Методологию уже затем познавать надо, что она ум профессиональный в порядок приводит
  • От мотивации ожидания — к мотивации обучения.
  • Нужна ли нам, практикам, методология?
  • Делаем попытку разобраться в нашем сложном объекте изучения.
  • С помощью чего мы будем познавать такой сложный объект?

Перефразировав известное выражение М. В. Ломоносова о математике, начнем приводить свой профессиональный ум, а точнее наши управленческие и педагогические умы в порядок, пытаясь разобраться сложных и пока очень запутанных для нас вопросах деятельности образовательной организации, связанных с решением задач информационной открытости, информационной политики и информационной культуры ОО.

От мотивации ожидания — к мотивации обучения

Итак, мы, руководители и педагоги образовательных организаций, садимся за парты и приступаем к освоению новой для нас области знаний.

изображение

Все мы, будучи сами учителями и воспитателями, не понаслышке знаем, как важна мотивация детей к обучению. И в нашей «взрослой аудитории» — это тоже особый предмет заботы, поскольку среди тех, кто садится за парты, есть не только те, кто осознанно, мотивированно и заинтересованно относятся к освоению новых знаний, необходимых в их профессиональной деятельности.

изображение

Чего греха таить, среди наших коллег найдется немало умудренных профессиональным опытом, кто садится за парты «не по доброй воле», а для того, чтобы соответствовать аттестационным требованиям и/или приказам начальства.

При этом есть среди нас и те, кто, может быть, и хотел бы погрузиться в обучение, но их «пугают» объемы знаний, предстоящих к освоению без отрыва от управленческого и педагогического «производства», которое, как известно, нельзя оставить без нашего пристального внимания ни на минуту.

И всегда в нашей «взрослой аудитории» будет немало скептически настроенных профессионалов, полагающих, что «непрофильные» знания в области информационной открытости, информационной политики и информационной культуры образовательных организаций не являются предметом насущной необходимости в управленческой и педагогической деятельности.

Добавим к этому, что число скептиков тем более возрастает, если руководителям и педагогам ОО предложено погружаться в глубины методологии и теории вместо ожидаемых ими практико-ориентированных вопросов, требующих конкретных технологических и/или методических ответов.

изображение

Поэтому, обращаясь и к мотивированной, и к скептически настроенной аудитории, давайте определим, на какие практические вопросы мы хотим получить ответы в процессе освоения новых знаний?

изображение
изображение

Иными словами, наши ожидания, в первую очередь, связаны с получением знаний, обладая которыми мы сможем справиться с проблемами, возникающими в процессе решения законодательно поставленных новых для образовательных организаций задач информационной открытости.

изображение
изображение

Верно сказано! Поскольку правильно поставленные цели и задачи деятельности — это, как известно, уже половина успеха! Но чтобы их поставить, руководителям и педагогам необходимы знания об этой новой для образовательных организаций деятельности.

изображение
изображение

Браво, браво и еще раз, браво! Позиции наших коллег еще раз доказывают, что нам, практикам, далеко не чужды потребности в целостном, системном познании и познавании нашей практики.

И мы на самом деле очень нуждаемся в том, чтобы разобраться в пока еще хаотичном представлении обрушившихся на нас задач, действий и способов их выполнения в новой для образовательных организаций деятельности, «двери» в которую распахнуло перед нами законодательное требование об информационной открытости ОО.

изображение

Однако без понимания, без проникновения в суть и смысл того, что мы делаем, без системного видения и без представления структуры этой новой для всех ОО деятельности, нам вряд ли удастся добиться успехов, двигаясь впотьмах незнания.

изображение

И для того, чтобы избежать рисков неразрешенности возникающих проблем, неэффективности принимаемых решений, рисков не целеустремленности и не результативности, а главное, рисков бессмысленности нашей деятельности, нам необходимо обратиться к методологии.

Нужна ли нам, практикам, методология?

Замечали ли вы, как тускнеют взоры у нас, практиков, и как моментально исчезает в наших глазах профессиональный интерес, когда мы, и без того заваленные проблемами и задачами, слышим воззвания о том, что нам необходимо осваивать методологию?

