Наши знания о системно-деятельностном подходе: разбираемся в том, что раньше не выучили…
  • «Неправильная арифметика» в понимании системно-деятельностного подхода
  • Идем правильным путем и изучаем деятельность как систему
  • Что мы знаем, и что еще предстоит узнать о структуре деятельности?
  • Продолжаем движение по правильному пути, и видим в деятельности основание системы
  • Что мы знаем, и что еще предстоит узнать о субъекте деятельности?
  • О «невыученных уроках» методологии

В продвижении по пока неведомой нам области нового для руководителей объекта управления, который, наконец, в нашем понимании обрел свое «имя» — публичная информационная деятельность ОО, наступил важный момент.

Теперь мы знаем, что есть объект (изучения и управления). Знаем, что есть методология, которая помогает нам познавать объект. Что же делать дальше?

изображение
изображение
изображение

Получается, что представление о том, что нам делать с «новоявленным» в нашу практику объектом управления у каждого руководителя свое. Кому-то кажется, что методология, раз уж мы к ней обращаемся, как добрая фея, должна взмахом своей волшебной палочки указать нам путь следования к знаниям об объекте. Другим эта методология представляется запутанными лабиринтами познания. А кто-то считает, что нам, практикам некогда погружаться в «научные сложности», поэтому надо «без излишних заморочек» взять от методологии только то, что сразу пригодится в непосредственной работе.

Ну, а многие из нас, полагаясь на свой практический опыт, считают, что «не боги горшки обжигают» и потому и без методологии смогут справиться с новым объектом управления, надеясь на свою смекалку и имеющиеся знания.

изображение

Но какие бы при этом отношения у каждого из нас не складывались к методологии и с методологией, итог в таком случае мы все равно имеем один, — проблемы, с которыми опять же каждый руководитель образовательной организации остается один на один, и тяжесть ответственности за их неразрешенность каждому приходится нести на своих плечах.

При этом проблемы управления неведанным объектом, как доказывает практика, у нас общие, но решаем мы их поодиночке, полагаясь на свой опыт.

Именно об этой общности проблем, возникающих от невыученных уроков «по методологии», мы и будем говорить в следующей теме.

А сейчас нам предстоит узнать то, что мы ранее не выучили…

«Неправильная арифметика» в понимании системно-деятельностного подхода

Итак, нам предстоит знакомство с методологическим инструментарием системно-деятельностного подхода, который должен будет стать для нас путеводителем по исследованию нашего объекта — публичной информационной деятельности образовательной организации.

Как мы понимаем, выбор в пользу именно этого методологического подхода из представленных ранее [1] сделан нами не случайно, а продиктован названием, отражающим сущность изучаемого объекта.

изображение

Находясь на подступах к изучению теперь уже самого подхода, многих из нас, практиков, отпугивает предстоящая сложность представления объекта и как системы, и как деятельности. «Терзают смутные сомнения» и тех, кто не видит в данном методологическом подходе помощника в понимании того, как должна быть системно организована эта наша новая деятельность в ее практическом исполнении.
И, конечно же, сомнения связаны и с тем, что для погружения в изучаемый мир деятельности необходимы знания в области теории, которых у нас, практикующих деятелей, явно не достаточно.

изображение

Ну что ж, будем считать, что системно-деятельностному подходу предстоит немало «потрудиться», чтобы не только на словах теории, но и на деле доказать свою нужность и необходимость практике. Но при этом и от нас, изучающих, потребуется не только нужный настрой, но и усердие в познании сложного.

изображение
изображение

Все должно быть изложено так просто, как только возможно,
но не проще.

Альберт Эйнштейн

И следуя наставлениям А. Эйнштейна, убедимся в том, чем мы рискуем, если делаем ставку именно на упрощение в понимании теоретических аспектов изучаемых нами вопросов.

И первым примером из серии «проще простого» для нас становится само название подхода — «системно-деятельностный», чаще всего понимаемый как «микс», как смешение и системного, и деятельностного подходов к изучению объекта.

