационные потребности мы обеспечиваем?

Ответ в этом случае напрашивается сам собой: конечно же, потребителем информации о деятельности ОО!

изображение
изображение

Потребитель информации — лицо или коллектив, получающие и использующие информацию в практической деятельности [ГОСТ 7.73 96] [4].

Но в нынешних условиях открытой информации мы говорим не просто о потребителях информации, а о тех:

кто заинтересован в получении актуальной, достоверной, четкой и понятной информации о деятельности ОО;
кто хочет быть осведомленным о делах, событиях, происходящих в нашей школе (детском саду, доме творчества и т. д.);
кто хочет знать, чем «живет и дышит» наша образовательная организация;
кто хочет понимать, какой курс развития выбрала наша ОО, и какова ее образовательная политика;
кто хочет вникнуть и разобраться в проблемах, с которыми сталкивается наша школа (детский сад, дом творчества и т. д.) и выбранных ею путях и способах решения.

И практика образовательных организаций, действующих в современных условиях информационной открытости, показывает, что наша публика из пассивного потребителя и наблюдателя информации становится все более активным «вопрошающим требователем» нужной ему информации о деятельности ОО.

изображение

И получая (или не получая) необходимую, потребную ей информацию об образовательной организации, наша публика становится не только обладателем сведений и знаний, но и носителем своих собственных суждений о нас, о деятельности нашей образовательной организации.

изображение
изображение
изображение

Знакомая установка коллег-руководителей, отражающая их реальное отношение к возрастающей активной позиции потребителей информации?

изображение

Ну как тут не удержаться от цитаты известной героини романа И.Ильфа и Е.Петрова «12 стульев»:

Не учите меня жить, лучше помогите мне материально!

Шутки шутками, но если задуматься, то мы увидим, что за ними стоит серьезная мотивационно-смысловая проблема, вскрывая которую мы сталкиваемся с рядом несоответствий.

С одной стороны, публика, являясь полноправным субъектом публичной информационной деятельности, выступает как заказчик открытой и разнообразной по запросам пользователей информации о деятельности ОО.

Исходя из этого, образовательная организация, тоже являясь субъектом, который выступает в роли «поставщика», представляет открытую информацию о своей деятельности на своих информационных ресурсах, и ориентирует свою публичную информационную деятельность на обеспечение этих информационных запросов.

изображение
изображение
изображение

Так что же происходит с этой правильной теоретической конструкцией на практике? Кем на самом деле является публика «в глазах» образовательной организации как субъекта — поставщика информации?

Конечно, практически все ОО «держат лицо» перед публикой, представляясь ей как отвечающая духу времени информационно открытая образовательная организация.

Однако чего греха таить, в установках руководства и педагогических работников многих ОО скрывается другое отношение к публике и ее информационной активности, которая воспринимается некоторыми из наших коллег как дополнительный внешний источник не нужных образовательной организации хлопот и проблем (а кто-то видит в информационной активности публики еще один источник неприятностей).

изображение

Кем же, в таком случае, становится публика для самой образовательной организации, если этот коллективный субъект деятельности не считает нужным видеть в потребителях информации таких же равноправных субъектов публичной информационной деятельности ОО?

изображение
изображение
изображение

Многим нашим коллегам может показаться, что мы погружаемся в вопросы теории, совершенно не нужные нам в практике работы ОО. Давайте попробуем доказать, что это совсем не так, и затронем одну из болевых проблем деятельности ОО.

изображение Знакомы ли вам ситуации, когда вы, руководители и педагоги ОО, обращаетесь к родителям обучающихся и воспитанников в надежде, что на ваши просьбы о поддержке и помощи будут правильно восприняты этой другой стороной участников образовательных отношений?

Как часто вместо ожидаемых эффектов сопричастности и активного включения родительской общественности в совместное решение наших общих всех задач мы сталкиваемся с недоверием, равнодушием и даже открыто демонстрируемым нежеланием приобщения даже малой толикой усилий?

А знакомы ли вам аналогичные ситуации, в которых этой другой стороной для руководства ОО становятся сами педагоги, равнодушно взирающие на управленческие и общеорганизационные проблемы в ОО?

А знакомы ли вам подобные ситуации, когда на ожидания в поддержке со стороны руководства, педагоги и другие работники ОО сталкиваются с безразличием администрации, несмотря на ее информированность о наличии педагогических и иных проблем, в разрешении которых требуются совместные усилия?

Откуда «черпают» силу и мощь такие проблемные ситуации? Где же лежат истоки безучастности и равнодушия?

