«О, сколько нам открытий чудных готовит» информационная культура в системе публичной информационной деятельности!
  • Проектирование системы публичной информационной деятельности ОО: этапы нашего большого пути от одной версии к другой
  • Информационная культура ОО: новый элемент и новые связи с другими элементами в системе публичной информационной деятельности ОО
  • «Сколько открытий чудных» там, где информационная открытость связана с информационной культурой!

Проектирование системы публичной информационной деятельности ОО: этапы нашего большого пути от одной версии к другой

Озаглавив пушкинской строкой тему нашего разговора, мы продолжаем изучение вопросов, связанных с информационной культурой образовательной организации.

И теперь нам предстоит применить новые знания, которые мы обрели в процессе погружения в суть, сущность и строение понятия «информационная культура» [1],[2],[3],[4].

Перед нами встает сложный круг вопросов: что будет делать, какие задачи выполнять и как взаимодействовать с другими элементами в системе публичной информационной деятельности ОО в сети Интернет этот новый элемент — «информационная культура образовательной организации»?

изображение

Но прежде, чем мы приступим к поиску ответов на поставленные вопросы, нам предстоит определить роль, которую играет этот новый элемент в системе.

изображение
изображение
изображение

Браво, коллеги, браво, и еще раз, браво! Действительно, благодаря появлению информационной культуры ОО в системе публичной информационной деятельности ОО в сети Интернет изменяются состав и структура проектируемой системы по сравнению с нашей предыдущей «версией».

изображение

Правильно, и сравнивая все наши три «версии» мы видим, что каждый новый элемент, будь то информационная политика ОО, или информационная культура ОО оказывают существенное влияние на структуру, а значит, и на поведение системы публичной информационной деятельности ОО в сети Интернет.

изображение
изображение
изображение

Именно так! Создавая разные версии, мы отказались идти по достаточно в нашей практике «протоптанному» пути, который называется «система ради системы», неминуемо приводящего нас к тому, что система нами создается для того, чтобы у нас в ОО… была очередная система.

Наши версии рождались в процессе рассуждений и размышлений при столкновении с проблемами в практике деятельности ОО, которые не могут быть решены в рамках реализуемой нами системы.

изображение

Все равно вы получите только то, что может дать система. Цель, лежащая за границами возможностей системы, недостижима.

Эдвардс Деминг [5, с. 68]

Формула «98/2» Эдвардса Деминга означает, что 98% проблем в организации… зависят не от людей, а от системы и определяются присущими ей недостатками.

Генри Нив [6, с.3]

Так, столкнувшись с проблемами, сведе́ния решения задачи информационной открытости только к выполнению требований по предоставлению обязательных для всех образовательных организаций «Сведений об ОО» на официальных сайтах [7], (напомним, что эту тенденцию системы В. Н. Сагатовский обозначал как устремленность на то, чтобы «сделать то, и только то, что необходимо и достаточно» [8, С.56]), мы пришли к выводу о необходимости включения элемента «информационная политика» как системопорождающего фактора и целенаправляющего элемента системы публичной информационной деятельности [9].

изображение

Разрабатывая вторую «версию» системы публичной информационной деятельности ОО в сети Интернет, мы, проектируя направленность информационной политики образовательной организации, обнаружили область еще одних потенциальных рисков [10].

Эти риски связаны с тем, что мы не сможем успешно реализовать целеустремленную политику, направленную на формирование общественного и профессионального мнения о деятельности ОО как компетентной организации, если не будем стремиться к устранению и разрешению проблем взаимного непонимания, неуважения и недоверия участников образовательных отношений в ОО.

изображение

Таким образом, элемент «информационная культура ОО» в системе публичной информационной деятельности появился «не просто так», не случайно, «не для красоты» и не для того, чтобы «поспевать в ногу со временем» и быть «в тренде» новых тенденций и новых терминов.

Этот элемент становится необходим проектируемой системе, поскольку именно с ним связано формирование и развитие социокультурной информационно-коммуникационной среды взаимодействия тех, кто представляет информацию о деятельности ОО в публичном доступе сети Интернет, и тех, кто, пользуясь этой открытой информацией, создает свое личное, профессиональное и общественное мнение о деятельности ОО.

изображение

Именно поэтому новый элемент «информационная культура ОО» обретает в системе высокий статус системоразвивающего фактора — фактора, способствующего социокультурному развитию публичной информационной деятельности ОО в сети Интернет.