изображение
изображение
изображение

К сожалению, не только многие практики, но и некоторые представители научного сообщества, исходя из названия подхода, видят в нем две «составные части» — системную и деятельностную, каждая из которых дает «свое» представление об изучаемом объекте. При этом считается, что объединяя (соединяя) эти разные знания можно получить целостное знание об объекте.

изображение А на практике такое упрощенное понимание оборачивается проблемами, с которыми знаком каждый руководитель. В каждой ОО разработано много систем (образовательная, воспитательная, педагогическая, управляющая, методическая и пр., и пр.). И мы, профессионалы, работающие в ОО, в достаточной мере обладаем знаниями о деятельности, которой занимаемся (образовательной, воспитательной, педагогической, управляющей, методической и др.). Однако на практике системы наши вопиют о проблемах, связанных с «человеческим фактором в деятельности, а осуществляя деятельность, мы постоянно сталкиваемся с проблемами «несистемности», проявляющимися в не нацеленности, не структурности, не организованности, не результативности, неэффективности…

Поэтому возвращаясь в наших рассуждениях от практики к теории, сделаем важный для себя вывод о том, что пока наше упрощенное понимание системно-деятельностного подхода как «простого соединения» знаний об объекте как системе и знаний об объекте как о деятельности, является ошибочным (что, кстати, и доказывает нам наша практика!).

изображение
изображение

Вы никогда не сумеете решить возникшую проблему, если сохраните то же мышление и тот же подход, который привел вас к этой проблеме.

Альберт Эйнштейн

Поэтому следуя наставлению А.Эйнштейна, во избежание рисков повторения ошибок в новой для образовательных организаций публичной информационной деятельности, мы вооружимся нужными нам знаниями о «настоящем» системно-деятельностном подходе, в соответствии с которым нам предстоит изменить свое мышление и свой взгляд.

изображение Для того чтобы проникнуть в суть и проникнуться сущностью системно-деятельностного подхода, мы должны изменить свой взгляд на изучаемый нами объект так, чтобы видеть в нем и систему, и деятельность!

изображение

При таком взгляде на объект изучения порождаются новые знания, которые позволяют нам проникнуть в тайны «системного устройства» деятельности и распознать «законы» деятельности, по которым живет и развивается наш системный объект.

изображение

Идем правильным путем и изучаем деятельность как систему

В основе понимания сущности системно-деятельностного подхода лежат две принципиальных позиции.

изображение Первая связана с тем, что объект изучения, представляющий собой деятельность, мы рассматриваем как систему.

изображение

Но при этом этот «системный взгляд» на деятельность в системно-деятельностном подходе особый. И эта его особенность связана с четким следованием определенным теоретическим основаниям.

изображение

И таким основанием в системно-деятельностном подходе является психологическая теория деятельности А. Н. Леонтьева, разработанная в научной школе культурно-исторической психологии Л. С. Выготского.
И именно с позиций этой теории будем выстраивать наши знания в области структуры деятельности.

изображение
изображение

Конечно, для многих из нас «научные сложности» становятся серьезным препятствием для погружения в основы психологической теории деятельности А. Н. Леонтьева. Но при этом без этих знаний мы не сможем проникнуть в суть системно-деятельностного подхода.

Поэтому мы в очередной раз воспользуемся наставлением А. Эйнштейна, и постараемся «просто, но не проще», представить схему структуры деятельности, к которой нам с вами предстоит не раз обращаться.
А для начала зададимся следующим вопросом: что мы с вами знаем о структуре деятельности?

Что мы знаем, и что еще предстоит узнать о структуре деятельности?

И вопрос этот далеко не праздный. На самом деле, что мы, руководители и педагоги, казалось бы, знающие все (или очень многое) об образовательной деятельности как ведущей деятельности наших образовательных организаций, и практически досконально разбирающиеся в своей профессиональной — педагогической и управленческой деятельности, знаем о структуре деятельности?

