Новомодное слово «имидж» добралось и до образовательных организаций
  • Имидж — праздность, или нужность для образовательной организации?
  • Реабилитируем понятие «имидж», а точнее, освобождаемся от его неверного означивания
  • Имиджевая культура образовательной организации: «лицо» и «лик» информационной культуры ОО
  • Решая задачи информационной открытости, создаем имидж образовательной организации

Имидж — праздность, или нужность для образовательной организации?

Завершая наш предыдущий разговор о «чу́дных открытиях», которые готовит нам культура публичности образовательной организации [1], мы остановились в своих рассуждениях на следующей позиции: какой бы ценностный выбор в пользу осознанного формирования культуры публичности/или ее забвения ни будет нами сделан в ОО, все это станет публичным достоянием, поскольку, в конечном итоге, отразится в имидже образовательной организации.

изображение
изображение
изображение
изображение

Действительно, поднимая вопрос об имидже образовательной организации, мы рискуем вызвать отторжение у очень значительной части аудитории руководителей ОО, занятых, загруженных и перегруженных реальными и насущными управленческими задачами и проблемами, и не считающими вопросы формирования имиджа ОО коль сколько-нибудь значащими в их деятельности.

изображение

И для формирования подобной мотивационной картины есть весьма весомые причины.
Многие из наших коллег считают, что вопросами имиджа должны заниматься коммерческие организации, для которых реклама — движитель успеха. Другие рассматривают имидж как пришедшую к нам с запада новую моду «выпячивания себя», что, по сути, претит обычаям быть скромными. Третьи считают, что не имиджем как самопрезентацией себя на публике надо заниматься, а реальным делом, и тогда дела и результаты будут говорить сами за себя.

И лишь очень небольшая часть руководителей полагает, что имидж образовательной организации — это действительно важная область управленческой заботы.

Такое не восприятие важности вопросов имиджа организации характерно не только для руководителей ОО, этим «антимотивационным недугом» страдают и наши коллеги в организациях культурно-досуговой сферы.

изображение

Несмотря на насущную потребность, имидж учреждения культурно-досугового типа до сих пор не стал предметом серьезного и целенаправленного изучения. …

Создается впечатление, что имидж удерживается в табуированном пространстве, за пределами изучения, как произвольная конструкция, которая замещает не какую-то содержательную реальность, а реальную пустоту.
К попыткам осмысления проблематики имиджа… часто относятся как к проявлению праздномыслия, недоразумению, провокации, обману. Сложившееся к настоящему времени отношение не только удивляет, но и огорчает.

И. Ф. Симонова [2, С. 67]

Однако к причинам «отставания» образовательных организаций от других «продвинутых» в этом вопросе учреждений, фирм, предприятий и т. д., следует отнести немаловажный факт, заключающийся в том, что сами понятия имиджа и имиджевой культуры организаций находятся в стадии становления и исследования.

изображение

Имиджевая культура — гуманитарное понятие, находящееся в стадии своей концептуализации, интегрированное, многогранное, основанное на тезаурусах таких наук, как философия, педагогика, психология, этика, эстетика, социология, экономика и, наконец, культурология. …

Безответственная, массированная эксплуатация западных научных школ, теорий и технологий без должной адаптации к российскому менталитету, к российской деятельности в цело м привели к тому, что и сегодня состояние имиджевой культуры далеко от идеального, и само понятие «имидж» нуждается в реабилитации.

А. Б. Череднякова и др. [3]

Реабилитируем понятие «имидж», а точнее, освобождаемся от его неверного означивания

Пришедшее в нашу профессиональную лексику слово «имидж» в переводе с английского «image» в буквальном смысле означает «образ».

Погружаясь в этимологию, мы обнаруживаем не только его латинские «корни»: imago — «образ», но и находим порожденный этим словом глагол — imitate — «имитировать, воспроизводить» [4].