изображение Пытаясь ответить на этот вопрос, мы редко задумываемся над тем, что ожидаем получить неравнодушный субъектный отклик от того, кто в нашем собственном восприятии является только лишь… объектом обращения, объектом информирования, объектом получения обратной связи!

изображение
изображение

Как аукнется, так и откликнется…

Вот так, «аукая» в сторону публики, в ответ мы слышим только безучастное глухое отстраненное «эхо»… А иного и быть не может, поскольку обращаемся мы именно к «неодушевленному» объекту — к тому, на что направлено наше информационное воздействие.

изображение

Верная догадка! Если мы воспринимаем публику как «нечто», которому мы направляем информацию о деятельности ОО, то наши смысловые ориентиры публичной информационной деятельности на социальное доверие теряют всякий смысл, превращаясь в очередной лозунг.

изображение
изображение

Так уж получается, что потерять смысл легко, а вот обрести его бывает очень сложно. И словесные операции по простому переименованию объектов информирования в субъектов публичной информационной деятельности не смогут стать ключом в решении задачи на смысл.

Для того чтобы решить эту трудную задачу на открытие смысла, нам предстоит «побороть равнодушие значения» [5] и изменить свое собственное отношение к тем, ради кого мы осуществляем публичную информационную деятельность в ОО.

изображение

Нужно освободиться от равнодушия значения, нужно пройти за него, и здесь, естественно, деятельность начинает приобретать характер борьбы, столкновения, разрушения одного, утверждения другого [6].

А. Н. Леонтьев

Освобождаемся от равнодушия значения, говоря о субъекте деятельности

На этом сложном пути освобождения от равнодушия значения, нам предстоит побороть самих себя, свои прежние установки, которыми мы руководствовались в своей практической деятельности.

И речь идет не только об изменении нашего отношения к тем, кого мы информируем о деятельности ОО, и в ком мы прежде видели только безличных объектов информирования.

изображение

Нам предстоит побороть свое же равнодушное отношение к нашей публике, разглядев в ней потребности реальных людей в информации о деятельности нашей образовательной организации, увидев в ней не «адресатов до востребования», а тех, кому нужна и необходима представляемая нами информация.

Нам предстоит освобождаться от своего равнодушия к публике и смотреть на публикуемую нами информацию глазами тех, кому она предназначается, и видеть в потребителях информации тех, кто будет с пользой для себя обращаться к нашим информационным ресурсам.

Нам предстоит искоренить свое же безучастное отношение к тем, кого мы информируем, и научиться воспринимать нашу публику, наших пользователей информации как таких же равноправных субъектов публичной информационной деятельности, т. е. тех, кто имеет равные с нами права на обладание информацией о деятельности ОО.

Нам предстоит изживать в себе установки на неприятие другого мнения, и научиться не только замечать и различать, но и обращать свое пристальное внимание на точки зрения, отзывы и суждения о нашей ОО других субъектов публичной информационной деятельности, обладающих правами иметь свою собственную позицию.

изображение
изображение
изображение

Да уж, не сдаются без боя привычные установки… Но в репликах наших коллег улавливается не только внутреннее сопротивление и неприятие другого отношения к пользователям информации. К сожалению, в нашей практике еще сильны позиции конфронтации и разделения на «мы» и «они».

А вот теперь давайте внимательно посмотрим на это бытующее и прорывающееся в наших словах и репликах разделение. Кто такие «мы»? И если мы — это образовательная организация, то тогда, кто же такие — «они»?…

изображение

А «они» — это наши педагоги, с которыми мы работаем в одной образовательной организации. «Они» — это наши дети, взращиваемые нами в стенах нашего детского сада, школы дома творчества. «Они» — это родители наших детей, которые привели к нам в ОО своих детей, надеясь на наш профессионализм и чуткость по отношению к их детям.

«Они» — это наши коллеги из других ОО, с которыми мы вместе решаем сложные профессиональные задачи. «Они» — это представители государственного управления, которое вверило нам руководство нашей образовательной организации. «Они» — это население нашего микрорайона, района и т. д., с которым мы живем и работаем в одном социокультурном пространстве.

Поэтому освобождаясь от равнодушия значений, мы с вами переходим на другой смысловой уровень понимания, в другую парадигму мышления и восприятия, в которой не существует разделения на «мы» и «они», а есть общность субъектов публичной информационной деятельности, объединенных общей для всех открытой информацией о деятельности ОО.

изображение
изображение

«Смыслу не учат. Смысл воспитывается», — любил повторять А. Н. Леонтьев [7].

А. Г. Асмолов

 

Вот и нам с вами, освобождающимся от равнодушия значений, предстоит воспитывать (а многим из наших коллег и перевоспитывать) себя через осознание принципиально иной картины мира деятельности.

