Погружаемся в изучение информационной культуры образовательной организации
  • Информационная культура: еще раз о рисках возвеличивания значения информации при уменьшении роли культуры
  • От культуры отношений — к культуре социального диалога
  • От культуры социального диалога — к культуре коммуникативного поведения

Информационная культура: еще раз о рисках возвеличивания значения информации при уменьшении роли культуры

В предыдущей теме мы пришли к важному выводу о том, в понятии информационной культуры важную роль будут играть социальные отношения [1]. Через отношения, возникающие в обществе/ в конкретной организации/ в межгрупповых и межличностных взаимодействиях, мы создаем представление о культуре отношений между людьми. При этом, взаимодействуя между собой, люди обмениваются информацией, становясь субъектами информационных отношений.

изображение

Выделив культуру отношений и информационные отношения как предметные области познания, нам предстоит непростое погружение в изучение сложного феномена информационной культуры.
Однако на этом пути нас подстерегают серьезные барьеры, одним из которых является неготовность и нежелание многих из руководителей и педагогов ОО тратить свое время на теоретическое изучение нового понятия. Истоки такой мотивации связаны с тем, что многие из наших коллег не видят в предстоящем изучении практической пользы для реальной практики создания и ведения сайтов образовательной организации и решения поставленных перед ОО задач информационной открытости.

изображение

Для того чтобы устранить этот сложный мотивационный барьер, следует, прежде всего, обратиться к той сфере социальных отношений, которые близки и понятны, и уж точно знакомы каждому руководителю по законодательным формулировкам. Речь идет об отношениях в сфере образования и образовательных отношениях в ОО.

§

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
30) отношения в сфере образования — совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование.

Говоря об образовательных отношениях, мы переходим в область самостоятельного вида социальных отношений, возникающих как в сфере образования, так и в образовательных организациях.

изображение

Как самостоятельный вид образовательные отношения действуют в специальной сфере гражданского общества и государства между характерными только для этой сферы субъектами (обучающимися, педагогическими работниками, образовательными учреждениями) с целью передачи наличной культуры общества подрастающему поколению. Образовательные отношения требуют личного участия обучающихся и педагогов в образовательном процессе, являются длящимися и многоаспектными.
В. М. Сырых [2, С. 55]

При этом мы говорим не только о специфике правовых регламентов, устанавливающих нормы взаимодействия участников отношений в сфере образования и участников образовательных отношений в ОО. Рассматривая эти отношения сквозь призму информационной культуры, мы обращаем внимание на два важных аспекта, первый из которых непосредственно связан с формированием культуры отношений в сфере образования и культуры образовательных отношений в ОО. Второй аспект относится к области стремительно развивающихся информационных отношений в сфере образования и информационными отношениями в образовательной организации, связанными с вопросами получения, хранения, обработки, распространения и использования информации о деятельности ОО.

изображение

В предыдущей теме [1], ведя речь о «сложении» культуры и информации в понятии «информационная культура», мы говорили о рисках, связанных с возвеличиванием значения информации при уменьшении роли культуры.

На самом деле подобная ситуация имеет достаточное распространение в нынешней практике системы образования и работы образовательных организаций. В ответах на вызовы информационной и цифровой эпохи и постановке в центр внимания вопроса о формировании информационных отношений и применении современных технологий получения, хранения, обработки, распространения и использования информации о деятельности ОО и создании различных информационных систем (АИС) в сфере образования, аспект культуры отношений как-то незаметно отошел на второй план.

При этом в самом понятии «информационная культура» превалирующими стали акценты на компьютерную и цифровую грамотность, ИКТ-компетентность, информационную образованность как умение ориентироваться в современных потоках информации.

изображение

Сосредоточив внимание на информационной составляющей и освоении практики компьютеризации, информатизации и цифровизации [3] образовательной организации, многие из нас не успевают задуматься о культурной составляющей этих нарастающих по своей сложности современных задач.