изображение Включив этот элемент в систему публичной информационной деятельности, мы, руководители и педагоги ОО, должны знать и понимать, что создавая в наших школах, детских садах, домах творчества и т. д. различные сайты и размещая на них информацию о деятельности ОО в открытом доступе, мы на широкие просторы Интернета публично представляем свою личную и профессиональную информационную культуру, культуру… или бескультурье нашей образовательной организации.

И об этом важном открытии среди предстоящих других «открытий чудных» мы должны помнить всегда.

Информационная культура ОО: новый элемент и новые связи с другими элементами в системе публичной информационной деятельности ОО

Прояснив для себя роль информационной культуры в системе публичной информационной деятельности, перед нами открывается череда открытий, связанных с поисками ответов на поставленные в начале темы вопросы: что будет делать? какие задачи выполнять? и как взаимодействовать с другими элементами? в системе публичной информационной деятельности ОО в сети Интернет этот новый элемент.

изображение

В структурном анализе самым основным и решающим оказывается понятие связи. Но для того, чтобы говорить о связи, нужно параллельно этому и даже прежде этого решить вопрос о том, а что же собственно будет связываться и связывается.

Г. П. Щедровицкий [11, С. 43]

Ранее на страницах раздела «Консультации» нашего портала www.eduface.ru в теме «Управление и менеджмент» мы подробно говорили о связях в системе [12], обращаясь к лекциям Г. П. Щедровицкого. И теперь, применяя поставленный известным методологом вопрос: «что будет связываться?» к новой структуре системы публичной информационной деятельности ОО в сети Интернет, мы выделим новые структурные связи, возникающие между новым элементом — информационной культурой ОО образовательной организации и остальными элементами системы [13].

изображение

А связываться между собой в системе публичной информационной деятельности ОО в сети Интернет будут элемент «Информационная культура ОО» как системоразвивающий фактор

  • с элементом «Информация о деятельности ОО» (системообразующий фактор);
  • с элементом «Информационная открытость ОО» (системообуславливающий фактор);
  • с элементом «Информационная политика ОО» (системопорождающий фактор);
  • с элементом «Публичные информационные ресурсы в сети Интернет» (системообеспечивающий фактор).


О роли каждого из этих элементов как системных факторов мы говорили на этапе проектирования второй версии факторов публичной информационной деятельности ОО в сети Интернет [7].

Однако одного только прочерчивания новых связей, появившихся в структуре системы в связи с появлением нового элемента нам не достаточно. Мы должны будем их обозначить, т. е. определить их значение, выяснить, что эти новые связи означают в системе. =означивают.

изображение

Значение — смысл, осмысляемая суть чего-либо; важность, роль чего-либо [14].
Означать — иметь какой-либо смысл, значение [15].
Означивать — наделять смыслом, значением. «Означивать (signifier) — это не только наделять знак понятием, но также и подбирать знак понятию» (Ф. де Соссюр*) [16].

И первой из этих новых связей структуре системы, которую мы будем означивать, становится связь между информационной культурой образовательной организации и информацией о деятельности ОО.

изображение
изображение
изображение

Да, действительно, именно эту первая по очередности наших открытий в новой структуре публичной информационной деятельности ОО в сети Интернет мы обозначим как культуру обращения с информацией о деятельности ОО. И теперь перед нами встает вопрос означивания, т. е. придания смысла этому понятию.

изображение

Культура обращения с информацией подразумевает:

культуру поиска информации (знание информационных ресурсов и номенклатуры информационных услуг, владение алгоритмами индивидуального поиска и т. д.);

культуру отбора и переработки информации (осознание собственных информационных потребностей, знание критериев релевантности информации, владение элементами аналитико-синтетической переработки информации и т. д.);

культуру передачи информации (знаний процессов информационно-коммуникативной деятельности и навыков в этой области).

Н. Н. Елистратова [18]

Помимо выделенных важных аспектов культуры обращения с информацией, перед нами встает вопрос о культуре самой информации, представляющей материалы, сведения, данные о деятельности образовательной организации.

изображение
изображение

Культура информации не только показатель интеллектуального потенциала людей при их общении друг с другом, но и систем, накапливающих, хранящих и воспроизводящих различные данные. Проблемы культуры создания и распространения информации оказались не замеченными и невостребованными хотя они весьма актуальны в деятельности менеджеров (управленцев; лиц, принимающих решения).