изображение
изображение

Действительно, связывая понятие «имидж=образ» с глаголом, мы представляем некие действия, направленные на то, чтобы создавать образ, воспроизводить его. Однако подспудно, и без знаний этимологии, эти действия воспринимаются нами самими как некая имитация. И тогда мы не создаем образ-имидж, не воспроизводим себя такими, какие мы есть, а имитируем, т. е. подделываемся «под кого-либо, подо что-либо, подражая кому-чему-либо» [5].

При этом само понятие «имидж» мы начинаем воспринимать как нечто, не связанное с реальностью и правдивостью, а созданное искусственно, а порой даже и нарочито.

изображение
изображение
изображение

Да, действительно, имидж=образ не существует «сам по себе», и с ним «рука об руку ходят» важные составляющие имиджевой культуры, на которые указывают многие специалисты [3], [6], [7], говоря о мнении, репутации, авторитете, престиже, статусе, стиле, бренде.

изображение

Говоря об имидже образовательной организации, мы не можем отделять это понятие от общественного и профессионального мнения, складывающегося о деятельности ОО и компетентности руководства и педагогов ОО.

Имидж связан с репутацией, которую образовательная организация формирует в процессе своей деятельности не только «изнутри» среди участников образовательных отношений (и здесь важен стиль общения и взаимодействия, а также стилевые атрибуты оформления, одежды, принятые в ОО), но и «вовне» среди жителей территории, где она находится, и расположенных по соседству других организаций.

Безусловно, имидж связан со статусом образовательной организации, ее ролью и местом, которое она занимает среди других организаций, ее престижем, и брендом как знаком качества, с которым в восприятии общества и профессионального сообщества ассоциируется имя образовательной организации.

Понятие имиджа и репутации напрямую связано с авторитетом образовательной организации как социального и профессионального отражения признанного в обществе и профессиональном сообществе, заслуженного уважения и доверия к ее деятельности, результатам, достигнутым благодаря компетентности руководства и педагогов ОО.

Таким образом, имидж образовательной организации — это некий ее «собирательный образ», который вбирает в себя и мнение о ее деятельности, и статусные позиции, которые она занимает, и репутацию и авторитет, которые она заслуживает, и отношение к ее имени (названию), которое формируется в обществе и профессиональном сообществе.

И теперь, получив общее представление об имидже как сложном и многогранном феномене, мы продолжим решение задачи по реабилитации этого понятия в практике образовательных организаций.

изображение Знакома ли вам картина вестибюлей наших ОО и кабинетов руководителей, в которых с гордостью выставлены призы и награды, грамоты и благодарности, полученные конкретной школой, детским садом, домом творчества и т. д.?

Знакома ли вам картина официальных сайтов ОО, где, как правило, на главной странице гордо представлены различные медиаматериалы (фотографии, скриншоты, видео- и т. д.), содержание которых отражает победы и достижения образовательных организаций?

И ведь, действительно, нашим образовательным организациям есть чем гордиться. Поэтому многие руководители ОО считают важным, нужным и значимым выставить на публичное обозрение достигнутые результаты, достойно представляющие деятельность конкретной школы, детского сада, дома творчества и т. д. И действуя так, руководители ОО поступают правильно, работая над имиджем=образом образовательной организации.

Однако нельзя забывать о том, что это только небольшая часть весомой работы.

изображение
изображение
изображение
изображение
изображение

Действительно, так уж получается в нашей практике, что формируя имидж образовательной организации, многие руководители хотят представить свою школу (детский сад, дом творчества и т. д.) именно как успешную организацию, и ради этого, и для этого публично демонстрируют заслуженные ОО победы. В этом случае «формула» имиджа сводится к доказательству на публике достигнутых успехов.

изображение

Но только ли эти смыслы значимости статуса, престижа и доказательства успеха хотим мы, руководители, представить в образе=имидже нашей образовательной организации?

изображение

Обретение смысла, а не временный видимый успех должно стать вектором в развитии имиджевой культуры…

К имиджу всегда было потребительское отношение, поскольку считалось, что его формирование нацелено исключительно на успех.

