Многоплановая информационная политика ОО: а нужно ли образовательной организации столько направлений?
  • Информационная политика образовательной организации: «планов громадьё»
  • Соблазн перехода на путь «Лучше меньше, да лучше»
  • К «громадью планов» информационной политики добавляется еще одно направление
  • Неужели образовательной организации нужен пиар (PR)?

Информационная политика образовательной организации: «планов громадьё»

На протяжении ряда тем [1],[2] мы проектировали систему публичной информационной деятельности ОО в сети Интернет, в которую нами осознанно, исходя из реальных проблем практики образовательных организаций в решении задач информационной открытости, был включен элемент «информационная политика ОО».

изображение

Представив другой образ спроектированной системы, наше внимание было обращено на появление новых структурных связей, порождаемых взаимодействием элемента «информационная политика образовательной организации» с ранее существовавшими элементами: информацией о деятельности ОО, информационной открытостью ОО и публичными информационными ресурсами ОО в сети Интернет.

На страницах рубрики «Управление и менеджмент» на портале www.eduface.ru мы не раз называли структурные связи, возникающие в системе, скромными [3] и невидимыми [4], и при этом главными [5] «тружениками системы».

А теперь, проектируя систему публичной информационной деятельности ОО в сети Интернет и погружаясь в изучение ее структуры, мы смогли определить, куда направляет свою «трудовую активность» информационная политика, формируя свои важные направления в процессе взаимодействия с другими элементами системы [6]:

  • политику информирования о деятельности образовательной организации;
  • политику информационной открытости образовательной организации;
  • политику формирования публичного информационного пространства образовательной организации в сети Интернет.
изображение

Выделяя эти направления информационной политики образовательной организации в системе публичной информационной деятельности ОО в сети Интернет, мы выяснили, что каждое из них имеет свою целенаправленность и ориентированность на достижение определенных результатов:

  • реализуя политику информирования о деятельности ОО, достигаются нужные образовательной организации результаты информированности целевой аудитории о направлениях развития, проблемах, задачах и успехах деятельности ОО;
  • осуществляя политику информационной открытости, образовательная организация стремится обеспечить широкой открытый доступ целевой аудитории к разнообразной и разноплановой информации о своей деятельности ОО, ориентируясь на расширяющиеся информационные потребности целевой аудитории;
  • приводя в действие политику формирования публичного информационного пространства ОО в сети Интернет, образовательная организация создает разнообразные и качественные публичные информационные ресурсы — сайты ОО, с помощью которых она результативно и эффективно решает задачи информационной открытости и информирования целевой аудитории.
изображение

Говоря об этом «громадье планов» информационной политики, мы должны особо обратить внимание на то, что все эти планы=направления взаимосвязаны между собой, и нарушения взаимных связей между ними провоцируют риски нерезультативности и неэффективности информационной политики, а значит, и риски неуспешности публичной информационной деятельности ОО в сети Интернет.

изображение
изображение
изображение

Соблазн перехода на путь «Лучше меньше, да лучше»

Многие руководители, обремененные неисчислимыми заботами управленческой деятельности в своих образовательных организациях ОО, глядя на эту сложную схему многоплановости информационной политики ОО невольно задаются вопросом: а нужно ли нам в ОО все эти направления осуществлять и реализовывать? Может быть, на самом деле стоит ограничиться тем и только тем, что от образовательных организаций требует вышестоящая система, и не перегружать себя дополнительными сложностями?

изображение

В сознании субъекта, поднимающегося на уровень системной деятельности, происходит принципиальная переориентация; он стремится теперь не к тому, чтобы описать или сделать что-либо по принципу «чем больше, тем лучше», но переходит под власть совершенно иной парадигмы: «сделать то, и только то, что необходимо и достаточно».

В. Н. Сагатовский [7, С.56]

Действительно, в сознании многих из нас, руководителей ОО, еще только поднимающихся до высот системного осмысления новой для образовательных организаций публичной информационной деятельности в сети Интернет, происходит обозначенная В. Н. Сагатовским «принципиальная переориентация». И мы, неся большой груз ответственности за работу наших образовательных организаций, «сворачиваем» свои действия в сторону парадигмы «сделать то, и только то, что необходимо и достаточно», выполнить то, и только то, что от нас требуют.

