Приступаем к проектированию системы публичной информационной деятельности в образовательной организации
  • Завершаем этап решения «задачи на смысл»
  • Решение «задачи на смысл»: повторение пройденного
  • От смыслов предстоящей деятельности — к проектированию системы деятельности
  • С чего начинается проектирование системы публичной информационной деятельности в ОО?
  • Приступаем к определению состава элементов системы публичной информационной деятельности в ОО

Завершаем этап решения «задачи на смысл»

Подходит к завершению многотрудный этап решения «задачи на смысл» новой для всех наших образовательных организаций деятельности — публичной информационной деятельности в сети Интернет.

Безусловно, мы еще не единожды будем обращаться к сложным вопросам «Ради чего и ради кого?», «Для чего и для кого?», «Зачем и почему?», открывая в них более глубокие смыслы публичной информационной деятельности.

Но на данном этапе понимания и проектирования мы выполнили очень важную задачу, высветив и прояснив для себя общую смысловую направленность новой для всех нас деятельности, осуществлять которую нам предстоит в наших школах, детских садах, домах творчества и т. д.

изображение

И поэтому, давайте еще раз акцентируем внимание на том, что произнося слова «мы», «для нас», «нам», мы обращаемся к себе как субъектам деятельности, к действующим лицам разворачивающейся «картины» деятельности, к себе как авторам предстоящей нам деятельности, к нашей образовательной организации как коллективному субъекту деятельности.

изображение

Опасения в том, что поставленные смысловые вопросы могут так и остаться «повисшими в воздухе» и не дошедшими своими ответами до понимания и прояснения их в сознании руководителей, педагогов и других участников образовательных отношений в наших школах, детских садах, домах творчества, имеют основания.

Поэтому, если мы, руководители и педагоги, сами не считаем себя только исполнительским ресурсом заданных вышестоящей системой задач, а ощущаем себя субъектами, авторами деятельности, то именно мы ставим перед собой и ищем решения в «задачах на смысл» предстоящей и осуществляемой деятельности [1].

Ограничиваться решениями задач на смысл публичной информационной деятельности образовательных организаций в сети Интернет мы не можем, поскольку впереди у нас не менее важный этап, на котором нам предстоит определиться с целями нашей деятельности.

Выделенная в глаголе возвратная форма еще раз указывает к то, что цели предстоящей деятельности мы, ее авторы, тоже ставим сами и проясняем для себя целевые ориентиры, т. е. то чего именно мы в нашей образовательной организации намерены достичь, организуя нашу публичную информационную деятельность в сети Интернет.

изображение
изображение
изображение

Браво, коллеги, браво! Похвала звучит и в адрес руководителей и педагогов, для которых системно-деятельностный подход стал узнаваемой и понимаемой методологической основой деятельности. И похвалы заслуживают те наши коллеги, которые скептически относятся к простоте и упрощению использования этого подхода в практике проектирования деятельности.

изображение

Напомним себе известную фразу Альберта Эйнштейна:

Всё должно быть изложено так просто, как только возможно, но не проще! [2]

И наши коллеги правы в том, что практика применения системно-деятельностного подхода — это совсем не просто, несмотря на то, что мы стараемся изложить методологию доступным языком. В этом мы сможем убедиться, если объединим все наши итоги рассуждений, которые фиксировали в процессе решения задачи на смысл, и попытаемся «легко» перешагнуть на ступень вниз, решая задачу определения целевых ориентиров предстоящей деятельности.

Решение «задачи на смысл»: повторение пройденного

Итак, напомним себе «этапы большого пути» в решении задачи на смысл публичной информационной деятельности.

Рассматривая вопросы предназначения, мы определились с ответами на смысловые вопросы «Ради чего?» [3] и «Ради кого?» [4], «Для чего и для кого?» [5] осуществляется публичная информационная деятельность образовательных организаций в сети Интернет.

изображение

Публичная информационная деятельность в образовательной организации осуществляется:

  • ради обеспечения открытой информацией о деятельности ОО возрастающих социальных потребностей;
  • ради развития социального доверия к деятельности ОО;
  • ради всех, кто обладает потребностями в информации о деятельности ОО и на ее основе формирует общественное мнение о деятельности образовательной организации.

Публичная информационная деятельность в образовательной организации предназначена:

  • для информирования о деятельности ОО, направленного на формирование социального доверия;
  • для информирования широкого спектра целевой аудитории пользователей информации о деятельности образовательной организации.