В. Франкл писал: «Не стоит ставить успех целью — чем больше вы стремитесь к нему, определяя его своей целью, тем вернее вы его упустите. За успехом, как и за счастьем, нельзя гнаться; он должен получиться — и получается — как неожиданный побочный эффект личной преданности большому делу…» — и это дело (как и имидж, его позиционирующий) должно служить на благо общества, оправдывая свое существование для мира.

А. Б. Череднякова и др. [3]

И если мы ставим задачу реабилитировать понятие «имидж» и освободиться от потребительского отношения к нему, то поставив смысловые вопросы «Ради чего, для чего и зачем?» образовательная организация созидает свой имидж, мы вновь возвращаемся к осмыслению социальных потребностей образовательной организации, о которых мы говорили в предыдущей теме [1] и ранее [8].

изображение

Таким образом, смысл имиджа заключается в том, что он становится своеобразным «проводником», демонстрирующим истинные ценности, которые значимы для образовательной организации: взаимопонимание, доверие и уважение, социальная и профессиональная поддержка и общественное признание ее именно как компетентной организации.

Однако имидж — это не только «передатчик сигналов». Имидж — это сложное коммуникативное явление, в создании которого участвует не только сама образовательная организация, ее руководство и педагоги, но и те, кому эти «сигналы» посылаются.

Поэтому к поставленным смысловым вопросам, предваряющим деятельность по созданию и развитию имиджа образовательной организации: Ради чего и ради кого? Для чего и для кого?, необходимо добавить не менее сущностный вопрос: Кто является субъектами=действующими лицами, создающими имидж образовательной организации?

изображение

Все исследователи имиджа исходят из того, что имидж является результатом взаимодействия носителя имиджа и аудитории, на которую он рассчитан.

Без информации, отправленной со стороны его носителя, нет базы для формирования имиджа, а без аудитории он в принципе невозможен, так как всякий имидж ей адресован и ею, в конечном счете, порождается.

И. П. Шкуратова [9]

изображение

От этих правильно и своевременно поставленных руководством ОО смысловых вопросов зависит, в конечном счете, какая имиджевая культура будет создаваться и развиваться в ОО, станет ли она культурой уважения к целевой аудитории, или проявит себя через потребительское отношение к тем, кому ОО транслирует свой имидж.

Имиджевая культура образовательной организации: «лицо» и «лик» информационной культуры ОО

В предыдущей теме мы вели речь о публичной культуре, которая, с одной стороны, выступает как фактор, способствующий развитию информационной открытости ОО, а с другой стороны проявляет себя как свидетельство «зрелости» или «незрелости» наших школ, детских садов, домов творчества и т. д., способных становится действительно открытыми организациями [1].

И эту свою «зрелость» или «незрелость» публичной культуры каждая образовательная организация проявляет в своем имидже — публичном образе, который она создает и демонстрирует urbi et orbi —«городу и миру».

изображение

Таким образом, мы имеем дело с еще одним проявлением информационной культуры образовательной организации — имиджевой культуры.

изображение

Имиджевая культура … может трактоваться как способность целенаправленно создавать символический образ, представлять себя посредством акцентирования определенных социально одобряемых характеристик, выявляя внешнюю и внутреннюю уникальность, индивидуальность и культурную, групповую идентичность личности.

А. Б. Череднякова [6]

изображение

Обретение смысла, а не временный видимый успех должно стать вектором в развитии имиджевой культуры…
Имиджевая культура направлена на всеобщее саморазвитие, самоопределение, в том числе профессиональное, стремление к самосовершенствованию, … стремление проецировать свое будущее, выстраивать смысложизненные ориентации…

А. Б. Череднякова и др.[3]

Публичная культура и имиджевая культура — это, прежде всего, культура смыслов, носителем которых является образовательная организация как коллективный субъект деятельности, руководство и педагоги ОО. С этих позиций и создаваемый имидж выступает «как выразитель культурных смыслов» [11].

