Приступаем к решению «задач на смысл» публичной информационной деятельности образовательных организаций
  • О решении задачи информационной открытости через призму администрирования и менеджмента
  • «Откуда есмь пошла» задача информационной открытости?
  • Начинаем погружение в глубины смыслов публичной информационной деятельности ОО
  • Ищем смысл публичной информационной деятельности ОО, отвечая на вопрос: Ради чего?
  • От назначения — к предназначению публичной информационной деятельности образовательных организаций
  • Остановимся на подступах к вопросу «Ради кого?»

О решении задачи информационной открытости через призму администрирования и менеджмента

Мы начнем наш разговор с уже привычной в практике действий задачи, которую со вступления в силу в конце 2010 года Закона об образовании в РФ, решают все образовательные организации страны. Речь идет о задаче информационной открытости.

Закон есть закон, поэтому все мы, руководители ОО, обязаны его выполнять, никоим образом не подвергая сомнению необходимость его исполнения, для чего мы и осуществляем различные действия.

Так уж заведено в нашей управленческой практике, что действуем мы по закону функции, любимым «детищем» которой является приказ.

изображение

Напомним себе слова народной мудрости:

Приказано — выполнять!
Приказ не обсуждается, а выполняется!
Где приказ, там и глаз.

По закону функции в прямую логику приказа от его получения до исполнения никак нельзя вставить обсуждения, размышления и прочие другие «излишества».

Поэтому получив «приказ» вышестоящей системы, согласно которому образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы и обеспечивают открытость и доступность информации, все руководители «взяли под козырек» и приступили к исполнению.

изображение

Но «по законам» функции действуют не все управление, а только одна из его составляющих — администрирование. Другая же, которая называется менеджмент, живет «по законам» деятельности.

На страницах раздела консультаций «Управление и менеджмент» на нашем портале [1] мы только начинаем погружение в тайны менеджмента, но это не мешает нам, руководителям ОО применить уже имеющиеся знания к решению задачи информационной открытости образовательных организаций, чтобы понять принципиальное различие между тем, как действует администрирование, и какой путь решения выбирает менеджмент.

изображение
изображение
изображение
изображение

Да, среди наших коллег бытуют принципиально разные мнения о путях решения задачи информационной открытости, среди которых очень сильны позиции «сделать то, что требуется сверху, и „отмучиться“». Но есть среди нас и те, кого эта задача «берет за живое», и они через размышления и обдумывания стараются, говоря словами Г. П. Щедровицкого, уяснить этот вопрос самому себе, и следуют «формуле» Б. Л. Пастернака: «Во всем мне хочется дойти до самой сути».

И если мы хотим стать руководителями, создающими в мире управления образовательной организации менеджмент, который согласно П. Друкеру, «касается человека и только человека», и ставим перед собой задачи «обеспечить совместную и эффективную работу людей, давая им возможность реализовать в максимальной степени свои сильные стороны» [2], то значит, нам не обойтись без знания «законов» деятельности. Руководствуясь ими, мы начнем понимать, откуда, почему и зачем к нам в образовательные организации «пришла» задача информационной открытости.

«Откуда есмь пошла» задача информационной открытости?

Итак, давайте разбираться в истоках задачи, над ресурсными и технологическими решениями которой вот уже почти 10 лет работают руководители образовательных организаций.

изображение

Но поведем мы речь не об административных источниках, установивших новую функцию в работе ОО, а именно об истоках деятельности. И для этого воспользуемся уже известной нам схемой структуры деятельности, в которой мы выделили область задачи, и которая, согласно определению, определяет цель и условия, и требует отбора конкретных действий и способов ее решения [3].

изображение

А вот теперь на основе этой схемы представим задачу информационной открытости, выделив в ней область постановки и связанную с ней область решения задачи.

изображение

Вот и получается, что «источником» появления задачи является смысл, который придает осознанность постановки целей в предстоящей деятельности. А без открытия и обретения этого смысла, а значит, и без четкого осознания поставленных целей, субъекты деятельности становятся только исполнителями требуемых от них действий.

И в этом случае в нашей практике мы наблюдаем вот такое положение дел с решением задачи информационной открытости.