Оснащая образовательные организации компьютерами как новыми «культурными орудиями» (термин Л. С. Выготского), осваивая компьютерную грамотность, осуществляя задачи информатизации деятельности ОО, выстраивая и структурируя потоки информации и овладевая информационными технологиями, приступая к решению задач цифровизации [4], мы в этом потоке задач оставляем за бортом суть и смысл культуры деятельности, культуры взаимодействия, культуры отношений участников совместной деятельности в ОО.

изображение
изображение

Важно акцентировать внимание на том, что своим содержанием культура раскрывает особенности поведения, сознания и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни и фиксирует способ жизнедеятельности отдельного индивида, социальной группы или всего общества в целом. Существенным является утверждение того, что культура необходимым образом связана с поведением, сознанием и деятельностью людей.

В. А. Карнаухов [5]

Информационный «перекос», при всей важности, нужности и необходимости организации и выстраивания собственно информационных отношений, грозит нам, руководителям ОО усилением уже существующих в наших образовательных организациях проблем взаимонепонимания, недоверия, неуважения, о которых мы много и подробно говорили ранее [6], [7].

изображение

И поскольку именно эти проблемы привели нас к необходимости включения элемента «информационная культура» в систему публичной информационной деятельности ОО, то именно с погружения в вопросы культуры отношений, которые мы формируем в образовательной организации, мы и начнем погружение в изучение информационной культуры как важнейшей составляющей организационной культуры ОО.

От культуры отношений — к культуре социального диалога

Вопрос о том, какую культуру отношений в образовательной организации между руководством ОО, педагогами, обучающимися и родителями обучающихся в ОО, т. е. теми, кого мы называем участниками образовательных отношений, мы выстраиваем — далеко не праздный.

изображение

Эти отношения, возникающие в процессе совместной образовательной, педагогической и управленческой деятельности в образовательной организации, могут и должны становиться развивающими взаимный конструктивный диалог между ее участниками.
Однако между словами «могут и должны» порой в практике многих ОО лежит пропасть, становящаяся препятствием, не только тормозящим, но и разрывающим межличные, межгрупповые и внутриорганизационные связи между теми, кто находится между собой в образовательных /профессиональных отношениях.

изображение

Каким же образом информационная культура образовательной организации будет помогать и способствовать тому, чтобы отношения участников образовательной, педагогической и управленческой деятельности в ОО выстраивались в культуре диалога, культуре социального диалога?

изображение

Социальный диалог — диалог личностей, носителей социально значимых ценностей, диалог культур, диалог мировоззрений, диалог сознаний. Но, кроме этого, социальный диалог — это особое состояние общества, уровень зрелости общественных отношений, характеризующих свободный и равноправный обмен информацией.

В. И. Курбатов [8]

Сможет ли информационная культура наших образовательных организаций сдать своеобразный «экзамен на аттестат зрелости» отношений участников образовательной, педагогической и управленческой деятельности в ОО?

Какую культуру отношений формируют наши образовательные организации? Что лежит в ее основе:
— монолог администратора, обращенный к педагогам, обучающимся и родителям обучающихся?
— монолог педагога, обращенный к обучающимся и родителям обучающихся?
— монолог родителя, обращенный к ребенку, педагогу, администратору?

Или в основу культуры отношений в образовательной организации будет положен диалог между всеми участниками совместной деятельности в ОО?

изображение

Понятие диалога часто противопоставляется такой форме коммуникации, как монолог, который характеризует односубъектную коммуникацию.

Чисто лингвистически словообразовательный элемент данного понятия, происходящий от греческого «dia», обозначает не «два», как это можно было бы предположить чисто по внешнему сходству с латинским словообразовательным элементом «di», а как «через». Таким образом, термин «диалог» буквально значит «черезсловие», т. е. предполагает такую процессуальную структуру коммуникации, которая характеризуется попеременным владением словом, попеременными высказываниями, обменом коммуникативной информацией носителей социально значимых ценностей, диалог культур, диалог мировоззрений, диалог сознаний.