изображение

К сожалению, в сознании многих наших коллег по управленческой и педагогической деятельности очень живучей оказывается установка, согласно которой методология и теория — это «удел высокой науки», а вот методы и методики — это как раз то, что нужно и необходимо практикам.

Но, несмотря на то, что все эти термины однокоренные, именно методология учит нас тому, какие пути и способы познания выбирать и как организовывать этот процесс познания.

изображение

Методология (греческое слово: μεθοδολογία; образовано от греческих слов: μέθοδος — метод, путь исследования, способ познания; λόγος — слово, учение). Методология — это учение об организации теоретической и практической деятельности человека. [1]

Методология (от «метод» и «логия») — учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология в этом широком смысле образует необходимый компонент всякой деятельности, поскольку последняя становится предметом осознания, обучения и рационализации. [2]

Методология — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. [3]

Опора на методологию позволит нам избежать ошибок в дальнейшем выборе методов наших действий, поскольку благодаря ей мы будем действовать осознанно и со знанием дела.

Именно об этих рисках и причинах неудач писал Л. С. Выготский, говоря о тех, кто отказывается от методологии.

изображение

…ищут, во-первых, не там, где надо;
во-вторых, не то, что нужно;
в-третьих, не так, как нужно.

Л. С. Выготский [4]

Поэтому, если мы хотим знать, что и как нужно делать в новой для образовательной организации деятельности, нам необходимо понимать, где искать эти знания и самостоятельно, опираясь на различные методологические подходы, прокладывать эти пути исследования.

Делаем попытку разобраться в нашем сложном объекте изучения

Но прежде, чем мы поставим перед собой трудную задачу определения методологических подходов, которыми в дальнейшем будем руководствоваться, давайте выясним, что же является объектом нашего изучения=исследования.

изображение

И ведь на самом деле, что же должно стать объектом нашего изучения=исследования, если речь идет и об информационной открытости ОО, и об информационных ресурсах ОО, и об информационных технологиях, и об информационной политике и информационной культуре ОО, и об информации о деятельности ОО, которую мы публикуем на своих информационных ресурсах, используя соответствующие технологии?

изображение
изображение
изображение

Стоп! А вот теперь давайте остановимся в своих рассуждениях и поразмыслим над парадоксами нашей практики.

изображение Замечали ли вы, с какой легкостью, а порой даже беспечностью, мы относимся к слову «система»? Уяснив из теории, что все в нашей управленческой и педагогической практике можно и нужно представлять как систему, мы, ничтоже сумняшеся, «приписываем» этот термин к тому, чем занимаемся, и получаем много-много систем, широко используемых в нашем профессиональном лексиконе.

Как часто мы слышим и произносим: образовательная система; педагогическая система; система управления; система повышения квалификации; методическая система; диагностическая система; развивающая система; система мониторинга; система оценки качества; и т. д., и т. п.? И, конечно же, как о системе мы говорим об уроке (занятии, воспитательном мероприятии), учебно-воспитательном процессе, процессе социализации, процессе адаптации, и т. д., и т. п.

изображение

Почти по В. Маяковскому:

Системы разные нужны,
системы разные важны.

А вот теперь, столкнувшись с понятиями, общими для которых является слово «информация», мы, живущие в информационном столетии и обладающие завидным опытом в подобном «системосложении», ничуть не сомневаемся в том, что речь в наших размышлениях идет, конечно же, об информационной системе.

Но так ли это? Проверим себя, обратившись к законодательному определению понятия информационная система.

§

Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

3) информационная система — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;

Похоже, что наше «умение» лихо называть системой то, чем мы занимаемся, дало сбой для решения задач информационной открытости, организации открытых и доступных информационный ресурсов ОО в сети Интернет, поскольку за понятием «информационная система» уже закреплено другое значение.

изображение Однако для нас поучительным в разборе этой ситуации должна быть не только сама ошибка в обозначении названия системы, но и напоминание о том, что система никогда не создается «просто так», ради факта ее наличия и существования.