Вопрос этот не праздный еще и потому, что нам предстоит спроектировать новую для образовательной организации публичную информационную деятельность, и без знаний о структуре деятельности мы вряд ли сможем это правильно сделать.

Итак, что же мы знаем о структуре деятельности?

изображение
изображение
изображение
изображение

Браво, коллеги, и еще раз, браво! Обсуждая, казалось бы, сугубо теоретический вопрос, но подходя к нему с практической смекалкой, мы наметили общий контур ответов, которые должны получить, обретая знания о структуре деятельности.

изображение

А искать ответы на поставленные вопросы нам поможет схема, в которую включены важнейшие позиции психологической теории деятельности А. Н. Леонтьева, связанные со структурными единицами деятельности, — понятием, введенным Л. С. Выготским.

изображение

Анализ, разлагающий на элементы, характеризуется тем, что в элементе не содержатся свойства, присущие целому, единица же характеризуется тем, что она есть такая часть целого, в которой содержатся, хотя бы в зачаточном виде, все основные свойства, присущие целому. [2]

Л. С. Выготский

изображениеизображение

В конце 1920-х гг., работая у Л. С. Выготского и используя идеи культурно-исторической концепции, А. Н. Леонтьев провел ряд экспериментов, направленных на изучение высших психических функций (произвольного внимания и процессов памяти).

В начале 1930-х гг. встал во главе харьковской деятельностной школы и приступил к теоретической и экспериментальной разработке проблемы деятельности. В результате им была выдвинута концепция деятельности, являющаяся в настоящее время одним из признанных теоретических направлений современной психологии.

В отечественной психологии на основе предложенной Леонтьевым схемы деятельности (деятельность — действие — операция — психофизиологические функции), соотнесенной со структурой мотивационной сферы (мотив —цель — условие), изучались практически все психические явления, что стимулировало возникновение и развитие новых психологических отраслей. [3]

Попробуем и мы схематично соотнести уже называемые нами позиции (деятельность — действие — операция) со структурой мотивационной сферы.

изображение

О каких же единицах деятельности идет речь? Для понимания этого обратимся к макроструктуре деятельности, представленной в психологической теории деятельности А. Н. Леонтьева.

изображение

«…в общем потоке деятельности, <…>, анализ выделяет, во-первых, отдельные (особенные) деятельности — по критерию побуждающих их мотивов. Далее выделяются действия — процессы, подчиняющиеся сознательным целям. Наконец, это операции, которые непосредственно зависят от условий достижения конкретной цели. Эти „единицы“ <…> деятельности образуют ее макроструктуру. Особенность анализа, который приводит их к выделению, состоит в том, что он пользуется не расчленением живой деятельности на элементы, а раскрывает характеризующие ее внутренние отношения» [4].

А. Н. Леонтьев

И помощниками в понимании этих важнейших единиц, образующих структуру деятельности и будут выступать, с одной стороны, деятельность, действия и операции, а с другой — мотив, цель и условия. И именно в раскрытии внутренних отношений и заключается принципиальная особенность «анализа, сводящего в сложное целое единицы».

изображение А отношения эти таковы: именно мотив определяет общую направленность деятельности и придает ей смысл, именно цель определяет преднамеренный характер действий и ориентирует на то, что должно быть достигнуто в процессе осуществления действий, а в свою очередь, именно условия определяют выбор способов и средств осуществления действий в конкретных условиях достижения цели.

изображение
изображение

Правильное замечание, исходящее от практиков! Исправляемся и вносим уточняющие коррективы, исходя из определений понятия «задача» в изучаемой нами структуре деятельности.

изображение

… помимо своего интенционального аспекта (что должно быть достигнуто) действие имеет и свой операционный аспект (как, каким способом это может быть достигнуто), который определяется не самой по себе целью, а объективно-предметными условиями ее достижения.