В качестве компоненты культуры информации следует отметить умение организовывать (генерировать), сохранять и передавать данные таким образом, чтобы они попадали нужному абоненту и в нужное время. Здесь следует обратить внимание на изучение основ управления, делопроизводства, информатики и телекоммуникаций, аналитико-синтетической обработки документов и др.

Л. И. Алешин [19]

Мы говорим сейчас о таком важном компоненте культуры информации в ОО, который включает наше умение=компетентность организовать из хаоса стремительно пополняемой информации о деятельности ОО четкую, понятную, структурированную систему, включающую многочисленные и взаимосвязанные потоки информации об образовательном и педагогическом процессах в ОО, о результатах, условиях и ресурсах деятельности, о принимаемых и реализуемых управленческих решениях.

изображение

И в отсутствии (или низком уровне) культуры информации о деятельности ОО все эти имеющиеся в ОО многочисленные данные, сведения теряют свои качественные признаки информации (ценность, объективность, полнота, достоверность, понятность [20] и т. д.), превращаясь в их противоположности.

При этом страдает и культура обращения с информацией, затрудняя поиск, отбор, переработку информации и лишая смысла публичной информационной деятельности передачей недостоверной, неполной, неактуальной, бесполезной, непонятной и разрозненной информации о деятельности ОО.

изображение

Отсутствие, недоступность, недостоверность информации и неэффективность мониторинга… разрывают цикл обращения информации, нацеленный на выполнение задач, одинаково важных для отдельных индивидуумов, организаций, фирм и стран. Данное положение возникает в структурах, не имеющих представление или игнорирующих основные положения жизнедеятельности информации, что свидетельствует об отсутствии у субъектов, их представляющих, культуры работы с информацией, пренебрежительного отношения к лицам, ее получающим и принимающим соответствующие решения.

Последние непременно выражают свое, как правило, негативное отношение к подобным событиям. При этом их реакция также не отвечает требованиям цивилизованного информационного обмена. Такой цикл весьма порочен и ведет не к консолидации, а к разрушению общества.

Л. И. Алешин [19]

Действительно, «такой цикл весьма порочен» и в системе публичной информационной деятельности ОО в сети Интернет, и ведет он не к формированию культуры причастности к деятельности образовательной организации, а к безразличию, недоверию и неуважению к ОО, ее руководству и педагогам.

изображение

Вот так, через выявление проблематики культуры информации мы не только еще раз убеждаемся в значимости элемента «информация о деятельности ОО» как системообразующего фактора, но и можем сделать вывод о его влиянии на информационную культуру ОО как системоразвивающий фактор.

С другой стороны, если подобная проблема выявлена и существует в практике деятельности ОО, то изменить подобное положение дел мы сможем, если направим развитие системы «в нужное русло». И таким «руслом» становится формирование и созидание культуры обращения с информацией о деятельности ОО.

А движение по этому «руслу» мы в образовательной организации будем осуществлять через развитие информационно-коммуникационной компетентности тех, кто создает информацию о деятельности ОО, обрабатывает ее (структурирует и делает доступной= понятной для участников образовательных отношений) и передает в публичное пространство информацию о деятельности ОО.

изображение

Именно поэтому задача развития ИКТ-компетентности руководителей и педагогов ОО становится актуальной и необходимой в практике наших школ, детских садов, домов творчества и т. д. Поставив перед собой такую задачу, мы пониманием ее истоки и смысл.

изображение И решать задачу развития ИКТ-компетентности мы будем не потому, что этого требуют «сверху», и не для галочки в отчете, а осознанно, видя перед собой смысловые горизонты созидания культуры нашей образовательной организации, основанной на доверии, уважении, диалоге и конструктивном взаимодействии участников образовательных отношений в ОО. И тем самым мы делаем важное для себя открытие, сбрасывая с себя оковы формализма и безразличного (безличного) отношения к задаче, стоящей перед нашей ОО.

«Сколько открытий чудных» там, где информационная открытость связана с информационной культурой!

Мы приступаем к изучению=исследованию следующей связи структуре системы публичной информационной деятельности ОО в сети Интернет, которая обеспечивает взаимодействие элемента «Информационная открытость ОО» как системообуславливающего фактора и элемента «Информационная культура ОО» как системоразвивающего фактора.