Начиная изучать понятие «информационная культура», мы говорили о культуре отношений [12], и именно этот вопрос мы вновь поднимаем теперь уже в контексте имиджевой культуры. Представляя основу коммуникаций, мы говорили о важности и необходимости перехода от монолога, в котором образовательная организация, являясь субъектом =носителем информации о своей деятельности, а целевая аудитория рассматривается как объект информирования, — к диалогу субъектов информационного взаимодействия [13].

Эти же важные закономерности информационной культуры проявляют себя и в имиджевой культуре ОО, если образовательная организация стоит на позиции «монолога как односубъектной коммуникации» [14] и рассматривает целевую аудиторию как объект воздействия, а инструментом такого воздействия является имидж ОО, который по своему усмотрению создает руководство и педагоги образовательной организации.

изображение

И совсем другая по своей сути и направленности имиджевая культура формируется в образовательных организациях, где руководство и педагоги видят в тех, к кому обращен имидж=образ ОО, равноправных участников информационного взаимодействия, во взглядах и позициях которых не только отражается, но и формируется общественный и профессиональный «обобщенный портрет образовательной организации». И коллективным автором этого «репутационного портрета» ОО является субъект — разноликая целевая аудитория образовательной организации.

изображение Таким образом, одним из важнейших условий правильного и успешного формирования имиджа (не формирования имиджа как навязывания образа успешной организации, а именно успешного имиджа, достигающего целей эффективного взаимодействия с целевой аудиторией ОО), становится восприятие тех, к кому обращен образ=имидж ОО, как создателей и носителей важного и значимого для образовательной организации общественного и профессионального мнения о ее деятельности.

изображение
изображение

Да, действительно это так. Выполнение такого важного социального условия накладывает большую ответственность на образовательную организацию как создателя и носителя своего имиджа, поскольку общественное и профессиональное мнение о деятельности ОО не обманешь даже самым «распрекрасным» образом=имиджем.

изображение
изображение

Продолжая использовать поговорки и пословицы как «народную тектологию» (А. А. Богданов), отражающую свод законов организации нашей жизни веками проверенной мудростью, напомним себе о том, что:

  • слово делом красно;
  • народ скажет, как завяжет;
  • кто каков — народ видит сквозь семь стен;
  • рот народа не заткнуть ничем (… даже самым правильно созданным имиджем)

От того, насколько имидж ОО соответствует реальному положению дел, насколько создаваемый образ воссоздает действительную картину жизнедеятельности образовательной организации, в конечном счете, зависит доверие и уважение целевой аудитории, которая как создатель и носитель общественного и профессионального мнения о деятельности ОО становится выразителем социального отношения к репутации и авторитету образовательной организации.

изображение

Таким образом, вопрос о том, какую имиджевую культуру намерена формировать образовательная организация, в первую очередь, связан с определением ценностно-смысловых позиций руководства и педагогов ОО в отношении к целевой аудитории:

  • либо как к объекту пропаганды своего имиджа;
  • либо как к субъекту, чье общественное и профессиональное мнение, суждение и выражение доверия становится «камертоном», позволяющим правильно настраивать имиджевый инструмент социального взаимодействия.

При этом имиджевая культура не является чем-то эфемерным и невидимым, а наоборот, реально проявляет себя в публично демонстрируемом руководством и педагогами ОО отношении к целевой аудитории, на которое этот адресат обязательно и незамедлительно реагирует, подавая публичные сигналы одобрения или, наоборот, не одобрения.

Изучая информационную культуру, мы говорили о том, что в ней как в зеркале проявляется организационная культура ОО, созидая которую руководство и педагоги делают свой ценностный выбор между «культурой полезности» и «культурой достоинства» (А. Г. Асмолов [15, С. 450–469]).

Вот и имиджевая культура не остается в стороне от этих вопросов культурообразования в наших школах, детских садах, домах творчества и т. д. И потому она проявляет себя либо только как потребительская культура — «культура полезности», ценностью которой является польза, которую должен приносить имидж ОО.