Поэтому в решении задачи на смысл, задавая себе вопрос «Ради кого?» осуществляется публичная информационная деятельность наших образовательных организаций, мы теперь осознанно и с пониманием можем ответить: ради всех тех, кто нуждается и у кого есть потребность иметь информацию о деятельности ОО.

При этом мы говорим о полноправных субъектах деятельности, не только имеющих доступ к открытой информации ОО, но формирующих на основе имеющейся у них информации свое собственное мнение о деятельности нашей образовательной организации. Поэтому мы дополним наш ответ на смысловой вопрос «Ради кого?» осуществляется публичная информационная деятельность наших образовательных организаций:

изображение

Таким образом, в ответе на вопрос «Ради кого?» мы выделяем один из важнейших приоритетов публичной информационной деятельности, согласно которому для нас, руководителей и педагогов ОО, осмысливающих и проектирующих эту новую для образовательных организаций деятельность, потребители/пользователи информации об ОО становятся «cубъектами (творцами, формирователями, породителями) общественного мнения» [8] о деятельности нашей образовательной организации.

изображение
изображение
изображение

Странная вещь, это наше управленческое сознание! С одной стороны, нам, руководителям ОО важно, чтобы педагоги, дети, родители, коллеги из других ОО, начальство и т. д. доверяли нам, нашей образовательной организации.

А с другой стороны, когда заходит речь о получении обратной связи от этих доверяющих/или не доверяющих нам участниках образовательных отношений и отношений в сфере образования, то мы берем на вооружение «формулу»: вас много, а я (образовательная организация) одна. И при этом и не считаем для себя важным и нужным учитывать мнения других (за исключением, позиции вышестоящих органов управления и надзора, конечно).

Поэтому, если мы не хотим, чтобы смысловой ориентир публичной информационной деятельности ОО превратился в очередной ничего для нас не значащий лозунг о социальном доверии, то нам, руководителям и педагогам ОО, предстоит в очередной раз преодолеть наше равнодушие. И теперь мы будем бороться с нашим профессиональным неприятием и равнодушием к мнению участников образовательных отношений в ОО, представителей профессионального сообщества и социума к деятельности нашей образовательной организации.

изображение
изображение

В современном мире общественное мнение становится носителем маркеров «обобщенного доверия», которое часто выражается нормой реципрокности — обоюдного обязательства и ожидания продолжения взаимодействий.

В свою очередь, они позволяют партнерам распознавать друг друга и принимать решение о начале или продолжении социального взаимодействия, то есть «выдавать кредит доверия» конкретному лицу (индивиду или организации) [10].

И если вектор на социальное доверие воспринимается нами, руководителями и педагогами ОО как ценностно-смысловая направленность публичной информационной деятельности ОО, то для нас ценным и значимым становится общественное мнение, формируемое участниками образовательных отношений и отношений в сфере образования, как «маркеры» социального доверия к деятельности образовательной организации.

Общественное мнение — это не общий «одобрямс»!

Вот так, взяв ориентир на избавление от нашего равнодушия к значениям, мы начинаем видеть в нашей публике не только объектов информирования, а носителей общественного мнения о нашей образовательной организации.

изображение
изображение

О задачах формирования общественного мнения о деятельности образовательной организации мы еще будем говорить подробнее, и нам предстоит не раз обращаться к этим сложным вопросам публичной информационной деятельности ОО.

изображение

Правильные сомнения высказывают наши коллеги, опасаясь, что выполнение задачи формирования общественного мнения может быть сведено к формализму представления общественного мнения и достижения всеобщего «одобрямс».

Однако при этом мы, руководители ОО, невольно путаемся в понятиях, заменяя общественное мнение общим.

изображение

Как сознание подразделяется на индивидуальное и общественное, так и мнение может принадлежать как индивиду, так и какому-то объединению людей, приобретая в этом случае статус общественного…
Смысловой оттенок понятия «общественное мнение» проявляется в том, что оно не является однородным, а структурируется по разным категориям, так как фиксирует преобладание мнения одной группы над другой, т. е. это понятие не предполагает стопроцентное выражение одного и того же мнения. … Иначе говоря, под общественным мнением выступает мнение преобладающей части коллектива, общества, сообщества, а не мнение всех членов этих объединений. Поэтому общественное мнение нельзя отождествлять с общим мнением. [11]

А. Н. Елсуков

Таким образом, если общественное мнение о деятельности образовательной организации не может быть однородным и всеобщим, то в проектировании смысловой направленности публичной информационной деятельности проявляется еще один важный смысловой вопрос: Кто является носителем общественного мнения? От кого оно исходит?