изображение
изображение
изображение

Безусловно, выбор в этой сложившейся ситуации освоения новой для образовательных организаций деятельности будет за самими руководителями ОО и их управленческими командами. Но, прежде чем сделать свой собственный выбор между тем, что «сделать по принципу „чем больше, тем лучше“», или поддаться искушению и перейти «под власть совершенно иной парадигмы: «сделать то, и только то, что необходимо и достаточно», давайте разберемся в тех рисках, с которыми мы можем столкнуться, упрощая и сводя к минимуму многоплановость информационной политики ОО.

Итак, мы будем вести речь о заманчивой для многих руководителей ОО и разработчиков информационной политики образовательной политики ОО попытке пойти по пути «сделать то и только то, что необходимо и достаточно». Это приведет к риску сведения системы действий в области информационной политики только к одному из ее направлений — политике информационной открытости.

изображение

В этом случае информационная политика ОО, «заточенная» только на предоставление информации о деятельности ОО в открытом доступе, становится потенциальным носителем рисков, связанных с низким качеством, как правило, единственного информационного ресурса — официального сайта ОО, перегруженного информацией. При этом трудозатраты на ведение сайта и размещение на нем значительного объема информации о деятельности ОО, будут высокими.

изображение

В свою очередь, низкое качество источника информирования о деятельности, а так же, что очень существенно, отсутствие продуманной и целенаправленной политики информирования о деятельности, оказывают существенное влияние и способствуют возникновению рисков не достижения цели информационной политики, связанных с неинформированностью, или недостаточным уровнем информированности целевой аудитории.

изображение

При этом риски, связанные с недостаточным уровнем информированности целевой аудитории о том, каково реальное положение дел и условий в образовательной организации, каковы причины и факторы ее успехов и неудач, отсутствие возможности информационного-коммуникационного взаимодействия целевой аудитории с руководством и педагогами ОО, порождают риски формирования в общественной и профессиональной среде негативных откликов, отзывов и мнений о деятельности образовательной организации.

А эти риски, в свою очередь, порождают недоверие к деятельности ОО и становятся причиной отсутствия мотивации к включению участников образовательных отношений в ОО в совместное решение проблем и задач деятельности ОО.

изображение
изображение
изображение

Да, именно с образом «артели „Напрасный труд“» мы уже сравнивали свои усилия по решению задач информационной открытости без понимания в этой задаче целей достижения [1].
И мы вновь обращаемся к такому сравнению, несмотря на то, что в проектируемой нами системе публичной информационной деятельности ОО в сети Интернет теперь существует системопорождающий, а значит ориентирующий систему на достижение цели, элемент «информационная политика ОО».

И в данной ситуации наш вложенный труд действительно рискует стать напрасным, поскольку из всего комплекса направлений информационной политики, стремясь «сделать то, и только то, что необходимо и достаточно», мы сосредотачиваем внимание только на одном направлении — политике информационной открытости ОО, игнорируя другие важные направления и их взаимосвязанность между собой.

К «громадью планов» информационной политики добавляется еще одно направление

В процессе выявления потенциальных рисков, которые могут возникнуть, если руководство ОО «свернет» на путь разработки информационной политики образовательной организации, действуя в парадигме «сделать то, и только то, что необходимо и достаточно» и руководствуясь принципом «делаем то, и только то, что от нас требуют», мы не только осознали бесперспективность и бесполезность такого пути. При этом нами была «обнаружена» еще одна важная область в сфере информационной политики ОО, на которую нам следует обратить особое внимание.

Речь идет о целеустремленной политике образовательной организации, направленной на формирование общественного и профессионального мнения о деятельности ОО.

изображение

Разрабатывая это направление своей информационной политики образовательная организация, руководство и педагоги ОО обращают свое внимание и ориентируют свои действия на целевую аудиторию, с которой они взаимодействуют, обращаясь с информацией так, чтобы она способствовала формированию у участников информационно-коммуникационного взаимодействия адекватного реальному положению дел в ОО общественного и профессионального мнения о деятельности образовательной организации.

изображение
изображение

Подобное отношение руководителей образовательных организаций к тому, что в современном менеджменте называется «пиар», достаточно распространено в нашем управленческом сообществе. Однако если мы вдумаемся в смысл слов, по первым буквам которых и возникло название этого термина: PR=Public Relations , то поймем, что речь идет о деятельности, создающей связи/отношения с общественностью.