Иными словами, осуществляющееся действие отвечает задаче;
задача — это и есть цель, данная в определенных условиях. [5]

А. Н. Леонтьев

изображение

О.К Тихомиров продолжил определение А. Н. Леонтьева важным уточнением:
«задача рассматривается как цель, заданная в конкретных условиях
и требующая эффективного способа ее достижения. [6]

 

А. Г. Асмолов в одной из своих лекций уточнил определение задачи так: задача определяет цель и условия и требует отбора конкретных действий и способов ее решения, тем самым указав на две важнейшие составляющие задачи, которые мы условно назовем «вопрос задачи» — что должно быть достигнуто и какие для этого есть условия?, и требуемый «ответ» в решении задачи: какими действиями, способами и необходимыми для их осуществления средствами мы достигнем цели.

изображение

Ну что ж, наступило время подвести краткий итог изученному, и напомнить самим себе, что мы вначале знали о том, пытаясь понять, как «устроена» деятельность из отдельных элементов, и что мы знаем теперь о структуре деятельности и образующих ее «единицах».

изображение

И вот теперь, глядя на эту схему, мы должны еще раз прояснить для себя: выделенные в структуре деятельности «единицы» и образующие их отношения не существуют «сами по себе» вне деятельности.

изображение Нет «отдельных и отделенных» от деятельности мотивов и смыслов!
Не существуют «просто» действия, «вырванные» из контекста деятельности!
Нет «просто» целей вне общей смысловой направленности деятельности!
Не достигаются цели без учета условий, в которых осуществляется деятельность.
Не оказываются «способными» стать действенными способы вне понимания действий, нацеленных на достижение результата.

Все эти внутренние отношения «живут» только в представлении деятельности как живого целого, и являют собой планы нашего видения — уровни, с которых мы, проектирующие и осуществляющие деятельность, смотрим на этот целостный живой мир деятельности.

изображение

Из принципа анализа «по единицам» исходит и А. Н. Леонтьев при разработке представлений о структуре предметной целенаправленной деятельности человека. В предметной деятельности, имеющей иерархическую уровневую структуру, вычленяются относительно самостоятельные, но неотторжимые от ее живого потока «единицы» — действия и операции. А. Н. Леонтьев специально указывает, что структурные моменты деятельности, «единицы» деятельности не имеют своего отдельного существования.

При выделении этих «единиц» как бы ставят три следующих вопроса: Ради чего осуществляется деятельность? На что направлена деятельность? Какими способами, приемами реализуется деятельность? При ответе на эти вопросы выделяют три плана анализа целенаправленной деятельности: мотивационный, интенциональный и операциональный. [7]

А. Г. Асмолов

изображение

И вот теперь, понимая, что мы не разделяем деятельность на отдельные элементы (мотив, цель, действия, условия, способы), а видим ее целостно благодаря ответам на вопросы «Ради чего осуществляется деятельность?», «На что, на достижение чего направлена деятельность?» и «Как, какими способами реализуется деятельность?», мы, имея представление о структуре деятельности, можем со знанием дела перейти к изучению второй важной позиции системно-деятельностного подхода.

Продолжаем движение по правильному пути, и видим в деятельности основание системы

изображение От позиции о том, что объект изучения, представляющий собой деятельность, рассматривается как система, мы переходим к пониманию того, что именно деятельность является основанием системы.

изображение
изображение

Да, на первый взгляд, данная позиция может показаться сложной и непонятной. Но, если мы обратимся к практике наших образовательных организаций, то увидим, что спроектированные и реализованные нами системы, будь то образовательная, воспитательная, педагогическая, методическая, управляющая и т. д., становятся эффективными только в том случае, если мы, руководители и педагоги видим в них смысл, можем четко и ясно выстроить свое целеполагание, выбираем наиболее подходящие для конкретных условий нашей образовательной организации способы и технологии наших действий.