изображение

И раз уж многими руководителями ОО отвергаются «сложности и заумности» теории, то давайте, как минимум, обратим их внимание на то, что в практике образовательных организаций возникает вот такой «управленческий парадокс»: мы решаем… не поставленные задачи!

изображение

изображение Безусловно, в решении задачи информационной открытости руководители прилагают все усилия. Однако к продуманности постановки задачи и вытекающих из нее решений возникает много вопросов:
Поставлена ли руководителями эта задача как значимая для самой образовательной организации?

Включает ли задача информационной открытости четко определенные цели достижения? Понимаются ли, и осознаются ли эти цели педагогическими работниками как общая цель их совместной деятельности?
Мотивированы ли работники на решение задач информационной открытости? Осознают ли они значимость достижения этих целей для образовательной организации, в которой работают?
Готовы ли педагогические работники к осуществлению целенаправленных действий? Будут ли эти действия осознанными? Будут ли эти действия компетентными?

Ну, и, наконец, «под занавес» поставим перед собой, руководителями ОО, вот такие вопросы «на засыпку»:

А является ли задача информационной открытости осознаваемой вами, руководителями ОО, как важная и необходимая для вашей образовательной организации? Ради кого и ради чего вы намерены ее решать? Что движет вами?

Можете ли вы себе «как на духу», ответить: Зачем Вам, руководителю, несмотря на сонм других немаловажных задач, дел и проблем управления, нужно и необходимо решать задачи информационной открытости вверенной вам в управление образовательной организации?

изображение

Поначалу может показаться, что и в самом деле, нет никакого толку задаваться такими вопросами, и уж тем более, отвечать на них. Но это только поначалу.

Давайте же наберемся отваги и смелости, и… встанем над задачей! И для этого оторвем свои взгляды от того, что нам еще предстоит поставить и решать, и обратим свой взор к смысловому горизонту — туда, где начинаются истоки задачи, и откуда она «пришла» к нам в образовательные организации.

изображение
изображение
изображение

Помните, мы уже говорили о том, что А. Н. Леонтьев называл решение задачи на смысл, на открытие смысла труднейшей. И трудность эта заключается не только в том, что ответы на поставленные смысловые вопросы надо, обозначив их суть, сформулировать.

изображение

Вопрос не только о том, что формулировать, но и как в этих оформленных в речи фразах и предложениях передать другим смысл как значимость и ценность сказанного. А для этого нам, руководителям предстоит побороть равнодушие, которое порой сквозит в наших внешне правильных словах…

изображение

Подобная картина «правильных слов при нулевом эффекте воздействия» имеет место практически в каждой образовательной организации, в которой сталкиваются с немотивированностью работников. Поэтому давайте с административных позиций (а администрирование, как нам уже известно, «любит» призывы и приказы) перейдем в область менеджмента.

Для действующего по «законам» деятельности менеджмента, субъект будет мотивирован к осуществлению деятельности, если он видит в ней смысл, если эта деятельность является значимой для субъекта и наполненной личностным смыслом.

изображение

Для того, чтобы ответить на вопрос, как мотив представлен в сознании, необходимо рассмотреть другую сторону движения значений. Эта другая сторона состоит в той особой их субъективности, которая выражается в приобретаемой ими пристрастности.

изображение Само по себе значение есть вещь, глубоко человеку безразличная будь то стол, стул, абстракции — «N-мерное пространство» или счастье, благо, беда. Чтобы не быть равнодушным, сознаваемое объективное значение должно превратиться в значение для субъекта, приобрести личностный смысл….

Одно и то же значение понимается по-разному потому, что оно включено в разные отношения. Следовательно, различаются «значение-в-себе» <…> и «значение-для-меня». «Значение-для-меня», которое я назвал смыслом, а потом ограничил это «личностным смыслом» — третья образующая сознания. [4]

А. Н. Леонтьев

И для нас руководителей ОО становится важным, чтобы наши коллеги из безразличных и равнодушных к решению задачи исполнителей через проникновение в смыслы предстоящей деятельности и обретение личностного смысла становились мотивированными субъектами своей, важной и нужной им деятельности.