В. И. Курбатов [8]

С одной стороны, все руководители ОО знают о том, как важен социальный конструктивный диалог в образовательной организации. С другой стороны, для многих управленцев эти воззвания о необходимости социального диалога с участниками образовательных отношений остаются лишь только знаемыми, часто произносимыми, но при этом реально не действующими лозунгами.
И в глубине души многие из руководителей (с которыми, кстати, вышестоящая система управления говорит не на языке диалога, а всегда использует административно четкий монолог односторонней коммуникации), считают, что в образовательной организации им некогда «диалоги разводить», а нужно работать и выполнять возложенные на ОО функции.

изображение
изображение

Для возникновения диалога как отношения субъектов необходима потребность в установлении взаимодействия, заинтересованность в его результатах.

Е. Л. Зберовская [9]

 

А в отсутствии потребности к ведению социального диалога в образовательной организации формируется информационная культура, основанная на «культе монолога» вышестоящего должностного лица, которым является руководитель по отношению к подчиненным (и «культе монолога» педагога по отношению к обучающимся и родителям обучающихся).

изображение

Не снимая с повестки дня важность и необходимость информирования участников образовательных отношений в ОО, о чем мы обязательно будем говорить, изучая феномен информационной культуры, нам необходимо особо выделить роль социального диалога.

изображение

В диалоге в порядке обмена высказываниями между различными субъектами с их различными позициями осуществляется созидание некой диалогической общности: взаимного приращения знания и социального опыта, саморазвитие и самореализация, социальный консенсус и компромисс.

В. И. Курбатов [8]

изображение

Созидание диалогической общности как основы взаимодействия и взаимосодействия участников образовательных отношений в ОО и образовательной организации как коллективного субъекта взаимодействия в профессиональном сообществе и социуме становится одним из ведущих факторов успешности информационной политики, о которых шла речь ранее при изучении ее социализирующей функции [10].

изображение
изображение

Одним из критериев оценки культуры взаимодействия является диалог, живая коммуникация, общение. Когда диалог кончается, культура общения гаснет.

В. Д. Попов [11, С. 111]

Действительно, культура отношений «гаснет», если нет диалога между участниками. Но в практике деятельности многих ОО мы наблюдаем и другую картину, когда в организационной культуре вместо диалога, направленного на содействие, консенсус и компромисс, проявляются и быстро развиваются другие «черезсловия», в которых сквозит неуважение, недоверие, взаимные упреки и т. д.
В чем же проявляются такие негативные явления? Ответить на этот вопрос может каждый руководитель ОО, наблюдая и/или сталкиваясь с поведением педагогов, обучающихся, родителей обучающихся, с тем, как ведут себя участники образовательных отношений в процессе коммуникаций.

От культуры социального диалога — к культуре коммуникативного поведения

Исходя из положения о том, что культура необходимым образом связана с поведением, сознанием и деятельностью людей [5], культура социального диалога проявляется в коммуникативном поведении субъектов взаимодействия.

изображение

С одной стороны, вопросы, связанные с поведением (и не только детей, но и взрослого «населения» наших образовательных организаций), являются близкими сердцу каждого руководителя ОО и ежедневно присутствующими в практике деятельности.

С другой стороны, погружаясь в изучение информационной культуры ОО, мы будем говорить именно о коммуникативном поведении.

изображение

Термин «коммуникативное поведение» ввел в науку лингвист, доктор филологических наук И. А. Стернин. Под коммуникативным поведением он понимает совокупность норм и традиций общения народа, социальной, возрастной, гендерной, профессиональной и т. д. групп, а также отдельной личности. Это поведение личности или группы лиц в процессе общения, регулируемое нормами и традициями общения данного социума. Так, И. А. Стернин выделяет общекультурные, групповые, ситуативные и индивидуальные нормы коммуникативного поведения.