Либо ценностным основанием имиджевой культуры становится «культура достоинства» — культура уважения к целевой аудитории, в процессе взаимодействия с которой созидается достойный и правдивый имидж=образ образовательной организации, поддерживаемый обществом и профессиональным сообществом.

изображение

В каком лике и облике — культуры потребления или культуры созидания — является «городу и миру» имиджевая культура образовательной организации? Этот вопрос руководство и педагоги каждой школы (детского сада, дома творчества и т. д.) решают сами, определяя для себя ценность и значимость взаимодействия с широкой и разноплановой целевой аудиторией образовательной организации.

Решая задачи информационной открытости, создаем имидж образовательной организации

Но лик и облик имиджевой культуры образовательной организации проявляется не только в ценностном отношении к целевой аудитории, но и в том, с помощью какой информации о себе, о своей деятельности, о деятельности руководства и участников образовательных отношений в ОО образовательная организация формирует свой имидж.

изображение

Все исследователи имиджа исходят из того, что имидж является результатом взаимодействия носителя имиджа и аудитории, на которую он рассчитан.

Без информации, отправленной со стороны его носителя, нет базы для формирования имиджа, а без аудитории он в принципе невозможен, так как всякий имидж ей адресован и ею, в конечном счете, порождается.

И. П. Шкуратова [9]

Поэтому сделав акцент в уже знакомой нам цитате именно на информации как базе формирования имиджа, обратимся к изучаемым нами связям в системе публичной информационной деятельности ОО и поставим перед собой вопрос о том, какие вопросы формирования имиджа регулирует связь между информационной открытостью и имиджем образовательной организации?

изображение
изображение
изображение
изображение
изображение

Так уж получается в практике деятельности образовательных организаций, что для многих руководителей ОО задачи информационной открытости (а тем более в той их части, которые касаются выполнения надзорных требований к официальному сайту), никак не связаны с вопросами формирования имиджа ОО (поскольку они не являются обязательно требуемыми, а представляются многими как «факультативная задача» по выбору руководителя).

Тем не менее, относясь к задаче создания имиджа образовательной организации как факультативной и не обязательной, руководители ОО стремятся и стараются выполнить важное для каждого из них условие — выглядеть в глазах вышестоящих органов управления и надзора организацией, успешно справляющейся с поставленными перед ней задачами.

изображение

Перефразируем на свой «имиджевый» лад известное ленинское изречение «Из всех искусств для нас важнейшим является кино»:

Из всех искусств по созданию имиджа для нас важнейшим является имидж нашей ОО в глазах начальства!

изображение
изображение
изображение
изображение

Действительно, в управлении, где весомое действие функции контроля каждый руководитель ОО не раз ощущал на себе, проверка на достоверность является неотъемлемой составляющей.

изображение

Поэтому каждый из руководителей ОО четко осознает риски, связанные с тем, что имидж-сигналы, посылаемые начальству, могут оказаться недостоверными и несоответствующими реальной картине дел в образовательной организации. И потому рисковать своей репутацией в глазах начальства не считает для себя возможным и приемлемым.

Однако подобная картина избегания репутационных рисков характерна, к величайшему сожалению, только для одной из категорий целевой аудитории образовательной организации — представителей органов управления и надзора.

И те руководители и педагоги ОО, которые рассматривают основную часть целевой аудитории образовательной организации — участников образовательных отношений в ОО, участников государственно-общественного управления в ОО, коллег из других образовательных организаций, представителей методических центров и научных организаций, жителей прилегающей к ОО территории, гостей и деловых партнеров образовательной организации и т. д. [16], — только как объект воздействия созданного образовательной организацией имиджа, рискуют своей репутацией и репутацией образовательной организации, поскольку не видят и не понимают суть взаимосвязи между информационной открытостью и имиджем ОО.