Поэтому, разрабатывая ту или иную систему, исследователь, прежде всего, должен поставить сложный и трудный вопрос: для чего предназначена эта система? А получив продуманный ответ, будет сверять свои дальнейшие действия (проектирование, внедрение, организацию функционирования и оценку качества), с ее предназначением.

И коль уж у нас зашла речь об информационной системе, то давайте обратим внимание на предназначение именно этой системы, определенное в международных и российских стандартах.

изображение

Информационная система (ИС) — система, предназначенная для хранения, поиска и обработки информации, и соответствующие организационные ресурсы (человеческие, технические, финансовые и т. д.), которые обеспечивают и распространяют информацию (ISO/IEC 2382:2015).

Предназначена для своевременного обеспечения надлежащих людей надлежащей информацией, то есть для удовлетворения конкретных информационных потребностей в рамках определённой предметной области, при этом результатом функционирования информационных систем является информационная продукция — документы, информационные массивы, базы данных и информационные услуги (ГОСТ 7.0–99 [5]) [6].

изображение
изображение

«Золотые слова»! Давайте не будем «гадать на кофейной гуще» в поисках подходящего названия для нашего объекта исследования, включающего в себя важные вопросы информационных ресурсов и технологий, с помощью которых мы, размещая информацию о деятельности ОО, решаем задачи информационной открытости, информационной политики и информационной культуры.

Мы «пойдем другим путем» и будем разбираться с вопросом предназначения этой совокупности позиций, значимых для образовательной организации, но пока еще не имеющих права называться гордым именем «система».

изображение

Пытаясь определить название будущей системы, мы ранее отталкивались от слов «информация», «информационный», присутствующих в каждой из этих отдельных составляющих. И именно это и навело нас на мысль, что речь должна идти об информационной системе.

Теперь, поняв свою ошибку, мы озадачиваемся вопросом выяснения предназначения информации и связанных с ней информационных ресурсов и технологий, информационной открытости, политики и культуры.
И выясняя для себя предназначение информации, напомним, что речь идет не обо всем массиве информации, порождаемом «в недрах» деятельности образовательной организации, а той ее весомой составляющей, которую ОО представляет в открытый доступ.

§

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 29. Информационная открытость образовательной организации

2. Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность: 1) информации:…

Для чего же предназначена именно эта, открытая и доступная информация?

изображение
изображение

Необходимо определить и дифференцировать понятия информация и информирование.

Информация

Сведения о каких-либо событиях, содержащие описание фактов, данные о чем-либо, осведомляющие о положении дел или о чьей-нибудь деятельности, о состоянии дел где-либо, о каких-либо событиях, процессах и т. п., передаваемые одними людьми другим людям устным, письменным способом или с помощью технических средств, условных сигналов и т. д.

Информировать

Снабдить нужной информацией. Дать подробную информацию о происшедшем.
Сообщить о положении дел в какой-либо области, о каких-либо событиях и т. п. кому-либо; предоставить информацию, сообщить нужные сведения, дать информацию, снабдить сведениями, информацией, осведомить кого-либо о чём-либо.

Синонимы лексемы Информировать

Известить, сообщить, уведомить, оповестить, осведомить

И. А. Стернин [7]

изображение
изображение

Не в бровь, а в глаз! Говоря о предназначении открытой и доступной информации, мы не только выделяем понятие «информирование», но задаемся вопросом о результате.

В рассматриваемом ранее предназначении информационных систем такой результат был представлен информационной продукцией.

изображение

Информационная система (ИС)

Предназначена для своевременного обеспечения надлежащих людей надлежащей информацией, то есть для удовлетворения конкретных информационных потребностей в рамках определённой предметной области, при этом результатом функционирования информационных систем является информационная продукция — документы, информационные массивы, базы данных и информационные услуги (ГОСТ 7.0–99) [5]

Однако система, к изучению которой мы приступаем, предназначена именно для информирования. И она должна будет сообщать (снабжать, извещать, уведомлять, оповещать, осведомлять, представлять и т. д.), т. е. что-то делать с информацией. И делать это она должна будет, имея цель. Какую цель? На какой результат должна быть «заточена» система, предназначенная для информирования?