изображение
изображение
изображение
изображение

Действительно, для некоторых из нас вопрос о связи этих элементов в системе может показаться «легким» вопросом, не требующим особого напряжения ума, и поэтому, отталкиваясь от слова «системоразвивающий», делаем вывод о том, речь пойдет о развитии информационной открытости. Другие исследователи-практики, не склонные к шаблонному мышлению, засомневаются в правильности подобного вывода.

Ну, а третья группа наших коллег, не испытывая энтузиазма и не видя реальной пользы для практики, скептически относятся к изучению связей в системе публичной информационной деятельности. И эта часть нашего управленческого корпуса не обладает особым желанием погружаться в «культурные» задачи информационной открытости, поскольку руководствуется в своей деятельности установкой «сделать то, и только то, что необходимо и достаточно» [8, с.56].

В таких мотивационных условиях мы будем действовать так: через осмысление и означивание этой новой связи в системе, возникающей между информационной открытостью и информационной культурой, мы настроим себя на открытие такого нового для нас знания, которое для многих руководителей и педагогов ОО задаст импульс в решении задач информационной открытости ОО. Заинтригованы? Тогда приступаем.

Но прежде чем мы перейдем к означиванию новой связи в системе, нам необходимо исключить дублирование функций элементов в системе. И для этого мы напомним себе, что вопрос о том, как поэтапно развивается сложность задач информационной открытости, был нами отнесен к области интересов информационной политики [9], когда мы вели речь о таком ее направлении как политика информационной открытости ОО.

изображение
изображение
изображение

Браво, браво и еще раз, браво! Блистательная догадка! И мы действительно можем говорить об еще одном признаке организационной культуры образовательной организации — культуре открытости, на ценностных основах которой формируются и созидаются открытые обществу и профессиональному сообществу образовательные организации.

изображение
изображение

И вновь наши коллеги — молодцы, и чуть позже мы сможем убедиться в правоте их догадок.

А пока давайте обратим свой ретроспективный взгляд в не такое уж далекое прошлое, которое застали те руководители и педагоги ОО, которые работали «в прошлом веке» и на рубеже веков. Речь идет о том времени, когда в наших ОО еще не было компьютеров и Интернета, а главным «инструментом» создания напечатанной информации была пишущая машинка, а ресурсом передачи информации становились те сотрудники (включая руководство) школы, детского сада, дома творчества, которые направлялись в РОНО или иные инстанции.

Нам сегодняшним, живущим уже в информационном веке и оснащенным различными гаджетами, трудно и сложно представить себе это время. И тем более важным становится осознание того колоссального информационно-технологического прорыва, которые осуществили наши образовательные организации, решая задачи информационной открытости ОО.

изображение

Но если мы посмотрим на эту ситуацию не с технических и технологических, а с социокультурных позиций, то увидим другую картину. Речь идет о том, что наше профессиональное мировоззрение, сложившееся в управленческой и педагогической практике, когда образовательные учреждения работали как информационно закрытые системы, замкнутые на обмен информацией с вышестоящей системой, наложило свой отпечаток на установки и привычность действий в этих условиях.

изображение

Согласимся с тем, что грамотная пословица — это сильное убеждение, которое прочно входит нам в подсознание и управляет мышлением [20], а в нашем случае, мышлением в парадигме культуры закрытости:

Из избы сору не выноси (а смети, да в уголок сгреби).
Что дома сварено, должно быть дома съедено.

И напомним себе, что А. А. Богданов, автор тектологии (от др.-греч. τεκτονική — строение, построение) «всеобщей организационной науки», предвосхитившей теорию систем, называл поговорки «народной тектологией» — образным, не научным, но верным выражением тех законов, по которым организуется / дезорганизуется целое [22].

изображение

И, несмотря на то, что новый век диктует свои законы, и даже вышестоящая система призывает нас, наши образовательные организации стать открытыми, в своих профессиональных установках многие из руководителей и педагогов остаются глухи к восприятию парадигмы культуры открытости.
Поэтому достаточно часто в нашей управленческой и педагогической практике мы наблюдаем ситуации, свидетельствующие о том, что, несмотря на изменившиеся современные условия и возрастающие социальные потребности в информационной открытости, многие из нас продолжают работать, ностальгируя по «преданьям старины глубокой», вспоминая о закрытой от внешнего мира образовательной организации.