И эти репутационные риски потери доверия не только к имиджу, но и к деятельности ОО, возникают там, где у широкой целевой аудитории ОО возникают сомнения в достоверности предлагаемого ей имиджа образовательной организации.

изображение
изображение

Имидж — это специфический «образ» воспринимаемого предмета, когда ракурс восприятия умышленно смещен и акцентируются лишь определенные стороны объекта. Поэтому достигается иллюзорное отображение объекта или явления. Между имиджем и реальным объектом существует так называемый разрыв достоверности, поскольку имидж сгущает краски образа…»

Г. М. Андреева [17, с. 180–181]

А сомнения в достоверности предлагаемого целевой аудитории имиджа ОО возникают там, где общество и профессиональное сообщество не имеют возможности удостовериться в подлинности созданного образа и соответствии его прообразу — реальному положению дел в образовательной организации.

изображение

Удостовериться — 1) убедиться в чем-нибудь на основании каких-нибудь несомненных доказательств; 2) перестать сомневаться, счесть несомненным [18].

 

 

А для того, чтобы перестать сомневаться, широкой целевой аудитории нужна реальная, актуальная и правдивая информация о деятельности ОО, представленная в открытом доступе.

изображение

Как же работает эта взаимосвязь между информационной открытостью и формированием имиджа образовательной организации, если задачи информационной открытости решаются только в рамках и формате, который мы ранее определили как инвариантный уровень [19], соответствующий выполнению требований к обязательному разделу официального сайта «Сведения об ОО»?

изображение

Не имея возможности получить в открытом доступе нужную и конкретную информацию о реальной жизнедеятельности ОО, представители разных категорий целевой аудитории начинают сомневаться в достоверности формального имиджа, пропагандируемого руководством образовательной организации.

А за сомнением в достоверности всегда стоит недоверие. И в данном случае, это будет недоверие не только к имиджу ОО, но и к деятельности всей организации, ее руководства и педагогов.

изображение

Отсутствие доверия объясняется информационной закрытостью…. В самом деле, можно ли доверять человеку или структуре, если о них мало что известно и налицо явное сокрытие информации о собственной деятельности?

И. М. Дзялошинский [20]

Но поскольку информацию, как и правду, не утаишь, тем более в современных условиях просторов Интернета, то найденные в других источниках сведения о реальной ситуации в ОО способствуют созданию у целевой аудиторией своего, «реального» имиджа=образа образовательной организации, как правило, негативно отличающегося от формального.

изображение

Если вы не занимаетесь своим имиджем и репутацией,
то, будьте уверены, за вас это сделают другие.

Генри Форд (младший)

И если вопрос об имидже, репутации и авторитете образовательной организации в глазах участников образовательных отношений, коллег-профессионалов, жителей прилегающей к ОО территории, органов управления, деловых партнеров и т. д. не праздный для руководства и педагогов ОО, то нам предстоит расширить область задач.

изображение

Поэтому в следующем теме мы продолжим разговор об имидже ОО, который мы представляем «городу и миру» на сайтах, создаваемых в нашей образовательной организации.