Т. М. Марютина [12]

В конкретных жизненных ситуациях наших образовательных организаций мы, руководители ОО, наблюдаем разные модели коммуникативного поведения между администрацией и педагогами, между педагогами, между педагогами и обучающимися, между педагогами и родителями обучающихся, между обучающимися, между детьми и их родителями, между родителями обучающихся.

изображение

Так в частности, в исследовании взаимодействия между учителями и учениками, С. А. Слепцова выделяет, например, вот такие модели коммуникативного поведения педагогов [13]:

1) модель диктаторская — педагогические функции сведены к информационному сообщению, обратная связь отсутствует;
2) модель неконтактная — снисходительное отношение к учащимся, обратная связь слабая;
3) модель дифференцированного внимания — избирательные отношения с учащимися, обратная связь фрагментарная;
4) модель гипорефлексная — преподаватель в общении как бы замкнут в себе, изоляция сторон общения друг от друга;
5) модель гиперрефлексная — обостренная социально-психологическая чувствительность преподавателя, доминантная позиция ученика;
6) модель негибкого реагирования — взаимоотношения преподавателя с учениками строятся по жесткой программе, следствием чего является низкий эффект педагогического взаимодействия;
7) модель авторитарная — односторонняя активность преподавателя, подавление всякой инициативы учащихся;
8) модель активного взаимодействия — преподаватель постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу; преобладает стиль дружеского взаимодействия (сотрудничество) с сохранением ролевой дистанции;
9) модель активного взаимодействия — преподаватель постоянно находится в диалоге с учащимися, поощряет инициативу; преобладает стиль дружеского взаимодействия (панибратство) без сохранения ролевой дистанции).

Посмотрев на эти модели коммуникативного поведения учителей, мы руководители ОО, можем не только «узнать» в них педагогов своей школы, но и изменив состав участников взаимодействия на руководителя и работников, отрефлексировать присущую себе и своим коллегам по управлению ОО коммуникативные модели управленческого поведения.

О том, что коммуникативное поведение руководителя выступает как фактор успешности [14] (или не успешности) его управленческой деятельности, мы будем говорить на страницах рубрики «Управление и менеджмент» , размещенной на нашем портале.

изображениеА пока заострим внимание на том, что коммуникативное поведение руководителей и педагогов ОО проявляется не только «внутри», в стенах нашей школы, детского сада, дома творчества и т. д., но и представлено в публичной сфере, транслируя существующую в нашей образовательной организации культуру социального диалога через созданные в ОО сайты на широкие просторы сети Интернет.

Культура коммуникативного поведения руководителей и педагогов ОО, будучи публично представленной, является предметом обсуждения и оценки широкой целевой аудитории сайтов образовательной организации.

И от пристального взгляда посетителей сайтов нельзя скрыть «квази-культуру» или формально заявленную культуру социального диалога, которая якобы формируется в ОО, от истинного положения дел.

изображение

Одной из важнейших черт культуры коммуникативного поведения как составляющей информационной культуры является публичность.

изображение

Публичность — открытость, доступность и коллективность. Понятие «публичность» характеризует открытую пониманию и вниманию общественную политику и иные виды деятельности (напр., творческую), доступные наблюдению и контролю процедуры принятия решений, гласность дискуссий, открытость «политической сцены» («театрократии» у Платона), выступлений лидеров и т. д.

Публичность образует сферу коллективности, ассоциативное пространство, в котором по разным признакам группируются члены общества, коллективизируются взгляды, эмоции, возникают и функционируют… общественные организации, творческие и иные союзы (публичное пространство).

И. И. Кравченко [15]

Понятие «публичность» отражено и в названии новой для образовательной организации публичной информационной деятельности в сети Интернет. И поскольку мы исследуем роль информационной культуры в системе проектируемой деятельности, то перед нами встает вопрос о взаимосвязи между публичностью и информационной открытостью и информационной политикой.

изображение Публичность как черта коммуникативного поведения в ее значении публичного доступа к информации становится в системе публичной информационной деятельности в сети Интернет основой информационной открытости, которая, в свою очередь, представляет собой важные направления информационной политики.