Следующим этапом решения задачи на смысл стало наше обращение к потребностям самой образовательной организации в осуществлении публичной информационной деятельности.

Выстраивая пирамиду потребностей, мы отвечали себе на вопросы «Зачем?» нашей образовательной организации нужна эта новая для нас деятельность и «Почему?» эта деятельность важна и необходима для нашей ОО. И благодаря этому мы смогли выделить смыслообразующие мотивы нашей образовательной организации как коллективного субъекта деятельности [6].

изображение

Публичная информационная деятельность в нашей конкретной образовательной организации будет нами осуществляться:

  • ради достижения взаимопонимания между участниками образовательных отношений в нашей ОО;
  • ради формирования атмосферы доверия и уважения в нашей образовательной организации;
  • ради поддержки и включенности участников образовательных отношений в решение задач совместной деятельности в нашей ОО;
  • ради общественного и профессионального признания деятельности нашей образовательной организации.

И, главное, мы будем радеть за все это потому, что в этом нуждается сама наша образовательная организация и мы, участники=субъекты ее коллективной деятельности!

изображение

Отличный, правильный и своевременный вопрос! На самом деле, очень важно, что мы определились со смысловыми горизонтами предстоящей нам деятельности. Но для того, чтобы эти ясные смыслы мы не затуманили пустопорожними лозунгами, нам необходимо выстроить целевую перспективу нашей деятельности с пониманием ориентиров, в направлении которых мы начнем движение в осуществлении публичной информационной деятельности в нашей образовательной организации.

изображение

Очень важно, что наша коллега озвучила этот честный и откровенный вопрос, в котором мы обратим внимание на две важных позиции. И первая из них относится к некоторому формальному подтексту слов «общие фразы».

Давайте еще раз напомним слова А. Н. Леонтьева, которые мы, начав погружение в решение задачи на смысл новой для образовательных организаций публичной информационной деятельности, определили для себя как наказ:

изображение

Нужно освободиться от равнодушия значения, нужно пройти за него, и здесь, естественно, деятельность начинает приобретать характер борьбы, столкновения, разрушения одного, утверждения другого [7].

А. Н. Леонтьев

И если мы не «сумеем побороть равнодушие значений» [8] , и если слова о том, ради чего и ради кого осуществляется деятельность, так и останутся в нашем сознании формальной отпиской и набором бездушных, лишенных личностного смысла фраз, то вся последующая деятельность, которую мы конструируем в нашей образовательной организации, будет восприниматься нами, руководителями, а вслед за нами и нашими педагогами, как ненужный формальный труд, как бессмысленная и никому не нужная работа.

И если мы «сумеем побороть равнодушие значений», то от пронизанных ясным для нас смыслом того, ради чего и ради кого мы будем осуществлять публичную информационную деятельность в нашей ОО, мы осознанно переходим к следующему уровню проектирования деятельности.

Однако именно здесь и скрывается та самая преграда, которую озвучила наша коллега, говоря о непонимании того, как от сформулированных нами смыслов перейти к выстраиванию целевых ориентиров публичной информационной деятельности.

Поэтому, поблагодарив коллегу за очень своевременный вопрос, поставим его на нашей схеме, обозначив сложность перехода от мотивационно-смыслового к интенционально-целевому уровню проектирования деятельности.

изображение

И этот знак вопроса на переходе к целевому плану деятельности теперь будет стоять перед нами до тех пор, пока мы не осуществим следующие важные шаги в исследовании новой для всех наших ОО публичной информационной деятельности. Поэтому обозначим их как нашу ближайшую перспективу.

Итак, нам предстоит:

1) проектирование состава и структуры системы деятельности, в которой каждый элемент во взаимодействии с другими будет работать на цель публичной информационной деятельности ОО в сети Интернет;

2) изучение структуры спроектированной нами системы деятельности для того, чтобы понять, как она должна быть организована и как ей управлять так, чтобы публичная информационная деятельность наших образовательных организаций достигала поставленных целей ОО в тех областях задач, которые мы выделим в структуре.

От смыслов предстоящей деятельности — к проектированию системы деятельности

Прежде, чем мы приступим к проектированию состава и структуры системы публичной информационной деятельности ОО, нам необходимо вновь обратиться к методологическим основам системно-деятельностного подхода, напомнив себе о том, как связаны между собой его «системная» и «деятельностная» составляющие [9].