Источники

[1]. Асмолова (Плахова) Л.М. «О, сколько нам открытий чудных готовит» культура публичности образовательных организаций. -URL: https://eduface.ru/consultation/infopolicy/o_skol_ko_nam_otkrytij_chudnyh_gotovit_kul_tura_publichnosti_obrazovatel_nyh_organizacij
[2]. Симонова И. Ф. Имидж учреждения культурно-досуговой сферы: проблемы теории и практики// Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal) PEDAGOGIKA 2015, № 2, Рp.66–69. -URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_24985225_73541848.pdf
[3]. Череднякова А.Б. , Казакова Г. М. Имиджевая культура: верификация явления и концептуализация понятия //Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. 2019. № 33. С. 133–144. -URL: http://journals.tsu.ru/culture/&journal_page=archive&id=1819&article_id=40334
[4]. Юзеева Г. Имидж? Зачем мне это? -URL: https://samopoznanie.ru/articles/imidzh_zachem_mne_eto/
[5]. Имитировать. -URL: https://ru.wiktionary.org/wiki/имитировать
[6]. Череднякова А. Б. Анализ категории имиджа как компонента имиджевой культуры менеджера маркетолога // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1–1. — С. 982. -URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25324664
[7]. Дорохова М. С. Репутация как характеристика нового уровня социально-психологических отношений вида личность-группа // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. — 2009. — № 2. — С. 142–149. -URL: https://docplayer.ru/41909240-Reputaciya-kak-harakteristika-novogo-urovnya-socialno-psihologicheskih-otnosheniy-vida-lichnost-gruppa.html
[8]. Асмолова (Плахова) Л. М. Если мы «зажигаем звезды» новой для ОО публичной информационной деятельности, значит, она нужна нам самим! -URL: https://eduface.ru/consultation/infopolicy/esli_my_zazhigaem_zvezdy_novoj_dlya_nas_publichnoj_informacionnoj_deyatel_nosti_znachit_ona_nuzhna_nam_samim
[9]. Шкуратова И. П. Исполнение социальных ролей как механизм создания имиджа личности // Имиджелогия 2005: Материалы третьего международного симпозиума по имиджелогии / под ред. Е. А. Петровой. — М. : РИЦ АИМ, 2005. — С. 64–67. -URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23231532&
[10]. Что означает выражение «Городу и миру»? -URL: http://непроявленный-мир.рф/419-chto-oznachaet-vyrazhenie-gorodu-i-miru.html
[11]. Черемушникова И. К. Имидж как выразитель культурных смыслов//Logos et Praxis, no. 2, 2008, С. 86–91. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imidzh-kak-vyrazitel-kulturnyh-smyslov
[12]. Асмолова (Плахова) Л. М. Погружаемся в изучение информационной культуры образовательной организации. -URL: https://eduface.ru/consultation/infopolicy/pogruzhaemsya_v_izuchenie_informacionnoj_kul_tury_obrazovatel_noj_organizacii
[13]. Асмолова (Плахова) Л. М. Информационные отношения и коммуникации: от привычной лексики — к сущности понятий в информационной культуре. -URL: https://eduface.ru/consultation/infopolicy/informacionnye_otnosheniya_i_kommunikacii_ot_privychnoj_dlya_nas_leksiki_k_suwnosti_ponyatij_v_informacionnoj_kul_ture
[14]. Курбатов В. И. Социальный диалог в гармонизации социальных отношений// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2012.№ 2. — URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnyy-dialog-v-garmonizatsii-sotsialnyh-otnosheniy
[15]. Асмолов А. Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. — М.: Смысл, 2002. — 480 с.
[16]. Асмолова (Плахова) Л. М. Приступаем к сложному вопросу о целевой аудитории публичных информационных ресурсов ОО. -URL: https://eduface.ru/consultation/infopolicy/pristupaem_k_slozhnomu_voprosu_o_celevoj_auditorii_publichnyh_informacionnyh_resursov_oo
[17]. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2001. 376 с.
[18]. Удостовериться. -URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/1064634
[19]. Асмолова (Плахова) Л. М. Информационная открытость: изучаем элементы и связи в системе публичной информационной деятельности ОО. -URL: https://eduface.ru/consultation/infopolicy/informacionnaya_otkrytost__izuchaem_elementy_i_svyazi_v_sisteme_publichnoj_informacionnoj_deyatel_nosti_oo
[20]. Дзялошинский И. М. Без информационной открытости доверия к бизнесу не будет// БОСС: Бизнес. Организация. Стратегия. Системы. 2002. № 11. -URL: http://www.bossmag.ru/archiv/2002/boss-11-2002-g/bez-informatsionnoy-otkryitosti-doveriya-k-biznesu-ne-budet.html

Написать комментарий

Уважаемые читатели!

Ответы на вопросы, поступившие в период с 15 июля по 14 августа, будут даны после 15 августа.

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

КомментарииКомментариев: 0