изображение
изображение

Публичный — 1) совершающийся, происходящий в присутствии публики, людей; открытый, гласный. 2) предназначенный для публики, общества, находящийся в их распоряжении; общественный [16]

Публично — при всем народе; на глазах у всех, принародно, во всеуслышание, прилюдно, на виду у всех, на весь народ, на людях. [17]

Решая задачи информационной открытости и реализуя свою информационную политику, образовательная организация действует публично. А это означает, что понятие информационной культуры из теоретического и порой неявного для многих пользователей сети «Интернет» становится зримым признаком. Он проявляет себя и в процессе обращения к информации о деятельности ОО, публикуемой в открытом доступе, и в процессе информационно-коммуникативного взаимодействия с участниками образовательных отношений и руководством ОО. И признаком этим является публично представленный уровень культуры социального диалога и культуры коммуникативного поведения образовательной организации.

изображение

изображение Иными словами, не только культура, но бескультурье как отсутствие или низкий уровень культуры руководства ОО, участников образовательных отношений в ОО и образовательной организации в целом становится достоянием публики, к которой обращена информация о деятельности, размещаемая на публичных информационных ресурсах ОО в сети Интернет.

Таким образом, только от образовательной организации зависит кем и каким культурным (и культурным ли?) образцом деятельности она предстает перед своей широкой публичной целевой аудиторией. Проявляет ли она себя как организация, для которой действительно ценным является социальный диалог с участниками образовательных отношений и отношений в сфере образования, или в ее деятельности социальный диалог — это только формальный лозунг?

Какие нормы и модели коммуникативного поведения демонстрирует образовательная организация, ее руководство и педагоги, представляя в публичном пространстве сети Интернет деятельность образовательной организации, свою профессиональную деятельность? Какова формально заявленная культура коммуникативного поведения в ОО, и как она реально проявлена во взаимодействии с целевой аудиторией сайтов, созданных в ОО?

изображение

Вот так, от негативного отношения и отрицания необходимости погружаться в изучение основ информационной культуры, мы перешли к практически значимым и нужным, касающимся каждой образовательной организации вопросам.

Так уж получается, что вне зависимости от того, насколько важными/или не важными в деятельности ОО являются вопросы культуры отношений, культуры социального диалога и культуры коммуникативного поведения, они в любом случае «выходят на поверхность» — в открытое пространство сети Интернет:

  • либо обнажая низкий уровень организационной культуры ОО и низкий уровень коммуникативной компетентности руководства и педагогов ОО;
  • либо, проявляясь в культурных образцах практики решения задач публичной информационной деятельности, публично демонстрируют успехи ОО в формировании и развитии информационной культуры образовательной организации.
изображение

Согласно поговорке «что посеешь, то и пожнешь»:

Какую культуру отношений, культуру социального диалога и культуру коммуникативного поведения «посеешь» в образовательной организации,
— те плоды культуры (или, наоборот, бескультурья) и проявишь публично, «всему свету» на широких просторах сети «Интернет»…

Более того, от того, какая культура отношений, культура социального диалога и культура коммуникативного поведения формируется в образовательной организации, будут зависеть и информационные отношения между участниками коммуникативного взаимодействия.

изображение

Что собой представляют информационные отношения как важнейшая составляющая информационной культуры? Как связаны между собой культура социального диалога, культура коммуникативного поведения и информационные отношения? И какие проблемы в нашей практике возникают, если мы не владеем этими знаниями? — эти вопросы мы будем обсуждать в следующей теме, продолжая погружение в изучение информационной культуры образовательной организации.