Нужна ли образовательной организации — школе, детскому саду, дому творчества деятельность, выстраивающая отношения ОО с участниками образовательного процесса, родительской общественностью, педагогическим сообществом, социумом, проживающим на территории, где расположена ОО?

Есть ли потребность у самой образовательной организации к выстраиванию позитивных, доверительных, уважительных общественных и профессиональных отношений к своей деятельности?

На эти вопросы мы уже получили утвердительный ответ, когда говорили о нужности и необходимости публичной информационной деятельности в сети Интернет для самой образовательной организации.
Напомним, что отвечая на сложный смысловой вопрос «Зачем?» мы построили вот такую «пирамиду потребностей образовательной организации» (по аналогии с образом пирамиды потребностей человека А. Маслоу) [8].

изображение
изображение
изображение

Браво, коллеги! И для подтверждения правильности этих выводов обратимся к мнению PR-специалиста.

изображение

PR (public relations), или связи с общественностью, — это сфера деятельности, которая направлена на выстраивание репутации компании / бренда / продукта / человека. Если совсем коротко и просто, то при помощи инструментов пиара компании доносят до целевых аудиторий ключевые сообщения. …

У слов «пиар», «пиарщик» не очень хорошая коннотация, поэтому сегодня понятие PR часто заменяется понятиями «репутационный менеджмент» или «управление репутацией». [9]

Г. А. Хатиашвили

изображение

Да, именно так, и согласно учебникам и пособиям по репутационному менеджменту, информационная политика создает информационную основу формирования репутации организации.

изображение

Глава 4. Создание информационной основы репутации
4.5. Основы информационной политики

Репутационный менеджмент рассматривает трансляцию информационных сообщений как непрерывный, хорошо структурированный и адресный информационный поток. Очевидно, что для организации этого процесса требуется выстроить алгоритм коммуникационного взаимодействия с целевыми группами….
Параметры этого алгоритма задает информационная политика компании, которая призвана организовывать процесс трансляции различным аудиториям сведений о значимых корпоративных действиях, событиях и результатах деятельности компании.

Главный принцип информационной политики — обеспечить полноценность и равнодоступность информации всем заинтересованным сторонам: акционерам, регулирующим и надзорным органам, сотрудникам, представителям СМИ, финансовому сообществу и инвесторам, общественным организациям, широкой общественности. …

PR — это особая функция управления, которая способствует установлению и поддержанию общения, взаимопонимания и сотрудничества между организацией и общественностью, а также помогает руководству организации быть информированным об общественном мнении и вовремя реагировать на него. [10]

Л. С. Сальникова

Однако при всей значимости PR как управления репутацией ОО, в нашем управленческом сообществе пока складывается довольно печальная мотивационная картина, характеризующая отношение руководителей ОО к этой особой функции управления и особому направлению менеджмента в образовательной организации.

изображение

Поэтому будет или не будет руководство образовательной организации выстраивать целенаправленную политику, направленную на формирование общественного и профессионального мнения о деятельности ОО, во многом зависит от того, насколько важно, ценно и нужно для руководителей и педагогов ОО опираться в своей управленческой и педагогической деятельности на мнения участников образовательных отношений в ОО, мнения профессионального сообщества, на мнение, складывающееся в общественном окружении образовательной организации.

Неужели образовательной организации нужен пиар (PR)?

Поставив перед собой серьезный мотивационный вопрос «Зачем?» образовательной организации заниматься формированием общественного и профессионального мнения о своей деятельности, давайте вновь обратимся к составленной нами «пирамиде потребностей образовательной организации», в которой обратим внимание на область потребностей, лежащей в основании этой пирамиды.

изображение

Выстраивая эту пирамиду потребностей образовательной организации, мы, вспоминая известную фразу из кинофильма «Счастье — это когда тебя понимают», уже говорили о том, что проблемы непонимания между администрацией и педагогами, непонимания внутри педагогического сообщества ОО, непонимания между взрослыми и детьми, непонимания между педагогами и родителями «раздирают» многие образовательные организации.