изображение

Изучая основы системно-деятельностного подхода, мы говорили о том, что именно деятельность выступает основанием системы. И вот теперь мы можем дополнить эту важную методологическую позицию теми ценностно-смысловыми ориентирами публичной информационной деятельности, которые будут лежать в основе проектируемой нами целеустремленной системы.

изображение

Обратим особое внимание на то, что целеустремленность системы, которую нам предстоит спроектировать, не возникает «ниоткуда», как это, к сожалению, часто бывает в нашей управленческой и педагогической практике. Цели системы «вытекают» именно из тех ценностно-смысловых оснований, которые мы, проектировщики предстоящей нам деятельности, определили, отвечая на сложные смысловые вопросы «Ради чего?», «Ради кого?», «Для чего?», «Для кого?», «Зачем?» и «Почему?».

изображение

Поэтому борясь с равнодушием значений в ответах на смысловые вопросы, мы тем самым, заведомо ограждаем себя от рисков проектирования формальной системы, в которой наличие элементов и поддержание связей между ними лишены всякого смысла, а реализуемая на практике такая «квази-» или «как бы» система работает, заставляя работать ее участников, но результатов, которые должны быть ориентированы на достижение цели, не достигает.

изображение

И чтобы избежать рисков проектирования системы ради системы, мы будем опираться на выделенные нами ценностно-смысловые ориентиры публичной информационной деятельности, которые мы сами определили в процессе решения задачи на смысл публичной информационной деятельности в образовательной организации.

изображение

С чего начинается проектирование системы публичной информационной деятельности в ОО?

Итак, перед нами стоит сложная задача проектирования целенаправленной системы публичной информационной деятельности образовательной организации в сети Интернет. С чего же мы начнем?

изображение
изображение
изображение
изображение

Спору нет, что для многих из нас очень трудными становятся именно первые шаги в проектировании системы новой деятельности. И поскольку мы в большинстве своем понимаем систему как совокупность взаимосвязанных элементов, то именно с них, как правило, и начинаем проектирование системы, обрекая себя на заведомую ошибку.

изображение

Ну, что ж, если коллеги уверены в том, что именно с определения состава элементов мы должны начать проектирование системы публичной информационной деятельности образовательной организации в сети Интернет, то давайте предпримем такую попытку.

изображение

Вот так, если мы имеем «приблизительное» представление о том, какие элементы должна включать в себя система, опираясь лишь на имеющийся у нас опыт деятельности, то создаем то, что никак не согласуется с ответами, которые мы посчитали важными в решении задачи на смысл публичной информационной деятельности в ОО.

Почему же так получилось? Что ограничивает нас в выборе «правильных» элементов «правильной» системы?
Таким ограничителем является отсутствие понимания целей системы, вытекающих из предназначения деятельности.

изображение

Система без цели — это «нечто» без «что»…

 

Поэтому во избежание подобных ошибок, мы обратимся теперь уже к методологии системного подхода, согласно которой мы учимся определять объект исследования как систему, а в нашем случае объектом является публичная информационная деятельность ОО.

изображение

Определить объект как систему — значит выделить то отношение, в котором он выступает как система. Однако чем задается данное отношение, в каком отношении явление выступит как система?
Как система объект выступает лишь относительно своей цели, той цели, которую он способен реализовать, достигнуть.

Цель обусловливает выбор системных свойств объекта. Цель как бы вычленяет, очерчивает в объекте систему, ибо в последнюю войдет из объекта только то, что определяет свойства, необходимые для достижения цели» [10].

В. Н. Протасов

изображение

И если цель «вычленяет, очерчивает в объекте систему», но наша задача, в первую очередь, и заключается в определении магистральной/ведущей целевой направленности системы публичной информационной деятельности в ОО, вытекающей из ее предназначения, т. е. того, для чего эта система создается.

изображениеСистема публичной информационной деятельности в образовательной организации будет целеориентирована на информирование, направленное на формирование социального доверия и общественного мнения о деятельности образовательной организации.

Это представление о цели системы, вытекающей из ее предназначения, теперь будет освещать нам путь, в процессе которого нам предстоит решение трудной задачи проектирования системы.

И начнем мы решение задачи проектирования системы публичной информационной деятельности в ОО с определения состава элементов, каждый из которых внесет свой вклад в достижение цели системы.