изображение
изображение

… основная особенность и состоит в том, чтобы, по выражению А. Н. Леонтьева, суметь побороть равнодушие значений и передать личностные смыслы [5].

А. Г. Асмолов

 

Поэтому, нам руководителям, предстоит побороть равнодушие значений, прежде всего, для нас самих и решать каждому для себя свою трудную и сложную задачу на смысл.

И это будет непростое испытание для нас, состоявшихся профессионалов, поскольку в процессе решения этой задачи мы сами будем сталкиваться, а точнее, сталкивать себя с внутренней потребностью разрушения наших привычных установок, которыми мы руководствовались ранее.

изображение

Нужно освободиться от равнодушия значения, нужно пройти за него, и здесь, естественно, деятельность начинает приобретать характер борьбы, столкновения, разрушения одного, утверждения другого [6].

А. Н. Леонтьев

И эти поиски смыслов приведут нас от первоначально поставленной для всех образовательных организаций задачи информационной открытости — к открытию и прояснению лично для себя смыслов публичной информационной деятельности в конкретной школе (детском саду, доме творчества и т. д.), которой вы руководите.

И чем глубже мы начнем проникать в смысл этой новой для образовательной организации деятельности, тем более ясными для нас будут становиться глубинные, ранее неведанные нам смыслы, которые, в свою очередь, станут для нас ориентирами в постановке новых целей и новых задач и, возможно, будут менять наши уже сложившиеся стереотипы в работе с публичными информационными ресурсами ОО.

Начинаем погружение в глубины смыслов публичной информационной деятельности ОО

Итак, перед нами, руководителями ОО, стоит сложная задача на открытие смысла предстоящей публичной информационной деятельности образовательной организации.

При этом нужность для себя этих «уроков по смыслообразованию» предстоящей деятельности ОО каждый руководитель будет определять сам, принуждать мы никого не станем, и двери в мир познания смыслов деятельности ОО всегда будут открыты для всех.

изображение

И первым вопросом, предстоящим нам к размышлению и обдумыванию, становится вопрос «Ради чего?». Именно так: Ради чего образовательная организация берется за осуществление публичной информационной деятельности?

изображение

Да, говоря ранее о предназначении публичной информационной деятельности, мы определяли его как информирование [7].

Предназначение — это многозначное слово. Ранее мы ставили к нему вопрос «Для чего?», и искали ответ в том, каково назначение, какую функцию, роль выполняет наш объект. В этом случае вопрос и ответ звучали так: — Для чего осуществляется публичная информационная деятельность ОО? — Для информирования.

изображение

А теперь вопрос о предназначении мы ставим по-другому: Ради чего? Какой смысл обретает? Какое значение имеет? В чем заключается суть, сущность публичной информационной деятельности ОО?

Ищем смысл публичной информационной деятельности ОО, отвечая на вопрос: Ради чего?

И для того, чтобы разобраться в этом сложном вопросе, давайте «отмотаем время назад» и посмотрим на ту историческую картину, в которой мы совсем недавно жили, когда привычной формой организации информации о деятельности ОО была ее закрытость внутри самой образовательной организации и внутри системы управления образования.

На рубеже веков ситуация резко изменилась, и нам, руководителям ОО, предстояло стать не только свидетелями изменения внешних условий деятельности ОО, но и участниками, и организаторами жизни и уклада образовательных организаций в новых условиях информационной открытости.

Мы сейчас много говорим о том, что XXI век — это век информационных технологий, и порой не задумываемся о том, что мы живем в уникальное время, когда потребность людей в информации, которая была и прежде, в наше время словно выплеснулась мощным социальным потоком во все сферы нашей жизни.

изображение

И именно в ответ на возрастающие социальные потребности в открытой информации о своей деятельности образовательные организации осуществили этот прорыв из того состояния, которое ранее, по сути, мы можем назвать закрытой информационной системой, к тому, чтобы открыть доступ к информации о своей деятельности всем, у кого есть в этом потребность.

изображение

Таким образом, в решении задачи на смысл мы вышли на очень важное для нас, руководителей ОО, понимание того, ради чего осуществляется публичная информационная деятельность ОО: ради обеспечения возрастающих социальных потребностей в информации о деятельности образовательных организаций.