изображение
изображение
изображение

Многие руководители ОО считают, что решение проблем непонимания, «раздирающих» многие образовательные организации не связано с информационной политикой ОО, и тем более с политикой формирования общественного и профессионального мнения о деятельности ОО.

Давайте попробуем с этим разобраться. И для этого «поместим» проблему непонимания, а точнее взаимного непонимания, в спроектированную систему публичной информационной деятельности.

изображение

И тогда мы направим свой управленческий взгляд на поиск причин существующей проблемы непонимания между образовательной организацией и целевой аудиторией носителей общественного и профессионального мнения о деятельности ОО, которые мы увидим:

  • в недостатке реальной, актуальной, честной и правдивой информации о деятельности ОО: деятельности руководства, педагогов и обучающихся, условиях и ресурсах ОО; успехах и неудачах в деятельности ОО;
  • в непродуманной информационной политике, которая не только не берет в расчет разнообразные и постоянно развивающие информационные потребности широкой целевой аудитории ОО, но и не ставит своей целью достижение ее информированности;
  • в формальном решении задач информационной открытости, результатом которой являются представленные в открытом доступе нормативные сведения об ОО, но при этом закрытой остается та реальная и нужная многим пользователям информация, за неимением которой ее дефицит восполняется слухами, «сарафанным радио» и т. д.;
  • в официозе единственного публичного информационного ресурса — официального сайта ОО, в котором, как в зеркале, отражается только лишь «официальное лицо» образовательной организации, обращенное к начальству, и в котором отсутствует лик=образ реальной, лишенной формализма жизни образовательной организации. (Равно как на персональных сайтах педагоги представляют свои «официальные лица» в соответствии с аттестационными требованиями).

А от информационных причин проблемы непонимания между образовательной организацией и целевой аудиторией носителей общественного и профессионального мнения о деятельности ОО, мы со всей ясностью установим связь с проблемой социального и профессионального недоверия к деятельности ОО.

изображение
изображение
изображение
изображение

Наши участники дискуссии правы в том, что публичной информационной деятельности ОО в сети Интернет требуются изменения, осуществляя которые мы сможем добиваться взаимопонимания и доверия между образовательной организацией и ее целевой аудиторией как носителя общественного и профессионального мнения о деятельности ОО.

Какие же изменения нам потребуется внести в состав и структуру системы публичной информационной деятельности ОО в сети Интернет? Каким должен быть этот новый элемент, который с нашей точки зрения, «отвечал» бы в системе деятельности образовательной организации за взаимопонимание и доверие целевой аудитории?

изображение

Для того чтобы ответить на этот сложный вопрос, нам предстоит обратиться к теории управления, в которой особое место занимает понятие «организационная культура».

изображение

Одним из ключевых факторов образования организационной культуры является наличие доверия участников данной системы друг к другу, а также к руководству данной системы.

Формированию и укреплению отношений доверия в организации или сообществе способствуют:

  • открытость и доступность информации;…
  • возможность каждого выражать свои интересы и оказывать влияние на принятие решений; …
  • четкая обратная связь;
  • устойчивость институтов, «правил игры», договорных отношений и партнерских связей;
  • гарантирование условий плодотворной деятельности;
  • достойный имидж и культура организации. [11]

А. Л. Гапоненко и др.

Глубоким, интересным и сложным вопросам организационной культуры будут обращены темы в разделе «Управление и менеджмент» на нашем портале www.eduface.ru, когда мы приступим к изучению важной составляющей управления — руководству образовательной организации.

А пока, соприкоснувшись с этим новым для нас понятием, мы только в общем виде образно представим организационную культуру как «мир культуры», культурную основу образовательной организации, порождающую культурные образцы деятельности в ОО и формирующую культуру организационного поведения участников деятельности ОО.

изображение

А теперь проделаем некий мыслительный опыт и «поместим» наше пока еще очень условное знание об организационной культуре и понимание ее как культурной основы образовательной организации, в основание проектируемой нами публичной информационной деятельности ОО в сети Интернет.

изображение

Отвечая на поставленный нами вопрос о том, каким должен быть этот новый элемент, который с нашей точки зрения, «отвечал» бы в системе публичной информационной деятельности образовательной организации в сети Интернет за взаимопонимание и доверие целевой аудитории, мы с большой долей уверенности можем сказать, что этот элемент должен быть связан с организационной культурой ОО.