изображение

Приступаем к определению состава элементов системы публичной информационной деятельности в ОО

Итак, перед нами стоит сложная задача — «вычленить» в нашем объекте, который еще только должен стать системой, те самые «члены» этого системного организма, которые затем, взаимодействуя друг с другом, будут стремиться к достижению цели системы.

А дано нам в этой задаче только одно — цель, которую система будет достигать.

изображение
изображение
изображение

Спору нет, что сложность предстоящей задачи может испугать многих из наших коллег, и без того загруженных оперативными задачами управленческой и педагогической практики. Но все же, давайте напомним себе и о гордом имени субъекта, автора деятельности, к которому мы причисляем себя [9], и обо всех тех проблемах нерезультативности и неэффективности деятельности, с которыми мы уже столкнулись в нашей практике, будучи только исполнителями [11].

изображение

Спасение утопающих — дело рук самих утопающих.

И. Ильф, Е. Петров

Поэтому подбодрим себя известной фразой из «12 стульев», а главное, тем, что мы сами, будучи проектировщиками систем образовательной, педагогической и управленческой деятельности в наших ОО, сможем справиться с подобной задачей в новой для образовательных организаций деятельности.

И завершив на этом «мотивационную пятиминутку», приступим к решению поставленной задачи проектирования системы публичной информационной деятельности в ОО.

Итак, какие же элементы системы мы считает необходимым выделить, исходя из цели?

изображение
изображение
изображение

Отличный ход рассуждений! Безусловно, сайты образовательной организации, как то, посредством чего образовательная организация будет информировать о своей деятельности, должны быть включены в систему публичной информационной деятельности ОО.

изображение Но этот элемент не может стать для системы тем, что в теории называют системообразующим, т. е. элементом, «берущим на себя» образование системы, элементом, которому цель определяет быть «образователем системы».

И если целевой направленностью системы публичной информационной деятельности является информирование, корнем, «сердцевиной» смысла которого является информация, то именно ее мы вычленим как элемент, образующий систему.

изображение

Значение слова «информирование» — действие по значению глагола информировать [12].

Информировать — предоставить информацию, сообщить нужные сведения, дать информацию, снабдить сведениями, информацией, осведомить кого-либо о чём-либо. [13]

изображение

«Назначив» информацию о деятельности ОО системообразующим элементом, мы не просто возводим ее в ранг «царя горы». Информация в системе публичной информационной деятельности не должна «быть и царствовать», этот элемент в системе должен будет работать и «трудиться» для достижения целей информирования.

изображение Но в одиночку он этого сделать не сможет, иначе информация о деятельности ОО так и останется набором сведений, данных, источников, материалов и т. д., «запертых» внутри образовательной организации.

И потому в систему должны быть включены другие элементы, которые будут организовывать, создавать информирование, все вместе помогая информации как предмету информирования достигать целей информирования. Какие же это будут элементы?

изображение
изображение

Браво, молодцы! Безусловно, сайты образовательных организаций становятся тем самым элементом, посредством которого организуется информирование в системе публичной информационной деятельности. И поскольку мы говорим не только об официальном сайте, но и о других сайтах, то этот элемент в системе получает название «публичные информационные ресурсы ОО в сети Интернет».

изображение

Однако, для того, чтобы этот элемент работал в системе, необходимо определиться с тем, что объективно «заставляет» его не только работать, но и совершенствоваться, и развиваться, расширяя форматы присутствия образовательной организации в сети Интернет. Этот элемент будет выступать в роли причины, фактора, т. е. того, из-за чего мы представляем информацию о деятельности ОО в открытом доступе на наших сайтах.

изображение И таким движущим фактором является информационная открытость, которая выступает и как объективное условие, отражающее возрастающую социальную и профессиональную потребность в открытой информации о деятельности ОО, и как требование со стороны государства, определяющее набор обязательной информации об ОО, которая должна быть размещена на официальном сайте.

изображение

Таким образом, на данном этапе наших рассуждений мы представляем систему публичной информационной деятельности, в которой взаимосвязаны между собой выделенные нами элементы:

  • информация о деятельности образовательной организации как предмет информирования;
  • информационная открытость как условие, потребность и требование к открытой информации о деятельности ОО;
  • публичные информационные ресурсы образовательной организации в сети Интернет как средства, с помощью которых осуществляется информирование государства и общества (участников образовательных отношений и отношений в сфере образования, профессионального сообщества, и т. д.) о деятельности образовательной организации.
изображение
изображение

На самом деле, кого-то руководителей ОО и участников проектирования системы публичной информационной деятельности, вполне устраивает выделенный состав элементов, и они ограничатся такими необходимыми, с их точки зрения, элементами.