изображение
изображение

Вот мы и получаем первый «смысловой отклик», который заставляет нас серьезно задуматься над тем, ради чего мы создаем разнообразные сайты ОО, являющиеся ресурсами, с помощью которых мы реализуем выявленную нами смысловую направленность публичной информационной деятельности наших образовательных организаций.

Всегда ли мы осознаем, что наши сайты должны становиться средствами реализации потребностей людей в информации, а не имитировать бурную деятельность по созданию сайтов ради сайтов, ради их наличия в Интернете?

изображение

Но для того, чтобы публичная информационная деятельность наших образовательных организаций была смыслосообразной и отвечала возрастающим социальным информационным потребностям, нам, руководителям, предстоит от ответа на вопрос «Ради чего?» перейти к следующему вопросу «Ради кого?» мы осуществляем эту деятельность.

изображение

Серьезный и глубокий вопрос задают наши неравнодушные коллеги! И в поисках ответа на него придется вновь вернуться к вопросу о предназначении публичной информационной деятельности наших образовательных организаций.

От назначения — к предназначению публичной информационной деятельности образовательных организаций

Ранее мы выяснили, что ответы на вопросы «Ради чего?» и «Для чего?» открывают перед нами разные смыслы деятельности. И если в ответе на вопрос «Ради чего?» для нас в ОО значимым становится обеспечение, реализация, удовлетворение социальных информационных потребностей, то ответ на вопрос «Для чего?» продолжает нести этот важный смысл информирования.

изображение

При этом если смысл в ответе на первый вопрос утрачивается, или продолжает быть для нас, руководителей ОО неясным, то в нашей практике складывается вот такая достаточно распространенная мотивационная картина, в которой от предназначения деятельности остается только назначение — «информировать о деятельности ОО» как функция, требующая исполнения.

изображение

Продолжая такую последовательность вопросов, ответ «Для кого осуществляется информирование?» будет напрашиваться сам собой…

изображение
изображение
изображение
изображение

Да, многим руководителям порой кажется, что иначе и быть не может, поэтому так сильны наши ментальные установки на исполнение требований вышестоящей системы управления. И для того, чтобы изменить эту мотивационную картину нашего управленческого сознания, давайте зададим себе вопрос «не бровь, а в глаз».

изображение И вопрос этот такой: Почему для нас, руководителей, требования, исходящие от вышестоящей системы, важнее,

— чем потребности людей, приводящих (или желающих привести) к нам в ОО своих детей и нуждающихся в информации деятельности нашей ОО и других образовательных организаций?
— чем потребности педагогов, которые обучают и воспитывают детей и нуждаются в информации не только о деятельности ОО, в которой работают, но и о деятельности других ОО, где их коллеги решают такие же сложные профессиональные задачи?
— чем наши потребности руководителей ОО и их заместителей, управленческая деятельность которых напрямую связана с информацией об управляемом объекте? Ведь мы тоже хотим знать, как теперь нам работать с открытой информацией о деятельности нашей школы (детского сада, дома творчества и т. д.), и видеть, как это делают наши коллеги по управленческому цеху…

Так почему же требования к информированию о деятельности ОО, исходящие из вышестоящей системы управления, мы считаем для себя обязательными и непреложными к исполнению, а социальные и профессиональные информационные потребности участников образовательных отношений чем-то факультативным, не обязательным и не требующим нашего усиленного управленческого внимания?

изображение
изображение
изображение

Мудрые слова мудрого руководителя, для которого ценным и значимым фактором в деятельности образовательной организации являются возрастающие социальные информационные потребности. И при этом не менее важно, что такие руководители осознают возможные риски недоверия общества и профессионального сообщества к возглавляемым ими образовательным организациям, если не уделять должного внимания социальным и профессиональным потребностям в открытой информации о деятельности ОО.

изображение

О таких рисках недоверия предупреждает руководителей И. М. Дзялошинский, известный специалист в области исследования массовых информационных процессов.