изображение
изображение
изображение
изображение
изображение

Прервем на некоторое время нашу дискуссию о том, что мы понимаем под результатами информирования (мы обязательно ее продолжим, овладевая новыми знаниями), но уже сейчас зафиксируем свою исследовательскую «находку».

изображение Говоря об информировании, мы выделили важную позицию, связанную с адресностью передаваемой, сообщаемой, размещаемой в открытом доступе информации. А это значит, что информирование будет результативным и эффективным, если информация предназначается для конкретных категорий «получателей» информации.

изображение

Зафиксировав этот важный вывод, полученный в ходе обсуждения, отметим как очень хороший признак появление у нас сомнений в правильности быстрых и, чего греха таить, порой и шаблонных ответов. И похвалим себя за то, мы готовы размышлять «на заданную тему» и продумывать возможные варианты «ходов» в нашей непростой исследовательской задаче.

И при этом мы понимаем, что в нашем распоряжении нет готовых ответов «из задачника», и нам предстоит самим искать пути и подходы к вопросам, которые перед нами ставит наш сложный объект изучения.

С помощью чего мы будем познавать такой сложный объект?

Помощниками в этом поиске становятся специальные «инструменты» познания и исследования, которыми являются методологические подходы.

изображение

Методологический подход можно определить как принципиальную методологическую ориентацию исследования, как точку зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта), как понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования [8].

Э. Г. Юдин.

Какие возможности в изучении объекта раскрывает перед нами методологический подход? Для чего этот познавательный «инструмент» нам нужен? Что мы получим в результате его использования?

изображение

Дайте мне точку опоры, и я переверну землю.

Dos moi pu sto, kai tan gan kinase. Буквально: Дай, где стать, и я поверну Землю. [9]

Почти по Архимеду:

Дай мне методологическую опору, и я переверну (из беспорядка приведу в порядок) свои знания о том, что я хочу знать.

Именно методологический подход определяет и «дает, где стать», чтобы именно с этих позиций, обретя точку опоры, разглядывать и изучать наш объект.

изображение

Находясь в этой позиции, которая называется методологической, мы именно с этой точки зрения «видим» объект, а точнее, ту его часть, которая становится нашим предметом изучения, поскольку в процессе такого познания мы обретаем определенные знания об объекте.

изображение
изображение
изображение
изображение

Абсолютно верно, если мы стремимся представить в более полном объеме наш объект изучения, значит, и «смотреть» на него нам необходимо будет с разных точек зрения.

изображение

Очевидно так же, что ни один отдельно взятый подход не исчерпывает методологической характеристики исследования: в каждом конкретном исследовании обычно реализуется некоторая совокупность подходов, при условии, конечно, что в них нет взаимоисключающих.
Между различными подходами, даже в том случае, если они связаны отношениями полярности, нет, как правило, оценочного противопоставления — в том смысле, что один из них «лучше», а другой — «хуже». Отношение здесь строится на основе адекватности соответствующих подходов определенным типам задач [10].

Э. Г. Юдин

изображение

Приступая к изучению какого-либо объекта, мы берем его с одной или нескольких сторон…

изображение

Здесь часть круга изображает выделяемую в исследовании «сторону» объекта, линия (А) -знание по поводу этой стороны, а все в целом- предмет [11].

Э. Г. Юдин

Вот и нам предстоит «взять» изучаемый нами объект с нескольких сторон. А для того, чтобы определить, какие это будут стороны, потребуется еще раз внимательно прочитать определение методологического подхода.

изображение

Методологический подход можно определить как принципиальную методологическую ориентацию исследования, как точку зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта), как понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования [8].

Э. Г. Юдин.

Какими же понятиями мы будем руководствоваться, изучая наш сложный объект исследования? Забегая вперед (чтобы была понятна перспектива наших познавательных действий), выделим эти основные понятия и представим рассмотрение нашего объекта как систему, как функцию, как деятельность и как процесс.