изображение

Состав — полная (необходимая и достаточная) совокупность элементов системы, взятая вне ее структуры, то есть набор элементов.

Структура — отношения между элементами в системе, необходимые и достаточные для того, чтобы система достигла цели.

В. Н. Протасов

Но, несмотря на определение необходимых элементов, остается открытым вопрос о том, достаточен ли такой состав для того, чтобы система публичной информационной деятельности смогла достигнуть своего целевого ориентира, и осуществлять информирование, размещая определенную информацию на различных сайтах ОО. Ведь цели системы указывают на информирование, которое будет направлено на формирование социального доверия и общественного мнения о деятельности образовательной организации.

Поэтому наш следующий разговор мы посвятим вопросам изучения варианта состава системы, который мы уже представили. И продолжив размышления о необходимом и достаточном составе системы публичной информационной деятельности, постараемся определить недостающие элементы.

Источники

[1]. Асмолова (Плахова) Л. М. Субъекты публичной информационной деятельности ОО: «ЗАЧЕМщики» и «ПОЧЕМУчки». — URL: https://eduface.ru/consultation/infopolicy/subekty_publichnoj_informacionnoj_deyatel_nosti_oo_zachemwiki_i_pochemuchki
[2]. Большая книга афоризмов (изд. 9-е, исправленное) / составитель К. В. Душенко — М.: изд-во «Эксмо», 2008.
[3]. Асмолова (Плахова) Л. М. Приступаем к решению «задач на смысл» публичной информационной деятельности образовательных организаций.- URL: https://eduface.ru/consultation/infopolicy/pristupaem_k_resheniyu_zadach_na_smysl_publichnoj_informacionnoj_deyatel_nosti_obrazovatel_nyh_organizacij
[4]. Асмолова (Плахова) Л. М. Кто она, наша публика, ради которой осуществляется публичная информационная деятельность ОО? — URL: https://eduface.ru/consultation/infopolicy/kto_ona_nasha_publika_radi_kotoroj_osuwestvlyaetsya_publichnaya_informacionnaya_deyatel_nost__oo
[5]. Асмолова (Плахова) Л. М. Приступаем к сложному вопросу о целевой аудитории публичных информационных ресурсов ОО- URL: https://eduface.ru/consultation/infopolicy/pristupaem_k_slozhnomu_voprosu_o_celevoj_auditorii_publichnyh_informacionnyh_resursov_oo
[6]. Асмолова (Плахова) Л. М. Если мы «зажигаем звезды» новой для нас публичной информационной деятельности, значит, она нужна нам самим! — URL: https://eduface.ru/consultation/infopolicy/esli_my_zazhigaem_zvezdy_novoj_dlya_nas_publichnoj_informacionnoj_deyatel_nosti_znachit_ona_nuzhna_nam_samim
[7]. Леонтьев А. Н. Некоторые проблемы психологии искусства// Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т. 2.-М.: Педагогика,1983, -390 с., С.237.
[8]. Асмолов А. Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. — М.: Смысл, 2002. -480 с., С. 304.
[9]. Асмолова (Плахова) Л. М. Наши знания о системно-деятельностном подходе: разбираемся в том, что раньше не выучили…- URL: https://eduface.ru/consultation/infopolicy/nashi_znaniya_o_sistemno-deyatel_nostnom_podhode_razbiraemsya_v_tom_chto_ran_she_ne_vyuchili
[10]. Протасов В. Н. Правоотношение как система. — М.: Юридическая литература, 1991. — 143 с., С. 17, 18.
[11]. Асмолова Л.М., Овчинникова Н. В. Об информационной политике образовательной организации. — URL: https://eduface.ru/about/policy
[12]. Информирование// Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. — URL: http://feb-web.ru/feb/mas/mas-abc/09/ma167435.htm?cmd=0&istext=1
[13]. Стернин И. А. Информация на сайте: доступ к информации или информирование граждан? [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://sterninia.ru/index.php/publitsistika/item/351-informatsiya-na-sajte-dostup-k-informatsii-ili-informirovanie-grazhdan

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

КомментарииКомментариев: 0