изображение

Отсутствие доверия объясняется информационной закрытостью…. В самом деле, можно ли доверять человеку или структуре, если о них мало что известно и налицо явное сокрытие информации о собственной деятельности? … Если… вести себя открыто и естественно, то постепенно в информационной среде и в обществе в целом начнет выстраиваться вектор доверия. …. Доверие в свою очередь стимулирует поддержку. А поддержка населения уже стимулирует его участие как в различного рода инициативах, так и в развитии самого бизнеса. [8]

И. М. Дзялошинский

Таким образом, в наших рассуждениях о том, ради чего образовательные организации берутся за осуществление публичной информационной деятельности, возникает необходимость включения в смысловое поле еще одной важной составляющей. Поэтому наряду со значимостью обеспечения, реализации, удовлетворения социальных информационных потребностей мы выделим такой важный смысловой ориентир как социальное доверие к деятельности образовательных организаций.

изображение
изображение

Черпаем смыслы в пословицах:

Доверие народа дороже золота.

Когда доверья нет, и почестей не надо.

Вот так, распознавая ранее скрытые от нас смыслы, ради которых осуществляется публичная информационная деятельность ОО, в ответе на следующий смысловой вопрос «Для чего?» мы определяем общую смысловую направленность деятельности, для которой смысловым ориентиром=вектором становится именно доверие.

В переводе с латинского вектор означает несущий [9]. А это значит, что мы близки к распознанию уникального предназначения публичной информационной деятельности ОО, — деятельности, «несущей» доверие и формирующей условия, при которых через информирование о деятельности ОО порождается, укрепляется и развивается социальное доверие к образовательной организации.

Остановимся на подступах к вопросу «Ради кого?»

В процессе поисков ответов на вопросы «Ради чего? и «Для чего?» мы обретаем определенную ясность и представление о смысловых ориентирах публичной информационной деятельности и готовы приступить к не менее трудным поискам ответов на вопрос «Ради кого?» образовательные организации намерены осуществлять эту деятельность.

изображение
изображение
изображение

На первый взгляд, возможно, нашим коллегам эта область смысловых вопросов покажется «легкой», поскольку, мы, овладев законодательной терминологией (ФЗ-273 «Об образовании в РФ ст. 2, пп. 31,32»), в своем профессиональном лексиконе уже привычно используем выражение «участники образовательных отношений и отношений в сфере образования».

Но, несмотря на это, мы остановим себя в нашей попытке с легкостью преодолеть смысловой барьер поставленного вопроса. И сделаем мы это для того, чтобы в следующий раз, помня слова А. Н. Леонтьева, стремиться к освобождению от равнодушия значения.

Источники

[1]. Управление и менеджмент. — URL: https://eduface.ru/consultation/management
[2]. Друкер Питер Ф. Энциклопедия менеджмента. — М.: Издат. дом «Вильямс», 2004 — 432 с., С. 28
[3]. Асмолова (Плахова) Л. М. Наши знания о системно-деятельностном подходе: разбираемся в том, что раньше не выучили…- URL: https://eduface.ru/consultation/infopolicy/nashi_znaniya_o_sistemno-deyatel_nostnom_podhode_razbiraemsya_v_tom_chto_ran_she_ne_vyuchili
[4]. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие для вузов по спец. «Психология»/ Под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. — М.: Смысл, 2000. — 509 с., С. 103.
[5]. Асмолов А. Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. — М.: Смысл, 2002. -480 с., С. 304.
[6]. Леонтьев А. Н. Некоторые проблемы психологии искусства// Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т. 2.-М.: Педагогика,1983, -390 с., С.237.
[7]. Асмолова (Плахова) Л.М. «Как вы лодку назовете, так она и поплывет»: определяем название объекта изучения, он же объект нашего управления. — URL: https://eduface.ru/consultation/infopolicy/kak_vy_lodku_nazovete_tak_ona_i_poplyvet_opredelyaem_nazvanie_obekta_izucheniya_on_zhe_obekt_nashego_upravleniya
[8]. Дзялошинский И. М. Без информационной открытости доверия к бизнесу не будет. — URL: http://www.bossmag.ru/archiv/2002/boss-11-2002-g/bez-informatsionnoy-otkryitosti-doveriya-k-biznesu-ne-budet.html
[9]. Вектор / Современная энциклопедия. 2000. https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/10478/ВЕКТОР

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0