изображение

И для того, чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо от общего представления о нашей публике перейти выделению в ней разных категорий, различных социальных групп пользователей информации о деятельности ОО.

изображение

Такие группы в социологии (а также в журналистике, в  PR, в маркетинге и т. д.) называются целевыми группами, целевыми или специализированными аудиториями.

изображение

Специализированная аудитория представляет достаточно определенное и устойчивое целое, с более или менее очерченными границами, включающее множество индивидов, объединенных общими интересами, целями, системами ценностей, стилем жизни…, а также общими социальными, профессиональными, культурными, демографическими и иными признаками [12].

В. А. Коваленко

От публики — к целевой аудитории публичной информационной деятельности ОО

Таким образом, переходя от публики к целевой аудитории как потребителю информации и носителю общественного мнения о деятельности ОО, мы сможем приступить к поискам ответов на следующий смысловой вопрос «Для кого?» осуществляется публичная информационная деятельность образовательной организации.

изображение

Этот вопрос станет центральным в наших следующих темах. Но чтобы не терять времени зря, давайте заранее подготовимся к нему, делая вот такое домашнее задание.

изображение

Выполняя его, мы, руководители ОО, внимательно посмотрим на официальные сайты своих образовательных организаций и честно ответим себе на вопросы: Кому предназначается информация о деятельности ОО, размещаемая нами на этом информационном ресурсе? Кто они, пользователи информации, опубликованной на официальном сайте нашей ОО?

Аналогичное задание будет и у педагогов-авторов своих персональных сайтов, или сайтов групп (классов, объединений), тематических сайтов. Критически глядя на уже созданный вами информационный ресурс, теперь представьте своих читателей, к которым вы обращаетесь со страниц вашего авторского произведения, опубликованного в сети Интернет: Кто они, пользователи информации вашего персонального/тематического сайта? Какая она, ваша целевая аудитория, которой вы посвятили ваш сайт?

Ответы на эти вопросы помогут нам справиться со сложной задачей на смысл, которую мы поставили перед собой, чтобы побороть равнодушие к безликой публике, не только формируя образ — лицо нашей целевой аудитории, но и убеждаясь в ее многоликости.

Источники

[1]. Асмолова (Плахова) Л. М. Приступаем к решению «задачи на смысл» публичной информационной деятельности образовательных организаций.- URL: https://eduface.ru/consultation/infopolicy/pristupaem_k_resheniyu_zadach_na_smysl_publichnoj_informacionnoj_deyatel_nosti_obrazovatel_nyh_organizacij
[2]. Социология журналистики. Конспект лекций / Авт.-сост. Е. И. Дмитриев. — Мн.: БГУ, 2001- 150 с., С. 72.
[3]. Голубева М. В. Публика — что это в психологии. -URL: https://psychologist.tips/2841-publika-chto-eto-v-psihologii-osobennosti-harakteristiki-vidy-vzaimodejstvie-s-publikoj.html
[4]. Потребитель информации/ ГОСТ 7.73–96: Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Поиск и распространение информации. Термины и определения.- URL: http://www.complexdoc.ru/lib/ГОСТ%207.73–96
[5]. Асмолов А. Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. — М.: Смысл, 2002. -480 с., С. 304.
[6]. Леонтьев А. Н. Некоторые проблемы психологии искусства// Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т. 2.-М.: Педагогика,1983, -390 с., С.237.
[7]. Асмолов А. Г. По ту сторону сознания. Методологические проблемы неклассической психологии. -М.: «Смысл», 2002, 480 с., С. 236
[8]. Аникеев В. И. Общественное мнение как объект философского рассмотрения: диссертация… кандидата философских наук: 09.00.01. — Ростов-на-Дону, 1983. — 179 c., С. 15.
[9]. Реципрокность/ Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru.- URL: https://vocabulary.ru/termin/reciproknost.html
[10]. Алексеева А. Ю. Концептуальные основы исследования феномена доверия: обзор основных подходов // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2004. № 1., с. 136–151, С. 139.- URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-issledovaniya-fenomena-doveriya-obzor-osnovnyh-podhodov
[11]. Елсуков А. Н. Социология: краткий курс: учеб. пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высш. образования /А. Н. Елсуков. -4-ое изд. — Минск: ТетраСистемс, 2010. -128 с., С. 117–118
[12]. Коноваленко, В. А. Реклама и связи с общественностью: введение в специальность: учебник для бакалавров / В. А. Коноваленко, М. Ю. Коноваленко, Н. Г. Швед. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 383 с. — Серия: Бакалавр. Базовый курс.- URL: https://studme.org/1252122818385/marketing/auditoriya_massovoy_kommunikatsii

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0