При этом мы понимаем, что речь должна идти об «особой» культуре образовательной организации, которая, с одной стороны, порождается «в недрах» новой для ОО публичной информационной деятельности в сети Интернет. А с другой стороны, именно эта культура и будет формировать культурные образцы практики новой деятельности в ОО и культуру организационного поведения субъектов, участников, авторов этой деятельности в ОО.

О какой культуре образовательной организации идет речь? Какое же «полное имя» будет присвоено новому элементу системы публичной информационной деятельности ОО в сети Интернет?

изображение
изображение
изображение

Да, такое название — информационная культура образовательной организации — «приходится впору» новому элементу системы публичной информационной деятельности ОО в сети Интернет. И в нем, действительно связываются между собой понятия «культура» и «информация», которая является системообразующим элементом проектируемой нами системы.

Но в этом имени нового элемента, не только включающем, но и объединяющем информацию и культуру, заложены смыслы и суть пока неизвестного для нас явления и понятия «информационная культура». Поэтому в следующей теме нашего разговора нам предстоят серьезные размышления, в процессе которых мы будем погружаться в исследование феномена информационной культуры.

Источники

[1]. Асмолова (Плахова) Л.М. В системе публичной информационной деятельности ОО появляется новый элемент — информационная политика. — URL: https://eduface.ru/consultation/infopolicy/v_sisteme_publichnoj_informacionnoj_deyatel_nosti_oo_poyavlyaetsya_novyj_element_informacionnaya_politika
[2]. Асмолова (Плахова) Л. М. Информационная политика образовательной организации: выявляем сущность понятия и функции этого элемента в системе публичной информационной деятельности. — URL: https://eduface.ru/consultation/infopolicy/informacionnaya_politika_obrazovatel_noj_organizacii_vyyavlyaem_suwnost__ponyatiya_i_funkcii_etogo_elementa_v_sisteme_publichnoj
[3]. Асмолова (Плахова) Л. М. Связи в системе ОО, или то, что обуславливает ее структуру. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/svyazi_v_sisteme_oo_ili_to_chto_obuslavlivaet_ee_strukturu
[4]. Асмолова (Плахова) Л. М. Невидимые связи в системе управления обретают смыслы и имена. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/nevidimye_svyazi_v_sisteme_upravleniya_obretayut_smysly_i_imena
[5]. Асмолова (Плахова) Л. М. Системообразующие связи: определяем наиглавнейших из главных тружеников в системе управления. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/sistemoobrazuyuwie_svyazi_opredelyaem_naiglavnejshih_iz_glavnyh_truzhenikov_v_sisteme_upravleniya
[6]. Асмолова (Плахова) Л. М. Информационная политика образовательной организации направляет и ведет: куда? к чему? для достижения чего? — URL:https://eduface.ru/consultation/infopolicy/informacionnaya_politika_obrazovatel_noj_organizacii_napravlyaet_i_vedet_kuda_k_chemu_dlya_dostizheniya_chego
[7]. Сагатовский В. Н. Системная деятельность и ее философское осмысление // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1980. — М.: Наука. 1981. с. 52 — 68.
[8]. Асмолова (Плахова) Л. М. Если мы «зажигаем звезды» новой для ОО публичной информационной деятельности, значит, она нужна нам самим! — URL:https://eduface.ru/consultation/infopolicy/esli_my_zazhigaem_zvezdy_novoj_dlya_nas_publichnoj_informacionnoj_deyatel_nosti_znachit_ona_nuzhna_nam_samim
[9]. Что такое пиар? — URL: https://yandex.ru/q/question/computers/chto_takoe_piar_0025ebce/?utm_source=yandex&utm_medium=wizard&answer_id=e6b43583-cc6c-4225-9fae-75b065a9e823#e6b43583-cc6c-4225-9fae-75b065a9e823
[10]. Сальникова, Л. С. Репутационный менеджмент. Современные подходы и технологии: учебник дляакадемического бакалавриата / Л. С. Сальникова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 305 с.
[11]. Гапоненко А. Л. Теория управления: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Л. Гапоненко, М. В. Савельева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 336 с., С. 204–205

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

КомментарииКомментариев: 0