изображение И наоборот, если мы разрабатываем систему «ради системы», а «размытые» цели витают в облаках без четких ориентиров достижений, то и даже самые лучшие и передовые технологии не спасают нас от рисков не результативности и неэффективности…
А в итоге многие из нас испытывают усталость и разочарование от бессмысленности своих действий по созданию системы…

изображение

Поэтому, если нас не радует перспектива наступить «на старые грабли» в проектировании новой для образовательных организаций публичной информационной деятельности, и мы не хотим, чтобы из нас постигла печальная участь разработки и последующей реализации системы, в основании которой лежит не продуманная, не осмысленная, не целенаправленная и технологически не обеспеченная деятельность, то…
… мы осознанно и мотивированно приступаем к изучению методологического инструментария системно-деятельностного подхода!

изображение

Системно-деятельностный подход предполагает при изучении любых феноменов психики и проектировании разных сфер социальной практики выделение в качестве методологических инструментов следующих планов анализа систем:

  • мотивационный план анализа, связанный с ответами на вопрос «ради чего», ради каких «мотивов» происходит развитие того или иного феномена;
  • интенционально-целевой план анализа, связанный с ответом на вопрос «на что», на какие «цели» направлены действия той или иной системы;
  • операционально-технологический план анализа, связанный с ответом на вопрос «каким способом», посредством каких «операций», «технологий» достигаются мотивы и цели системы в тех или иных условиях ее существования;
  • ресурсно-энергетический план анализа, связанный с ответом на вопрос «за счет чего», каких источников, например, тех или иных психофизиологических ресурсов организма или материально-технических ресурсов общества, будут осуществлены те или иные «действия», «операции» или «технологии», обеспечивающие достижение мотивов и целей системы;
  • и, наконец, «субъектный» план анализа, связанный с ответом на вопрос «кто» будет «агентом», заинтересованным в трансформациях, преобразованиях, изменениях той или иной системы, например, «общества как системы», «образования как системы» или «личности как „системы“».

 

Таковы методологические инструменты, используемые в конкретно-научной методологии системно-деятельностного подхода в психологии и социальной практике. [8]

А. Г. Асмолов

Воспользовавшись методологическими инструментами системно-деятельностного подхода при проектировании новой для образовательной организации публичной информационной деятельности, мы будем последовательно отвечать на следующие вопросы, создавая в своем сознании целостный образ предстоящей нам в ОО деятельности:

изображение

И именно в такой последовательности, начиная с ответа на вопрос, заставляющий нас задуматься о смыслах предстоящей деятельности (ради чего и ради кого?), мы перейдем к вопросам целеполагания (на что, на достижение чего, каких результатов?). Затем, имея четкий образ ориентиров достижений, мы сможем, учитывая специфику условий нашей конкретной образовательной организации, перейти к ответам на вопрос о выборе способов действий (какие способы и технологии будут оптимальными в условиях нашей ОО?). Таким образом, имея четкое представление о целях, предстоящих действиях и оптимальных способах действий, мы сможем определить необходимый для их осуществления состав и объем ресурсов, с помощью которых мы будем реализовывать выбранные нами технологии.
Ответы на эти важнейшие вопросы позволяют нам во всей полноте и целостности «увидеть» предстоящую нам к осуществлению публичную информационную деятельность образовательной организации.

Что мы знаем, и что еще предстоит узнать о субъекте деятельности?

А вот теперь будем предельно внимательны, поскольку в нашей схеме системно-деятельностного подхода должна появиться очень важная позиция, которую мы до этого момента оставили «как бы за пределами» нашего внимания, поскольку оно было обращено к объектной «стороне» проектируемой нами деятельности.

изображение

Другое дело — понятие о субъекте деятельности. Первоначально, т. е. до выяснения важнейших моментов, образующих процесс деятельности, субъект остается как бы за пределами исследования. Он выступает лишь в качестве предпосылки деятельности, ее условия. Только дальнейший анализ движения деятельности и порождаемых им форм психического отражения приводит к необходимости ввести понятие о конкретном субъекте, о личности как о внутреннем моменте деятельности. [9] … (продолжение следует)

А. Н. Леонтьев

Внимательно вчитываясь в слова А. Н. Леонтьева о «субъекте как о внутреннем моменте деятельности» нам предстоит сделать важный для своей практической управленческой и педагогической деятельности вывод:

изображение Субъект — это не отдельный «элемент» в системе деятельности, на которого возлагаются «обязанности по ее выполнению». И уж тем более, субъект — это не отдельная по отношению к деятельности некая «человеческая инстанция»! Субъект — это именно автор, творец деятельности!