изображение

И поэтому даже если руководство ОО разработает целенаправленную политику информационной открытости, то этим написанным на бумаге «прожектам» не суждено быть успешно реализованными в практике деятельности ОО, сталкиваясь с устойчивым противодействием культуры закрытости, которую «исповедуют» многие администраторы и педагоги в ОО.

изображение
изображение
изображение
§

Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 января 2014 г. N 93-р)

III. Принципы открытости федеральных органов исполнительной власти и основные задачи по их реализации:
— принцип информационной открытости…
— принцип понятности…
— принцип вовлеченности гражданского общества…
— принцип подотчетности…

VI. Ресурсное обеспечение реализации Концепции:
…формирование культуры открытости федеральных органов исполнительной власти, заключающейся в том, чтобы любое предпринятое ими в рамках своей ежедневной деятельности действие максимально соответствовало принципам открытости.

изображение
изображение

Действительно, как же так получается, что действуя в рамках нормативных требований и решая задачи информационной открытости, мы почему-то (!) так и не можем серьезно продвинуться на пути к культуре открытости наших образовательных организаций?

Для того чтобы найти ответ на этот сложный вопрос, нам необходимо обратиться к еще одной важной области информационной культуры, связанной с формированием культуры публичности образовательной организации.

изображение

Публичность — открытость, доступность и коллективность. Понятие «публичность» характеризует открытую пониманию и вниманию общественную политику и иные виды деятельности, доступные наблюдению и контролю процедуры принятия решений, гласность дискуссий и т. д.

И. И. Кравченко [23]

Выделив в определении понятия публичность не только открытость и доступность, но и коллективность, мы переходим к очень важному для нас пониманию публичного пространства, в котором образовательная организация демонстрирует свою организационную и информационную культуру.

изображение

«Публичная сфера — это полис, куда вступают люди для взаимодействия с другими. … Для публичной сферы важным является равенство участвующих в ней, равноправие мнений и действий» (Х. Арендт).
Ракурс анализа публичности — «публичные арены» или процесс и место формирования общественного мнения, превращения его в инструмент для социальных реформаций и инноваций.

Г. А. Меньшикова [24, С. 248–249]

изображение

В ходе нашего следующего разговора мы будем искать ответы на вопросы:

 Как связаны между собой культура закрытости/открытости образовательной организации и культура публичности ОО? И каковы «формы ее проявления» [24]?
— Какую культуру публичности формирует и демонстрирует в публичном пространстве Интернета наша образовательная организация, решая задачи информационной открытости?
— Какое общественное и профессиональное мнение о своей образовательной организации, о профессиональной деятельности руководства и педагогов ОО мы создаем «своими собственными руками», публично демонстрируя культуру закрытости/или культуру открытости нашей ОО?

И тем самым мы продолжим череду «открытий чудных», которые готовит нам информационная культура в системе публичной информационной деятельности.