изображение

Благодаря этим подходам мы не только сможем обогатить наши знания об изучаемом объекте, но будем становиться компетентными в практике решения задач, связанных с проблемами несистемности, а значит, и не выполнения требуемых системой функций объекта. Погружаясь в сложный мир деятельности этого объекта, мы будем искать истоки проблем ресурсообеспечения и технологичности там, где есть противоречия в целеполагании и нашем осмыслении направленности деятельности. А представляя процесс как «динамическую характеристику деятельности» (Г. П. Щедровицкий), сможем избежать рисков неэффективного проектирования и планирования хода решения неверно поставленных задач.

Но прежде, чем мы станем обладателями этого знаниевого богатства, нам предстоит вернуться к вопросу о том, что же представляет собой наш сложный объект изучения, который включает в себя много составляющих, связанных со словом «информация».

изображение
изображение

«Напутствие» капитана Врунгеля:

В море синем, как в аптеке,
Всё имеет суть и вес.
Кораблю, как человеку,
Нужно имя позарез!

Имя вы не зря даёте,
Я скажу вам наперёд:
Как вы яхту назовёте,
Так она и поплывёт!

Вот и нашему «кораблю» — объекту изучения нужно имя, и от этого имени во многом будет зависеть то, как он «поплывет» в труднопроходимом море исследований.

изображение
изображение
изображение

Возможно, что кому-то из нас неудачи не прибавляют мотивации, но если мы будем «зрить в корень», то в слове «попытка» разглядим его смысловую основу — опыт, который, как известно, «сын ошибок трудных».

Поэтому, не боясь делать ошибок, а наоборот, делая работу над ошибками, мы, будучи пытливыми, не станем пасовать перед трудностями, и, набираясь опыта в исследовании объекта, благодаря методологии будем приводить свой ум в порядок.

изображение

Я мыслю, — значит, существую. Cogito ergo sum.

Слова французского философа Рене Декарта. [12]

Р. Декартом навеянное:

Если я мыслю системно, — значит, я не только существую в мире систем, но и понимаю их сущность.

И начнем мы приводить свой профессиональный ум в порядок, с того, что попытаемся системно представить наш сложный объект изучения, проникая в суть его предназначения и разбираясь в «устройстве» системы, которая…

Поставленное многоточие напоминает нам о том, что система, которую предстоит изучать, пока еще даже не имеет имени!

Поэтому поискам ответов на вопросы: как? и почему именно так? будет нами названо то, что мы изучаем, будет посвящен наш следующий разговор.

Источники

[1]. В. М. Розин. В. С. Швырёв. Ф. И. Голдберг. В. С. Бернштейн. — Методология. / Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2002–2019 (последняя редакция: 02.02.2019). URL: https://gtmarket.ru/concepts/6870
[2]. Спиркин А. Г., Юдин Э. Г. Методология// Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012 [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://slovar.cc/enc/bse/2017619.html
[3]. Методология// Философская энциклопедия. В 5-ти т. — М.: Сов. Энциклопедия, 1965 — 1968. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://www.onlinedics.ru/slovar/bes/m/metodologija.html
[4]. Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса. Методологическое исследование.1927.-М.Педагогика, 1982, Т.1, С.292–436., С.397.
[5]. ГОСТ 7.0–99. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Информационно-библиотечная деятельность. Библиография. Термины и определения
[6]. Информационная система [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Информационная_система
[7]. Стернин И. А. Информация на сайте: доступ к информации или информирование граждан? [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://sterninia.ru/index.php/publitsistika/item/351-informatsiya-na-sajte-dostup-k-informatsii-ili-informirovanie-grazhdan
[8]. Юдин Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность. -М.: Эдиториал УРСС, 1997, с. 445, С. 69.
[9]. Дайте мне точку опоры, и я поверну Землю [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_wingwords/690/Дайте
[10]. Юдин Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность. -М.: Эдиториал УРСС, 1997, с. 445, С. 70.
[11]. Там же, С. 124.
[12]. Я мыслю, — значит, существую//Словарь крылатых слов и выражений [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_wingwords/3148/Я

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0