изображение
изображение

Субъект — это источник активности, автор, творец, инициатор преобразований действительности, людей и самого себя — такими поэтическими определениями-метафорами наполнена современная психологическая литература. [10]

Г. А. Цукерман

Добавим к этим определениям субъекта очень точный образ его как сценариста и режиссера своей деятельности.

изображение
Данная характеристика позволяет представить человека…не как бесстрастного деятеля-исполнителя, … а как пристрастного сценариста своих действий (на высших уровнях развития даже режиссера), которому присущи и определенные предпочтения, и мировоззренческие позиции, и целеустремленность преобразователя. [11]

 

А. К. Осницкий

Таким образом, теперь не отделяя субъекта от деятельности, а наоборот, именно глазами субъекта, с позиции субъекта мы будем целостно воспринимать деятельность, в которую вовлечен и которую осуществляет субъект.

изображение

Используя знаменитое изречение, представим позицию субъекта деятельности так:
Деятельность — это Я! Я — это моя деятельность, это Я в деятельности!

А коллективный субъект деятельности скажет:
Деятельность — это МЫ! Мы — это наша совместная деятельность, это МЫ в деятельности!

изображение

Вопрос по существу! И для ответа на него вернемся к продолжению цитаты А. Н. Леонтьева.

изображение

Только дальнейший анализ движения деятельности и порождаемых им форм психического отражения приводит к необходимости ввести понятие о конкретном субъекте, о личности как о внутреннем моменте деятельности.
Категория деятельности открывается теперь в своей действительной полноте, в качестве объемлющей оба полюса — и полюс объекта, и полюс субъекта. [12]

А. Н. Леонтьев

Именно так, сохраняя целостность деятельности, а не разделяя ее на объект и субъект, мы теперь можем видеть ее как бы с двух полюсов — и с «полюса объекта», и с «полюса субъекта».

изображение

При этом располагая «субъектный полюс» условно снизу, в основании схемы, мы опирались на энциклопедическое определение понятие «субъект».

изображение

Субъект (от лат. subjectus  — лежащий внизу, находящийся в основе) — носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа) — источник активности, направленный на объект [13].

 

И теперь «не разрывая» целостный мир деятельности, а наоборот, воссоздавая его, мы видим, что именно субъекты как авторы деятельности наполняет ее смыслами. И именно от мотивов субъектов деятельности, от их авторского мировидения и мировосприятия того, ради чего осуществляется деятельность, выстраивается и осознается миссия и ценностно-смысловые ориентиры деятельности нашей образовательной организации, в том числе и в новой для ОО публичной информационной деятельности.

Сделав свой ценностно-смысловой выбор, именно субъекты деятельности становятся авторами своего целеполагания деятельности. И поставив перед собой цели достижения, именно они становятся «решателями» в выборе способов достижения, которые сами субъекты считают наиболее адекватными и целям и условиям, в которых осуществляется их деятельность. Для достижения целей и реализации выбранных технологий субъектам необходимы ресурсы, оценка нужности и эффективности которых также является предметом выбора самих субъектов деятельности.

изображение

Именно поэтому для нас, опирающихся на методологию системно-деятельностного подхода принципиально важным является акцент нашего пристального внимания на «субъектном» плане деятельности, ведь именно с «полюса субъекта» мы рассматриваем и мотивационный, и интенциональный, и операциональный, и ресурсный планы деятельности.