Источники

[1]. Асмолова (Плахова) Л. М. Информационная культура — это «информация» плюс «культура», или нечто большее? -URL: https://eduface.ru/consultation/infopolicy/informacionnaya_kul_tura_eto_informaciya_plyus_kul_tura_ili_nechto_bol_shee
[2]. Асмолова (Плахова) Л. М. Погружаемся в изучение информационной культуры образовательной организации. -URL: https://eduface.ru/consultation/infopolicy/pogruzhaemsya_v_izuchenie_informacionnoj_kul_tury_obrazovatel_noj_organizacii
[3]. Асмолова (Плахова) Л. М. Информационные отношения и коммуникации: от привычной лексики — к сущности понятий в информационной культуре. -URL: https://eduface.ru/consultation/infopolicy/informacionnye_otnosheniya_i_kommunikacii_ot_privychnoj_dlya_nas_leksiki_k_suwnosti_ponyatij_v_informacionnoj_kul_ture
[4]. Асмолова (Плахова) Л. М. Информационная культура образовательной организации: какие модели информационных коммуникаций мы выбираем? -URL: https://eduface.ru/consultation/infopolicy/informacionnaya_kul_tura_obrazovatel_noj_organizacii_kakie_modeli_informacionnyh_kommunikacij_my_vybiraem
[5]. Деминг Э. Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами / Эдвардс Деминг; Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 340 с.
[6]. Нив Г. Организация как система. Принципы построения устойчивого бизнеса Эдвардса Деминга — М.: Альпина Паблишер, 2011. — 370 с. Предисловие к русскому изданию. -URL: https://www.libfox.ru/574416-genri-niv-organizatsiya-kak-sistema-printsipy-postroeniya-ustoychivogo-biznesa-edvardsa-deminga.html
[7]. Асмолова (Плахова) Л.М. В системе публичной информационной деятельности ОО появляется новый элемент — информационная политика. -URL: https://eduface.ru/consultation/infopolicy/v_sisteme_publichnoj_informacionnoj_deyatel_nosti_oo_poyavlyaetsya_novyj_element_informacionnaya_politika
[8]. Сагатовский В. Н. Системная деятельность и ее философское осмысление // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1980. — М.: Наука. 1981. -424 с. — С.52–68.
[9]. Асмолова (Плахова) Л. М. Информационная политика образовательной организации направляет и ведет: куда? к чему? для достижения чего? -URL: https://eduface.ru/consultation/infopolicy/informacionnaya_politika_obrazovatel_noj_organizacii_napravlyaet_i_vedet_kuda_k_chemu_dlya_dostizheniya_chego
[10]. Асмолова (Плахова) Л. М. Многоплановая информационная политика ОО: а нужно ли образовательной организации столько направлений? -URL: https://eduface.ru/consultation/infopolicy/mnogoplanovaya_informacionnaya_politika_oo_a_nuzhno_li_obrazovatel_noj_organizacii_stol_ko_napravlenij
[11]. Щедровицкий Г. П. Операциональное содержание понятий «процесс» и «структура». Лекция 3. Из архива Г. П. Щедровицкого, т. 6. — М.: «Путь», 2003. -320 с.
[12]. Асмолова (Плахова) Л. М. Связи в системе ОО, или то, что обуславливает ее структуру. -URL: https://eduface.ru/consultation/management/svyazi_v_sisteme_oo_ili_to_chto_obuslavlivaet_ee_strukturu
[13]. Асмолова Л. М. Информационная культура в системе публичной информационной деятельности образовательных организаций в сети Интернет // Современное педагогическое образование. -2020. -№ 7.- С. 16–23 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-kultura-v-sisteme-publichnoy-informatsionnoy-deyatelnosti-obrazovatelnyh-organizatsiy-v-seti-internet
[14]. Значение/Викисловарь. -URL: https://ru.wiktionary.org/wiki/значение
[15]. Означать/Толковый словарь Ефремовой. -URL: https://gufo.me/dict/efremova/означать
[16]. Лыкова Н. Н. История языкознания в текстах и лицах. Фердинанд де Соссюр. -URL: https://litresp.ru/chitat/ru/Л/likova-nadezhda-nikolaevna/istoriya-yazikoznaniya-v-tekstah-i-licah/12
[17]. Фердинанд де Соссюр. Лингвистический структурализм. -URL: https://fefilov.nethouse.ru/static/doc/0000/0000/0047/47496.lsuqc9m8yl.pdf
[18]. Елистратова Н. Н. Информационная культура как критерий информатизации высшего образования в современных условиях реформирования // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 7. -URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/07/15770
[19]. Алёшин Л. И. Культура информации как элемент управления и изучения в ВУЗах//Российский научный электронный журнал " Электронные библиотеки», Том 4 № 4 (2001). -URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9118428&
[20]. Нежданов И. Ю. Аналитическая разведка для бизнеса.- Москва: Ось-89, 2008. — 335 с., С. 34.
[21]. Борисов А. ТОП-10 вредных пословиц и поговорок. -URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5e764c4ed079093bb5ef1b92/top10-vrednyh-poslovic-i-pogovorok-5eda474938664a774c1ea5ec
[22]. Асмолова Л.М. «Организовать организованную организацию»: от тавтологии — к смыслам. -URL: https://eduface.ru/consultation/management/organizovat_organizovannuyu_organizaciyu_ot_tavtologii_k_smyslam
[23]. Публичность//Новая философская энциклопедия. -URL: https://gufo.me/dict/philosophy_encyclopedia/ПУБЛИЧНОСТЬ
[24]. Меньшикова Г. А. Культура публичности как маркер демократичности современного общества и государства // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2015. С. 246–257. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-publichnosti-kak-marker-demokratichnosti-sovremennogo-obschestva-i-gosudarstva

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0