Источники

[1]. Асмолова (Плахова) Л. М. Информационная культура — это «информация» плюс «культура», или нечто большее? — URL: https://eduface.ru/consultation/infopolicy/informacionnaya_kul_tura_eto_informaciya_plyus_kul_tura_ili_nechto_bol_shee
[2]. Сырых В. М. Введение в теорию образовательного права / В. М. Сырых. — М.: Готика, 2002. — 400 с.
[3]. Рабинович П.Д., Заведенский К.Е., Кушнир М.Э., Храмов Ю.Е., Мелик-Парсаданов А. Р. Цифровая трансформация образования: от изменения средств к развитию деятельности. Информатика и образование. 2020;(5): 4–14. — URL: https://doi.org/10.32517/0234-0453-2020-35-5-4-14
[4]. Рабинович П. Д. Цифровая трансформация школы: пробы и ошибки. — URL: http://bgimc32.ru/wp-content/uploads/2020/04/prez-rabinovich.pdf
[5]. Карнаухов В. А. «Культура» в психологии: от объяснительного понятия к предмету исследования // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2008. № 2. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-v-psihologii-ot-obyasnitelnogo-ponyatiya-k-predmetu-issledovaniya
[6]. Асмолова (Плахова) Л. М. Если мы «зажигаем звезды» новой для ОО публичной информационной деятельности, значит, она нужна нам самим! — URL: https://eduface.ru/consultation/infopolicy/esli_my_zazhigaem_zvezdy_novoj_dlya_nas_publichnoj_informacionnoj_deyatel_nosti_znachit_ona_nuzhna_nam_samim
[7]. Асмолова (Плахова) Л. М. Многоплановая информационная политика ОО: а нужно ли образовательной организации столько направлений? — URL: https://eduface.ru/consultation/infopolicy/mnogoplanovaya_informacionnaya_politika_oo_a_nuzhno_li_obrazovatel_noj_organizacii_stol_ko_napravlenij
[8]. Курбатов В. И. Социальный диалог в гармонизации социальных отношений// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2012.№ 2. — URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnyy-dialog-v-garmonizatsii-sotsialnyh-otnosheniy
[9]. Зберовская Е. Л. Культура как система отношений // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 23. С.73–83. — URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kultura-kak-sistema-otnosheniy
[10]. Асмолова (Плахова) Л. М. Информационная политика образовательной организации направляет и ведет: куда? к чему? для достижения чего? — URL:https://eduface.ru/consultation/infopolicy/informacionnaya_politika_obrazovatel_noj_organizacii_napravlyaet_i_vedet_kuda_k_chemu_dlya_dostizheniya_chego
[11]. Попов В. Д. Культура управления в информационном обществе: Учебно-научное пособие / Попов Владимир Дмитриевич. — М.: 2012. -208 с., С. 111.
[12]. Марютина Т. М. Дифференциальная психология. В 2 ч. Часть 2: учебник для бакалавриата и магистратуры. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 271 с. — URL: https://studme.org/258106/psihologiya/kommunikativnoe_povedenie
[13]. Слепцова С. А. Система отношений «учитель-ученик» с позиции психологии коммуникативного поведения// Практика коммуникативного поведения в социально-гуманитарных исследованиях: материалы международной научно-практической конференции 5—6 декабря 2010 года. — Пенза -Ереван — Прага: ООО Научно-издательский центр «Социосфера»,2010. — 200 с., С. 54–59. — URL: http://sociosphera.com/files/conference/2010/k-8-12-10.pdf
[14]. Заставенко В. А. Коммуникативное поведение руководителя как фактор успешности его управленческой деятельности // Петербургский экономический журнал, № 4, 2013, С. 45–51. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnoe-povedenie-rukovoditelya-kak-faktor-uspeshnosti-ego-upravlencheskoy-deyatelnosti/viewer
[15]. Кравченко И. И. Публичность // Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. — URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/8955/ПУБЛИЧНОСТЬ
[16]. Публичный/Ефремова Т. Ф. Толковый словарь русского языка. — URL: https://www.efremova.info/word/publichno.html#.X1NuGaAueUk
[17]. Публично /Словарь русских синонимов. — URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_synonims/144802/публично

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

КомментарииКомментариев: 0