изображение

Субъект — активно проявляющий себя и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа, наделенные способностью порождать смыслы, вносить коррективы в собственные действия, вырабатывать программы, ставить цели и разрабатывать пути по их реализации; центр инициативы в социальных процессах, генератор собирательного, созидательного, структурообразующего действия. [14]

Говоря о субъектах как авторах, инициаторах и «генераторах» деятельности мы видим в них главную «движущую силу» всех процессов деятельности образовательной организации. Поэтому осмысленно произнося слово «субъект», мы понимаем, что говорим об особом «ресурсе», мы говорим о мощнейшем человеческом потенциале деятельности нашей школы, детского сада, дома творчества и т. д.

изображение
изображение
изображение
изображение

О «невыученных уроках» методологии

Так уж устроено наше «практическое мышление», что изучаемые теоретические вопросы мы сразу подвергаем сомнению, поскольку считаем, что смотрим «в корень» и задаем насущные в практике работы образовательной организации вопросы об отсутствующих в наших школах, детских садах, домах творчества и других ОО ресурсах и исполнителях.

изображение

И размышляя именно так, большинство руководителей выбирают следующие варианты своих действий:

— либо ничего не предпринимать в новой для образовательных организаций публичной информационной деятельности и подождать «до лучших времен», и/или ограничиться только выполнением нормативных требований к официальному сайту ОО;

— либо поставить перед собой задачи нахождения необходимых ресурсов и исполнителей, владеющих информационными технологиями, считая, что их наличие «само собой» потом станет залогом успешного осуществления деятельности.

изображение

К чему в итоге, к каким проблемам в деятельности образовательных организаций приводят выбранные варианты действий руководства ОО, мы подробно говорили в одной из наших публикаций [15].

изображение

Поэтому в качестве «домашнего задания» мы предлагаем задуматься над эффективностью выбираемого многими из нас пути в становлении новой для образовательных организаций публичной информационной деятельности и о последствиях для практики «невыученных уроков» методологии системно-деятельностного подхода.

А мы в следующий раз проведем «работу над ошибками», которых мы уже немало совершили в начале, и, вооружившись новыми знаниями, далее пойдем правильным путем.

Источник

[1]. Асмолова (Плахова) Л. М. Методологию уже затем познавать надо, что она ум профессиональный в порядок приводит https://eduface.ru/consultation/infopolicy/metodologiyu_uzhe_zatem_poznavat__nado_chto_ona_um_professional_nyj_v_poryadok_privodit
[2]. Выготский Л. С. Лекции по педологии. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2001, 304 с., С. 35.
[3]. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2008. — 583 с., С. 122.
[4]. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975, 304 с., С. 109.
[5]. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975, 304 с, С.106–107
[6]. Тихомиров О. К. Структура мыслительной деятельности человека (Опыт теорет. и эксперим. исследования). — Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1969. — 304 с., С. 28
[7]. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. — М.: Смысл, 2001. -416 с., С. 148.
[8]. Асмолов А. Г. Разработка системно-деятельностных принципов. [Электронный ресурс] Персональный сайт А. Г. Асмолова — Режим доступа. — URL: http://asmolovpsy.ru/ru/ideas/121
[9]. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975, 304 с, С. 159
[10]. Цукерман, Г. А. Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной деятельности / Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. -1999. -№ 6.-С. 3–18.
[11]. Осницкий А. К. Регуляторный опыт — основа субъектной активности человека //Теоретическая и экспериментальная психология, 2008, Т. 1, № 2, С. 17–34, С. 21.
[12]. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975, 304 с, С. 159
[13]. Субъект/Большой энциклопедический словарь https://slovar.cc/enc/bolshoy/2122127.html
[14]. Субъект/ Кикель, П. В., Сороко, Э. М. Краткий энциклопедический словарь философских терминов / П. В. Кикель, Э. М. Сороко. — 2-е изд. — Минск: БГПУ, 2008.- 266 с.
[15]. Асмолова Л.М., Овчинникова Н. В. Об информационной политике образовательной организации https://eduface.ru/about/policy

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0